Автор: Мартыненко Елена Сергеевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБОУ СОШ №23 им. А.П. Антонова Населённый пункт: Майкоп, ст. Ханская, Адыгея Наименование материала: методическая разработка Тема: коррекционное занятие "Развитие пространственных представлений" Раздел: начальное образование
Конспект урока (занятия)
Педагог- психолог Мартыненко Елена Сергеевна
Предмет (вид деятельности) психокоррекционное занятие
Класс (группа) 3Д класс (коррекционный 7 вида)
Тема урока (занятия)
Формирование пространственных
представлений и образного мышления.
Содержание этапов
Цель: развить пространственную ориентацию, зрительно-моторную
координацию и образное мышление.
Задачи:
1)через создание положительного отношения к школьным занятиям
формировать позитивную школьную мотивацию и поднимать уровень
самооценки.
2) Развитие пространственных представлений (в т.ч. право-лево
автоматизации), зрительно-моторной координации.
3)Развитие переключаемости и объёма внимания.
4)Коррекция образного мышления (в т.ч. семиотического недоразвития).
5)Развивать умение работать в парах, группе.
Оборудование и материалы:
Планшет «Палитра настроения», запись музыки «Хрустальная
грусть», компъютер, раздаточный материал для психокоррекционных
игр: «Картинка-слово», «Муха», «Токсомино», «Есть-нет», «Антонимы»,
«4-й лишний», таблицы Шульте, анаграммы, сюжетные картинки,
«Количество», «Шумы», «Лото», фишки.
Методы: 1. Психокоррекционные игры
2. Психофизиологические упражнения
3. Элементы тренинга
Ход занятия
1. Организационный этап:
1.1
Отметить своё настроение на планшете «Палитра
настроения» цветными треугольниками по заданному
алгоритму («Светофорик»)
1.2 Приветствие в кругу «Я рад тебя видеть»
1.3 Оглашение темы и постановка цели урока:
Сегодня будем развивать умение ориентироваться в пространстве: в
классе, школе, на улице, определять направление двихения нашего тела
и его частей, нашей руки, когда мы пишем, наших глаз, когда мы читаем.
Пригодится нам это в жизни? А на других уроках?
Кто хотел бы стать быстрым и ловким? А кто хочет научиться быстро
читать? Правильно, грамотно писать? Хорошо решать задачи? Отлично
водить машину?
2. Разминка: начнём с крупных мышц всего тела. На физкультуре вы
разогреваете мышцы, а сейчас мы ещё и тренируем свою
внимательность.
2.1. Упражнение «Стихии» : на команды : «Огонь, вода, воздух, земля»
дети делают различные движения руками.
2.2. «Шляпу на голову»
Назначение: развитие моторной координации и переключаемости
внимания.
2.3. Упражнение «Робот» : дети перемещаются в различных
направлениях соответственно командам, передвигают и трогают
предметы вокруг себя.
Назначение: развитие пространственной ориентации, в том числе
право-лево автоматизации, скоординированности движений разных
частей тела.
2.3Упржнение «Муха» : движение фишки по 9-клеточному полю по
команде педагога-психолога.
Назначение: развитие поисковой функции взора, пространственной
ориентации (верх-низ, право-лево), объёма внимания.
2.4 «Разрезные картинки» : учащиеся собирают разрезанные
картинки разной степени сложности.
Назначение: развитие образного мышления.
2.5 Упражнение «Токсомино» :графический диктант.
Назначение: развитие пространственной координации (верх-низ,
право-лево), мелкой моторики мышц и графических навыков.
2.6 Таблицы Шульте : до 16, 24, 25. Работа в парах.
Назначение: развитие объёма и переключаемости внимания,
скорости поискового взора.
2.7.
«Количество»: демонстрация картинок с изображением
различного количества предметов от 3-х до 10 с короткой
экспозицией (1-2 сек.).
Назначение: развитие объема и переключаемости внимания,
поисковой скорости взора, количественных представлений.
Релаксационная пауза
2.7 Упр. «Солдат- тряпичная кукла» .
Назначение: Развивать умение чередовать напряжение и
расслабление мышц – мостик к релаксационным упражнениям.
2.8 Упр. «Путешествие по весеннему лесу» - визуализация
позитивных энергообразов.
Назначение: отдых мышечной и нервной системы, восстановление
работоспособности.
3.Развитие связи «слово- образ – слово»
3.1 «Картинка- слово» ( работа в парах): чтение глазами слов
(экспозиция 1-3 сек) и переворачивание соответсвующей картинки.
Назначение: закрепление связи слово- образ, улучшение техники
чтения и переключаемости внимания, развитие образного мышления
и семиотических представлений.
3.2 Анаграммы (работа в парах) : сборка слова из перемешанных
букв.
Назначение: развитие поиска знакомого символа (слога), развитие
интуиции, гибкости мышления.
3.3 Упр. « Классификация» : Записать № называемого понятия в
соответствующий круг по группам. Установить логические связи и
назвать группы.
Назначение: установление перехода от конкретно – образного
мышления к логическому, развитие умения обобщать, выбирать
аналогии, устанавливать ассоциативные связи.
3.4
Упр. «Круг-квадрат-треугольник» взявшись за руки дети
должны образовать круг, квадрат, треугольник.
Назначение: развитие умения переносить символы в образы, умение
работать в группе, договариваться, двигаясь к одной цели.
Пояснение: стимулирование участников психо-коррекционного
занятия выполняется выдачей фишек за каждую игру. Количество
фишек зависит от правильности выполнения и степени сложности
задания. В конце занятия каждый участник подсчитывает общее
количество баллов (фишек) и объявляется оценка каждому или за
общее количество баллов.
Завершения занятия:
1.
Подсчет личных баллов.
2.
Суммирование всех баллов.
3.
Объявление оценки.
4.
Рефлексия: что у тебя получилось лучше всего?
5.
На каких уроках эти умения тебе помогут?
6.
В каких жизненных ситуациях это может пригодиться (быть
полезным)?
7.
В какой момент ты почувствовал себя успешным?
8.
Упражнение «Нашему классу-Ура!»
9.
Обозначение своего настроения на планшете «Палитра
эмоций».
Пояснение:
В ходе занятия за счет стимульного материала и эмоциональной
поддержки у учащихся повышается школьная мотивация.
Коррекционные игры выстроены по принципу «от простого к
сложному»
Неуклонно выполняется основные коррекционные принципы:
опосредование и деятельностный подход.
Коррекционное занятие имеет комплексный характер: развиваются
несколько аспектов познавательной сферы одновременно.
На занятии поддерживается позитивный эмоиональный настрой с
целью повышения самооценки и положительной школьной мотивации
учащихся.