Автор: Кузнецова Ирина Викторовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ СОШ №3 г. Ялуторовска Населённый пункт: Ялуторовск Наименование материала: конспект Тема: Окружающий мир "Что нам осень подарила?" Раздел: начальное образование
п е д а г о г а :
создать
условия
для
ознакомления
с
понятием культурные растения,
уточнения
понятий плод, овощи, фрукты, ягоды, их
значение
для
человека;
способствовать
развитию
речи,
воображения,
творческих
способностей; воспитывать уважение к труду на земле.
П л а н и р уе м ы е
р е з ул ьт ат ы
о б р а з о в а н и я :
Предметные: н а у ч а т с я определять понятия культурные растения, плоды, овощи,
фрукты, ягоды, их значение для человека, классифицировать овощи и фрукты.
Метапредметные
(критерии
сформированности/оценки
компонентов
универсальных учебных действий – УУД):
Р е г у л я т и в н ы е:
целеполагание
–
принимать
учебно-познавательную
задачу
и
сохранять ее до конца учебных действий; контроль и самоконтроль – контролировать
выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя).
П о з н а в а т е л ь н ы е:
общеучебные
–
выделять
и
формулировать
познавательную
цель; предметные – повторить и расширить сведения об овощах и фруктах, о витаминах
и их пользе для организма; выполнять классификацию овощей и фруктов, усвоить то, что
овощи
и
фрукты
–
кладовая
витаминов;
составлять
описательный
рассказ,
знаково-
символические – работать с таблицей.
К о м м у н и к а т и в н ы е:
взаимодействие
–
формулировать
собственное
мнение
и
позицию; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер
знает
и
видит,
а
что
нет; планирование
учебного
сотрудничества
–
договариваться
и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Личностные: нравственно-этическая
ориентация – ориентируются в поведении на
принятые моральные нормы; понимают красоту и природу родного края.
О б о р уд о в а н и е: таблички с изображением овощей, фруктов и т. д.; два блюда и
муляжи овощей, фруктов, ягод; кружки разного цвета и нарисованные корзиночки для
командной игры.
Ход
у р о к а
I. Повторение изученного материала.
В ы с т а в к а
р и с у н ко в «Сентябрь уж наступил…».
– Рассмотрите внимательно рисунки, которые вы подготовили к уроку. Какие рисунки,
по-вашему, наиболее удачны? Почему?
Учащиеся обмениваются впечатлениями, отмечают отличительные особенности
наиболее интересных работ.
1
– Какие признаки осени вы отразили в своих работах?
II. Изучение нового материала.
1. Р а б от а
с
п о с л о в и ц а м и
и
п о го во р ка м и. Уточнение понятия «плод».
– Прочитайте пословицы и поговорки. (Запись на доске.)
Осенью всякий плод краснеет.
Осень что мамка: кисель да блины.
Красна весна цветами, а осень – плодами.
– Как вы их понимаете? Что такое плод? (Плод – это часть растения, в которой
находятся семена.) Какие плоды вы знаете? Перечислите их.
2. Р а с с к а з
у ч и т е л я.
– В стародавние времена первые люди на Земле питались семенами диких растений.
Эти семена иногда попадали в почву и вырастали рядом с жилищем первобытного
человека. Заметив это, люди стали специально высаживать растения и ухаживать за ними.
Так появились культурные растения .
– Подумайте, о каких растениях идёт речь?
Учащиеся высказывают свои предположения.
Слайды 2–6. Учитель показывает фотографии, щёлкает по слайду – входят
названия растений.
– Одни из них сажают в поле, их называют полевыми культурами. (Пшеница,
рожь, ячмень, овёс, гречиха.)
Слайды 7–11. Учитель показывает фотографии, дети называют названия растений,
учитель щёлкает по слайду – входят названия растений.
– Другие растут в саду – это садовые деревья и кустарники. (Яблоня, груша, слива,
черешня, вишня.)
Слайды
12–15.
Учитель
показывает
фотографии,
дети
называют
названия
растений, учитель щёлкает по слайду – входят названия растений.
– Третьи на огороде – это овощи. (Капуста, морковь, свёкла, картофель.)
Слайд
16.Читает
учитель
стихотворение
Лидии
Некрасовой
«Что
нам
осень
принесёт?».
Что нам осень принесёт?
Что нам осень принесёт?
Яблоки румяные, сладкий мёд,
Яблоки румяные, сладкий мёд!
Что нам осень принесёт?
Что нам осень принесёт?
Разных овощей полный огород,
Разных овощей полный огород!
Что нам осень принесёт?
Что нам осень принесёт?
Золотого хлебушка на весь год,
2
Золотого хлебушка на весь год!
3. П о с т а н о в к а
у ч е б н о й
з а д а ч и.
– Перед вами два блюда. Разложите в них данные объекты (муляжи фруктов, овощей,
ягод). (У
ребят
не
должно
возникнуть
проблем,
кроме
некоторой
заминки,
куда
поместить ягоды.) Какие группы у вас получились? (Овощи, фрукты, ягоды.)
4. Р а б от а
с
п о н я т и я м и.
– Перечислите, что вы отнесли к каждой группе.
Овощи – морковь, редис, свёкла, баклажан.
Фрукты – яблоко, груша.
Ягоды – клубника, смородина.
– В какое блюдо вы положили ягоды? Почему сомневались? (Ягоды отличаются от
остальных плодов.) Вы правы, ягоды действительно отличаются от овощей и фруктов.
Что такое ягода? (Ягода – плод с сочной мякотью, у которого много семян.) Знаете ли вы,
что арбуз – это тоже ягода? Самой же крупной ягодой является тыква.
Ф и з к у л ьт м и н у т к а
ПО СЫРОЙ ДОРОЖКЕ
Зашагали ножки
По сырой дорожке.
Шагают на месте.
Если лужа велика,
Нам видна издалека,
Рисуют в воздухе руками большой
круг – воображаемую лужу.
Выберем, где суше,
Обойдём мы лужу.
Руку прикладывают ко лбу –
«делают козырёк» –
вглядываются вдаль.
Маленькую лужу
Обходить не нужно.
Становитесь, дети, в ряд,
Перепрыгнем всё подряд – прыг!
Перепрыгивают
на «сухое место».
III. Закрепление пройденного.
1.
Игра «Собираем урожай» (работа с учебником, с. 18).
– Давайте поиграем в командах: одна собирает растения огорода, а другая – растения
сада. (За каждый правильный ответ команда получает кружок соответствующего
цвета, который прикрепляется к импровизированной корзиночке.)
2 . Р а б о т а
с
т е к с т о м
у ч е б н и к а (Э.
Шим
«Кто
как
одет»,
с. 18–19).
3
–
Прочитайте
название
рассказа.
Как
вы
думаете,
о
чём
он? (Предположения
учащихся.)
– Послушайте рассказ. (Читает учитель.)
– Согласны ли вы с тем, как автор описал овощи? Хотите что-нибудь добавить?
3. Р а б от а
п о
ка л е н д а р ю сбора ягод (учебник, с. 20).
– Рассмотрите календарь сбора ягод. Какие ягоды здесь представлены? Назовите
знакомые вам. Где вы их встречали? Когда же собирают каждую ягоду?
Работа по календарю проходит или на уроке (если осталось время), или можно
предложить рассмотреть его дома вместе с родителями
IV. Итог урока.
– О чём мы говорили на уроке? Что самое важное из материалов урока, по-вашему,
нужно запомнить? Что вас заинтересовало больше всего? О чём хотели бы рассказать
дома?
На доске вы видите чистый лист, на перемене можете