Напоминание

коррекционное занятие "Развитие пространственных представлений"


Автор: Мартыненко Елена Сергеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ СОШ №23 им. А.П. Антонова
Населённый пункт: Майкоп, ст. Ханская, Адыгея
Наименование материала: методическая разработка
Тема: коррекционное занятие "Развитие пространственных представлений"
Раздел: начальное образование





Назад





Конспект урока (занятия)
Педагог- психолог Мартыненко Елена Сергеевна Предмет (вид деятельности) психокоррекционное занятие Класс (группа) 3Д класс (коррекционный 7 вида) Тема урока (занятия)
Формирование пространственных

представлений и образного мышления.

Содержание этапов

Цель:
развить пространственную ориентацию, зрительно-моторную координацию и образное мышление.
Задачи:
1)через создание положительного отношения к школьным занятиям формировать позитивную школьную мотивацию и поднимать уровень самооценки. 2) Развитие пространственных представлений (в т.ч. право-лево автоматизации), зрительно-моторной координации. 3)Развитие переключаемости и объёма внимания. 4)Коррекция образного мышления (в т.ч. семиотического недоразвития). 5)Развивать умение работать в парах, группе. Оборудование и материалы: Планшет «Палитра настроения», запись музыки «Хрустальная грусть», компъютер, раздаточный материал для психокоррекционных игр: «Картинка-слово», «Муха», «Токсомино», «Есть-нет», «Антонимы», «4-й лишний», таблицы Шульте, анаграммы, сюжетные картинки, «Количество», «Шумы», «Лото», фишки.
Методы:
1. Психокоррекционные игры 2. Психофизиологические упражнения 3. Элементы тренинга



Ход занятия
1.
Организационный этап:
1.1 Отметить своё настроение на планшете «Палитра настроения» цветными треугольниками по заданному алгоритму («Светофорик») 1.2 Приветствие в кругу
«Я рад тебя видеть»
1.3 Оглашение темы и постановка цели урока: Сегодня будем развивать умение ориентироваться в пространстве: в классе, школе, на улице, определять направление двихения нашего тела и его частей, нашей руки, когда мы пишем, наших глаз, когда мы читаем. Пригодится нам это в жизни? А на других уроках? Кто хотел бы стать быстрым и ловким? А кто хочет научиться быстро читать? Правильно, грамотно писать? Хорошо решать задачи? Отлично водить машину?
2. Разминка:
начнём с крупных мышц всего тела. На физкультуре вы разогреваете мышцы, а сейчас мы ещё и тренируем свою внимательность. 2.1. Упражнение
«Стихии»
: на команды :
«Огонь, вода, воздух, земля»
дети делают различные движения руками. 2.2.
«Шляпу на голову»

Назначение:
развитие моторной координации и переключаемости внимания. 2.3. Упражнение
«Робот»
: дети перемещаются в различных направлениях соответственно командам, передвигают и трогают предметы вокруг себя.
Назначение:
развитие пространственной ориентации, в том числе право-лево автоматизации, скоординированности движений разных частей тела. 2.3Упржнение
«Муха»
: движение фишки по 9-клеточному полю по команде педагога-психолога.
Назначение:
развитие поисковой функции взора, пространственной ориентации (верх-низ, право-лево), объёма внимания. 2.4
«Разрезные картинки»
: учащиеся собирают разрезанные картинки разной степени сложности.
Назначение:
развитие образного мышления. 2.5 Упражнение
«Токсомино»
:графический диктант. Назначение: развитие пространственной координации (верх-низ, право-лево), мелкой моторики мышц и графических навыков. 2.6
Таблицы Шульте
: до 16, 24, 25. Работа в парах.
Назначение:
развитие объёма и переключаемости внимания, скорости поискового взора.
2.7.
«Количество»:
демонстрация картинок с изображением различного количества предметов от 3-х до 10 с короткой экспозицией (1-2 сек.).
Назначение:
развитие объема и переключаемости внимания, поисковой скорости взора, количественных представлений.
Релаксационная пауза
2.7 Упр.
«Солдат- тряпичная кукла»
.
Назначение:
Развивать умение чередовать напряжение и расслабление мышц – мостик к релаксационным упражнениям. 2.8 Упр.
«Путешествие по весеннему лесу»
- визуализация позитивных энергообразов.
Назначение:
отдых мышечной и нервной системы, восстановление работоспособности. 3.Развитие связи
«слово- образ – слово»
3.1
«Картинка- слово» ( работа в парах):
чтение глазами слов (экспозиция 1-3 сек) и переворачивание соответсвующей картинки.
Назначение:
закрепление связи слово- образ, улучшение техники чтения и переключаемости внимания, развитие образного мышления и семиотических представлений. 3.2
Анаграммы (работа в парах)
: сборка слова из перемешанных букв. Назначение: развитие поиска знакомого символа (слога), развитие интуиции, гибкости мышления. 3.3 Упр.
« Классификация»
: Записать № называемого понятия в соответствующий круг по группам. Установить логические связи и назвать группы.
Назначение:
установление перехода от конкретно – образного мышления к логическому, развитие умения обобщать, выбирать аналогии, устанавливать ассоциативные связи. 3.4 Упр.
«Круг-квадрат-треугольник»
взявшись за руки дети должны образовать круг, квадрат, треугольник.
Назначение:
развитие умения переносить символы в образы, умение работать в группе, договариваться, двигаясь к одной цели.
Пояснение:
стимулирование участников психо-коррекционного занятия выполняется выдачей фишек за каждую игру. Количество фишек зависит от правильности выполнения и степени сложности задания. В конце занятия каждый участник подсчитывает общее
количество баллов (фишек) и объявляется оценка каждому или за общее количество баллов.
Завершения занятия:

1.
Подсчет личных баллов.
2.
Суммирование всех баллов.
3.
Объявление оценки.
4.
Рефлексия: что у тебя получилось лучше всего?
5.
На каких уроках эти умения тебе помогут?
6.
В каких жизненных ситуациях это может пригодиться (быть полезным)?
7.
В какой момент ты почувствовал себя успешным?
8.
Упражнение
«Нашему классу-Ура!»

9.
Обозначение своего настроения на планшете «Палитра эмоций».
Пояснение:
В ходе занятия за счет стимульного материала и эмоциональной поддержки у учащихся повышается школьная мотивация.
Коррекционные игры
выстроены по принципу
«от простого к

сложному»
Неуклонно выполняется основные коррекционные принципы:
опосредование и деятельностный подход.
Коррекционное занятие имеет
комплексный характер:
развиваются несколько аспектов познавательной сферы одновременно. На занятии поддерживается
позитивный эмоиональный настрой
с целью повышения самооценки и положительной школьной мотивации учащихся.


В раздел образования