Напоминание

Развитие читательского интереса у младших школьников с ОВЗ как успешная коррекция нарушений устной и письменной речи.


Автор: Яковлева Ольга Николаевна
Должность: учитель - дефектолог
Учебное заведение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района "Средняя общеобразовательная школа №1 г. Белоярский"
Населённый пункт: Белоярский
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие читательского интереса у младших школьников с ОВЗ как успешная коррекция нарушений устной и письменной речи.
Раздел: начальное образование





Назад





Развитие читательского интереса у младших школьников с ОВЗ как успешная

коррекция нарушений устной и письменной речи.
Учитель-Дефектолог БСОШ №1 Яковлева О.Н. Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: “Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом”. В настоящее время педагоги, дефектологи, логопеды отмечают слабую читательскую активность, отсутствие устойчивых читательских интересов у младших школьников с ОВЗ. Особенно это касается детей, обучающихся дистанционно. Поэтому одна из важных задач учителя-дефектолога – пробуждать интерес ребенка с ОВЗ к чтению, развивать и поддерживать его. При чтении происходит осмысление и усвоение информации, в устной форме выражаются впечатления от прочитанного, ребенок становится подготовленным для общения. Задачи учителя - дефектолога при работе по развитию познавательного интереса к чтению у детей с ОВЗ:
Образовательные:
 обучать работе с книгой в единстве ее текстового и нетекстового содержания;  изучать элементарные литературоведческие понятия, позволяющие ориентироваться в доступном круге чтения;  обучать основам литературного анализа художественных произведений разной видо- жанровой принадлежности;  приобщать детей к основам отечественной и мировой культуры, к духовному и нравственному опыту человечества;  формировать умение находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете;
Коррекционно-развивающие:
 совершенствовать все стороны навыка чтения;  обучать навыкам и умениям обще учебного характера, в том числе, ориентировке в книжном пространстве;  вырабатывать коммуникативные умения, функционирующие при слушании, говорении, чтении, письме;  развивать мышление, внимание, памят, орфографическую зоркость;  совершенствовать эмоциональную сферу (восприимчивость, чуткость);
Воспитательные:
 формировать положительную мотивацию к чтению;  формировать у детей позитивное отношение к действительности;  формировать самоуважение и эмоционально положительное отношение к себе, готовность выражать и отстаивать свою позицию;
 воспитывать уважение к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций;  развивать чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой. В рамках дефектологических занятий использую разнообразные формы работы: работа с демонстрационным материалом, самостоятельная работа детей с раздаточным материалом и в тетрадях, выполнение тренировочных упражнений, разрешение проблемных ситуаций, экспериментирование, элементы театрализованной деятельности. Для стимулирования речевой активности детей, с целью привлечения внимания к языковым явлениям, широко использую дидактические игры, творческие задания, а также компьютерное программное обеспечение. Работа по привлечению детей к чтению ведётся в тесном сотрудничестве с учителями начальных классов, а также библиотекарем. Одной из наиболее эффективной формой работы при таком сотрудничестве является привлечение детей к участию в проекте «Читающий мир». В рамках проекта дети участвуют в различных литературных викторинах, конкурсах, по прочитанным книгам ведут читательские дневники, ведут читательские дневники. Ведущую роль в процессе развития познавательного интереса к чтению играет семья, поэтому работаю в тесном контакте с родителями. В рамках родительских собраний, консультаций знакомлю родителей с приёмами общения ребенка с книгой, и приёмами развития орфографической зоркости посредством книги. Работа по привлечению ребёнка с нарушениями речи к чтению принесла приятные результаты: - у учащихся заметно улучшилась дикция, звукопроизношение, ; - учащиеся меньше стали допускать специфических ошибок на письме - стали лучше понимать содержание прочитанного - улучшилась связная речь - участие в проекте детей вместе с родителями создало условия для формирования и сохранения семейных ценностей через возрождение традиций семейного чтения; -ученики стали больше и качественнее читать, обрели дополнительное пространство для самореализации; - стали более успешными в учебной деятельности; - открылись новые возможности для формирования и поддержания способностей детей с ОВЗ: творческих и актерских », исследовательских (участие в проекте «я-исследователь»).


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники