Напоминание

"РАЗРАБОТКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ИТПД" - ЭФФЕКТИВНЫЙ ПУТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ"


Автор: Закиева Гульнара Накиповна
Должность: преподаватель общепрофессиональных дисциплин
Учебное заведение: КОГПОАУ "Савальский политехникум"
Населённый пункт: с.Савали Кировской области
Наименование материала: Статья
Тема: "РАЗРАБОТКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ИТПД" - ЭФФЕКТИВНЫЙ ПУТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ"
Раздел: дополнительное образование





Назад





РАЗРАБОТКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО

УЧЕБНИКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ИТПД» - ЭФФЕКТИВНЫЙ ПУТЬ

ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ
Савальский политехнический техникум – одно из старейших учеб- ных заведений Кировской области. В 2016 году ему исполнилось 116 лет. Одно из приоритетных направлений развития техникума – внедрение в об- разовательный процесс информационных технологий. Учебные кабинеты оборудованы видео- и аудио- аппаратурой, мультимедийной техникой, компьютерами, подключенными к информационной сети Интернет. Техни- ческие средства обучения позволяют проводить занятия с использованием инновационных методов и применением электронных учебников, де- монстрировать мультимедийные продукты в учебном процессе. Информационные технологии в профессиональной деятельности являются, пожалуй, наиболее интенсивно и динамично развивающейся об- ластью знаний. Информационным технологиям посвящено множество учебников, учебно-методических пособий, сайтов в сети Internet. Исполь- зуемые учебники в различной степени охватывают изучаемый материал, для рассмотрения некоторых тем были необходимы несколько учебных из- даний сразу. Одни учебники раскладывают изучаемую тему на практиче- ские элементы и не дают возможности составить полный конспект для освоения, повторения. Другие, опираясь на сложные технические термины, направлены на более опытных пользователей, имеющих представление о настройках и установках программ, системном обслуживании компьютера, в тоже время они не позволяют отрабатывать простейшие навыки при не- посредственной работе с текстовым редактором, электронными таблицами, создании файла презентаций и т.д. Также многие учебники из-за своей ем-
кости, обширности рассматриваемых тем и вопросов просто невозможны для использования в рамках временной ограниченности урока. В процессе преподавания постоянно возникала мысль о создании учебника-конспекта для студентов. Опираясь на собственный принцип «не останавливаться на достигнутом уровне», зародилась идея о создании элек- тронного учебника, который учитывал бы требования государственного об- разовательного стандарта и являлся наглядным, в достаточной мере емким и доступным электронным учебным пособием. При создании учебника учитывалось календарно-тематическое планирование, использовались лек- ции, иллюстрации, тесты для промежуточной и итоговой аттестации сту- дентов, разработанные ранее. Для технической обработки материалов были привлечены студенты выпускного четвертого курса. Как оказалось, простых навыков для набора текста в редакторе Microsoft Word не достаточно, им пригодились приемы копирования, вставки и обмена данными между приложениями Windows, способы оформления и редактирования рисунков, текста. В процессе создания учебника выяснились пробелы в теоретиче- ских и практических знаниях, навыках и умениях студентов, изъявивших желание участвовать в разработке электронного пособия. Для создания электронного документа, имеющего гиперссылки, необходимы знания основ работы с HTML-документами в среде WWW. Но в любом деле главными являются желание и инициатива, поэто- му, вооружившись терпением, необходимой литературой по программиро- ванию на языке HTML, который позволяет создавать разметку документа, мы с группой студентов взялись за работу. Одни студенты осуществляли поиск необходимой учебной информации, ее оцифрование, другие занима- лись программированием электронного документа, его дизайном и элемен- тами управления. Работали мы после уроков и часто допоздна, забывая о времени. Но наглядный результат нашей деятельности воодушевлял на
продолжение работы. Процесс сотрудничества преподавателя и группы студентов при создании электронного учебника был взаимовыгодным. Я как преподаватель, используя на занятии электронное учебное пособие, могу более эффективно организовать ход каждого занятия. Мои друзья – помощники, по их мнению, приобрели неоценимый опыт сотрудничества и общения, а так же комплекс теоретических и практических знаний и уме- ний. Таким образом, на данном этапе практической работы формирова- лись информационная, учебно-исследовательская, коммуникативная компе- тентности будущих специалистов. При преподавании дисциплины ИТПД невозможно охватить все об- ласти ее применения. Материал, представленный в учебнике, отражает лишь основные разделы дисциплины и является необходимым минимумом. Я постаралась, выдержав логическую последовательность изложения со- держания дисциплины, сделать, тем не менее, главы учебника по возмож- ности автономными, чтобы при желании можно было бы более глубоко освоить отдельные разделы. Данный электронный учебник состоит из следующих структурных элементов:  Предисловие – цели, задачи, содержание курса,  Оглавление – документ с заголовками разделов, связывающий с помощью гиперссылок все документы электронного учебника,  Лекции по темам – содержащие текстовую, иллюстративную информацию, а также гиперссылки управления учебником (выход на оглав- ление, на предыдущую и следующую темы, а также выход на документ с контрольными тестами),  Тесты – документ с контрольными тестами по 2-м и более ва- риантам.
В связи с информационной насыщенностью учебного процесса ис- пользование электронного учебного пособия позволяет: 1. рационально использовать время урока, сосредоточить внима- ние на пробелах в знаниях и умениях, восполнить их, 2. сформировать у студентов мотивацию для подготовки к каждо- му уроку, 3. создавать условия для саморазвития, индивидуализировать ра- боту каждого учащегося. Первое знакомство студентов с электронным пособием на учебном занятии вызывает живой интерес к изучаемым темам, постепенно повыша- ет посещаемость и качественную успеваемость по дисциплине. В дальней- шем, на занятии, каждая изучаемая тема рассматривается студентами само- стоятельно в электронном пособии, и основное содержание конспектирует- ся в процессе обсуждения в рабочую тетрадь. Каждое занятие стало более ярким, наглядным, эффективным. Сочетание различных видов работы на занятиях с использованием современных информационных технологий и средств является важным элементом мотивации учащихся, помогает сохранять интерес к предмету в течение всего периода обучения. Используя информационные технологии, мне легче осуществлять деятельностный, личностно-ориентированный подход к обучению. На занятии студентам предлагается выбрать способ изучения новой темы. Одни студенты используют при изучении нового ма- териала учебники, самоучители из библиотеки или приобретенные лично. Другие осуществляют поиск изучаемых вопросов темы по электронному учебнику. Предоставление права выбора источника информации дает воз- можность учитывать индивидуальные особенности каждого студента. Не- которые студенты умеющие работать с обширным материалом, осуще- ствлять поиск необходимой информации, выделять главное, предпочитают самостоятельную работу. Другие в силу неусидчивости и нетерпеливости,
любят работать с электронным учебником, в котором материал представ- лен, сжато, емко и выделены необходимые определения, выводы. В течение занятия у студентов имеется возможность чередовать способ изучения ма- териала, что в силу некоторых физиологических особенностей организма (плохое зрение, быстрая утомляемость при работе с техникой или другие причины) является важным. Используя на занятии электронный учебник, я стремлюсь эффективно организовать ход каждого занятия, в результате по- вышается «накопляемость оценок» как основного средства контроля уров- ня знаний студентов. Информационная компетентность предполагает умение работать с тестами. После изучения тем на этапе контроля знаний я организую элек- тронный опрос-тест, в котором студенты, отвечая на поставленные вопро- сы, получают оценки, выставленные «машиной». Тестовая проверка помо- гает установить обратную связь с учащимися, определить результаты усво- ения ими материала и преодолеть субъективизм при выставлении оценок за изучение темы в целом. На этапе закрепления студенты могут выбрать способ проверки знаний: многим студентам легче ориентироваться во мно- жестве предлагаемых ответов на вопрос в виде теста, другие предпочитают выполнить практическое задание с применением своего творческого потен- циала, третьи – обобщают полученные знания, умения в форме устного рассказа или письменного изложения. Таким образом, учащиеся, активно использующие информационные технологии в процессе обучения, показывают более высокий уровень зна- ний, умений и навыков поиска, отбора и анализа информации. Каждое за- нятие по дисциплине «ИТПД» формирует информационную компетент- ность студентов, обеспечивающую полноценную жизнедеятельность чело- века в современном обществе, обладать которой должен каждый.


В раздел образования