Работа над безударными гласными на уроках русского языка и литературного чтения
Автор: Васильченко Надежда Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ СОШ №22 Населённый пункт: п. Беркакит Наименование материала: Статья Тема: Работа над безударными гласными на уроках русского языка и литературного чтения Раздел: начальное образование
Работа над безударными гласными на уроках русского языка и
литературного чтения.
В основе стандартов второго поколения (ФГОС) лежит системно-деятельностный
подход, на развивающее обучение. Главная задача - сформировать личность человека,
позицию гражданина. Все идеи нового стандарта – гражданские, общечеловеческие –
важны для построения новой школы. И самое главное – через предмет развивать человека.
Разработчики стандартов второго поколения для школы поставили задачу сформировать
компетенции у маленького ребенка: научить принимать решения, заниматься проектной
деятельностью, быть коммуникабельным, мобильным и всесторонне развитой личности.
Перед нами, учителями, стоит задача – искать новые способы интенсификации обучения и
повышения его качества. Только в зтом случае возможно реализовать те глубокие идеи,
которые заложены в основе стандартов второго поколения (ФГОС). Интенсификации
обучения
можно
достичь
в
том
случае,
если
будет
увеличено
число
учебно
–
познавательных действий и операций, умело использована каждая минута урока как
учителем, так и учащимися, если учебный материал урока дойдёт до сознания каждого
ученика.
Большое значение имеет выбор приемов при подготовке к уроку. Покажу это на
примере изучения правописания безударных гласных. Мой многолетний опыт работы
учителя,
руководителя
методического
объединения
начальных
классов,
результаты
контрольных
работ
учащихся
позволили
сделать
вывод,
что
обучение
правописанию
безударных
гласных
представляет
определенные
трудности
для
детей.
Правописание
безударных
гласных
в
корне
слова
остается
актуальной
проблемой
школьной
педагогической
практики
в
области
обучения
детей
орфографии.
В
обучении
правописанию безударных гласных в корне слов начальная школа достигла значительных
успехов. Однако ошибки на правописание безударной гласной корня являются наиболее
типичными и устойчивыми во всех классах, особенно в начальных.
Содержание
новой
Азбуки
авторов
В.Г.
Горецкого,
В.А.
Кирюшкина,
Л.А.
Виноградской,
М.В.Бойкиной
натолкнуло
меня
на
мысль,
что
работу
над
понятием
«безударные гласные» следует начинать с первых страниц Азбуки. В I классе проводилась
постоянная работа над развитием фонематического слуха учащихся, велись наблюдения
над словами, написание которых расходится с их произношением (например: котик –
коток, сосна – сосны), отрабатывались умения находить в словах ударные и безударные
слоги, проговаривались слова, в двусложных словах проверялись безударные гласные
путем постановки ударения.
Основная задача на данном этапе – научиться видеть безударную гласную в слове.
Процесс этот очень сложный и длительный. Наиболее эффективным видом работы, на мой
взгляд, является игра «Мячики», которая дает возможность научиться детям зрительно
запоминать слова, присматриваться к ним. Выглядит
это следующим образом. Дано
предложение: В лесу жила лиса. В норе у неё были лисята. При выполнении задания дети
читают слова дважды: сначала орфографически, затем орфоэпически. Цель этого задания
–
научиться
видеть
несоответствие
написания
слов
их
произношению.
К
словам
с
«маячками» подбираются проверочные слова путем изменения формы слова.
Помогает и такой прием, когда дети слышимые слова не записывают, а отмечают
графически только безударные гласные (диктует учитель): На дворе горой, а в избе водой.
Учащиеся отмечают, что безударная гласная
о встретилась три раза, а и – один раз. Затем
слова проверяют устно.
Мною используются и другие
виды работ. К концу I класса дети безошибочно
определяют в словах типа вода, мосты безударную гласную и проверяют её.
На втором году обучения, опираясь на знания и умения, полученные в I классе, я
продолжаю
работу
над
безударными
гласными.
При
изучении
темы
«Состав
слова»
использую слоговые таблицы, по которым дети составляют родственные слова, сравнивая
их, находят слова с безударной гласной в корне, подчеркивают проверочные и выделяют в
словах корень:
вы
пить
лю
ле
леп
ный
пит
лен
ка
вылепить
лепка
лепит
леплю
вылепленный
Не менее интересный вид работы – подбор родственных слов с заданными корнями.
Ласк игр - зим-
Ласка игрушка зимушка
Ласковый игры зимний
Ласкать играть зимовать
Приласкать игровая зимовка
У школьников формируется умение осознанно составлять гнезда однокоренных
слов, учитывая два их признака: сходство по смыслу и наличие одинаковых частей. В
данном случае дети учатся обобщать материал, делать свои умозаключения, обогащать
свой словарь.
Другой вид работы рассчитан на слуховое восприятие. Диктую слова. Дети
выделяют в них корни, записывают их и сверяют с образцом.
Встречать, вредитель, горбатый, гористый, грибной, грязнуля, дождливый, звериные,
зимовка, играть;
Встреч- , вред-, горб- , гор- , гриб- , гряз- , дожд- , звер- , зим- , игр- .
Важно отрабатывать умение видеть орфограмму в корне слова. Для становления
навыка и быстрого контроля результатов работы учителем, запись лучше вести столбиком,
указывая буквенную дробь. Такой порядок записи формирует у учащихся способность
обнаруживать орфограмму и давать ей характеристику – рассуждение.
Обучение рассуждению проводится по памятке:
« В слове страна есть орфограмма на безударную гласную в корне слова, так как есть
выбор букв: о или а. Я выбираю букву а, так как однокоренное проверочное слово –
страны , где ударный звук обозначаем только буквой а. Кореннь стран- ( страна – а/о
страны)».
Моя задача состоит в том, чтобы составленная детьми памятка зрительно
воспринималась и использовалась ими в практической работе. Пока все ученики не
овладеют приемом выбора букв, памятка находится в классе. Кроме того, у каждого
ученика такие же памятки находятся в дневниках. Рассуждения дети усваивают быстро.
Учитывая возраст учащихся и несформированность у них умения орфографического
анализа слов, ставлю перед ними конкретные задачи. Например, в тексте, отображенном
на экране телевизора, предлагаю детям объяснить, почему зажглись «маячки» ( каждый
учитель по своему усмотрению может подобрать текст, включающий слова с безударными
гласными в корне).
Последовательность выполнения задания такая же, как описанная выше. После
чтения текста орфографически, дети устанавливают соответствие и несоответствие
написания произношению. Это первое действие. Второе – определение орфограммы в
словах с «маячками». Третье (последнее) – учащиеся вслух рассуждают. Запоминая ход
рассуждения таким образом, дети овладевают культурой умственного труда.
Следующий прием – работа без зрительного восприятия, т.е. без «маячков», когда
дети учатся сами обнаруживать в тексте слова с безударной гласной. Например, в
приведенном тексте учащиеся должны были найти 9 слов с орфограммой на безударную
гласную (см. выделенные слова):
Помоги друзьям.
Наступили морозные дни. Снег замёл все дорожки. Вася побежал в сад и повесил
на большой дуб кормушку. Прилетели птички. Жадно клюют они крошки и зерно. Помоги
и ты пернатым друзьям.
Такие задания учащиеся получают на уроке довольно часто.
Восприятие орфограмм на слух всегда представляет трудности для учащихся.
Чтобы преодолеть эти трудности, я ежедневно зачитываю детям загадки, пословицы,
предложения из рассказов, помещенных в Литературном чтении(I,II,II,IV классы),
насыщенных словами с орфограммами. В этом случае дети слова не записывают, а только
называют их вместе с проверочными и показывают сигнальную карточку с безударной
гласной. Этот вид работы проводится за очень короткий промежуток времени. У детей
увеличивается темп работы и о определенная реакция на задания, которые я предлагаю.
Например, зачитываю предложения из рассказа В.Чаплиной «Лесная
кормушка»( учащиеся работают над выделенными словами):
В этот лес и ходил Слава на лыжах. Первыми появлялись всегда синицы. Они сразу
слетались к нему. Слава даже в непогоду шёл кормить своих питомцев. Он встал, взял
книгу и стал читать. Только деревья трещат от мороза.
Учащиеся называют слова и их проверочные, показывают сигнальные карточки с
безударными гласными, например, « Слово ходил, проверочное – ход, карточка с
безударной гласной о».
Кроме обычных упражнений и заданий, предлагаю детям ребусы с целью,
заинтересовать их. не была уверена, что дети смогут справиться с ними, но оказалось, что
они были готовы к этому, к тому же сам материал вызвал у них большой интерес.
Ученики отгадывают слово, зашифрованное в ребусе, определяют в нем безударную
гласную, используя образец рассуждения.
На каждом уроке русского языка обязательно провожу работу над звуками, словами,
предложениями и связной речью. Выполняя эти требования, включала ребусы и
деформированные предложения, и работа по деформированию речи шла оживленнее.
Порядок работы был такой:
1)
Отгадывание ребуса;
2)
Установление порядка слов;
3)
Запись предложения;
4)
Нахождение слова с безударной гласной и приведение образца рассуждения.
Такие упражнения выполнялись устно или письменно в зависимости от времени.
Через все виды работ на уроках русского языка и литературы привлекалось внимание к
безударной гласной.
Итак, при изучении, повторении и закреплении безударных гласных, важна методика,
которая нужна не только учителю, но и ребенку, так как, овладевая ею, он учится работать
самостоятельно, развивает внимание, что важно для успешного обучения в дальнейшем.
Важно, чтобы ученик мог найти безударные гласные не только в предлагаемом
учителем тексте или учебнике, но и в любом печатном тексте. Для этого у ребенка должна
развиваться орфографическая зоркость как на уроках русского языка, так и на уроках
литературного чтения.
Словарную работу на уроках провожу систематически. Дети читают слова, работают
над лексическим значением, потом предлагаю им задание: назвать слова с безударной
гласной.
Иногда я практикую домашнее задание по русскому языку по Литературному чтению,
т.е. в стихах, баснях, отрывках из произведений учащиеся находят слова с безударными
гласными в корне и подбирают к ним проверочные. Даю такое задание, предварительно
предупредив их, что задание не обязательное, а по желанию. При проверке выясняется,
что все дети его выполнили. Это говорит о появившемся интересе к предмету и к теме
«Безударные гласные».
Не менее важно на уроке научиться детям самоанализу учета своих действий и их
результатов. Поэтому при работе над теми же безударными гласными использую
следующие памятки:
Способы проверки безударной гласной.
1.
Проверочные слова:
1)
много: волна –волны;
2)
один: дома –дом, ходил – ход;
3)
из корня: садовый – сад, кормить – корм, бежать – бег;
4)
буквой ё: ведро – вёдра;
5)
ласкательное значение: ковёр – коврик;
6)
на вопрос какой? доброта – добрый;
7)
на вопрос что делает? Тащил – тащит, писать – пишет.
Предлагаемая памятка составлялась по ходу выяснения способов проверки
безударной гласной. Каждый учащийся имел эту карточку и пользовался ею по мере
необходимости. К концу II класса дети хорошо знают все способы проверки, запоминают
их и уже к карточкам не обращаются.
2.
Способ самопроверки – отчетливое произнесение каждого звука, т.е. артикуляционно.
В результате дети не допускают ошибок на пропуск и замену букв.
3.
Овладев фонетическим разбором, дети используют его при затруднении в написании
любого слова. Формы записи фонетического разбора разнообразные.
4.
На каждом уроке дети работают с перфокартами разного вида, а контроль за
выполнением заданий учащиеся проводят сами. Каждый ученик имеет тетрадь учета.
Диктую слова, дети вписывают в окошечки буквы. Затем написанное сверяют:
звериные, следить, больной, ласкать, ночная, хлеба, весенний, страна, сидеть,
ядовитый, ловил, делить, лепить, косить, лечить, грибы, защищать, ходить, запах,
полезный, зимой, смельчак, пестрота, ленивый.
е
о
и
е
и
и
е
е
я
о
о
е
о
е
о
е
а
е
а
а
е
и
о
е
Что это дает? Это дает возможность проконтролировать себя и устранить пробелы.
Кроме того, у детей воспитывается ответственное отношение к учению.
Итак, разнообразие приемов, наглядность, игровые моменты, систематичность в
работе, межпредметные связи помогают моим ученикам усвоить такую трудную тему, как
правописание безударных гласных.
Обучение правописанию безударных гласных в корне слов будет успешным в том
случае, если учитель не только четко определит для себя теоретические основы данной
темы, но и сможет грамотно организовать корнесловную работу, используя различные
виды упражнений.