"РАЗРАБОТКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ИТПД" - ЭФФЕКТИВНЫЙ ПУТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ"
Автор: Закиева Гульнара Накиповна Должность: преподаватель общепрофессиональных дисциплин Учебное заведение: КОГПОАУ "Савальский политехникум" Населённый пункт: с.Савали Кировской области Наименование материала: Статья Тема: "РАЗРАБОТКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ИТПД" - ЭФФЕКТИВНЫЙ ПУТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ" Раздел: дополнительное образование
КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ
Савальский политехнический техникум – одно из старейших учеб-
ных заведений Кировской области. В 2016 году ему исполнилось 116 лет.
Одно из приоритетных направлений развития техникума – внедрение в об-
разовательный процесс информационных технологий. Учебные кабинеты
оборудованы
видео-
и
аудио-
аппаратурой,
мультимедийной
техникой,
компьютерами, подключенными к информационной сети Интернет. Техни-
ческие средства обучения позволяют проводить занятия с использованием
инновационных
методов
и
применением
электронных
учебников,
де-
монстрировать мультимедийные продукты в учебном процессе.
Информационные
технологии
в
профессиональной
деятельности
являются, пожалуй, наиболее интенсивно и динамично развивающейся об-
ластью
знаний.
Информационным
технологиям
посвящено
множество
учебников, учебно-методических пособий, сайтов в сети Internet. Исполь-
зуемые учебники в различной степени охватывают изучаемый материал,
для рассмотрения некоторых тем были необходимы несколько учебных из-
даний сразу. Одни учебники раскладывают изучаемую тему на практиче-
ские элементы и не дают возможности составить полный конспект для
освоения, повторения. Другие, опираясь на сложные технические термины,
направлены на более опытных пользователей, имеющих представление о
настройках и установках программ, системном обслуживании компьютера,
в тоже время они не позволяют отрабатывать простейшие навыки при не-
посредственной работе с текстовым редактором, электронными таблицами,
создании файла презентаций и т.д. Также многие учебники из-за своей ем-
кости, обширности рассматриваемых тем и вопросов просто невозможны
для использования в рамках временной ограниченности урока.
В процессе преподавания постоянно возникала мысль о создании
учебника-конспекта для студентов. Опираясь на собственный принцип «не
останавливаться на достигнутом уровне», зародилась идея о создании элек-
тронного учебника, который учитывал бы требования государственного об-
разовательного стандарта и являлся наглядным, в достаточной мере емким
и доступным электронным учебным пособием. При создании учебника
учитывалось календарно-тематическое планирование, использовались лек-
ции, иллюстрации, тесты для промежуточной и итоговой аттестации сту-
дентов, разработанные ранее.
Для технической обработки материалов были привлечены студенты
выпускного четвертого курса. Как оказалось, простых навыков для набора
текста в редакторе Microsoft Word не достаточно, им пригодились приемы
копирования, вставки и обмена данными между приложениями Windows,
способы оформления и редактирования рисунков, текста.
В процессе создания учебника выяснились пробелы в теоретиче-
ских и практических знаниях, навыках и умениях студентов, изъявивших
желание участвовать в разработке электронного пособия. Для создания
электронного
документа,
имеющего
гиперссылки,
необходимы
знания
основ работы с HTML-документами в среде WWW.
Но в любом деле главными являются желание и инициатива, поэто-
му, вооружившись терпением, необходимой литературой по программиро-
ванию на языке HTML, который позволяет создавать разметку документа,
мы с группой студентов взялись за работу. Одни студенты осуществляли
поиск необходимой учебной информации, ее оцифрование, другие занима-
лись программированием электронного документа, его дизайном и элемен-
тами управления. Работали мы после уроков и часто допоздна, забывая о
времени. Но наглядный результат нашей деятельности воодушевлял на
продолжение работы. Процесс сотрудничества преподавателя и группы
студентов при создании электронного учебника был взаимовыгодным. Я
как преподаватель, используя на занятии электронное учебное пособие,
могу более эффективно организовать ход каждого занятия. Мои друзья –
помощники, по их мнению, приобрели неоценимый опыт сотрудничества и
общения, а так же комплекс теоретических и практических знаний и уме-
ний.
Таким образом, на данном этапе практической работы формирова-
лись информационная, учебно-исследовательская, коммуникативная компе-
тентности будущих специалистов.
При преподавании дисциплины ИТПД невозможно охватить все об-
ласти ее применения. Материал, представленный в учебнике, отражает
лишь основные разделы дисциплины и является необходимым минимумом.
Я постаралась, выдержав логическую последовательность изложения со-
держания дисциплины, сделать, тем не менее, главы учебника по возмож-
ности автономными, чтобы при желании можно было бы более глубоко
освоить отдельные разделы.
Данный электронный учебник состоит из следующих структурных
элементов:
Предисловие – цели, задачи, содержание курса,
Оглавление – документ с заголовками разделов, связывающий с
помощью гиперссылок все документы электронного учебника,
Лекции по темам – содержащие текстовую, иллюстративную
информацию, а также гиперссылки управления учебником (выход на оглав-
ление, на предыдущую и следующую темы, а также выход на документ с
контрольными тестами),
Тесты – документ с контрольными тестами по 2-м и более ва-
риантам.
В связи с информационной насыщенностью учебного процесса ис-
пользование электронного учебного пособия позволяет:
1.
рационально использовать время урока, сосредоточить внима-
ние на пробелах в знаниях и умениях, восполнить их,
2.
сформировать у студентов мотивацию для подготовки к каждо-
му уроку,
3.
создавать условия для саморазвития, индивидуализировать ра-
боту каждого учащегося.
Первое знакомство студентов с электронным пособием на учебном
занятии вызывает живой интерес к изучаемым темам, постепенно повыша-
ет посещаемость и качественную успеваемость по дисциплине. В дальней-
шем, на занятии, каждая изучаемая тема рассматривается студентами само-
стоятельно в электронном пособии, и основное содержание конспектирует-
ся в процессе обсуждения в рабочую тетрадь. Каждое занятие стало более
ярким, наглядным, эффективным.
Сочетание различных видов работы на занятиях с использованием
современных информационных технологий и средств является важным
элементом мотивации учащихся, помогает сохранять интерес к предмету в
течение всего периода обучения. Используя информационные технологии,
мне
легче
осуществлять
деятельностный,
личностно-ориентированный
подход к обучению. На занятии студентам предлагается выбрать способ
изучения новой темы. Одни студенты используют при изучении нового ма-
териала учебники, самоучители из библиотеки или приобретенные лично.
Другие осуществляют поиск изучаемых вопросов темы по электронному
учебнику. Предоставление права выбора источника информации дает воз-
можность учитывать индивидуальные особенности каждого студента. Не-
которые студенты умеющие работать с обширным материалом, осуще-
ствлять поиск необходимой информации, выделять главное, предпочитают
самостоятельную работу. Другие в силу неусидчивости и нетерпеливости,
любят работать с электронным учебником, в котором материал представ-
лен, сжато, емко и выделены необходимые определения, выводы. В течение
занятия у студентов имеется возможность чередовать способ изучения ма-
териала, что в силу некоторых физиологических особенностей организма
(плохое зрение, быстрая утомляемость при работе с техникой или другие
причины) является важным. Используя на занятии электронный учебник, я
стремлюсь эффективно организовать ход каждого занятия, в результате по-
вышается «накопляемость оценок» как основного средства контроля уров-
ня знаний студентов.
Информационная компетентность предполагает умение работать с
тестами. После изучения тем на этапе контроля знаний я организую элек-
тронный опрос-тест, в котором студенты, отвечая на поставленные вопро-
сы, получают оценки, выставленные «машиной». Тестовая проверка помо-
гает установить обратную связь с учащимися, определить результаты усво-
ения ими материала и преодолеть субъективизм при выставлении оценок за
изучение темы в целом. На этапе закрепления студенты могут выбрать
способ проверки знаний: многим студентам легче ориентироваться во мно-
жестве предлагаемых ответов на вопрос в виде теста, другие предпочитают
выполнить практическое задание с применением своего творческого потен-
циала, третьи – обобщают полученные знания, умения в форме устного
рассказа или письменного изложения.
Таким образом, учащиеся, активно использующие информационные
технологии в процессе обучения, показывают более высокий уровень зна-
ний, умений и навыков поиска, отбора и анализа информации. Каждое за-
нятие по дисциплине «ИТПД» формирует информационную компетент-
ность студентов, обеспечивающую полноценную жизнедеятельность чело-
века в современном обществе, обладать которой должен каждый.