Напоминание

Театр как средство формирования ключевых компетенций у учащихся начальной школы


Автор: Григорьева Светлана Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 55"
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: статья
Тема: Театр как средство формирования ключевых компетенций у учащихся начальной школы
Раздел: начальное образование





Назад







Григорьева С.В.

Учитель начальных классов высшей категории

г. Казань

Театр как средство формирования ключевых компетенций у учащихся

начальной школы
В условиях изменения образовательной системы, стандартного набора знаний, умений и навыков, получаемых в общеобразовательных учреждениях, становится недостаточно. В концепции модернизации российского образования на период до 2010 перед школой поставлена задача формирования ключевых компетенций у учащихся. Под компетенциями принято понимать круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, обладает познаниями и опытом. Ключевые компетенции - наиболее общие способности и умения, позволяющие человеку адекватно оценить ту или иную ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни. К ключевым компетенциям можно отнести исследовательские, социально-личностные, коммуникативные, организаторскую деятельность и сотрудничество. Учащиеся должны учиться извлекать пользу из опыта, организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их, уметь самостоятельно решать проблемы, добывать информацию и принимать решения, заниматься самообучением, участвовать в дискуссиях и не бояться высказывать своё собственное мнение, владеть навыками групповой работы. Путями приобретения компетенций, прежде всего, является практическая направленность обучения, развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности, а также применение современных образовательных технологий. Общество нуждается в творческих и социально ответственных личностях, способных применять полученные знания в повседневной жизни. Цель компетенций, формируемых в школе - помочь ребёнку адаптироваться в социальном мире. Мы разделяем мнение учёных, педагогов, что наиболее продуктивным и эмоциональным методом формирования ключевых компетенций учащихся начальной школы является игра. В игре ребёнок учится познавать и осваивать мир, учится общению. Театр, на наш взгляд, является одним из наиболее результативных способов развития перечисленных навыков, так как, он, по своей природе, близок к игре. Участие в театральной деятельности способствует формированию умения выражения собственных чувств, преодолению сложностей в описании и понимании чужих ощущений, переживаний героя.
Именно с этой целью в МОУ средней образовательной школы № 55 г. Казани с углублённым изучением отдельных предметов пятый год успешно действует театральный коллектив учащихся начальной школы «Арлекин». Занятия кружка проходят в зале хореографии, оборудованном зеркалами, где учащиеся имеют возможность самостоятельно работать над собой, совершенствуя свои умения. Целью театрального кружка является развитие у детей интереса к театру как искусству, расширение кругозора учащихся. Основные задачи: обогатить учащихся основами сценической речи, движения, усвоить основные этапы работы над ролью, познать методы организации коллективной деятельности. На занятиях кружка мы беседуем об истории театра, обсуждаем спектакли. Каждый ребёнок старается высказать своё мнение, зная, что будет услышан. Обсуждение проходит в неформальной обстановке, дети раскрепощены. Начальный этап репетиции - знакомство со сценарием, его обсуждение с применением метода «мозгового штурма», принятие коллективного решения распределения ролей. Учебно-воспитательный процесс включает в себя следующие направления: сценическая речь (речевое дыхание, постановка голоса); мастерство актёра (развитие артистической раскованности, непосредственности, взаимодействие с партнёрами); техника грима (знакомство с театральным гримом и основными приёмами гримирования); история театра; особенности театрального костюма (изготовление декораций, эскизов, костюмов). Театральный коллектив участвует во всех мероприятиях школы, района, города, где неизменно становился победителем. Занятия в театральном кружке развивают внимание, память, чувство ритма, фантазию ребёнка, творческое воображение, чувство гармонии в себе и окружающем мире, учат владению своим эмоциональным состоянием, речью, голосом, физическим телом. Прививают практические навыки и умения, воспитывают основы коллективной творческой деятельности, ответственное отношение к результатам своей работы и работы коллектива. Первоочередной задачей в работе театрального кружка мы ставим снятие психологических стрессов, комплексов, раскрепощение детей, раскрытие их творческих возможностей. Кроме того, в работе над образом ребёнок учится понимать мотивы действий человека, причинно-следственные взаимосвязи поступков и событий, учится умению встать на позицию исполняемого персонажа, более тонко чувствовать чужое эмоциональное состояние, умению сопереживать. Творческая работа в кружке помогает детям стать более чуткими, отзывчивыми, человечными. Именно таких качеств, на наш взгляд, не хватает сегодняшнему обществу.


В раздел образования