Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного
Автор: Тулбаева Альбина Равиловна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Утягановская начальная школа-детский сад"Агрызского муниципального района Республики Татарстан Населённый пункт: д.Утяганово Наименование материала: конспект Тема: Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного Раздел: начальное образование
Тулбаева Альбина Равиловна
учитель начальных классов
МБОУ «Утягановская начальная
школа-детский сад» Агрызского
муниципального района
Предмет: Русский язык
Перспективная начальная школа
Класс: 2
Тип урока: урок открытия новых знаний
Технологическая карта урока
Тема
Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного
Цели
Формировать предметные умения: писать сложные слова из двух корней с соединительными гласными о,е;
найти в сложных словах две основы и соединительную гласную
Формировать УУД:
-выделять познавательную цель с помощью учителя и формулировать проблемный вопрос (познавательные
УУД)
-осуществлять контроль и оценивать качество (регулятивные УУД)
- формулировать управление поведением партнера (коммуникативные УУД)
Основные понятия
Сложные слова
Ресурсы:
-основные
-дополнительные
И.А.Чуракова «Русский язык» учебник для 2 класса,часть 3,стр.91-93
Карточки
Этапы урока
Задания для учащихся
Деятельность учителя
Деятельность
учеников
Планируемые результаты
предметные
Личностные,
метапредметн
ые
1.Мотиваци
я к учебной
деятельност
и
(2 мин)
Определить тему
Определить тип урока
Составить план учебной
деятельности
-Сегодня у нас новая,очень интересная тема урока
«Я для вас всегда готова,
Но сегодня будь готов
САМ открыть секреты слов» (слова написаны на
доске)
-Чем,по вашему мнению, мы будем заниматься
сегодня?
-Как вы думаете,какое новое знание мы будем
открывать сегодня?
-По какому плану мы работаем, когда открываем
новые знания?
-Узнавать что-
то новое
-Что-то новое
у з н а е м
о
слове
-Вспоминаем
то,что
важно
для
урока,определ
яем
основной
вопрос урока,
открываем
новые знания,
применяем
новые знания
Целеполагать(
регулятивные
УУД)
Планироватьу
чебное
сотрудничест
во с учителем
и
сверстниками
(коммуникати
вные УУД)
Создать
алгоритм
деятельности
при
решении
проблем(позн
авательные
УУД)
2.Актуализа
ция знаний
(7 мин)
- И г р а
« У г а д а й
буквы»(разрезанные
б у к в ы
« е »
и
« о »
с о б и р а ю т
в
парах,называют их)
-Это буквы «о», «е»
-Они
гласные,орфограмма
«Безударные гласные»
-когда
стоит
в
начале
слова,после
гласной,после
разделительного
«ъ»
и
«ь» знаков
-обменяться
с
соседом
тетрадями
и
обве сти
л ю б ы м
ц в е т н ы м
к а р а н д а ш о м
с а м ы е
удачные,красивые,
на
ваш
взгляд,
написанные
буквы
-На
момент
чистописания
я
приготовила
вам
задание:в парах вы сейчас угадаете буквы сами
-Предлагаю
поиграть
в
игру
и
отгадать,какие
буквы надо записать
-Что объединяет эти буквы?
-В каких случаях буква «е» обозначает два звука?
Итак,чистописание.Какую
задачу
мы
поставим
перед собой на минутке чистописания?
-АнишитЙокоповна приготовила для вас задание
в РТ стр.44,упр 58
-Какое слово пропущено?
-Слушают
стихотворени
е о букве
-собирают
б у к в ы
в
парах,называ
ют их
-Пишут буквы
«о»,
«е»,слоги,сло
в а
« о т е ц » ,
«отчество»
-
обмениваются
тетрадями,оце
нивают
работу соседа
-Уметь
называть
орфограммы
с
д а н н ы м и
буквами
-уметь
проговаривать
последовател
ьность
действий
на
уроке
(регулятивны
еУУД)
-Уметь
преобразовыв
ать
информацию
и з
о д н о й
ф о р м ы
в
другую
(познавательн
ые УУД)
-Уметь
сформулирова
ть свои мысли
в
у с т н о й
форме
(коммуникати
вные УУД)
-Фамилия
-В словаре
- Н а п и с а т ь
с в о ю
фамилию в тетрадь.
-Что такое фамилия?
-Где можно посмотреть значение слова?
-давайте
обратимся
к
словарю
С.И.Ожегова
и
узнаем значение этого слова
-С
какой
буквы
вы
напишите
свою
фамилию?
Почему?
-Выполняют
задание
АнишитЙоко
повны в РТ на
стр.44,упр.58
Выписывают
слово,ставят
уд а р е н и е
и
подчеркивают
буквы,которы
е
н у ж н о
запомнить
-выписывают
слово,ставят
уд а р е н и е
и
подчеркивают
буквы,которы
е
н у ж н о
запомнить
-уметь
управлять
поведением
партнера
(коммуникати
вные УУД)
-уметь
контролирова
ть результат с
заданным
эталоном
(регулятивны
е УУД)
- П о и с к
и
выделение
необходимой
информации
(познавательн
ые УУД)
3.Определяе
м
основной
вопрос
урока
(7 мин)
-Это
сложное,интересное,нео
бычное слово
-мы
должны
узнать,как
называются
такие
слова
в русском языке.Как они
о б р а з о в ы в а ю т с я
и
пишутся
-Ребята,а
у
вас
хорошее
внимание
и
память?
Сейчас мы это проверим.Вспомните,как пишется
слово «чистописание».
-Что же получилось,слово написано по-разному?
-Кто прав?
-Какое затруднение у нас возникло?
-Видите,у
нас
появились
разногласия.Давайте
решать нашу проблему
-Что можете сказать об этом слове?
-Какая тема урока у нас сегодня?
-Какие цели вы поставите себе на уроке?
-Какие
знания
и
умения
нам
понадобятся
на
уроке?
-2 ученика на
доске
пишут
слово
«чистописани
е»
(чистописани
е,чистаписани
е)
Под
руководством
учителя
формулируют
цель
и
тему
урока
-Выдвижение
гипотез
и
их
обоснование
(познавательн
ые УУД)
Уметь
планировать
учебное
сотрудничест
во с учителем
(коммуникати
вные УУД)
«Сложные
слова»
СЛАЙД1
Сложные
слова
-Составляют
и
проговариваю
т
п л а н
д е й с т в и я
с
помощью
учителя
СЛАЙД2
1.Что
т а ко е
сложные
слова?
2.При
помощи
чего
соединяются
к о р н и
в
сложных
словах?
3 . К о г д а
в
сложных
словах
пишется
соединительн
а я
г л а с н а я
-
инициативное
сотрудничест
во в поиске и
выборе
информации
(коммуникати
вные УУД)
«е», «а» когда
«о»?
4.Открытие
нового
знания
(15 мин)
Отвечают
на
вопросы
учителя
Соединительная
гласная
« о »
п и ш е т с я
п о с л е
твердых
согласны х,а
-д а ва й т е
у з н а е м, ч то
о б о з н ач а е т
с л о в о
чистописание.
-Сколько слов нам понадобилось,чтобы составить
это слово?
Какую часть слова взяли у этих слов?Какие?
Как
называется
действие
в
математике,которое
имеет
такой
же
корень,как
и
слово
сложное?
(сложение)
-Так что же сделали с корнями слов?
-Как называются такие слова?
_Какая
гласная
понадобилась,чтобы
соединить
эти два корня?
-Как называется такая гласная?
-Ответим на второй вопрос нашего плана
СЛАЙД3
Вод..пад,мор…
ход,звезд..пад,камн..пад,глаз..мер,пеш..ход
-Проверка по СЛАЙДУ 4
-Какие гласные вы вставили?
-Какой вывод можем сделать?
Под
руководством
учителя
выполняют
составленный
план
действий
_Слушают
задание,встав
л я ю т
в
словапропуще
нные
буквы,выделя
ют корень
-Обозначают
зеленым
карандашом
звук,на
который
Уметь
выбирать
соединительн
ую гласную и
правильно
писать
ее
в
словах.
Уметь
работать
по
коллективно
составленном
у
п л а н у
(регулятивны
е УУД)
-Уметь
н а ход и т ь
и
корректироват
ь
с в о и
ошибки(регул
ятивное УУД)
-уметь
формулироват
ь
проблему(поз
навательные
УУД)
-Формировать
умение
строить
речевое
высказывание
соединительная
гласная
« е »
п и ш е т с я
п о с л е
мягких согласных
- У ч а щ и е с я
у с т н о
образовывают
слова.Записывают
в
тетрадь(лесопарк,лесост
епь,лесозавод)
-Записывают
в
тетрадь
слова:лесопарк,лесостеп
ь,лесозавод
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (2 мин)
Все встаем.Нашу разминку проводим так:если я
называю сложное слово, вы хлопаете,если слово с
о д н и м
к о р н е м ,
в ы
т о п а е т е .
(Снегоход,мышеловка,парта,подводный,водопад,д
омик,листопад,садовник,рукомойник,морской,мо
реход,утюг,пылесос,машина,самовар,пароварка)
СЛАЙД
5.
Маша
и
медведь
приглашают
нас
отправиться на экскурсию
-Вы
знаете,где
мы
сейчас
находимся?Как
называется
участок
леса,который
используется
как парк?(лесопарк)
-Что вы сейчас сделали?(образовали новое слово)
-Как вы из двух слов образовали слово лесопарк?
-А как называется земля между лесом и степью?
заканчивается
первый
к о р е н ь
в
словах
Учащиеся
выполняют
действия
Учащиеся
образовывают
новые слова
Все эти слова
называются
сложными
потому,
что
они
сложены
из двух слов
в
соответствии
с
поставленны
ми
задачами(ком
муникативны
е УУД)
-Формировать
прогнозирова
ние
результатов
(регулятивны
е УУД)
Формировать
у м е н и е
с
достаточной
полнотой
и
точностью
(лесостепь)
-как
называется
завод
по
обработке
леса?
(лесозавод)
-А комбинат по загатовке леса?(лесокомбинат)
-А как называется посадка леса?(лесопосадка)
-Сделаем вместе вывод
выражать
свои
мысли
(коммуникати
вные УУД)
5.
Применение
новых
знаний
(10
мин)
Самостоятельная работа
- Д е т и
с л у ш а ю т
песню,исправляют
ошибки
-Маша
получила
и х
непростым
путем,она
соединила разные слова.
- Р е б я т а , н а ш
у р о к
м ы
п р о д о л ж и м
прослушиванием
песни
из
м/ф
«Маша
и
медведь».Внимательно
слушайте
слова
песни,и
особое
внимание
обратите
на
н а з ва н и я
зверей,которые прозвучат в ней.
-Название каких зверей вы услышали?
-
Существуют
ли
такие
звери?Названия
каких
зверей соединила Маша,чтобы получить новые
названия?На ваш взгляд, какие эти слова?
-Исправьте
ошибки,которые
д о п у с т и л а
Маша(вывешивается
карточки
с
названиями
зверей из мультфильма)
Давайте вспомним алгоритм самооценки
1.Какое было задание?
2.Удалось справиться с заданием?
3.С
заданием
справился
самостоятельно
или
с
чьей-то помощью?
4.С
заданием
справился
с
ошибками
или
без
ошибок?
5.Какую оценку себе поставишь?
Р а б о т а
п о
карточкам,по
вариантам:наз
о в и
о д н и м
словом,отгада
й загадки
Формировать
оценивать
свою
работу(регуля
тивные УУД)
-уметь
корректироват
ь свою работу
(регулятивны
е УУД)
6.Рефлекция
(2 мин)
Зафиксировать
новое
содержание урока
Рефлексия
-Какое новое знание открыли?
- р а с с к а ж и т е
п о
с х е м е
( я
знаю,запомнил,смог),чему научились на уроке
- Ч т о
е с т ь
сложные
слова
Я
знаю,
что
сложные
Уметь
-Скажите, какая была цель нашего урока?
-Достигли
ли
мы
этой
цели?Научились
это
делать?
слова
состоят
и з
д в у х
частей;я
запомнил,что
этих
частей
соединяют
гласные
«о»,
« е » ; я
с а м
смог
образовать
сложные
слова.
оценивать
правильность
выполнения
действий
на
уроке
(регулятивны
е УУД)