"Методическая разработка урока математики в 3 классе с учетом требований ФГОС НОО "
Автор: Скрыпник Инна Владимировна Должность: учитель Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №132 с углубленным изучением иностранных языков" Населённый пункт: г.Казань Наименование материала: разработка урока математики в 3 классе Тема: "Методическая разработка урока математики в 3 классе с учетом требований ФГОС НОО " Раздел: начальное образование
ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников образования
Проект
«Методическая разработка урока математики в 3 классе
с учетом требований ФГОС НОО »
Участники рабочей группы:
Скрытник И.В., учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 132» г. Казани,
Научный руководитель
Замалетдинова Зальфира Исхаковна,
старший преподаватель
отделения дошкольного и начального образования ПМЦПК и ППРО КФУ
Проектная работа допущена к защите
Дата
Казань – 2014
Цель проекта : разработать технологическую карту урока математики в 3 классе
с учетом требований ФГОС НОО.
Задачи проекта :
Изучить требования ФГОС НОО к разработке методических материалов к уроку.
Определить содержание технологической карты к уроку математики по заданной
структуре в рамках УМК.
Разработать дидактические и диагностические материалы к уроку.
Данная методическая разработка содержит технологическую карту урока
математики
в
3
классе
и
адресована
учителям
начальных
классов.
2
Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО по
учебно-методическому
комплекту
«Перспектива».
Автором
учебника
является
Л.Г.Петерсон.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
ставит
перед
начальным
образованием
новые
цели
и
выдвигает
новые
требования
к
результатам освоения основной образовательной программы. Теперь в начальной
школе у обучающихся должны быть сформированы основы умения учиться и
способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять
цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность,
осуществлять
ее
контроль
и
оценку,
взаимодействовать
с
педагогом
и
сверстниками в учебном процессе.
В связи с этим возникает вопрос пересмотра содержания, структуры и
методики
преподавания
учебных
предметов.
Перед
учителями
встает
задача
разработки
современных
уроков,
соответствующих
требованиям
ФГОС
НОО.
Учитывая трудоемкость этой работы, решение данной задачи затрудненно. На
данный момент разработано мало уроков с использованием технологических карт.
Именно поэтому и выбрана тема проекта
«Методическая разработка урока
математики в 3 классе учетом требований ФГОС НОО »
Тема урока
Умножение на двузначное число.
Тип урока
Освоения новых знаний.
Цель урока
Создать условия для формирования умения и навыки умножения на
3
двузначное
число,
применять
полученные
знания
при
решении
задачи.
Задачи урока
Вывести прием письменного умножения на двузначное число;
зафиксировать
новый
способ
в
словесной
форме,
составить
алгоритм нахождения произведения;
развивать
коммуникативные
навыки,
умения
самостоятельно
оценивать результат своих действий, контролировать самого себя,
находить и исправлять ошибки.
Планируемые результаты
Предметные: знать алгоритм умножения на двузначное число; уметь
решать примеры данного вида; применять полученные знания при
решении задач.
Л и ч н о с т н ы е :
р а з в и т и е
н а в ы к о в
с а м о о п р е д е л е н и я ,
смыслообразования.
Метапредметные: принимать и сохранять цель и учебную задачу;
высказывать свое предположение относительно способов решения
учебной задачи; проговаривать последовательность производимых
действий,
составляющих
основу
осваиваемой
деятельности,
опираясь
на
алгоритм;
оценивать
совместно
с
учителем
или
однок лассниками
ре зульт ат
своих
дейст в ий,
в н о с и т ь
соответствующие коррективы.
Учебно-методическое и
материально-техническое
обеспечение
Мультимедийный
проектор,
демонстрационные
таблицы,
схемы
алгоритма, планшеты для обратной связи, карточки с примерами,
сигналы для оценки деятельности.
Структура урока
1.Мотивация к учебной деятельности.
2.Актуализация знаний.
3. Постановка проблемы и определение цели урока.
4.Открытие нового знания.
5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
7. Включение в систему знаний и повторение.
8.Итог урока. Рефлексия деятельности.
4
Этапы урока
Ресурсы
Деятельность учащихся
Форма
организации
УД
Содержание учебного материала
Формируемые
УУД
I. Мотивация
к
у ч е б н о й
деятельности
Тетрадь
Проверяют
готовность
к
уроку.
Фронтальная
работа
Математическая разминка.
-Сколько дней в 21неделе?
-Сколько углов у 16 квадратов?
-Сколько месяцев между сентябрем и январем?
-Сколько ушей у двадцати пяти мышей?
-Чему
мы
учились
на
последних
уроках
математики?
-Каким надо быть, чтобы все понять и ничего не
упустить?
Вывод : внимание - наш главный помощник.
Личностные,
регулятивные,
коммуникативные
II.
Актуализа
ция знаний
Планшет
для
обратной
связи.
З а п и с ы в а ю т
о т в е т ы ,
проверяют с образцом на
д о с к е .
В с п о м и н а ю т
математическую
терминологию.
А н а л и з и р у ю т
и
исправляют ошибки.
П о в т о р я ю т
т а б л и ц у
умножения.
Индивидуальная
работа
Фронтальная
работа
1.Математический диктант.
Запишите только ответы.
-Первый
множитель
15,
второй
5.
Найдите
произведение.
-Увеличьте 20 в 10 раз.
-Найдите произведение чисел 30 и 4.
-Какое
число
надо
умножить
на
40,
чтобы
получить 320?
-Уменьшите 540 в 60 раз.
- Частное чисел 126 и 6 увеличить в 4 раза.
(75, 200, 120, 8, 9, 96)
Познавательные,
регулятивные
-На какие группы можем разбить числа?
Вывод :
данные
числа
можно
разбить
на
«круглые»
и
составные,
однозначные
и
двузначные.
2.Разложите
двузначные
числа
на
суммы
разрядных слагаемых.
Вывод:
число
можно
представить
в
виде
суммы двух разрядных слагаемых.
III.
Постановка
проблемы
и
определение
цели урока.
Доска
Находят
разные способы
в ы ч и с л е н и й
и
прогнозируют результат.
Формулируют тему урока.
Работа в парах.
Найдите значение выражения 21 ∙ 56.
-Запишите ответ.
-Какой результат у вас получился?
-Все смогли выполнить действие?
-Какой возникает вопрос?
-Какую цель поставим перед собой на уроке?
Вывод:
мы
должны
найти
способ
решения
примеров нового вида.
-Какие будут предложения? Как найти значения
данных выражений?
(Рассматриваются варианты.)
Регулятивные,
познавательные
IV.
Доска,
Исследуют
с и туа ц и ю ,
Фронтальная
Прочитайте и объясните записи.
Познавательные
Открытие
нового
знания
демонстра
ционные
таблицы.
иллюстрирующую
арифметическое
действие
и ход его выполнения.
Принимают
участие
в
« о т к р ы т и и »
и
формулировании
нового
умения.
Используют
математическую
терминологию при записи
и
в ы п о л н е н и и
арифметических действий.
Со ставляют
а л го р и т м
умножения на двузначное
число.
работа.
21 ∙ 56
/ \
50 6
21 ∙ (50 + 6) = 21 ∙ 50 + 21 ∙ 6 = 1176
-Как нашли произведение чисел 21 и 56?
-Какой новый способ выполнения письменных
вычислений открыли?
-Какой
план
действий
(алгоритм)
нахождения
произведения можем составить?
1. Запишем пример столбиком .
2. Подпишем
числа
друг
под
другом
так,
чтобы
единицы
были
под
единицами,
десятки под десятками и т. д.
3Найдем неполные произведения .
4. Полученные произведения сложим.
В записи суммы число десятков сдвигается на
один разряд влево.
-Откройте учебник на странице 25. Сравните
наш алгоритм с алгоритмом в учебнике.
Вывод :
составили
алгоритм
умножения
примеров нового вида.
коммуникативные
V. Первичное
Доска
Пошагово
контролируют
Фронтальная
Запись примеров у доски с комментированием
Коммуникатив
закрепление.
правильность
и
полноту
выполнения
алгоритма
арифметических действий.
работа.
Стр.26,№5(а)
36 ∙ 79; 897 ∙ 24; 708 ∙ 75
Вывод : для нахождения результата умножения
на двузначное число использую алгоритм.
ные, познаватель
ные
VI.
Самостоятел
ьная работа
Индиви
дуальные
карточки
Н а х о д я т
з н а ч е н и е
выражений
и
выполняют
в з а и м о п р о в е р к у
п о
эталону.
Самостоятель
ная работа.
Выполните с объяснением и проверкой
Работайте по образцу.
92 ∙ 89 906 ∙ 15
138 ∙ 56 2384 ∙ 47
Взаимопроверка по эталону.
-Кто ошибся? В каком месте допустили ошибку?
Вывод :
нужно
еще
потренироваться
или
выполнил задание без ошибок.
Регулятивные
личностные
VIII.
Включение
в
систему
з н а н и й
и
повторение
Проектор.
А н а л и з и ру ю т
т е к с т ы
задач.
Составляют
план
р е ш е н и я
з а д а ч
п о
действиям.
Н аходят
и
в ы б и р а ю т
способ решения текстовой
задачи.
Объясняют
ход
р е ш е н и я
з а д а ч и .
Записывают решение.
О б н а р у ж и в а ю т
и
у с т р а н я ю т
о ш и б к и
л о г и ч е с к о г о
и
арифметического
Фронтальная
работа.
Индивидуальная
работа
Решение задачи.
-Когда
еще
могут
пригодиться
полученные
знания?
-Решим задачи
В строке 56 печатных знаков, а на странице -
36 строк. Сколько печатных знаков уместится
на 64 страницах?
Поезд шёл 18 часов со скоростью 76 км/ч и
16 часов со скоростью 72км/ч. Какое расстояние
прошёл поезд за это время?
Анализ задач и составление плана решения.
- Решите одну из задач.
(Для
учащихся,
которые
з ат руд ня ют с я
Познавательные
коммун -икативн
ые
характера.
выполнить решение полностью самостоятельно,
дается памятка-опора.)
-Проверьте свое решение.
-Кто ошибся в порядке действий? Кто допустил
ошибки в вычислениях?
-Исправьте ошибки.
-Кто выполнил без ошибок? Молодцы!
Вывод : новый способ умножения использовался
при выполнении вычислений в задаче.
IX.
И т о г
урока.
Рефлексия
деятельности
Проектор.
Осознанно
воспроизводят
составленный
алгоритм.
Оценивают
свой
вклад
в
решение общих задач.
Учатся быть толерантным
к
ч уж и м
о ш и б ка м
и
другому мнению.
Выполните тест, используя полученные знания.
-Вы
помните,
какую
цель
мы
ставили
перед
собой?
Вывод :
научились
умножать
на
двузначное
число.
-Как, по вашему мнению, работали все ребята?
Личностные
познавательные
-А сейчас постарайтесь оценить свою работу.
Н а д о
в ы б р а т ь
с и г н а л ь н у ю
к а р т у
соответствующего цвета.
Обсуждение и запись домашнего задания
В ходе работы над проектом были изучены требования к современному уроку, определено содержание и составлена технологическая карта
урока. Данная методическая разработка будет использована на уроках математики при изучении раздела «Многозначные числа» по любому
УМК.