Автор: Цельникова Татьяна Леонидовна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБОУ ДО ЦДОД "Творчество" Населённый пункт: п. Чернышевский Мирнинский район РС Якутия Наименование материала: методическая разработка Тема: УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КЛУБА "ПОДРОСТОК" Раздел: дополнительное образование
Цель: Развитие коммуникативной культуры подростков. Профилактика
неблагоприятных процессов в развитии.
Задачи: Наладить позитивные межличностные взаимоотношения,
повысить коммуникабельность, укрепить уважение к окружающим и
чувство собственного достоинства, скорректировать свое поведение.
Прогноз:
подростки узнают правила поведения и эффективного межличностного
общения;
подростки будут уметь эффективно общаться, конструктивно разрешать
конфликтные ситуации, закрепят базовые навыки общения;
разовьются позитивные качества личности: уверенность в своих силах,
доброжелательность, терпение, умение сотрудничать и идти на
компромисс и т. д.
№
п/п
Тема
Цель
Форма,
кол-во
Теория
Практи
ка
1.
«Разрешите
представиться»
Знакомство с
курсом, принятие
правил работы в
группе. Сплочение
коллектива.
Группа
(2 зан)
2ч
6ч
2.
«Привет,
индивидуальность.
Или чем я
отличаюсь от
других»
Развивать
коммуникативные
навыки,
вырабатывать
доброжелательное
отношение друг к
другу.
Группа
(2 зан)
2ч
6ч
3.
«Я в мире людей
или живи в
согласии с
другими»
Развивать
коммуникативные
навыки.
Группа
(2 зан)
2ч
6ч
4.
«Поведение и
культура»
Обучать
индивидуальным
приемам
межличностного
общения.
Группа
(2 зан)
2ч
6ч
5.
«Общение в моей
жизни»
Дать представление
О значении
Группа
(2 зан)
2ч
6ч
общения в жизни
человека.
6.
«Общение и
уважение»
Формировать
навыки
эффективного
повседневного
общения,
вырабатывать
доброжелательное
отношение друг к
другу.
Группа
(2зан)
2ч
6ч
7.
«Конфликт –
неизбежность
или…»
Обучить детей
поиску
альтернативных
вариантов
поведения в
конфликте.
Группа
(2 зан)
2ч
6ч
8.
«Комплимент –
дело серьезное?»
Развивать умение
замечать
положительные
качества в людях,
выражать это в
доброжелательной
форме.
Группа
(2 зан)
2ч
6ч
9.
«А без друзей на
свете трудно
жить…»
Осмыслить понятия
«друг», «дружба»;
совершенствовать
навыки общения.
Группа
(2 зан)
2ч
6ч
10.
«На пути к
гармонии»
Закрепить
полученные знания.
Группа
(2 зан)
2ч
6ч
Всего:
20ч
60ч
Примечание: Один раз в неделю(3 часа) – закрепление навыков
позитивного поведения и общения со сверстниками (30 часов).
2 БЛОК
«ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Цель: знакомство с основными психологическими аспектами
саморегуляции поведения людей.
Задачи: приобретение системы знаний о самом себе, своих достоинствах
и недостатках, повышение эмоционально-волевой устойчивости,
улучшение интеллектуальных качеств личности.
Прогноз:
* изучив и перевоспитав себя, подростки смогут достигнуть успехов, как
в личной жизни, так и в учебе.
№
п/п
Тема
Форма,
кол-во занятий
Теория
Практика
1.
Общее представление о
психологии, как о науке.
Общение на уровнях:
сознательное-
бессознательное. Символика
жестов. Тест «Кто я?»
Групповые,
индивидуальные.
(2 занятия)
4 ч.
2ч.
2.
Агрессия. Общие понятия.
Работа с агрессией.
Способы погашения.
Упражнение «Зеркало».
Групповые, в
парах.
( 2 зан)
4 ч.
2 ч.
3.
Понятия: симпатии,
антипатии. Чего нельзя
делать? Тренинг на доверие.
Групповые
(2 зан)
4 ч.
2 ч.
4.
Зачем нужны знания
психологии? Чувства,
эмоции. Идентификация
личности. Визуализация
«Сокровища на дне моря»
Групповые
(2 зан)
4 ч.
2 ч.
1 ч.
5.
Личность психолога.
Компетентность. Закон
«Здесь и сейчас».
Групповые
(2)
3 ч.
2 ч.
6.
Сознание. Типы высшей
нервной деятельности.
Работа со страхом.
Коллективный плакат.
Групповые
(2)
3 ч.
2 ч.
2 ч.
7.
Сны. Общее понятие. Работа
со снами. Позы спящего.
Визуализация «Единение».
Групповые
(2)
3 ч.
1 ч.
8.
Как читать мысли других по
их жестам? Зоны и
территории. Тренинг «Я-
животное».
Групповые, в
парах.
(2)
3 ч.
2ч.
1 ч.
9.
Руки в качестве барьера.
Защитный барьер,
сформированный с
помощью ног. Визуализация
«Спасение в шторм».
Групповые, в
парах.
(2)
3 ч.
1 ч.
10.
Сигналы глаз. Жесты
собственнических и
территориальных претензий.
Групповые, в
парах
(2)
3 ч.
1 ч.
Упражнение
«Отзеркаливание».
11.
Влияние на окружающих с
помощью различных
положений корпуса.
Различные способы
размещения участников за
столом. Анкета «Ключ».
Групповые, в
парах
(2)
3 ч.
1 ч.
12.
Различные способы
искусственного повышения
статуса. Личностные
качества. Качества
вызывающие доверие к
говорящему. Визуализация
«Заброшенный сад».
Групповые
(2)
3 ч.
1 ч.
13.
Кризис. Тупик. Неудача.
Этапы кризиса. Основные
вопросы. Работа с кризисом.
Консультирование «выход из
кризиса».
Групповые и
работа в парах.
(2)
3 ч.
1 ч.
1 ч.
14.
Горе. Общее понятие. Этапы
реабилитации. Депрессия.
Пути выхода из состояния
депрессии. Симптомы.
Рисуночный тест
депрессивного состояния.
Групповые.
(2)
3 ч.
1 ч.
15.
Суицид. Общие понятия.
Работа с людьми, которые
обречены. Как научиться
преодолевать трудности в
жизни.
Групповые
(2)
3 ч.
1 ч.
16.
Детский суицид.
Статистика. Причины.
Экстренная помощь при
попытке суицида.
Групповые,
индивидуальные
(2)
3 ч.
1 ч.
17.
Работа телефона доверия.
Суть и значимость.
Консультирование по
телефону. Деловая игра
«Работа телефона доверия»
Групповые, инд.
(2)
3 ч.
1 ч.
18.
Возрастные кризисы и их
взаимосвязь. Успех ведет к
кризису. Сделать самоанализ
по возрастным кризисам.
Групповые
(2)
3 ч.
1 ч.
19.
Шкала проявления тревоги,
или что же вас беспокоит?
Практическое занятие:
«Определение
направленности личности,
или как научиться себя
уважать?»
Групповые
(2)
3 ч.
1 ч.
20.
Самооценка, или как
достичь успеха и не
потерять то, что имеешь.
Опросник САН
(самочувствие, активность,
настроение).
Групповые,
индивидуальные
(2)
3 ч.
1 ч.
21.
Как познать себя и
научиться ладить с людьми.
Тест «Дом-дерево-человек»
Ключ.
Групповые
(2)
3 ч.
1 ч.
22.
Семейная психотерапия.
Проблемы в семье. Выход из
конфликтных ситуаций. Тест
«Рисунок семьи». Ключ.
Групповые
(2)
3 ч.
1 ч.
23.
Семейная психотерапия при
психопатиях и акцентуациях
характера у подростков.
Деловая игра «Меняемся
ролями».
Групповые, в
парах
(2)
3 ч.
1 ч.
24.
Многофакторное
исследование личности.
Особенности вашего
характера. Склонности,
интересы. Опросник
Айзенка для подростков
Групповые, инд.
(2)
3 ч.
1 ч.
25.
Контрольная работа «Для
чего мне знания
психологии?
Практическое занятие:
Рисование общего плаката.
Сравнение первого плаката
и последнего. Итоги всей
работы.
Групповые
(2 занятия)
3 ч.
1 ч.
Примечание: закрепление приобретенных навыков на дискотеках (75
часов)
3 БЛОК
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ
(в течение всего учебного года)
№
п/п
Тема
Часы
1.
Консультирование «Работа с кризисом»
21 час
2.
Консультирование «Работа с горем»
21 час
3.
Консультирование «Работа с суицидом»
21 час
4.
Консультирование «Конфликты в семье и
школе»
21 час
5.
Работа «Телефона доверия»
21 час
Используемая литература
1.
Общая психология. А.Г. Маклаков. СПб: Питер, 2008. (Серия «Завтра
экзамен»).
2.
Практическая психология. В.А. Орлова. Москва 2003.
3.
Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и
других. Москва «АСТ-ПРЕСС КНИГА» 2005
4.
Тропинка к своему «Я». Уроки психологии в средней школе (7-8
классы). О.В. Хухлаева. Москва 2005.
5.
Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. Алан Пиз.
6.
«АЙ КЬЮ». Г. Нижний Новгород.
7.
Позы спящего. Ночной язык тела. Самюэл Данкелл. «Елень», «Арника»
Нижний Новгород 1994.
8.
Газета «Досуг в школе» № 12/2005.
9.
Приложение к журналу «Внешкольник». Воспитание и дополнительное
образование детей и молодежи». Служба психологического здоровья в
учреждении дополнительного образования детей. №4,№5 2002.