Родителям о факторах успешности обучения юного музыканта
Автор: Зайцева Елена Юрьевна Должность: преподаватель Учебное заведение: МБУ ДО ДМШ Населённый пункт: город Муравленко, Ямало-Ненецкий АО Наименование материала: статья Тема: Родителям о факторах успешности обучения юного музыканта Раздел: дополнительное образование
Одним из факторов успешного обучения в классе скрипки является
умение организовать процесс домашней подготовки. Необходимо научить
ребёнка
не
формально,
а
сознательно
проводить
системную
работу
в
данном направлении. Отношение к каждому уроку, как к концертному
выступлению; к самостоятельной работе, как к продолжению урока даёт
заметные положительные результаты.
Опираясь на собственный педагогический опыт, замечу, что в
младших
классах
режим
домашних
занятий
желательно
составлять
индивидуально
с
родителями
учеников.
Полезно
вместе
с
родителями
определить
недельную
и
ежедневную
загруженность
ребёнка,
а
также
количество времени, которое возможно отвести для домашних занятий. В
средних и старших классах составление режима домашней
работы по
специальности
также
нуждается
в
постоянном
контроле
со
стороны
преподавателей
и
родителей.
В
процессе
занятий
ученику
уместно
напоминать
об
умелом
использовании
возможностей
мыслительного
проце сса.
Хорошие
результаты
получаем,
используя
пр иё м
инструментального сольфеджирования.
Бесспорно, стремление учеников быстрее продвигаться в учёбе,
является
стимулом
для
занятий.
Не
забываем
о
тщательности,
внимательности и целеустремлённости, которые хоть и не сразу, но по
крупицам
нарабатываются
и
так
необходимы
скрипачу
в
работе
над
каждым
разделом
изучаемого
материала.
Ежедневно
около
20
минут
требуется отводить на совершенствование исполнения гамм и арпеджио,
которые
являются
неоценимой
базой
для
отработки
возможных
шероховатостей и технических трудностей. Такое же количество времени
занимают
различные
виды
техники:
штриховая,
соединение
позиций,
пальцевая техника, вибрационные движения, двойные ноты, аккорды.
Основная часть работы строится на принципе выявления задач, на
умении сформулировать вопросы и найти на них ответы. В ежедневные
домашние занятия входит и повторение пройденного репертуара, чтение с
листа,
навык
которого
способствует
дальнейшему
саморазвитию,
проникновению
в
музыкальную
ткань
произведения,
пониманию
её
гармонической,
тональной,
мелодической,
ритмической,
тембровой
структуры, совершенствованию игрового аппарата.
Во всей системе домашних занятий главное правило – ежедневная
работа над всем материалом. В своей работе ученику нужно идти от
простого к сложному, использовать различные темпы и варианты. В работе
над
интонацией
целесообразно
выбрать
динамику pianissimo, учить без
vibrato. Для воспитания сценической выдержки и уверенности играть со
звуком,
«на
большой
зал».
Очень
важно
для
будущего
музыканта
внимательно вслушиваться в свою игру, уметь слышать себя со стороны.
Процесс
разбора
нового
репертуара
подразделяется
на
первоначальное
ознакомление
-
прочтение
текста,
аппликатурное
и
штриховое
редактирование
на
уроке
и
более
длительную
стадию
-
преодоление
технических
трудностей,
работу
над
интерпретацией,
подготовку
к
концертному выступлению. При условии вдумчивой продуктивной работы
этому материалу уделяется около 10 минут ежедневно. Время занятий и
концентрация
усилий
в
работе
над
инструктивным
и
художественным
материалом
распределяется
произвольно.
Если
в
занятиях
происходит
пропуск
хотя
бы
в
1-2
дня,
то
достигнутые
результаты
неминуемо
отодвигаются назад. Последовательность в работе над
заданием подчинена критерию скорости вхождения в рабочее состояние.
Поэтому, в начале - гаммы и арпеджио, упражнения и штриховая работа,
далее чтение с листа и работа над новыми произведениями. Приемлемо по
желанию менять данную последовательность работы над материалом с
учётом использования наилучшего по продуктивности отрезка времени.
Для рационального использования времени по самоподготовке у ребёнка
необходимо
выработать
строгую
дисциплину,
научить
заранее
планировать, избегать необоснованной потери драгоценного времени и не
забывать о кратковременном отдыхе.
Физиологические особенности у детей таковы, что сосредоточенность
их
внимания
способна
удерживаться
до
нескольких
минут.
В
этом
направлении возможны улучшения путём переключения на следующий
раздел работы, а также мотивированной увлечённостью делом. В ребёнке
необходимо
воспитать
определённую
координацию
нескольких
начал:
слуховое
представление,
предслышание,
ожидаемое
в
реальности
звучание,
критическое
восприятие
результата.
Так
же
в
мышечных
ощущениях
-
от
предощущений
игровых
действий
к
движениям
в
реальности – сначала представлять и подготавливать, затем делать.
При освоении музыкального текста ребёнку необходимо усвоить, что
все движения основываются на осмысленном «звучании в руках» каждого
звука
в
музыкальной
фразе.
Терпение
и
настойчивость,
трудолюбие
и
упорство – вот те волевые усилия, благодаря которым любые творческие
замыслы
способны
воплотиться
в
реальное
звучание.
Воспитанием
волевых усилий ребёнка обязаны заниматься родители, но, как правило, это
возлагается
на
плечи
педагогов
и
достигается
на
уроках
при
помощи
заинтересованности
в
конечном
результате
занятий
на
инструменте.
Творческий
от
природы
потенциал
ребёнка,
может
о ст аться
нереализованным из-за неестественного напряжённого состояния игрового
аппарата.
Поэтому,
одной
из
первоочередных
задач
педагога
является
умение
донести
до
сознания
ученика
важность
и
необходимость
естественной пластичности в движениях рук.
Для воспитания непринуждённых свободных движений применяется
метод контроля, который заключается в анализе мышечных ощущений и
осмыслении
звукового
результата.
Часто
случается,
что
ребёнок
изнурительно
занимается
перед
самым
уроком,
что
нежелательно,
поскольку усталость скажется на общем состоянии ребёнка, и результат
занятий проявится не сразу, а только когда организм восстановится.
Полезно прибегнуть к мудрым советам методиста, педагога с богатым
опытом
Савелия
Ованесовича
Мильтоняна.
Умение
тонко
чувствовать
детскую душу, относиться к своим ученикам с уважением и доверием –
залог больших успехов, которые делают воспитанники без понуканий и
нотаций.
Личные
качества
педагога
–
один
из
главных
элементов
положительного
воздействия
на
учеников.
Сколько
ученик
получит
в
классе энергетики и интереса, столько будет вкладывать в работу дома.
Если
педагог
считает,
что
после
его
урока
ученик
должен
подолгу
заниматься дома, то, к глубокому разочарованию, это не так. Педагог не
смог взять внимание ученика, не смог увлечь его, ребёнок заниматься не
будет или будет, но по принуждению и, как правило, с обратным эффектом.
Мотивация к занятиям у детей возникает при групповом методе, когда
присутствует фактор соревнования, конкуренции, стремление выиграть,
победить.
Дети
не
любят
проигрывать
в
командных
состязаниях,
им
обидно подвести команду. Такая энергетика, которая передалась ребёнку от
учителя – залог домашних занятий. Для моих учеников не работает метод
нотаций, наставлений, принуждений. Маленьким непоседам я прививаю
внутреннюю культуру, развиваю их способность к мыслетворчеству. Я
стремлюсь
научить
учеников
думать,
мыслить.
Юных
музыкантов
не
должно смущать то, что в искусстве надо прежде всего себя отдавать, не
дожидаясь
признания.
Занятия
в
музыкальной
школе
призваны
воспитывать в детях радость от общения с музыкой, радость от того, что
можно
языком
звуков
выразить
своё
отношение
к
жизни
и
к
тем
сочинениям, которые мы исполняем. Для этого надо воспитывать в юных
инструменталистах потребность в понимании музыкального языка. Если у
ребёнка есть «искра божья», она диктует ему желание купаться в звуках.
Если
ребёнок
ленится,
надо
найти
к
нему
подход,
а
не
упрекать
в
равнодушии к музыке. Моя педагогическая позиция полностью совпадает с
мнением С. Мильтоняна, который рекомендует воспитывать учеников на
положительных
эмоциях,
поощрять
их
поиск,
инициативу
на
пути
совершенствования своей игры.
Систематизированная работа с
моими учениками даёт результативные
выступления
на
многочисленных
концертах,
а
также
на
конкурсах
различного уровня.
Список литературы
1.
Ауэр, Л. Моя школа игры на скрипке / Л. Ауэр. – Москва: Музыка,
1965.
2.
Мильтонян, С.О. Педагогика гармоничного развития скрипача / С.О.
Мильтонян. – Тверь: РТС-Импульс, 2003.
3.
Шульпяков, О.Ф. Скрипичное исполнительство и педагогика / О.Ф.
Шульпяков. – Санкт – Петербург: Композитор, 2006
4.
Янкелевич,
Ю.И.
Педагогическое
наследие
/
Ю.И.
Янкелевич.
–
Москва: Музыка, 2009.