Современные исследования в области фольклорных традиций.
Автор: Посалина Людмила Петровна Должность: директор Учебное заведение: МБУ ДО "Мало - Шелемишевская ДШИ" Населённый пункт: Скопинский район, Рязанская область Наименование материала: статья Тема: Современные исследования в области фольклорных традиций. Раздел: дополнительное образование
Тема: Современные исследования в области фольклорных традиций.
Фольклор (народное творчество) это художественная коллективная
творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы;
создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзии (предания, песни,
сказки, эпос), музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр
(драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное
и декоративно – прикладное искусство. Некоторые исследователи относят к
народному творчеству также все виды непрофессионального искусства
(самодеятельное искусство, в т. ч. народные театры
1
).
Фольклор сыграл огромную роль в развитии литературы, театра, музыки,
живописи и других видов искусств.
Фольклорные произведения возникли в истоках человечества. В них люди
передавали свои знания о мире, свои поэтические представления об
окружающей действительности от поколения к поколению. Певцы и
рассказчики, услышавшие песню или сказку, старались запомнить и донести ее
слушателям так, как им спели или рассказали. Этим объясняется необычная
устойчивость фольклорных произведений. Именно традиционная устойчивость
фольклора позволяет ученым по записям XVII-XX вв. судить о героическом
эпосе XI-XIII вв. и исторических песнях XIV-XVII вв.
Но специфика фольклора заключается в том, что в нем в рамках общей
устойчивости происходят постоянные изменения: меняется общий характер
народного творчества, жанровый состав (возникают новые жанры, старые
видоизменяются или отмирают), создаются новые произведения, разрушаются
старые.
Несмотря на сходство жанров, тем, сюжетов, образов народного
фольклора, поэтическое творчество каждого народа национально своеобразно,
что проявляется не только в языке, но и в особенностях национального
характера, природы и животного мира, деталях быта, национальной одежды,
пищи и т.д. У каждого народа изданы многие тома произведений различных
жанров.
Традиционная народная культура складывалась веками, бережно
хранилась и передавалось по наследству множеством поколений. Она имеет
глубокие исторические корни. Нашему поколению, необходимо возрождать и
сохранять фольклорные традиции для подрастающего поколения.
Слыша в колыбели песни матери, сказки, загадки и поговорки, ребенок
естественным образом усваивал народный музыкально-поэтический язык,
постигал язык традиционной русской культуры. Таким образом, детский
фольклор представляет собой специфическую область народного творчества,
объединяющую мир детей и мир взрослых. На основе этого крепла связь
ребенка с родителями, с семьей. Многие забавы детей являются «шуточным
подражанием серьезному делу взрослых», средством подготовки детей к жизни.
В них находят свое отражение производственно–хозяйственная деятельность,
национально-психологические черты и социальная жизнь народа.
1
Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн.12.Мо-М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.
Очевидно, что в современных условиях традиционная культура (в ее
исторически сложившихся формах) во многом перестала выполнять присущие
ей в прошлом всеобъемлющие функции. Тем самым приводя все к большей
разобщенности детей и родителей. Основное время дети проводят среди своих
сверстников или у компьютеров и гаджитов. Уходит из жизни детей и так
называемый «живой» фольклор, детям не поют колыбельных песен, родители
перестали читать детям сказки, ушли из жизни детей и русские народные игры,
которые необходимы для многостороннего развития ребенка как личности.
Тем не менее фольклорные традиции сохраняются и продолжают играть
определенную роль и в культуре в целом и в современной обыденной жизни.
Но функционирование традиционной этнокультуры в современной
повседневной жизни настолько фрагментарно, а бытование ее элементов
настолько разнообразно и эклектично.
В таких условиях становится важным искусственное воспроизведение
фольклорных традиций музеями народной старины, которые и занимаются
пропагандой крестьянской культуры. С помощью обрядово-ритуальных действ,
старинных праздников, мастер-классов и интерактивных занятий музеи
воспитывают в подрастающем поколении любовь к Родине, а для взрослых
могут служить отдушиной в поиске связи с корнями.
В связи с этим все больше внимания уделяется изучению и сохранению
традиций разных народов, проводятся конференции, семинары. На основании
исследований создаются новые туристические объекты, в музеях, выставки
народной старины. В школах создаются музеи русской культуры.
Всевозможные фестивали и праздники, где основу составляет фольклорные
традиции, показывает нам, важность этой тематики.
Степень изученности проблемы. Теоретические положения о традициях и
традиционной культуре, разрабатываемые в гуманитарных науках,
свидетельствуют о растущем понимании важности подобной проблематики.
Еще одна сложность изучения фольклорных традиций, обуславливается
тем, что в каждом населенном пункте, в каждой деревне свои были традиции и
обычаи, которые в связи с европеизацией, уходят в прошлое, и наша задача,
задача педагогов дополнительного образования и работников культуры не дать
угаснуть традициям наших предков.
Народный фольклор — это огромный пласт русской культуры, которым
нужно непрерывно заниматься, изучать и передавать из поколения в поколение.
Начиная с детского возраста.
Изучением народного фольклора, сбором информации по этой теме
занимались многие авторы. В первую очередь следует упомянуть таких титанов
фольклористики, как В.Я. Пропп и В.В. Блажес, которые на протяжении всей
жизни изучали фольклорные традиции в различных аспектах человеческой
жизни. Профессор филологического факультета Московского государственного
университета Н.И. Кравцов отличался необычайной широтой научных
интересов, его книга «Сербский эпос» получил мировое признание и вошла в
классический фонд советской фольклористики. Важным вкладом в науку
явились книги «Проблемы славянского фольклора» (1972). Им был написан
учебник «Славянский фольклор» (1976).
К детскому фольклору как средству языковой характеристики народа
обращались В.И. Даль, Д.К. Зеленин, А. Молотилов, и многие другие знатоки
языка. А.П. Усова рассматривает фольклор как одну из форм работы по
воспитанию подрастающего поколения
,
разработала пособие «Русское
народное творчество в детском саду». М.Н. Мельников «Русский детский
фольклор».
Важную роль в изучение этой проблемы сыграли русские ученые
середины -второй половины XX в.: фольклористы П.Г. Богатырев, JI.H.
Виноградова, Э.В. Померанцева, В.К. Соколова; этнографы В.А. Рыбаков, А.К.
Байбурин; филологи В.Н. Торопов, Б.А. Успенский и др.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что опубликовано много статей и
научных работ, конкретных культурологических и этнологических
исследований, посвященных проблеме функционирования традиционного
народного фольклора в современных условиях, но это явно недостаточно.
Мы живем в период кризиса – политического, социального,
экономического, но самый страшный кризис – духовно - нравственный.
Поэтому, чтоб не упустить подрастающее поколение необходимо
воспитывать его на основе народных, исконно русских традиций.
Чтобы была сильная страна, человек живущий в ней должен чувствовать
себя уверенным, а значит, знать свои корни. А это в первую очередь дом, семья,
и конечно же память, через которую передается из поколения в поколение
национальные традиции и культурные ценности.
Наша задача возрождать, сохранять и передавать традиции, обычаи,
способствующие укреплению родственных контактов, связи поколений,
утверждению духовных ценностей.
Список используемых материалов:
1.
Богатырев П. Г. Фольклор как особая форма творчества // Вопросы теории
народного искусства. - М., 1971.
2.
Чистов К.В. Народные традиции и фольклор: Очерки теории. - П., 1986.
3.
Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. - С. 95.
4.
Морфология культуры: структура и динамика. - М., 1994.
5.
Мельников М.Н. Русский детский фольклор: Учеб. Пособие для студентов
пед. ин-тов по спец. №2101 «Рус.яз. и лит.»-М.: Просвещение, 1987.
6.
Славянский фольклор. Тексты/Составители Н.И. Кравцов, А.В. Кулагина. –
М.: Изд-во МГУ, 1987.
7.
Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. 2-е изд. - М.: Гос.
учебно-педагогическое изд-во Мин. просвещения РСФСР, 1961