Напоминание

Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе.


Автор: Зонова Елена Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ №21
Населённый пункт: г. Белорецк Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе.
Раздел: начальное образование





Назад





Использование технологии развития критического мышления на уроках в

начальной школе.
У ученика начальной школы по новым образовательным стандартам должны быть сформированы универсальные учебные действия, а также они направлены на личностные результаты. Для их достижения у меня возникла необходимость использовать в своей работе новые приёмы и современные общеобразовательные технологии. Среди многих меня заинтересовала «Технология развития критического мышления».
Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребенок сам

«собирает» понятия о предмете. Л. Выгодский

Если возникшая мысль сразу принимается, то перед нами не критическое

мышление. Д. Дьюи

Критическое - не значит негативное, критика толерантна,

конструктивна.

К.Поппер
По поводу определения понятия «критическое мышление» существует большое разнообразие мнений и оценок. Это открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Критическое мышление – это способ добывать знания, умение анализировать, оценивать, выносить обоснованное суждение, вырабатывать собственное мнение по изучаемой проблеме и умения применять знания как в стандартной, так и нестандартной ситуации. Ведущим направлением деятельности в критическом мышлении становится поиск оптимальных путей решения поставленной задачи с привлечением уже известных знаний умений и навыков, а также поиск недостающего для решения знания и умения.
Критическое мышление
– это способность добывать знания, умение анализировать, оценивать и применять знания в стандартной и нестандартной ситуации.
Цель данной технологии
- развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.
Задачи ТРКМ
: • Формирование нового стиля мышления • Развитие базовых качеств личности • Развитие аналитического, критического мышления Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов. Структура данной технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности.
1 этап
Стадия вызова.
Пробуждение интереса к предмету (он обязателен на каждом уроке). Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), для изучения нового материала задаёт вопросы, на которые хочет получить ответ. На данном этапе, используются такие приёмы и методы:  верные (неверные) утверждения;  перепутанные логические цепочки;  рассматривание иллюстраций;  мозговой штурм;  рассказ по ключевым словам;  таблица Знаю – не знаю – хочу знать. Работа может проводиться индивидуально, в парах или группах.
2 этап

Осмысление -
получение новой информации. На данном этапе заполняем пока
кластеры
(опорная схема, напоминающая модель солнечной системы) и
таблицы
, используя рисунки и условные знаки. На литературе используем
чтение с остановками
, на окружающем мире:
инсерт
- для эффективного чтения ребята карандашом делают пометки на полях текста (+ - знал, - -не знал, ?- непонятно). Активное чтение способствует развитию умения классифицировать и выделять нужную информацию, которая необходима для
«Сводных таблиц»,
их очень много в рабочих тетрадях. Очень важный момент в данной технологии – это научить детей
задавать

вопросы
. В 1 классе начинаем с простых («Кто?», «Что?», «Когда?», «Где?) и объясняющих вопросов («Почему?»), во 2 классе используем уточняющие («Верно ли..?) и оценочные.
3 этап
-
Рефлексия
– обобщение того, что ребёнок узнал на уроке. Используем «
Светофор
», возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям (проверяем ответы), сводные таблицы.
Приемы технологии РКМ

Верные, неверные высказывания

Игра «Верите ли вы?»

Дерево предсказаний

Корзина идей

Кластер

Инсерт

Таблица ЗХУ

Толстые и тонкие вопросы

Ромашка вопросов

Зигзаг

Синквейн

«Техника постановки вопросов»

Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Вопросы – основная движущая сила мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления. На стадии вызова – вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии рефлексии – демонстрация понимания пройденного. «Тонкие вопросы» Кто… Что… Когда… Может… Будет… Было ли… Согласны ли вы… Верно… «Толстые вопросы» Дайте объяснение почему… Почему вы думаете… Почему вы считаете… В чем разница… Предложите, что будет, если… Можно ли изменить роли так, чтобы сделать их противоположными… Что еще можно использовать вместо данного объекта? Чтобы научить детей формулировать различные типы вопросов используется прием
«Ромашка вопросов».
Для этого нужно заранее познакомить с различными видами вопросов. Учащиеся формулируют вопросы по какой-либо теме и записывают их на соответствующие лепестки ромашки. Работа ведется над составлением таких типов вопросов: Простые вопросы – вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию. Интерпретационные (уточняющие) вопросы – обычно начинаются со слова «почему?». Они направлены на установление причинно - следственных связей. Оценочные вопросы – эти вопросы на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. Творческие вопросы – если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза.
«Дерево предсказаний»
Прием «Дерево предсказаний» заимствован у американского учителя Дж. Белланса, работающего с художественным текстом. Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям –
«возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. Наличие разнообразных методов даёт возможность делать уроки нестандартными, непохожими друг на друга. Применение технологии «Критическое мышление» на уроках: – способствует активизации мышления, повышает мотивацию; – способствует самовыражению учащихся, дает возможность проявить себя, свои творческие способности; – учит находить пути решения проблемы, сопоставлять свое мнение с другими, с тем, чтобы вынести обоснованное суждение; – способствует взаимоуважению, поощряет взаимодействия, развивает коммуникативные навыки; – заставляет учеников задумываться. Навыки критического мышления нужны, чтобы обеспечить понимание между людьми, принимать различные взгляды на мир Развитие критического мышления у учащихся можно отследить по следующим показателям: -рефлексивность (суммирование и систематизация новой информации); -прагматичность (умение применять полученные знания на практике); - готовность к планированию; -гибкость (готовность воспринимать идеи других, анализировать положительные и отрицательные стороны в выступлениях других); -готовность исправлять свои ошибки, а не оправдывать свои неправильные решения. Применение данных приемов на уроках чтения, окружающего мира позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал.
Например: Тема урока: Воздух и его свойства

1 этап – Вызов: применяется приём «Верите ли вы?»
Правила игры: 1. У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске. Цифрами я указала № вопросов. 2. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...». Вы обсуждаете ответы в группах. 3. Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».
Данные сравнительные таблицы помогают увидеть учащимся не только отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее запоминать информацию.
2 этап – Осмысление - Прием «Инсерт».

3 этап- Рефлексия – заполняется «Кластер», и составляется «Синквейн».
Работа, проводимая в рамках развития критического мышления, научит детей анализировать, сопоставлять, делать умозаключения.


В раздел образования