Развитие читательского интереса у младших школьников с ОВЗ как успешная коррекция нарушений устной и письменной речи.
Автор: Яковлева Ольга Николаевна Должность: учитель - дефектолог Учебное заведение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района "Средняя общеобразовательная школа №1 г. Белоярский" Населённый пункт: Белоярский Наименование материала: Статья Тема: Развитие читательского интереса у младших школьников с ОВЗ как успешная коррекция нарушений устной и письменной речи. Раздел: начальное образование
Развитие читательского интереса у младших школьников с ОВЗ как успешная
коррекция нарушений устной и письменной речи.
Учитель-Дефектолог
БСОШ №1 Яковлева О.Н.
Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: “Чтение – это окошко, через которое
дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда
наряду
с
чтением,
одновременно
с
ним
и
даже
раньше,
чем
впервые
раскрыта
книга,
начинается кропотливая работа над словом”.
В настоящее время педагоги, дефектологи, логопеды отмечают слабую читательскую
активность, отсутствие устойчивых читательских интересов у младших школьников с ОВЗ.
Особенно это касается детей, обучающихся дистанционно. Поэтому одна из важных задач
учителя-дефектолога
–
пробуждать
интерес
ребенка
с
ОВЗ
к
чтению,
развивать
и
поддерживать его. При чтении происходит осмысление и усвоение информации, в устной
форме выражаются впечатления от прочитанного, ребенок становится подготовленным для
общения.
Задачи учителя - дефектолога при работе по развитию познавательного интереса к чтению у
детей с ОВЗ:
Образовательные:
обучать работе с книгой в единстве ее текстового и нетекстового содержания;
изучать элементарные литературоведческие понятия, позволяющие ориентироваться в
доступном круге чтения;
обучать основам литературного анализа художественных произведений разной видо-
жанровой принадлежности;
приобщать детей к основам отечественной и мировой культуры, к духовному и
нравственному опыту человечества;
формировать умение находить информацию в словарях, справочниках и
энциклопедиях, в Интернете;
Коррекционно-развивающие:
совершенствовать все стороны навыка чтения;
обучать навыкам и умениям обще учебного характера, в том числе, ориентировке в
книжном пространстве;
вырабатывать коммуникативные умения, функционирующие при слушании,
говорении, чтении, письме;
развивать мышление, внимание, памят, орфографическую зоркость;
совершенствовать эмоциональную сферу (восприимчивость, чуткость);
Воспитательные:
формировать положительную мотивацию к чтению;
формировать у детей позитивное отношение к действительности;
формировать
самоуважение
и
эмоционально
положительное
отношение
к
себе,
готовность выражать и отстаивать свою позицию;
воспитывать уважение к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций;
развивать
чувства
прекрасного
и
эстетические
чувства
на
основе
знакомства
с
мировой и отечественной художественной литературой.
В
рамках
дефектологических
занятий
использую
разнообразные
формы
работы:
работа
с
демонстрационным
материалом,
самостоятельная
работа
детей
с
раздаточным
материалом и в тетрадях, выполнение тренировочных упражнений, разрешение проблемных
ситуаций,
экспериментирование,
элементы
театрализованной
деятельности.
Для
стимулирования речевой активности детей, с целью привлечения внимания к языковым
явлениям,
широко
использую
дидактические
игры,
творческие
задания,
а
также
компьютерное программное обеспечение. Работа по привлечению детей к чтению ведётся в
тесном сотрудничестве с учителями начальных классов, а также библиотекарем. Одной из
наиболее
эффективной формой работы при таком сотрудничестве является привлечение
детей к участию в проекте «Читающий мир». В рамках проекта дети участвуют в различных
литературных викторинах, конкурсах, по прочитанным книгам ведут читательские дневники,
ведут читательские дневники.
Ведущую роль в процессе развития познавательного интереса к чтению играет семья,
поэтому
работаю в тесном контакте с родителями. В рамках родительских собраний,
консультаций знакомлю родителей с приёмами общения ребенка с книгой, и приёмами
развития орфографической зоркости посредством книги.
Работа по привлечению ребёнка с нарушениями речи к чтению принесла приятные
результаты:
- у учащихся заметно улучшилась дикция, звукопроизношение, ;
- учащиеся меньше стали допускать специфических ошибок на письме
- стали лучше понимать содержание прочитанного
- улучшилась связная речь
-
участие
в
проекте
детей
вместе
с
родителями
создало
условия
для
формирования
и
сохранения семейных ценностей через возрождение традиций семейного чтения;
-ученики стали больше и качественнее читать, обрели дополнительное пространство для
самореализации;
- стали более успешными в учебной деятельности;
- открылись новые возможности для формирования и поддержания способностей детей с
ОВЗ: творческих и актерских », исследовательских (участие в проекте «я-исследователь»).