Продолжаем определять спряжение глагола по его начальной форме.
Автор: Уткина Галина Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СОШ №19" Населённый пункт: г. Братск Наименование материала: конспект Тема: Продолжаем определять спряжение глагола по его начальной форме. Раздел: начальное образование
Тема: Продолжаем определять спряжение глагола по его начальной форме.
Задачи:
Образовательные: Формировать представление о глаголах – исключениях.
Формировать умение находить глаголы-исключения в тексте и определять их спряжение.
Совершенствовать умение определять спряжение глаголов и правильно писать их личные
окончания.
Способствовать развитию орфографической зоркости, внимания, речи, памяти,
наблюдательности;
Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, групповой работе.
Прививать интерес к русскому языку, народным традициям
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной
деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке ; оценивать
правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с
поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения
на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё
предположение.
- Коммуникативные УУД : умение оформлять свои мысли в устной форме ;слушать и
понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре.
- Познавательные УУД : умение ориентироваться в своей системе знаний :отличать новое
от уже известного ; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
1. Организационный момент.
– Прочитайте народную мудрость
Чему не г…реть, того не зажечь.
– Объясните смысл пословицы.
+ Отдаваться полностью, отдавать все силы.
– Я попрошу вас сегодня «гореть», чтобы ваша «искорка» «зажгла» наш урок.
4. Каллиграфическая минутка.
На доске-г…реть
– Какая буква пропущена в слове «гореть»?
+ Пропущена буква о , это словарное слово.
- Можно ли проверить?
– Спишите пословицу соблюдая правила каллиграфии.
- Оцените друг у друга каллиграфию в минутке чистописания . Для этого поменяйтесь
тетрадями и поставьте знак «плюс» на полях, если вы считаете, что написано красиво,
каллиграфически, и знак «минус», если у вас есть замечания к написанию.
2.Актуализация знаний.
Повторение знаний о глаголе, как части речи
(Сначала проговаривают ответ – потом подтверждают по опоре)
- Как изменяются глаголы
- По временам, лицам и числам?
-Назовите времена глагола.
- Время – настоящее, прошедшее и будущее.
- Как изменяются по лицам? По числам?
-Объясняют по опорной схеме.
- В какой форме стоит глагол ГОРЕТЬ?
- В начальной, неопределённой
- Измените его так, чтобы оно стояло в форме
НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ, ЕД, ЧИСЛО, 2 ЛИЦО
- Горишь
-Молодцы! Вот мы и повторили наши знания о глаголе. Но не все категории глагола мы
назвали, вспомните о них на следующем этапе работы.
3.Сообщение темы урока и постановка задач.
4. Проблемное объяснение нового материала
Упражнение 48. Дети должны выписать глаголы: ДЕРЖАТЬ,
ГНАТЬ, ДЫШАТЬ, СЛЫШАТЬ. Определив, что у этих глаголов без-
ударные личные окончания и есть суффикс «-а-» в начальной форме,
дети должны прийти к выводу, что эти глаголы I спряжения.
Впоследствии они узнают о том, что это глаголы-исключения, от-
носящиеся ко II спряжению, вспомнят особенности личных окончаний
глаголов II спряжения в ед.ч. и во мн.ч., письменно проспрягают их.
Дидактическая картинка на с.70 важна для тех детей, которые хо-
рошо запоминают слова или их графический облик именно в связи с
какой-то образной ассоциацией. Учитель может рассмотреть с детьми
картинку и спросить, какие два глагола характеризуют действия бога-
тыря-всадника? (ГНАТЬ и ДЕРЖАТЬ.) А какие два глагола относятся к
дракону? (ДЫШАТЬ и СЛЫШАТЬ.) Можно поиграть с детьми так, чтобыони реагировали
на слово «всадник» и на слово «дракон». Учитель говорит: «Всадник!» и показывает рукой
на конкретный ряд. В ответ на этот сигнал дети, сидящие на этом ряду, должны хором
крикнуть: «Гнать, держать!» Учитель говорит: «Дракон!», и дети с другого указанного им
ряда должны хором назвать другие два глагола (дышать и слышать).
Упражнение 49. Поскольку главная проблема, которая поджи-
дает детей при работе с глаголами-исключениями, относится не к
самим этим глаголам, а к родственным им глаголам с приставками,
в этом упражнении мы начинаем решать эту проблему. Нам важно
добиться двух вещей: школьники должны научиться узнавать глаго-
лы-исключения в их личных формах (а не в начальной форме!) и в
глаголах с приставками, образованных от этих глаголов.
5. Закрепление
6. Итог урока. Рефлексия.
7. Д.з. Учебник стр.71.упр50