Напоминание

"Использование проектных технологий на учебных занятиях профессионального образования"


Автор: Гареева Люция Тахировна
Должность: преподаватель общепрофессиональных дисциплин
Учебное заведение: КОГПОАУ "Савальский политехникум"
Населённый пункт: с.Савали Кировской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование проектных технологий на учебных занятиях профессионального образования"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Инновационные процессы в современном образовании связаны с поисками путей трансформации традиционного обучения в продуктивное, основанное на организации активной, творческой, исследовательской деятельности обучающихся по созданию конкретного продукта, результата, имеющегося непосредственное практической значение для производства и для жизни окружающих людей. Специфика продуктивного обучения заключается в изменении самой логики учебного процесса. Традиционный процесс построен на основе движения познания обучающегося от теории – к практике. Продуктивное обучение строится в соответствии с иной логикой познания: от практики – к учению. Наиболее эффективной технологией, обеспечивающей продуктивное обучение студентов является технология учебного проектирования, в основе которой лежит идея о необходимости преодоления противоречия между личностью и обществом – между тем, что обучающий хочет делать, и тем, что его заставляют делать – посредством «учения через делание». Основным мотивом деятельности для студентов становится не столько сам процесс познания, сколько стремление решить конкретную проблему, разработать необходимые рекомендации, которые будут использованы на практике. Технология учебного проектирования позволяет активизировать исследовательскую деятельность студентов при изучении и специальных и общеобразовательных дисциплин. Значение технологии учебного проектирования в становлении будущего специалиста можно сформулировать следующим образом:  исследовательский и практический характер учебного проектирования позволяет формировать широкий спектр социально ценных мотивов учебной деятельности студентов: профе ссиональных, познавательных, личностных (потребность в достижении успеха);  осознание значимости, необходимости своего труда повышает самооценку студентов, создает условия для творческой самореализации личности;  в процессе выполнения учебного проекта формируется социальный опыт обучающихся, их умение видеть, выделять и решать социальные и профессиональные проблемы;  расширяются социальные контакты студентов, развивается их умение взаимодействовать с разными людьми в процессе решения проблем;  технология учебного проектирования обеспечивает развитие исследовательских способностей студентов и формирование необходимых д ля профе ссиона льной д ея тельно сти умений а н а л и з и р о в а т ь производственные проблемы, находить творческие пути их решения на всех этапах обучения.
С целью формирования общепрофессиональных компетенций выпускника я решила опробовать метод проектов при изучении темы «Занятость и безработица» в дисциплине «Обществознание». В методической разработке описано занятие, в ходе которого использованы индивидуальные - которые эффективны с точки зрения организации самостоятельной поисковой работы студентов с учетом его личных интересов и предоставления широкого выбора реализации творческого потенциала студента; и групповые методы – которые позволяют учитывать индивидуальные особенности студентов при распределении обязанностей, а также обучают их кооперировать свои усилия в процессе совместного решения сложных творческих задач. При подготовке к учебному занятию нужно уделить особое внимание постановке целей, так как успех учебного занятия во многом зависит от осознания этой цели преподавателем, которому предстоит ее реализовать. После определения целей проектирую учебное занятие, т.е. разрабатываю сценарий. При этом тщательно готовлю образовательную среду кабинета: продумываю что отобрать для работы студентам в кабинете. С этой целью собираю в кабинете справочный материал, дополнительную литературу, бумагу различного формата, краски, фломастеры, шаблоны буклетов, презентаций и др. Проект – это групповая работа. В каждой микрогруппе может быть от 4 до 6 человек. Поэтому заранее разрабатываю задания для нескольких ролей: «эксперт», «экономист», «психолог», «организатор», и др. Эти задания представляют собой пошаговую ре ализацию индивидуальной и совместной групповой деятельности. Такая форма работы позволяет формировать социальный опыт студента и развивает умение взаимодействовать с разными людьми в процессе решения проблемы. Кроме того, осознание значимости и необходимости своего труда повышает самооценку студентов и создает условия для творческой самореализации личности. Для наблюдения за работой студентов и групп составляю «Критерии оценки» и каждый студент получает такую же карточку, чтобы оценивать самостоятельно свои действия. В них изложены требования для каждой роли и для всей группы. Технология учебного проектирования меняет роль преподавателя: из авторитарного «ментора» он превращается в организатора исследовательской деятельности, консультанта и помощника. Поэтому главную свою задачу я вижу в том, чтобы оказывать поддержку студентам на протяжении всех этапов работы, а также в том, чтобы корректировать поисковую деятельность студентов и организовать итоговое обсуждение проекта.


В раздел образования