Напоминание

"Мы первоклассники"


Автор: Теперева Татьяна Геннадьевна
Должность: преподаватель по классу "Фортепиано"
Учебное заведение: МАУ ДО ГО " Город Калининград" "ДШИ им. Ф.Шопена"
Населённый пункт: г.Калининград,Калининградская область
Наименование материала: Сценарий к празднику
Тема: "Мы первоклассники"
Раздел: дополнительное образование





Назад





Сценарий к празднику «Мы первоклассники».

В празднике принимают участие учащиеся первого

класса фортепианного отделения МАУ ДО ГО « Город

Калининград» « ДШИ им. Ф.Шопена».

Цель:
Формирование у учащихся интереса к знаниям, касающимся истории фортепиано, формирование музыкального вкуса учащихся ДШИ посредством интонационно-образного восприятия музыки.
Воспитательные задачи:
Воспитание любви и уважения к музыкальному, литературному и художественному наследию, потребность в эстетическом восприятии окружающей среды.
Образовательные задачи:
Формирование знаний обучающихся о предшественниках фортепиано, жанровой разновидности музыки.
Развивающие задачи:
Развитие творческих способностей учащихся, исполнительских, артистических, коммуникативных, активности учащихся.
Оборудование:
Ноутбук, проектор, экран, стол, пюпитр.
Подготовительная работа:
Разучить с учащимися фортепианного отделения по одной пьесе любого жанра и композитора. Подготовить презентацию о музыкальных инструментах предшественниках фортепиано, а также о жанровой разновидности произведений, исполняемых учащимися.
Подготовить заготовку музыкального чайнворда в виде скрипичного ключа, загадки о музыке и об инструментах. Выучить с учащимися стихи о музыке и о школе.
Действующие лица:
Ведущая (преподаватель фортепианного отделения) Учащиеся, читающие стихи (несколько человек). Учащиеся, приглашающиеся из зала для выполнения некоторых заданий ( по желанию) Концерт проводится в конце октября в зале школы. Приходят педагоги, родители, друзья. Царит тёплая, доброжелательная атмосфера. Это самый долгожданный и радостный праздник посвящения в первоклассники! В этот день дети готовят по одному произведению, которое исполняют на фортепиано. Ведущая знакомит присутствующих с различными жанрами и направлениями музыки, с композиторами. В паузах между выступлениями сообщает интересные факты о истории возникновении инструмента (фортепиано), его предшественниках.
Ход мероприятия:
Ведущая: Мы поздравляем первоклассников! Дорогие ребята, сегодня очень важный и значимый для вас день. Первоклассник-это звучит гордо! За время учёбы в нашей школе вы соприкоснётесь с творчеством очень многих композиторов, научитесь исполнять музыкальные произведения различных жанров и направлений. Хочется надеяться на то, что музыка станет вашим другом и будет сопутствовать вам по жизни! Сегодняшний концерт для вас! Так же вас ждут интересные задания, и небольшие творческие испытания…Надеюсь ,что вы сможете их пройти и стать настоящими первоклассниками? Дети хором отвечают : «Да!»
Ведущая: Вы учитесь играть на инструменте, который называется «фортепиано». Это был один из любимых инструментов многих известных композиторов. Имя «фортепиано» произошло от двух итальянских слов:»forte»(форте) и «piano»(пиано), что означает громко - тихо. На этом чудо - инструменте можно было играть как громко, так и тихо (звучание клавесина, предшественника фортепиано, было очень тихим). В 1709 году итальянский мастер Бартоломео Кристофори изобрёл первое фортепиано. От клавесина - фортепиано унаследовало свою внешность и клавишный механизм. От древних струнных музыкальных инструментов (цимбалы, гусли) – унаследовало струны. От ударных инструментов – молоточки. Концертный инструмент - рояль, что в переводе означает «королевский» . Ведущая читает стихи. «Рояль на сцене повелитель, но что ещё главней всего, Он первый музыке учитель, всё начинается с него!» «Семь всего лишь нот на свете : до, ре, ми, фа, соль, ля, си! Ты запомни ноты эти И в тетрадку занеси!» Ведущая: «А где же будут «жить» наши нотки?» Дети: «На пяти линеечках». Ведущая: «Пять линеек нотной строчки
Мы назвали – нотный стан, И на нём все ноты-точки Разместили по местам.» Дети по одному выходят к небольшой доске у сцены и пишут каждый по одной нотке на нотоносце. Ведущая: «У рояля много клавиш! Ты их все звучать заставишь. (сказать, что слово «клавиша» в переводе означает «ключ») В крайних слева бас гудит, Будто он всегда сердит. В крайних справа звук высок, Будто птичий голосок. В средних клавишах как раз Тот же голос, что у нас.» «Ребята, но на нашем рисунке чего – то не хватает!?» «Как по нотам нам узнать, Где на клавишах играть? ( можно показать страницу нотного текста) Вот задача, вот загадка. Но к загадке есть отгадка. Ключ к загадке отыскался, Этот ключ – КЛЮЧОМ назвался. Чтобы помнить постоянно: На второй линейке стана Завитой, красивый знак Нарисуем мы вот так:… Учащийся, приглашенный из зала, вместе с ведущей рисует ярким маркером красивый скрипичный ключ. Затем, ведущая выбирает себе в помощники двух первоклассников из зала для очень ответственного дела. Вместе они выходят на сцену к роялю, и ведущая говорит:
«Ноту «соль» мы вас попросим На рояле отыскать: Слева ровно двадцать восемь Белых клавиш отсчитать. В ноте СОЛЬ, в последней ноте, Ключ скрипичный вы найдёте». Дети стараются не сбиться со счёта, контролируют друг-друга. И вот, наконец, нота СОЛЬ найдена, а вместе с ней и скрипичный ключ! Дети произносят хором: «Он помощник наш отличный, Мы зовём его, ключ СОЛЬ. Всё нам скажет ключ скрипичный Нотной азбуки король!» Раздаются аплодисменты! Затем следует концертные выступления учащихся из произведений различных жанров. Например: В.А.Моцарт «Бурре», С.Ляховицкая «Старинная французская песенка», Г.Черчиль «Вальс», Т.Назарова «Летний дождик», Л.Шитте «Этюд», В.Моцарт «Менуэт», А.Гедике «Танец», С.Прокофьев «Марш». Перед каждым выступлением учащегося, зрители видят кадр презентации, на фоне которого ведущая сообщает в доступной для детей форме некоторые сведения о жанрах исполняемых произведений. Например:
«Бурре»

Ведущая: «Бурре» в переводе с французского означает - «неожиданные прыжки». Это придворный салонный французский танец. Появился в XVII веке в провинциях Овернь и Верхняя Лаура. Получил широкое распространение (уже как бальный танец) в XVIII веке. Черты танца- чёткий темп, чаще движение начинается из-за такта. Бурре можно увидеть в балетных постановках того времени. Особенно любил этот танец Ж.Люлли.
«Вальс».
Ведущая: Скромный австро-немецкий танец «Вальс» за считанные годы превратился из крестьянского ( конец VIII века) в городской ( начало XIX) и закружил в своём вихре сначала Вену, а затем и всю Европу. Живой, лёгкий, полётный, искрящийся, томный, поэтичный он был и остаётся вечным символом романтизма. Мы с вами знаем фортепианные вальсы Шопена, Шуберта, Листа, Вебера, Сибелиуса, Равеля, симфонические Чайковского, Прокофьева, и конечно же танцы «короля вальса» Иоганна Штрауса- всё это принадлежит сокровищнице музыкальной классики.
«Этюд».
Ведущая: «Этюд» французское слово. Означает оно «изучение».Слово «этюд» принято прежде всего в изобразительных искусствах, где означает первоначальный набросок, обычно с натуры. С начала XIX века слово «этюд» стало встречаться в музыке. Этюд-это музыкальная пьеса для развития навыков игры на музыкальном инструменте.
«Менуэт»

Ведущая: Есть такая песенка, где старинный танец «менуэт» всё сам о себе рассказывает.В ней такие слова: «Я менуэт, я французский танец,друзья. Весь белый свет покорил когда-то я. Важность храня сам король меня танцевал, Ведь без меня был не настоящим бал. Время идёт, и другие ритмы звучат. Я уж не тот, юность не вернёшь назад. Всё же я горд, если вдруг, спустя столько лет Слышу аккорд…это старый менуэт».
«Марш»
Ведущая: «Марш»- с французского marche- означает шествие, движение вперёд. Это способ строго размеренной ходьбы в строю.У марша строго размеренный темп, чёткий ритм. Он носит бодрый, активный характер. Марш можно встретить в музыке Моцарта, Бетховена; советских композиторов Хачатуряна, так же Глиэра, Шостаковича. После концерта учащиеся произносят торжественное обещание Музыке. Ведущая просит повторять за ней: «Будем Музыку любить! Будем ей всегда служить! Званьем гордым и высоким Музыканта дорожить!» Ведущая:
Теперь вы стали настоящими первоклассниками! Пусть музыка всегда дарит вам радость, надежды, мечты, приносит хорошее настроение! Успехов вам в учёбе! Всем педагогам, родителям, хочется пожелать терпения в обучении и воспитании детей. Первоклассникам желаем дальнейших творческих открытий в волшебном мире Музыки!!!Спасибо!!!
Использованная литература:
1. Батицкий М. Знаете ли вы музыку? - М.,1985. 2. Геталова О. Секреты Дилидона. - Сб.,2000. 3. Кошмина И. Музыкальный букварь. - М.,2005. 4. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. - М.,1984. 5. Перунова Н. Музыкальная азбука. - М.,1990. 6. Рыцарева М. Музыка и я. - М.,1994. 7. Финкельштейн Э. Маленький словарь маленького музыканта.- М.,1998.


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники