Напоминание

Организация в учебно-воспитательном процессе этапов курса "Введе-ние в школьную жизнь" в адаптационный период в 1 классе


Автор: Козлова Надежда Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ гимназия №33
Населённый пункт: Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Организация в учебно-воспитательном процессе этапов курса "Введе-ние в школьную жизнь" в адаптационный период в 1 классе
Раздел: начальное образование





Назад





МБОУ Гимназия № 33
Учитель высшей категории- Козлова Надежда Александровна
Организация в учебно-воспитательном процессе этапов курса «Введе-

ние в школьную жизнь» в адаптационный период в 1 классе
Каждый учитель, набирая первоклассников, мысленно задаёт себе вопросы: «Какорганизовать первые школьные дни, чтобы не причинить вреда ребёнку, укре- пить в нём веру в свои силы, симпатию к людям, окружающим его в школе, и ин- терес к содержанию школьной жизни?» В последнее время много пишется и говорится об организации в 1-х классах специального адаптационного периода. Однако вопрос остаётся открытым. В рам- ках образовательной системы Эльконина - Давыдова уже имеется ряд разработок. Первым педагогическим условием организации адаптационного периода обучения первоклассников является вводный курс «Введение в школьную жизнь» (авторы Г. А. Цукерман, К.Н. Поливанова). Данный курс обеспечивает знакомство ребёнка с од- ноклассниками и педагогами, со школьным пространством и организацией времени, с системой школьного оценивания, с нормами сотрудничества на уроке и правилами поведения вне урока. В результате курса нормы совместных действий и общения, на которых будет в дальнейшем строиться учебное сообщество класса, должны стать результатом дого- вора учителя с детьми. Знакомство ребёнка с новым школьном миром лучше органи- зовывать на дошкольном материале: игре, рисовании, конструировании, элементар- ном экспериментировании. Данный курс, задуманный авторами как приглашение ребёнка в новую, учеб- ную систему отношений и своеобразный тренинг учебного общения, задаёт опре- делённый стиль всей дальнейшей работы учителя. Цель курса :
в промежутке между дошкольным и школь-

ным детством помочь каждому ребёнку войти в новую систе-

му отношений со взрослыми сверстниками и самим собой (как

говорят сами авторы - курс создан для того, чтобы помочь

ребёнку построить содержательный образ «настоящего

школьника»)
Педагогические задачи: 1.
Выработать и принять «правила игры» между всеми члена-

ми нового общеклассного коллектива (нормы сотрудниче-

ства, нормы оценивания, способы и формы взаимодействия и

т.п.)
2.
Подготовить детей к новым формам взаимодействия с учи-


телем и друг с другом в процессе обучения
3.
Провести стартовую психологическую и учебно-предметную

диагностику с целью определения возможностей и способно-

стей каждого ребёнка и класса в целом
4.
Ввести первоклассников в мир отдельных учебных предме-

тов
. По форме, по манере общения ВВЖ строится как обучение навыкам учебного сотрудничества. Предлагая детям эти развивающие задания, мы не стремимся научить их в со- вершенстве все выполнять. Усилия детей должны быть сосредоточены на освоение отношений: на умении договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оцени- вать друг друга и себя так, как это делают «настоящие школьники» Ребёнок охотно последует за Вами в какую угодно (ВАМ!) школьную жизнь - поэтому так важно решить для себя этот вопрос: какая школьная жизнь нужна Вам и Вашим ученикам? По счастью, у нас - появилась возможность выбора. Основными принципами

курса стали: 
Забота о душевном здоровье

Формирование навыков общения и сотрудничества

Формирование умения учиться
-
забота о душевном здоровье
. Психологи всего мира показали, что отсекая прямое общение между детьми во время занятий (запрещая им переговариваться, подходить друг к другу, обмениваться мыслями), мы делаем каждого ребёнка гораздо более беспомощным, незащищён- ным, несамостоятельным, а потому гораздо более зависимым от учителя и не искать собственной точки зрения. Соединяя детей, мы даём им почву, в которой вырастет спокойное самоуважение ребёнка, чувство собственною достоинства, возможное только среди равно-достойных. А с чувством собственного достоинства - с этой основой эмоционального благополучия - у многих детей не всё в порядке. Вот, к примеру, дети, которые никогда не поднимают руку, мало улыбаются, на вызов к дос- ке реагируют панически. А не надо приглашать их к доске поодиночке! Пусть выхо- дят группой, и каждый попытается ответить друг другу, а затем ВМЕСТЕ!
- формирование навыков общения и сотрудничества
.
Как договориться с детьми о нормах сотрудничества?
Чем больше вы дадите классу разнообразных вариантов ученического поведе- ния, тем быстрее ваши ученики найдут свой собственный стиль ученичества. О чём мы хотим договориться с детьми? Как начать? Часто усадив детей за парты, учитель начинает с позы ученика: как сидеть, как руки положить, как ноги поставить... Здесь - забота о главном - о здоро- вье. Но правильную здоровую позу не стоит НАЗНАЧАТЬ, её надо ВЫРА- ЩИВАТЬ! Из множества равнодостойных вариантов В ситуации открытого выбора, свободного экспериментирования, в результа-
те которого будут в явном виде противопоставлены допустимые и недопу- стимые позы, каждую из которых нужно разыграть. Это касается всех остальных правил.. 1. Вы позволили детям обмениваться мнениями. Следовательно, во время ра- боты в классе постоянный шумок. Чтобы приучить Кстати, организовывая общение детей, важно обеспечить эту возможность чисто физически путем расстановки парт (организовывая детей останавливать разговоры и слушать учителя, необходим сигнал «Прошу слова». И необходим тренинг в подчи- нении этому сигналу. Внешние сигналы включения и выключения внимания физиологически необходимы всем детям 6-7 лет, так как функция произ- вольного внимания в этом возрасте только формируется и её опасно пере- напрягать. 2. Так называемые «выкрики с места» - обычная беда первоклассников. Как ввести правило «подними руку и жди, пока тебя вызовут»? Так же как и все остальные правила:  дать ребенку ВЫБОР: действовать по правилу или нарушать его, и обы- грать этот выбор  дать ребёнку внешние опоры, СРЕДСТВА соблюдения правил. Отрицательные образы удобнее всего разыгрывать с помощью кукол, которые не стали «настоящими школьниками».
Итак, учебное сотрудничество должно строиться как договор о сотрудниче-

стве и взаимопомощи, в составлении которого участвуют обе стороны: и учи-

тель, и дети
- формирование умения учиться
1 умение - учить себя с помощью взрослого
В ситуации самостоятельного поиска решения ученик способен обращаться к взрослому спознавательным вопросом: указать, какого именно знания ему не до- стаёт для решения задачи. 3 ведущих характеристики учебного сотрудничества ребенка с взрослым: 1. оно несимметрично, ребенок не имитирует взрослого 2. оно предполагает познавательную инициативу ребёнка, указывающего взрослому ближайшую учебную цель их совместных усилий 3. ученик обращается к учителю не с жалобой на свои трудности, а с кон- кретным запросом нового знания Для того чтобы дети научились различать две основные ситуации взаимодей- ствия с учителем: ситуацию подражания, исполнительности и ситуацию неподража- тельную, вкурсе введены задания-ловушки. Ловушки - это нерешаемые или некор- ректно составленные задачи. Чтобы не попасть в ловушку, нельзя действовать строго по инструкции взрослого: что-то надо сделать по-своему или вовсе не делать, но не но капризу, а по логике задачи. Той же цели (в выработке привычки различать имитационные и неимитацион- ные ожидания учителя) служили и задания, требующие от детей УМЕНИЯ СПРА- ШИВАТЬ, самостоятельно выяснять недостающие данные. ( Например, на плане многоэтажного дома учитель просит «угадать моё окно») Подобные задания делают для детей явной, открытой ту систему отношений, в которую приглашает их учитель. Осваивая эти отношения на материале дошкольных
задач, не связанных с постижением математических, лингвистических и пр. школь- ных премудростей, дети фокусируютсяименно на том, что является самым трудным в первые недели школьной жизни: они осваивают новые ожидания взрослых. Чтобы правила жизни школьного сообщества были отчётливо выделены для детей, их обозначают специальными значками, как правила дорожного движения. Так, встре- тив задание
-
ловушку, ребёнок поднимает знак (Л). Столкнувшись с недоопределён- ной ситуацией, ребёнок поднимает знак вопроса. На эти знаки учитель реагирует с ОСОБОЙ чуткостью, видя в них зародыши учебного сотрудничества, основанного на познавательной инициативе самих учеников, на их способности искать новые учебные цели. 2
умение - Сотрудничество со сверстниками
Мы хотим приучить детей к самостоятельности суждений, умению спорить, от- стаивать свои мнения, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Психологи показали, что «инкубатором» самостоятельного мышления, по- знавательной инициативы ребёнка является не индивидуальная работа пол руко- водством сколь угодно чуткого взрослого, а работа в ГРУППЕРАБОТАЮЩИХ ДЕ- ТЕЙ. Условием рождения первых познавательных вопросов к учителю является СПОР между детьми, предлагающими разные способы решения общей задачи. Но чтобы детский спор был содержательным, не превращающийся в взаимообвинения, собеседники должны уметь, по крайней мере, следующее: 1. сформулировать свою точку зрения 2. выяснить точки зрения своих партнёров 3. обнаружить разницу точек зрения 4. попытаться разрешить разногласие с помощью логических аргументов, не переводя логическое противоречие в плоскость личных отношений Спонтанно такая сложная форма взаимодействия возникает чрезвычайно редко. Начальная согласованность действий достигается на первых порах за счет введения правил вежливого спора. Вводятся 2правила: 1. Высказав своё мнение, спроси всех остальных: «Ты согласен?», «Ты не возражаешь?». «А как ты думаешь?» 2. Если все согласны, можно действовать. Если есть разные мнения, задайте вопрос друг другу: «Почему ты гак считаешь?», «А это можно доказать?» Конечно, мы понимаем, что нормальная равноправная дискуссия возможна лишь в атмосфере доверия и доброжелательности. Поэтому, в рискованную ситуа- цию спора мы вводим детей лишь после установления согласия, взаимного интереса, расположенности друг к другу, для установления доверительных эмоциональных связей используются различные игры и упражнения, выполняя которые, дети привы- кают устанавливать зрительный и тактильный контакт друг с другом, приобретаю! средства выражения удовольствия от совместных занятий. Групповая поддержка, действие за одно с другими создаёт то чувство защищённости, которое облегчает любой шаг в неизведанное.
3 умение - оценивать себя
Отношения ребёнка с самим собой, линия самооценки также должна получить новое школьное наполнение и новые, более взрослые средства. Мы учим детей оце- нивать свои работы с помощью «волшебных линеечек», которые измеряют всё, что
мы пожелаем: аккуратность и правильность работы, старательность и заинтересо- ванность, и многое другое. Выполнив любое задание, ученик рисует
3-4
вертикаль- ных линеечки и вместе с классом выбирает, за что будет оцениваться эта работа и отдельными буквами озаглавливаем линеечки К- красиво, П-правильно, И- интерес- но, Т - трудно, С - я старался, Д - работали дружно. Озаглавив линеечку, ребёнок ставит на ней крестик, оценивая свою работу. Чем выше - тем лучше оценивает. Здесь важна работа по формированию объективной самооценки ребёнка. (Собираем тетради и оцениваем, объясняем детям, почему так) Принципы приёмов обучения оцениванию: 1. Если оценка взрослого предшествует детской, то ребёнок либо некритично принимает её, либо аффективно отвергает. 2. Оценка не должна быть глобальной. Ребёнку сразу предлагается оценивать разные аспекты своих усилий 3. Самооценка ребёнка должна соотноситься с оценкой взрослого лишь там, где есть объективные критерии оценки, равнообязательные и для учителя, и для ученика. Весь материал даётся в виде диалогов, игр, сюжетных уроков, а также через вы- полнение практических работ. В течение всего курса ведётся Книга-хроника школь- ной жизни. Период адаптации не заканчивается курсом «Введение в школьную жизнь»- он им только начинается. В период адаптации необходимо обеспечить плавный переход от игровой деятельности - к учебной.


В раздел образования