Напоминание

"Здоровьесберегающие технологии в хореографии"


Автор: Штомпель Елена Дмитриевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Центр дополнительного образования"
Населённый пункт: г.Нефтеюганск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Здоровьесберегающие технологии в хореографии"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования» г. Нефтеюганск Методическая разработка на тему: «Здоровьесберегающие технологии в хореографии» Составила: педагог дополнительного образования Штомпель Елена Дмитриевна. 2016г.

«Здоровьесберегающие технологии в хореографии»
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. И, конечно, хореография отчасти решает эту проблему. Но также как и спорт, хореография является одним из самых травмоопасных видов деятельности, а со временем, нагрузка на организм даёт о себе знать, и появляются нежелательные эффекты: начинают болеть суставы, возникают судороги и многое другое. Возникает вопрос: как сохранить и укрепить здоровье обучающихся? К сожалению, специально этому педагогов не обучают, а в литературе по хореографии вопрос здоровьесбережения не освещён. И далеко не все педагоги задумываются о том, как правильно организовать учебно – воспитательную работу, чтобы дети не получали физических и психологических травм, и как максимально направить усилия ученика на укрепление своего здоровья. Поэтому, образовательная программа любого танцевального коллектива, в первую очередь, должна быть направлена на становление ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, на формирование навыков сохранения и укрепления здоровья способствовать физическому развитию, учить приемам самопознания и саморегуляции. Появляется необходимость в разработке и совершенствовании форм, методов, приёмов работы, в использовании в учебном процессе здоровъесберегающих технологий. Я предлагаю вашему вниманию некоторые разработки, апробированные в хореографическом коллективе.

Здоровьесберегающие технологии в хореографическом коллективе
Развивающая, оздоровительна я технология Обучающая технология Социально- адаптирующая и психолого - педагогическая технология Учебно- воспитательная технология Организационно -педагогическая технология
Формирование

знаний о здоровье

человека:
мероприятия, обеспечивающие получение учащимися знаний о здоровье человека и его организме. Проектная деятельность, обучающая детей самостоятельно добывать эти знания.
Организация

учебного процесса:
1.Эколого - гигиенические условия. 2. Организационно- педагогические условия. 3.Психолого - педагогические условия. (Приложение №1)
Формирование и

укрепление

физического

здоровья:
упражнения, воздействие которых обеспечивает развитие и укрепление физического здоровья школьников. (Приложение №2)
Формирование и

укрепление

психологического и

социального

здоровья:
социально - психологические тренинги и танцетерапия, повышающие ресурсы психологической и социальной адаптации личности.
Формирование

культуры здоровья :
мероприятия, обучающие грамотной заботе о своем здоровье, мотивирующие учащихся к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек. Проведение организационно - воспитательной работы с учащимися вне занятий

Методы обучения в хореографическом коллективе

Принципы здоровьесбережения
Метод проектирования Метод практической работы Метод игры Наглядный метод Словесный метод Упражнения, тренинги Создание презентаций и проектов, конкурс проектов Игра – конкурс, игра - путешествие, игра - соревнование, развивающие игры Показ, рисунки, фотографии, видеоматериалы Объяснение, рассказ, беседа, диалог Не навреди!, триединое представление о здоровье, ответственность учащихся за своё здоровье, системность, субъект-субъектное взаимоотношение с учащимися, соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся, приоритет позитивных воздействий над негативными.

Приложение №1

Приложение № 1

Критерии здоровьесбережения на занятии,

их краткая характеристика и уровни гигиенической рациональности занятия

Критерии

здоровьесбережения

Характеристика

Уровни гигиенической рациональности занятия

рациональный

недостаточно

рациональный

нерациональный
Обстановка и гигиенические условия в классе Температура и свежесть воздуха, освещение класса, монотонные неприятные звуковые раздражители Температура в классе зима – 18-20º весна – 18-20º осень – 16-20º зима – 17-22 весна – 17-23º осень – 15-22º зима – <17 и >22º весна – <17 и >23º осень – <15 и >22º Влажность 30 – 50 % 25 – 60 % <25 и >60 % Освещенность Кео = 1,5 % Ксв = 0,25 Кео = 1,4 % Ксв = 0,26 – 0,27 Кео < 1,4 % Ксв < 0,27
Количество видов учебной деятельности Виды учебной деятельности: музыкально – ритмические упражнения, слушание музыки, рассказ, ответы на вопросы, активные движения, оздоровительные и корригирующие упражнения, упражнения на расслабление и т.д. 4 - 7 2 - 3 1 - 2 Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности Не более 10 минут 11 – 15 минут Более 15 минут Количество видов преподавания Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, Не менее 3-х 2 1 Чередование видов преподавания Не позже чем через 10 – 15 минут Через 15 – 20 минут Не чередуются Наличие и место методов, способствующих активизации Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества). Активные методы (ученик в роли: хореографа, режиссёра, артиста, исследователя и др., партнёринг, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, Не менее 6 - 8 4 – 5 Не менее 4
самооценки, взаимооценки) Чередование физической нагрузки и отдыха Чередование физической нагрузки и отдыха в течение занятия в зависимости от видов деятельности. Учитель наблюдает за состоянием учащихся Имеются случаи несоответствия нагрузки и отдыха. Учитель иногда контролирует состояние учащихся Чрезмерная физическая нагрузка учащихся, учитель не наблюдает за состоянием детей Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу Присутствует в полной мере Присутствует частично отсутствует Психологический климат на уроке Взаимоотношения на уроке: Учитель-ученик (комфорт, напряжение, сотрудничество – авторитарность, учет возрастных особенностей); Ученик – ученик (сотрудничество, соперничество, дружелюбие – враждебность, активность – пассивность, заинтересованность, безразличие) Преобладают положительные эмоции Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный Преобладают отрицательные эмоции
Эмоциональные разрядки на уроке Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие 2 - 3 1 нет Плотность урока Количество времени, затраченное школьниками на работу Не менее 60% и не более 75 – 80% 80 – 90% Более 90% Момент наступления утомления и снижения учебной активности Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности Не ранее 40 минут Не ранее 35 – 37 минут До 30 минут Темп окончания урока Спокойный, размеренный, ответы на вопросы учащихся, настрой на успех. Улыбка педагога. Без подведения итогов, стараясь успеть все сказать, хаотично, комментарии недостаточные Быстро, наспех, неудовлетворенность работой учащихся, без комментариев Кео – коэффициент отношения освещенности данной точки (на рабочем месте) в помещении, в люксах к освещенности снаружи под открытым небом, вблизи при рассеянном свете Ксв – коэффициент отношения застекленной поверхности всех окон помещения к площади пола.

Содержание работы педагога дополнительного образования (хореографа)

по сохранению и укреплению состояния здоровья учащихся
: 1. обязан знать состояние здоровья учащихся; 2. должен уметь оценить состояние здоровья ребенка в условиях работы на занятии; 3. обязан уметь оказать ребенку первую медицинскую помощь; 4. обязан строить учебный процесс и работу с конкретным ребенком, учитывая индивидуальные особенности его состояния здоровья; 5. должен научить школьников методам и тестам самоконтроля состояния здоровья во время занятия; 6. обязан учитывать рекомендации медицинского работника в отношении каждого конкретного школьника; 7. обязан проводить оздоровительные мероприятия; 8. обязан соблюдать гигиенические требования, предъявляемые к проведению урока:  продолжительность урока, сдвоенные уроки целесообразны только в зимнее время;  продолжительность перемены (перемены не для переодевания, а для отдыха),  проветривание танцевального класса;  влажная уборка 9. должен заниматься профилактикой травматизма (техника безопасности); 10. обязан следить за осанкой детей; 11. наблюдать за детьми во время урока, должен направлять нуждающихся в экстренной помощи к медицинскому работнику школы; 12. должен формировать потребность в здоровом образе жизни у учащихся.

Приложение № 2

Партерная гимнастика

Упражнения на исправление осанки
Упражнение 1. И.П. - лежа на животе. Поднять вытянутые ноги назад над полом, прогнуться, руки назад. Удерживайте это положение некоторое время. Затем опустить руки и ноги на пол, расслабить мышцы. Можно также выполнять это упражнение с поднятыми руками, стараясь поднимать руки как можно выше над головой. Упражнение 2. И.П. - лежа на животе, руки за голову, ноги вместе. Стопы вытянуты или находятся на I по- зиции. Стопы удерживает партнер. Выполняйте прогиб назад, удерживая бедра и живот на полу. Упражнение 3 И.П. - лежа на спине, руки вверх. Согнуть ноги, прижать колени руками к груди. Вернуться в исходное положение, потянуться руками вверх, вытянуть подъем, прижать поясницу к полу. Упражнение 4 И.П. - встать в упор на коленях. На «раз» - мах правой ногой назад, левая рука поднимается вверх. На «два» - И.П. На «три» - мах левой ногой назад, правая рука поднимается вверх. Руку стараться поднимать как можно выше. Упражнение 5 И.П. - сидя, ноги вместе, стопы на полу, колени согнуты. Руки в стороны. На «раз - два» - поворот туловища вправо, руки за голову, локти назад, лопатки свести. На «три - четыре» - И.П. Упражнение повторяется в другую сторону. Упражнение б
И.П. - сесть, скрестив ноги («по-турецки»). Руки в стороны. Наклон вправо, правая рука за спину, левая поднимается вверх. Вернуться в И.П. повторить в другую сторону. Делается еще разворот в талии вперед и назад. Упражнение 7.
«
Кошечка
»
И.П. - встать на колени, руки опущены вниз. На «раз - два» - спину прогнуть, голову поднять до предела вверх. На «три - четыре» - спину выгнуть, голову опустить вниз. Упражнение 8.
«
Рыбка
»
И.П. - лежа на животе. Упираясь на руки, прогнуть спину назад. Согнув ноги в коленях, стараться коснуться ногами головы.
Упражнения для развития гибкости плечевого и поясного суставов
Упражнение 1 И.П. - стоя на коленях. Согнуть спину назад и вытянутыми руками достать да носка ноги. Медленно перебирая руками, взяться за колени, бедра при этом должны быть максимально выдвинуты вперед. Упражнение 2.
«
Качалка
»
И.П. - лежа на животе. Согните руки назад, дотянитесь до согнутых ног и возьмитесь за пальцы ног. Начинайте раскачиваться. Упражнение 3. И.П. - лечь на живот, так чтобы грудная клетка касалась пола, колени прямые, стоны вытянуты или находятся в I позиции. Поднимайте плечи вверх и назад, руки лучше держать за головой. Лучше это упражнение делать вдвоем, чтобы другая девочка придерживала грудную клетку на полу и оттягивала плечи назад.

Упражнения на улучшение гибкости позвоночника
Упражнение 1 И.П. - лечь на пол на спину, ноги слегка врозь, руки вдоль тела. На «раз - два» отвести туловище вправо, не отрывая спины от пола. На «три - четыре» вернуться в И.П. То же в другую сторону. Повторить 16 раз. Упражнение 2 И.П. - сидя, ноги согнуты, грудь прижата к бедрам, руками взяться за пятки. На «раз - два - три - четыре» попытаться выпрямить ноги, не отрывая туловища от ног. На «пять - шесть - семь - восемь» вернуться в И.П. Повторить 12 раз. Упражнение 3. И.П. - лечь за пол на живот, разведенные ноги согнуть, руками взяться за стопы. На «раз - два - три - четыре» попытаться выпрямить ноги, приподнимая верхнюю часть ту- ловища. На «пять - шесть - семь - восемь» вернуться в И.П. Повторить 16 раз. Упражнение 4. И.П. - лечь на спину, руки вытянуть вдоль тела. На «раз - два - три - четыре» поставить ноги на пол за головой. На «пять - шесть - семь - восемь» вернуться в И.П. Повторить 12 раз. Упражнение 5. И.П. - лечь на спину, руки вытянуть вдоль тела. На «раз - два — три - четыре» опираясь на локти и не отрывая таз и голову от пола. На «пять - шесть - семь - восемь» вернуться в И.П. Повторить 16 раз. Упражнение 6. И.П. - сесть на пол, ноги как можно шире развести врозь, руки за голову. На «раз - два» наклониться вправо, стараясь коснуться локтем пола за коленом правой ноги. На «три - четыре» - вернуться в И.П. То же в другую сторону. Повторить 16 раз. Упражнение 7. И.П. - сидя на полу, согнутые ноги врозь, руки перед грудью.
На «раз - два» - поворот корпуса влево, правым локтем коснуться левого колена, левую руку увести как можно дальше назад и коснуться пола. На «три - четыре» - вернуться в И.П. То же в другую сторону. Повторить 16 раз.
Упражнения для улучшения подвижности тазобедренного сустава и

эластичности мышц бедра.
Упражнение 1. И.П. - лечь на спину, ноги вытянуты, повернуты внутренней стороной наружу (выворотно. I позиция), руки раскрыты в стороны и положены на уровне надплечий. На «раз - два» одну ногу, сгибая в колене, подтянуть как можно выше к плечу (другая вытя- нута выворотно), согнутая нога скользит пальцами по вытянутой ноге, не отрываясь от пола. На «три - четыре» зафиксировать это положение. Колено стараться положить на пол. пальцы ног вытянуть. На «раз - два» медленно выпрямить ногу и вернуть в И.П. ногу поднимать как можно выше. То же самое проделать другой ногой. Упражнение 2. Броски ногами поочередно, то правой, то левой, вперед и в стороны. И.П. - лечь на спину, вытянуть ноги выворотно, руки положить вдоль тела ладонями вниз. На «раз» - выбросить правую ногу вверх на 90°, сильно вытянув пальцы ног и колено. Другая нога, вытянутая и выворотная, лежит на полу неподвижно. На «два» - медленно опустить ногу в И.П.. Выполнить правой, затем левой ногой. То же самой и в стороны. Упражнение 3. И.П. - сесть с опорой на руки сзади, ногу согнуть врозь. На «раз» - опустить правое колено вовнутрь, стараясь коснуться им пола. На «два» - вернуться в И.П. То же двумя ногами одновременно. Повторить 16 раз.
Упражнения на улучшение гибкости коленных суставов
Упражнение 1. И.П. - сесть на пол с опорой на руки. Поочередно сгибать ноги как при езде на велосипеде. Повторить 10-12 раз.
Упражнение 2. И.П. - лежа на спине, ноги согнуты вверх (бедра вертикально, голени горизонтально). На «раз-два» сделать круг голенями вправо. То же влево. Повторить 10-12 раз. Упражнение 3. И.П. - стоя на коленях, носки врозь, руки на поясе. На «раз-два» сесть на пол между носками На «три - четыре» вернуться в исходное положение. Упражнение 4. И.П. - сесть на пол по-турецки На «раз-два» постараться встать без помощи рук. На «три - четыре» вернуться в И.П.
Упражнения для развития подвижности голеностопного сустава,

эластичности мышц голени и стопы
Упражнение 1. И.П. - сесть на пол с опорой на руки сзади. На «раз» - носки на себя На «два» - вытянуть носки, стараясь коснуться большими пальцами пола. Повторить 16 раз. Упражнение 2. И.П. - сидя на полу. Ногу согнуть и выворотно положить на другую Одной рукой возьмите снизу пятку, другой возьмите голеностоп сверху и начинайте давить на него. Упражнение 3. И.П. - сидя на полу, ноги вместе, стопы очень вытянуты, спина прямая, немного прогнута. Выпрямляйте колени так, чтобы коснуться ими пола, при этом пятки отрывайте от пола как можно дальше, носками старайтесь дотянуться до пола. Упражнение 4. И.П. - сидя на коленях. Одной рукой возьмитесь за пятки так, чтобы они не расходились, другой - за палку.
Отрывайте колени от пола, сгибая при этом голеностоп, но не переходя на пальцы. Старай- тесь колени поднять выше, а спину держать прямой.
Упражнения для развития выворотности и танцевального шага
Упражнение 1. И.П. - расслабиться, лежа на спине. На «раз-два» при свободно лежащем корпусе медленно, вытягивая пальцы ног, напрячь только мышцы ног. На «три-четыре» напрягая и сокращая ягодичные мышцы, повернуть бедра, голени и стопы внутренней стороной наружу так, чтобы пятки подошвенной стороной коснулись друг друга, а мизинцы - пола. Поворот в тазобедренном суставе производится мышцами, которые, со- кращаясь, растягиваются. Ощутите работу этих мышц. Упражнение 2. И.П. - расслабиться, лежа на спине или сидя. На «раз-два» вытянув ноги, развернуть их внутренней стороной наружу (выворотно), а пят- ками (подошвенной стороной) прикоснуться друг к другу, мизинцы должны коснуться пола (мышцы напрягаются). На «три-четыре» сократить подъем ног так, чтобы пятки коснулись друг друга и вместе с по- дошвами и носками образовали прямую линию, а мизинцы коснулись пола, т.е. должна по- лучиться I позиция. Ноги в коленях выпрямлены. Ощутить сокращение мышц, а затем рас- слабить мышцы. Упражнение 3. И.П. - сесть на пол, согнув ноги в коленях, подтянуть их в груди. Захватить пальцы ног руками. На «раз-два-три-четыре» медленно наклониться вниз, распрямляя ноги, прижаться головой к ногам, сохраняя I позицию ног. На «раз-два-три-четыре» вернуться в И.П. Упражнение 4. И.П. - лечь на живот, бедра отвести колени согнуть, стопы касаются друг друга подошвенной частью. Спину максимально прогнуть назад, удерживая стопы и бедра на полу. Лучше это упражне- ние выполнять вдвоем, что партнер помогал удерживать стопы и бедра на полу. Упражнение 5. И.П. - сесть на пол, ноги согнуть в коленях, бедра отвести назад в стороны, стопы соединить подошвенной частью.
На «раз-два-три», опираясь руками на колени, опустить их как можно ниже к полу. На «четыре» - вернуться в И.П. Повторить 16 раз. Упражнение 6. И.П. - лежа на спине, руки разведены в стороны. Поднять вытянутую ногу и отвести ее в сторону, удерживая таз на полу. Повторить упражнение с другой ноги. Упражнение 7. И.П. лечь на спину, спину выпрямить, плечи и бедра прижать к полу. Ноги максимально вы- прямлены, стопы вытянуты. Одну ногу поднимают вперед на 90°, ступня выворотно и «утюгом». Другая девочка, надав- ливая всем телом на поднятую ногу, помогает прижимать бедро к полу. Уменьшите угол ме- жду ногой и телом, и снова нажимая на ступню, прижмите бедро к полу. Нельзя наклонять ногу во время давления. Упражнение 8. И.П. - лежа на полу, спина, плечи и бедра прижаты к полу, колени выпрямлены, стоны вытянуты. Партнер берет одну ногу и, придерживая вторую на полу, начинает тянуть ногу на 180°. Плечи и бедра на полу. Упражнение повторяется с другой ноги. Упражнение 9.
«
Шпагат
»
Если мышцы паха уже хорошо растянуты, сядьте на «шпагат». Ноги должны быть прямые, стопа спереди вытянута, а сзади «утюгом» (сокращенная стопа). Противоположное передней ноге плечо отведено вперед.
Список используемой литературы.
1. Барышиникова Т. Азбука хореографии. М., 1999г.
2. Иванченко В.Н. Занятия в системе дополнительного образования для детей, издательство Учитель 2007г. 3. Лободина Н.В., Чурилова Т.Н. Здоровьесберегающая деятельность, издательство Учитель 2008г.


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники