Напоминание

Из опыта работы по патриотическому воспитанию


Автор: Еремеев Евгений Анатольевич
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 20
Населённый пункт: Алапаевск
Наименование материала: статья
Тема: Из опыта работы по патриотическому воспитанию
Раздел: дополнительное образование





Назад





Из опыта работы по патриотическому воспитанию.
«Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество — все равно в чем: в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпимости, в смелости» А.С. Макаренко.

Воспитание у молодежи патриотизма и чувства национальной гордости, национального достоинства всегда было характерным, для России на протяжении веков. Социальную востребованность такой работы в настоящее время подтвердил В.В.Путин в послании Федеральному собранию. В своём заявлении он отметил, что необходимо не только учить молодёжь, но и воспитывать её. При этом особое внимание следует уделять физической подготовке для повышения эффективности военно-патриотического воспитания молодёжи, подготовки ее к воинской службе, развитию военно- прикладных и военно-технических видов спорта. Военно-патриотическое воспитание – составная часть патриотического воспитания и его высшая форма, ориентированная на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, привитие гордости за русское оружие, любви к русской военной истории, военной службе и военной форме одежды, сохранение и приумножение славных воинских традиций. За основу военно-патриотического воспитания молодежи следует принять: - формирование высоких моральных и психологических качеств детей, подростков и молодежи, преданности Родине и готовности к ее защите; - целенаправленную работу по формированию у допризывной молодежи потребности в физическом развитии и физическом совершенствовании; - воспитание духовности на основе изучения и обобщения опыта, приобретенного Россией за всю историю борьбы за независимость, особенно в ходе Великой Отечественной войны, боевых действий в Афганистане и в «горячих точках» на территории России и СНГ. Решая педагогические задачи в межаттестационный период определил
проблему
отсутствия системности военно-патриотического воспитания молодежи, насыщенное разными по темам и содержанию мероприятиями. Исходя из вышесказанного, считаю, что основной базой для практического воплощения идей военно-патриотического воспитания являются военно- патриотические или военно-спортивные клубы (ВПК и ВСК) - молодежное или детское общественное объединение, созданное по инициативе граждан добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, 1
осуществляющее в соответствии с уставом о его деятельности военно- патриотическое воспитание молодежи и детей. Основными направлениями и формами деятельности военно-патриотических и военно-спортивных объединений:  начальная военная подготовка допризывной молодежи;  организация работы по техническим и военно-прикладным видам спорта;  проведение военно-спортивных соревнований, игр, походов, экскурсий, показательных выступлений. Если в образовательной организации создан и функционирует ВПК, то созданы условия, обеспечивающие становление и эффективное функционирование системы военно-патриотического воспитания и подготовки граждан призывного возраста по военно-прикладным и техническим видам спорта. Эту
гипотезу
в своем аналитическом отчете за межаттестационный период постараюсь подтвердить через реализацию поставленной
цель

деятельности:
создать условия, обеспечивающие становление и эффективное функционирование системы военно- патриотического воспитания и подготовки граждан призывного возраста по военно-прикладным и техническим видам спорта в Военно-Патриотическом Клубе «Звезда». Поставленную цель реализовал через решениеследующих
задач
: 1. формирование нормативно-правового обеспечения деятельности в области военно-патриотического воспитания; 2. вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность на базе ВПК «Звезда» через эффективные технологии формирования гражданско- патриотических качеств личности. 3. совершенствование педагогической деятельности средствами самообразования, обучения по программам повышения квалификации и обобщения педагогического опыта.
Объектом

является


педагогическая деятельность направленная на развитие деятельности ВПК.
Предметом

аналитического

отчета


результаты педагогической деятельности по внедрению программы ВПК «Звезда». Регулятивный компонент – включает профессиональные действия, являющиеся проявлением организационной культуры педагога; позволяет оценить деятельность педагогического работника с позиции нормативных правовых документов, а также соответствие его профессиональной деятельности другим программным документам, составляющим основу педагогической деятельности. Свою педагогическую деятельность выстраиваю на основании нормативно- правовых документов: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (вступает в силу с 01.08.2013) Закон Российской Федерации от 14 января 1993 года № 4292-1 (ред. от 05.04.2013) 2
«Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» Федеральный Закон от 13 марта 1995 года № 32-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «О днях воинской славы и памятных датах России» Федеральный Закон от 28 июня 1995 года № 98-ФЗ (ред. от 05.04.2013) «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» Федеральный Закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ (ред. от 04.03.2013, изм. 21.03.2013) «О воинской обязанности и военной службе» Федеральный Закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «О статусе военнослужащих» Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 года № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) «О Государственном гербе Российской Федерации» Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 года № 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) «О Государственном флаге Российской Федерации» Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 года № 3-ФКЗ (ред. от 22.03.2001) «О Государственном гимне Российской Федерации» Федеральный Закон от 9 мая 2006 года № 68-ФЗ «О почетном звании Российской Федерации «Город воинской славы» Указ Президента Российской Федерации от 20 августа 1994 № 1714 «О Дне Государственного флага Российской Федерации» Указ Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 года № 727 (ред. от 21.04.1997) «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» Указ Президента Российской Федерации от 5 августа 2000 № 1441 (ред. от 12.01.2010) Указ Президента Российской Федерации от 22 января 2006 года № 37 «Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества» Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации» Указ Президента Российской Федерации от 20 октября 2012 года № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года № 551«О военно-патриотических молодежных и детских объединениях» Постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 года № 409 (ред. от 19.06.2012) «О Федеральном агентстве по делам молодежи» Постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2009 года № 973 «Об общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 года № 795 (ред. от 17.01.2013) «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы» Постановление Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 № 847 «Об индексации норм расходов денежных средств на погребение и увековечение памяти погибших (умерших) защитников Отечества» 3
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года № 1760-р (ред. от 16.07.2009) «О Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации» Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 года № 1054-р «О Концепции содействия развитию благотворительной деятельности добровольчества в Российской Федерации» Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2011 года № 1317-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Сохранность и реконструкция военно-мемориальных объектов в 2011 - 2015 годах» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2 0 1 2 г о д а № 4 1 3 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 июня 2012 года № 504 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» Директива Министра обороны Российской Федерации от 27 сентября 1999 № Д- 30 «О порядке организации и проведения в Министерстве обороны Российской Федерации работ по поиску вооружения и военной техники» На основании вышеперечисленных документов мной создана рабочая программа.

Программа разработана на пять учебных лет, каждый продолжительностью 11 месяцев. Количество учебных часов намеренно рассчитывалось таким образом, чтобы у руководителей и инструкторов ВПК оставалась возможность для расширения и дополнения программы разделами и темами, соответствующими специализации конкретного объединения. За единицу отсчета взято 792 ч/год. Продолжительность учебного дня – 2-3 часа, учебного часа – 40-50 минут. При проведении полевых выходов, учений, стрельб, а также других занятий, связанных с выходом в поле, выездом в воинскую часть и участием в соревнованиях учебная нагрузка для курсантов составляет не более 7 часов. Целью деятельности ВПК, является — развитие у обучащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у школьников профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности. Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:  создание научно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания в школе;  создание новой эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у школьников 4
верности к Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей;  утверждение в сознании и чувствах школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной службы;  формирование у учащихся активной жизненной позиции  формирование у школьников потребности в здоровом образе жизни Для выполнения этих задач в ВПК «ЗВЕЗДА» преподаются следующие дисциплины: Огневая подготовка  знание ТТХ, порядок сборки-разборки огнестрельного оружия ( порядок его применения и меры безопасности при обращении с ним), применяемого в ВС РФ  стрелковая подготовка (стрельба из пневматической винтовки, автомата Калашникова, пистолета Макарова) Строевая подготовка  знание строевого Устава ВС РФ и умение его применения  Радиотехническая подготовка  знание ТТХ армейской радиостанции Р-108, умение ее развертывания и применения Парашютная подготовка  знание ТТХ парашюта Д-6, Д-10, действия парашютиста (при посадке в ЛА, в воздухе, при приземлении), умение укладки парашютов.  прыжки с парашютом (сдача на 3 разряд парашютиста) Радиационно-химическая  знание и умение применения (противогаза, хим. защиты, прибора хим.разведки)  Физическая подготовка, приемы рукопашного боя  сдача норм ГТО, овладение приемами самозащиты Медицинская подготовка  знание и умение оказания первоочередной доврачебной помощи пострадавшему Альпинистская (туристическая) подготовка  ориентирование на местности, уметь пользоваться компасом и картой, тур.снаряжением, альпинистская подготовка. Занятия ВПК призваны целенаправленно вырабатывать у молодежи практические умения и навыки. Обучащиеся должны приобрести не просто знания, а приобрести готовность к безопасному поведению, т.е. компетентность, которая сделает их жизнь максимально безопасной. Развивать самостоятельную продуктивную, творческую деятельность обучаемых, достигать запланированного результата (стандарта образования) в совокупности с усвоением творческого опыта, ценностных отношений и личностных ориентаций. Вот почему считаю столь значимым 5
деятельностный подход. Концепция “учения через деятельность”, предложенная американским ученым Д. Дьюи, опирается на ряд основных положений: учет интересов учащихся; учение через обучение мысли и действию; познание и знание - следствие преодоления трудностей; свободная творческая работа и сотрудничество. Деятельность – это целесообразное преобразование людьми окружающей действительности. Деятельностный подход – это процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом. В условиях деятельностного подхода человек, личность выступает как активное творческое начало. Именно через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. Основная особенность деятельностного подхода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Учащиеся «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности, в то время как учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом, полученные знания приобретают личностную значимость. В рамках деятельностного подхода организую учебную деятельность: - создание и решение ситуационных задач; - уроки – учебные эвакуации; - уроки с применением учебных образцов и макетов; - марш броски; - уроки-конференции с приглашением служивших в ВДВ; - проведение учебных сборов и др. Считаю, что информационные технологии и компьютерные коммуникации (ИКТ) представляют большую важность для решения задач, стоящих перед ВПК. ИКТ обладают следующими дидактическими возможностями: · возможность оперативной передачи на любые расстояния информации любого объема, любой формы представления; · хранение этой информации в памяти компьютера в течение необходимой продолжительности времени, возможность ее редактирования, обработки, вывода на печать и т.д.; · возможность доступа к различным источникам информации, в том числе удаленным и распределенным базам данных, многочисленным конференциям по всему миру через систему Интернет, работы с этой информацией; · возможность организации электронных конференций, в том числе в режиме реального времени, компьютерных аудио-конференций и видеоконференций; · возможность диалога с любым партнером. · возможность перенести полученные материалы на свой носитель, вывести на печать и работать с ними так и тогда, когда и как это наиболее удобно пользователю. К дидактическим функциям ИКТ отношу: 6
· организация различного рода совместных исследовательских работ обучаемых (метод проектов, работу в малых группах и т.д.); · организация оперативных консультаций обучаемых из центров дистанционного обучения; · формирование у обучаемых коммуникативных навыков и культуры общения (что предполагает умение кратко и четко формулировать собственные мысли, терпимо относится к мнению собеседника, аргументировано доказывать свою точку зрения и уметь слушать и уважать мнение партнера); · формирование умения добывать информацию из различных источников и обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий. Успешность и эффективность применения ИКТ в преподавании достигнута мной как педагогом тогда, когда я стал · мотивирован на использование ИКТ, · имею широкий кругозор, · владею программными средствами, как общего, так и учебного назначения, · способен определить место ИКТ в методической системе преподавания. Таким образом, анализируя уровень сформированности регулятивной компетенции можно сделать вывод, что она является следствием саморазвития педагога, причем не столько «технологического», сколько личностного роста, сознательного самосовершенствования, работы над собой, изучения своих индивидуальных возможностей, развития внутренних ресурсов. Поэтому регулятивную компетенцию формирую не стихийно, эмпирическим путем, а целенаправленно, в процессе профессиональной подготовки Воспитание военнослужащих в коллективе и через коллектив, индивидуальный и дифференцированный подход. Важнейший принцип – воспитание подрастающего поколения готового к военной службе в коллективе и через коллектив, что достигается благодаря созданию атмосферы взаимопонимания, дружбы, войскового товарищества, социальной справедливости, высокой ответственности и культуры взаимоотношений. Этот принцип отражает закономерные связи социально-психологического плана, коллективной и групповой жизни военнослужащих. Человек, проходящий воинскую службу, большую часть времени проводит непосредственно в коллективе и группе людей. Он находится под постоянным влиянием и воздействием. Благодаря многообразию межличностных взаимоотношений в ВПК, многочисленным контактам в сплоченном коллективе ускоряется процесс развития личности, появляются возможности для проявления своих способностей и корректировки поведения, действия. 7
В интересах более эффективного и качественного решения воспитательных задач учитываю следующие явления коллективной (групповой) жизни:

понимание и осознание членами коллектива целей и задач, стоящих перед данным воинским коллективом;

направленность и уровень развития коллективного (группового) мнения, создание и поддержание положительного мнения у членов коллектива по вопросам воинской службы, деятельности коллектива, учет изменений в коллективном мнении и направлении его на решение боевых и учебно- воспитательных задач;

учет коллективных настроений военнослужащих, создание и поддержание положительного настроения, способствующего активизации деятельности членов коллектива, успешному преодолению трудностей военной службы;

формирование и использование в интересах воспитания положительных коллективных традиций, целенаправленный учет национальных, региональных обычаев;

формирование и развитие уставных взаимоотношений, повышение культуры общения членов коллектива, учет реально сложившейся системы взаимоотношений между различными категориями военнослужащих, выявление фактов нарушения правовых, уставных норм взаимоотношений, проведение целенаправленной работы по их профилактике, недопущению и преодолению;

наличие авторитетных лиц в коллективе, в первую очередь командиров и начальников, их влияние на все стороны жизни воинского коллектива, подразделения (части). В системе использую индивидуальный и дифференцированный подход к воспитанию как принцип, который отражает зависимость воспитательной деятельности от индивидуально-психологических и групповых особенностей военнослужащих, от степени их учета в процессе педагогического воздействия и взаимодействия. Военнослужащие отличаются друг от друга многообразием индивидуальных социальных, психологиче ских, педагогических, физических, национальных и других особенностей, уровнем сознательности, образования, общего развития, культуры, жизненного опыта, интересов, способностей, типами темперамента, физическими данными, чертами характера и т. д. Индивидуальный подход предполагает выявление и учет этих особенностей, т. е. осуществление воспитательного взаимодействия с военнослужащим на персональной основе. Индивидуальный и дифференцированный подход к воспитанию предполагает глубокое и всестороннее знание своих курсантов, требует понимать их морально- психологическое состояние, учитывать мир психических явлений конкретного военнослужащего или группы людей. Углубленное изучение и знание индивидуальных особенностей подчиненных дает офицеру возможность выбрать и определить самому линию поведения, найти 8
необходимые средства, формы, методы и приемы педагогического воздействия. Следует отметить, что социум, в котором формируется и реализуется профессиональные планы старших школьников, неодинаков. Воздействие мировых Экологических, демографических, экономических,
военно-

политических
процессов отражается на их сознании, поведении и отношении к действительности. Поэтому необходимо отмечаю группы факторов, влияющих на формирование профессионального самоопределение личности: объективные и субъективные. В качестве объективных факторов выделяю: социально-экономические условия жизни людей, духовную культуру общества, средства массовой информации, наличие промышленных предприятий, сеть высших, средних и профессионально-технических учебных заведений, средства массовой коммуникации. В группу субъективных факторов отношу: желание подростков получить высшее образование, мотивы выбора профиля обучения и профессии, интерес к профессии, способности, склонности, потребности, ценностные ориентации, сознательную потребность в получении знаний, их потребность в с амопознании, с амоутверждении, внут реннее п о бу ж д е н и е старшеклассников к самореализации, определению жизненных перспектив, осознание личностью своих возможностей в достижении поставленных целей, направленность на будущую профессию. В период с 2011 по 2016 г.г. мной организовано социальное партнерство. В современном мире ни одно учреждение или организация не может существовать обособленно, так и в нашем ВПК организовано взаимодействие с окружающим социумом: Администрация МО г.Алапаевск Помощь в проведении мероприятий, осуществление взаимосвязи с гос.учреждениями ДОСААФ Совместная работа по исполнению правительственной программы по ВПВ молодежи, помощь в приобретении учебного оборудования Предприятия п.Нейво- Шайтанский Финансовая поддержка МУ «Дом Культуры» Организация и проведение спортивных и творческих мероприятий, конкурсов, вечеров Краеведческий музей Организация и проведение встреч с ветеранами, экскурсий, вечеров Памяти, уроков Мужества Совет ветеранов Проведение встреч с ветеранами, совместная работа шефству над ветеранами 9
ТУ п.Нейво-Шайтанский Совместная работа по проведению поселковых мероприятий, вахт Памяти, Митингов посвященных ВОВ Военный Коммиссариат Совместная работа по подготовке и воспитанию допризывной молодежи Нижнетагильский аэроклуб Организация подготовки парашютистов и парашютных прыжков Союз Ветеранов Афганистана Совместная работа по воспитанию допризывной молодежи, финансовая поддержка Военно-Патриотические клубы Свердловской области Проведение сборов, соревнований, обмен опытом, помощь с учебным оборудованием Межмуниципальный отдел МВД России «Алапаевский» Проведение правовых лекций 56 отдельный десантно- штурмовая бригада г. Камышин Волгоградской области Военные сборы на базе военной части. Созданные условия способствовали профе ссиональному самоопределению моих курсантов:  2 курсантов служат по контракту в 51 полку ВДВ г. Тула, Тульская дивизия ВДВ;  Неглец А.В. награжден медалью присоединение Крыма;  7 человек служили в ВДВ; 2 морпех, 2 спецназ. Моя педагогическая деятельность и деятельность ВПК отмечена грамотами Депутата Государственной Думы Баринова И.В., Командующим ВДВ Шамановым В.А., Администрации МО г.Алапаевск, Управления образования МО г. Алапаевск, МУ ЦДМИ «Феникс», ДОСААФ Свердловской области, образовательного учреждения МОУ СОШ № 20, Совета офицеров запаса МО г.Алапаевск, Военного Комиссариата г.Алапаевск, ТУ п. Нево-Шайтанский. Награжден Общественной палатой Правительства Свердловской области и Союзом десантников России медалями «За Заслуги в Патриотическом воспитании молодежи», «100 лет генералу армии Маргелову В.Ф», «85 лет ВДВ». (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. 10
Под патриотическим воспитанием мы понимаем постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить. Военно-Патриотический клуб «Звезда» был создан 23 февраля 2010 года, при МБОУ СОШ № 20. Имеет свой Устав и регистрацию в Ассоциации Десантных клубов РФ г. Москва. Входит в объединение Военно- Патриотических клубов свердловской области «Гвардия Урала» г. В. Пышма. Личный состав ВПК насчитывает на сегодняшний момент 37 курсантов. Из них, дети неблагополучных семей – 6. Коллектив ВПК с начала основания насчитывал 41 курсанта, из них с 8 до 11 лет посещали занятия 12 человек, с 11 по 17 лет – 29 человек. Коллектив был стабильный на протяжении всего года. Программа занятий по начальной военной подготовке рассчитана на 5 лет, но так-как большую часть коллектива ВПК составляли выпускники школы (9 – 11 классов ) программа велась в сокращенном объеме, для возможности ее освоения за 3 года. После выхода из состава ВПК выпускных классов, коллектив значительно помолодел и на 01.09.2013 г. составляет 43 курсанта, из которых курсанты в возрасте 8 – 11 лет 34 человека, курсанты с 11 до 17 лет 9 человек. Соответственно резко упали показатели по подготовленности воспитанников ВПК. (см диаграмму № 1) Диаграмма №1 .Возраст, число воспитанников 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 0 10 20 30 40 12 12 12 12 12 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 29 29 29 29 29 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 с 8- 11лет с 11-17 лет 11
За прошедший период посещаемость занятий курсантами ВПК «Звезда» на протяжении всего года оставалась стабильной, отсутствовали пропуски занятий по неуважительным причинам (см. диаграмму № 2) Диаграмма № 2 Посещаемость занятий ВПК «Звезда» 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 Огневая подготовка На занятиях по огневой подготовке за прошедший период курсанты получили знания по огнестрельному оружию применяемого в Вооруженных силах РФ, овладели порядком сборки-разборки автомата Калашникова и пистолета Макарова, причем результаты на порядок выше, чем в нормативах ВС РФ (см.диаграмму № 3). Сдали зачеты по правилам безопасности при обращении с огнестрельным оружием. С курсантами были проведены выездные стрельбы из пневматической винтовки, автомата АК-74, снайперской винтовки СВД, где результат на норматив сдали 98% личного состава. На выездных сборах в городе Н-Тагил в 12 отряде специального назначения, курсанты научились применению гранатомета РПГ-18, метанию имитационной гранаты РГД-5 и Ф-1. Познакомились с бронетехникой ВС РФ – бронетранспортером БТР, боевой машиной пехоты БМП, танком Т-80, бронированными спец.автомобилями Рысь и Тигр. 12
Диаграмма № 3. Качество подготовленности курсантов по основным дисциплинам относительно нормативам огневой подготовки ВС РФ (100% - норматив на отлично) : 0% 20% 40% 60% 80% 100% 120% Строевая подготовка. Занятиям по строевой подготовке уделяется особое внимание, так-как они обучают умению владения своим телом, способствуют развитию дисциплины и подтянутости курсантов. Программа занятий основывается на строевом Уставе ВС РФ. Занятия совмещают в себе теорию и практику. В теоритической части происходит изучение строевого Устава, в практической – выполнение строевых упражнений, как единолично так и в составе подразделения. ВПК на занятиях представляет собой взвод, имеет своего командира из числа курсантов, который имеет лучшие результаты по основным дисциплинам. Взвод разбит на два отделения, которые в свою очередь имееют своих командиров. Для того, чтобы младшие по возрасту курсанты, могли быстрее овладеть строевой подготовкой, отделения по возрастному цензу не разделяются. Для лучшего закрепления знаний по данной дисциплине, строевые приемы применяются при проведения всех занятий ВПК, на выездных соревнованиях и сборах. Дисциплина – это основопологающее для курсантов клуба. 13
Диаграмма № 4 качество строевой подготовки ВПК 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% Физическая подготовка (сдача норм ГТО): Анализ физической подготовки, на начальном этапе существования ВПК показал, что физическая подготовка курсантов неудовлетворительна (см. диаграмму № 5) поэтому, кроме занятий по физической подготовке в спорт зале, стали применяться марш броски по пересеченной местности. Кроме этого стали проводиться занятия по рукопашному бою, для этого приглашался выездной тренер из г.Алапаевска. Данная динамика дала положительные результаты, Диаграмма № 5 физическая подготовка ВПК 14
0 1 / 0 3 / 2 0 1 0 0 1 / 0 4 / 2 0 1 0 0 1 / 0 5 / 2 0 1 0 0 1 / 0 6 / 2 0 1 0 0 1 / 0 7 / 2 0 1 0 0 1 / 0 8 / 2 0 1 0 0 1 / 0 9 / 2 0 1 0 0 1 / 1 0 / 2 0 1 0 0 1 / 1 1 / 2 0 1 0 0 1 / 1 2 / 2 0 1 0 0 1 / 0 1 / 2 0 1 1 0 1 / 0 2 / 2 0 1 1 0 1 / 0 3 / 2 0 1 1 0 1 / 0 4 / 2 0 1 1 0 1 / 0 5 / 2 0 1 1 0 1 / 0 6 / 2 0 1 1 0 1 / 0 7 / 2 0 1 1 0 1 / 0 8 / 2 0 1 1 0 1 / 0 9 / 2 0 1 1 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% Парашютная подготовка. В июне 2011 года для курсантов с 15-летнего возраста, для специальной подготовки молодежи призывного возраста, по программе Правительства РФ «О Военно-Патриотическом воспитании молодежи» совместно с областным ДОСААФ, введена новая дисциплина – парашютная подготовка, рассчитанная на 5 лет. За период 2011 по 2016 курсантами ВПК «Звезда» совершено 435 прыжков с парашютом, на базе Н-Тагильского Аэроклуба, аэродром Быньги, с самолета АН-2 высота 750 метров. По результатам прыжков 55 курсантам был присвоен 3 взрослый разряд парашютиста. 45 курсантов ВПК имеют по 9 прыжков с парашютом, 10 курсантов по 3 прыжка. В конце 2015 года для руководителей ВПК, Нижне Тагильским АСК проведены курсы с последующей сдачей зачетов по парашютно-десантной подготовке, с последующей выдачей удостоверений «Инструктор Парашютно-Десантной подготовки» Радиотехническая подготовка. С приобретением в феврале 2011 года армейских радиостанций Р-108, в ВПК стали проводиться теоретические и практические занятия по развертыванию и передаче радиограмм по средствам связи применяемых в ВС РФ. На сегодняшний момент 90% курсантов овладели знаниями по радиотехнической подготовке (см.диаграмму №7). Для лучшего освоения радиостанции, проводятся выездные занятия и соревнования с курсантами в лесных массивах, по быстродействию и улучшению качества передачи радиограмм между отделениями. 15
Диаграмма № 7 Радиотехническая подготовка 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% Радиационно-химическая подготовка. В современном мире в связи с участившимися террористическими актами по всему миру, курсанты ВПК должны знать, уметь обнаруживать и применять средства защиты от применяемых отравляющих веществ (ОВ). Поэтому по программе обучения личный состав обучен к применению защитных средств от поражения отравляющими веществами – общевойскового защитного комплекта (ОЗК), как средство индивидуальной защиты, предназначенное для защиты человека от отравляющих веществ, биологических средств и радиоактивной пыли. ОЗК. Используется совместно с респиратором или противогазом. Также по программе обучения личный состав ВПК обучен, теоретически и практически к применению радиационного дозиметра и войскового прибора химиче ской разведки (ВПХР), ( который предназначен для определения в воздухе, на м е с т н о с т и и н а т е х н и к е боевых отравляющих веществ зарина, зомана, иприта, фосгена, дифосгена, синильной кислоты, хлорциана, а также паров V-газов ). (см диаграмму № 8) Диаграмма № 8 радиационно-химическая подготовка ВПК 16
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% Медицинская подготовка. Преподается в ВПК для ознакомления личного состава с анатомией и физиологией человека, для этого требуется изучить порядок и способы оказания первой доврачебной, медицинской помощи пострадавшим при ранениях, ушибах, вывихах, переломах, поражении электрическим током, обморожении, термических и химических ожогах, от равлении, радиоактивном заражении и т.д. Правила пользования аптечкой и индивидуальным пакетом. Переноска и перевозка пострадавших при несчастных случаях. Основные правила и способы проведения искусственного дыхания и наружного непрямого массажа сердца. До начала нового учебного 2011 года подготовленность личного состава ВПК составляла 50 %, в связи с омоложением личного состава, подготовленность на сегодняшний момент составляет 5 %. ( см.диаграмму № 9) Диаграмма № 9. Медицинская подготовка ВПК. 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 17
Альпинистская (туристическая) подготовка. Туристско – краеведческую деятельность можно отнести к традиционным в педагогической практике нашей страны методам воспитания, обучения и оздоровления детей, подростков и молодежи. Школьный туризм и краеведение имеют комплексный, интегративный характер воздействия на личность и коллектив. Это выражается в повышении духовного и физического потенциала ребенка, уровня знаний и умений, удовлетворении потребностей детей в самовыражении, творчестве, общении с людьми и природой и т.д. туристско – краеведческая деятельность универсальна по содержанию и доступна по формам организации практически в каждом учреждении, занимающимся досугом детей, подростков и молодежи. За учебные 2011 – 2016 годы воспитанники ВПК овладели знаниями топографии, ориентирования на местности, пользования альпинистского снаряжения. В летние периоды с курсантами ВПК проведены 5 многодневных и 8 однодневных походов протяженностью до 30 км, также проведены 5 недельных военизированных сборов с проживанием в полевых условиях с использованием альпинистского оборудования в реальных условиях. Диаграмма № 10. Подготовка ВПК по туризму. 18
0 1 / 0 3 / 2 0 1 0 0 1 / 0 4 / 2 0 1 0 0 1 / 0 5 / 2 0 1 0 0 1 / 0 6 / 2 0 1 0 0 1 / 0 7 / 2 0 1 0 0 1 / 0 8 / 2 0 1 0 0 1 / 0 9 / 2 0 1 0 0 1 / 1 0 / 2 0 1 0 0 1 / 1 1 / 2 0 1 0 0 1 / 1 2 / 2 0 1 0 0 1 / 0 1 / 2 0 1 1 0 1 / 0 2 / 2 0 1 1 0 1 / 0 3 / 2 0 1 1 0 1 / 0 4 / 2 0 1 1 0 1 / 0 5 / 2 0 1 1 0 1 / 0 6 / 2 0 1 1 0 1 / 0 7 / 2 0 1 1 0 1 / 0 8 / 2 0 1 1 0 1 / 0 9 / 2 0 1 1 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% Современные стандарты образования требуют от учителя развитого аналитического мышления, способности выявлять и анализировать противоречия педагогической практики, оценивать ре зульт аты образовательного процесса, собственную педагогическую деятельность, находить пути профессионального самосовершенствования. Для реализации этих требований будущий учитель должен осуществлять аналитическую деятельность на достаточно высоком уровне. [1] Таким образом, опыт аналитической деятельности позволяет мне осмысливать, анализировать, обобщать, сравнивать, делать обоснованные выводы, творчески и эффективно их реализовывать. Поэтому одной из главных задач на предстоящий межаттестационный период является самостоятельное развитие своей познавательной сферы и обогащение инструментария аналитической деятельности, который становится основой профессионального роста. За 2011 – 2016 г.г. наиболее подготовленные курсанты ВПК, в составе команды, выступали на районных и областных соревнованиях за честь клуба. 1. ВПК «Звезда» по итогам 14 соревнований проходившим среди ВПК МО г. Алапаевск заняла восемь - 1 места, три – 2, и три - 3 места. В личном первенстве 17 курсантов награждены грамотами и медалями.. 2. На 24 соревнованиях среди ВПК Свердловской области команда клуба заняла 8 первых мест, 6 вторых и 10 третьих мест. В личном первенстве 34 курсанта награждены медалями и грамотами. 3. На пяти областных соревнованиях по горной подготовке проводимых в г. В. Пышма т\б «Ягодная», команда ВПК держит лидирующее первое место, среди ВПК Свердловской области 19
4. Курсантами ВПК совершено 435 прыжков с парашютом на базе Нижне-Тагильского аэро-спорт клуба аэродром «Быньги». 5. В летние периоды курсантами совершено пять многодневных тридцати киллометровых, и пять однодневных походов по Свердловской области. 6. В честь 85 - летия Воздушно-Десантных войск среди курсантов ВПК МО г. Алапаевск проведен тактический марш-бросок с правом сдачи на ношение голубого берета. 23 курсанта ВПК «Звезда» из 26 участвовавших, по итогам соревнований были награждены Главой МО г. Алапаевск и Председателем Союза десантников удостоверениями и голубыми беретами. (Марш-бросок на 8 км. состоял из дистанции по пересеченной местности с водными преградами, со стрельбой из оружия, полосы препятствий, метание гранаты, и в завершении с трехминутным рукопашным боем). 7. На протяжении пяти лет, 9 Мая, курсанты проводят вахту памяти и почетный караул у памятника Победы в ВОВ в пос. Нейво-Шайтанский. 8. ВПК в 2014 году вошел в объединение ВПК десантного профиля «Гвардия Урала» Свердловской области, где среди шестнадцати клубов, где по результатам подготовки держится в пятерке сильнейших ВПК Свердловской области. 9. За отличную показатели и личный вклад в патриотическую работу, курсанты Трофимов А. и Семенов А., губернатором Свердловской области и Руководством УГМК г. В.Пышма, весной 2016 года, были награждены поездкой в международный детский лагерь «Артек». 10. Курсанты Неглец А., Томилова К., Еремеев В . , руководством Военно-Исторического общества РФ, были награждены поездкой в г. Москва на десятидневные сборы по реконструкции боя Героев Панфиловцев. Где за высокие показатели были награждены памятными медалями. 11. За отчетный период курсантами завоевано 26 медалей за призовые места по рукопашному бою, проходивших в городах Свердловской области. 12. С 2015 года составлен партнерский договор с командованием 56 Отдельной Десантно-Штурмовой Дивизией г. Камышин Волгоградской области, где курсанты ВПК два раза в год проходят десятидневные военные сборы на казарменном положении. (После прохождения сборов призывники из числа курсантов ВПК проходят военную службу в данной дивизии) 20
13. В августе 2016 года ВПК «Звезда» в полном составе среди первых вступил в Общероссийское Патриотическое объединение «Юнармия». Творческий характер педагогической деятельности обусловливает особый стиль мыслительной деятельности педагога, связанный с новизной и значимостью ее результатов, вызывая сложный синтез всех психических сфер (познавательной, эмоциональной, волевой и мотивационной) личности учителя. Рефлексивность, гуманизм, направленность в будущее и ясное п о н и м а н и е с р е д с т в , н е о бход и м ы х д л я п р о ф е с с и о н а л ь н о г о совершенствования и развития личности учащегося, являются характерными свойствами интеллектуальной компетентности учителя. Развитое педагогическое мышление, обеспечивающее глубокое смысловое понимание педагогической информации, преломляет знания и способы деятельности через призму собственного индивидуального профе ссионально- педагогического опыта и помогает обретать личностный смысл профессиональной деятельности. Таким образом, личностный смысл моей профессиональной деятельности требует от меня достаточной степени активности, способности управлять, регулировать свое поведение в соответствии с возникающими или специально поставленными педагогическими задачами. Саморегуляция как волевое проявление личности раскрывает природу и механизм таких профессиональных черт личности, как инициативность, самостоятельность, ответственность и др. Сегодня, когда идет введение ФГОС, особую роль отвожу самообразованию. Осуществление учебного процесса в современных условиях требует от учителя широкого кругозора, уверенного владения современными педагогическими концепциями и технологиями, развитых дидактических умений, технологической культуры, навыков работы с компьютерной техникой. Поэтому особое место в моей деятельности как учителя занимает повышение профессионального мастерства. Данная работа включает в себя самообразование, обучение на курсах повышения квалификации, обмен опытом работы с коллегами. В межаттестационный период прошел курсы повышения квалификации по следующим темам: - в 2012 году окончил УРФУ имени первого Президента РФ Ельцина Б.Н по квалификации «Управление персоналом» - в январе 2016 года окончил учебные курсы ДОСААФ РФ с присвоением квалификации «Инструктор Парашютно-Десантной подготовки» - в августе 2016 года прошел переподготовку руководителей ВПК десантного профиля на базе 56 ОДШБ г. Камышин Волгоградской обл. С 2012 года являюсь организатором полевых сборов для старшеклассников по направлениям: патриотическое воспитание, военная подготовка, физическое развитие, духовное развитие. 21
Опыт по организации ВПК обобщен и представлен на заседании областного союза ВПК десантного профиля « Гвардия Урала» в 2015 году. В 2016 году участвовал в конференции организованной ОО «Возрождение» по теме « ВПК как эффективная форма подготовки допризывной молодежи». Опыт по организации деятельности ВПК, при дополнительном изучении, может быть использован комплексно или частично преподавателями ОБЖ в 10-11 классах при проведении урочной деятельности, классными руководителями, организаторами внеклассной работы и другими лицами при проведении внеклассных мероприятий по военно-патриотическому воспитанию. В межаттестационный период мной дано 3 мастер-класса по альпинистской подготовке для руководителей ВПК. Ежегодно родители, учителя ОБЖ являются участниками сдачи курсантами нормативов на право носить голубой берет. Таким образом, чтобы оставаться профессионалом, требуется непрерывный процесс самообразования. Для этого нужно выделить время, усилия, деньги. Все это окупается сторицей. Можно сказать, что только это и окупается по-настоящему. Считаю самый ценный капитал – внутренний, а не внешний. Если человек умеет действовать сообразно меняющемуся миру, он всегда добудет в нем необходимое. В этом и смысл личностной ориентации – то, что вложено в знания, способности и умения движущегося человека, оказывается дороже вложений в "недвижимость". Развивающийся специалист сумеет обрести и внешний капитал. 22


В раздел образования