Напоминание

"В гостях у колокольчиков. Звучащие стихи".


Автор: Мещерова Галина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ города Ульяновска "Средняя школа №82"
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: конспект урока по литературному чтению 1 класс. УМК "Перспективная начальная школа"
Тема: "В гостях у колокольчиков. Звучащие стихи".
Раздел: начальное образование





Назад





Интегрированный урок литературного чтения и музыки в 1 классе

(УМК «Перспективная начальная школа»)

Учителя:

Мещерова Галина Николаевна- учитель начальных классов

Шепелева Оксана Анатольевна- учитель музыки

Класс

1 Б

Предмет:

Литературное чтение и музыка

Тема урока:

В гостях у колокольчиков. Звучащие стихи.

Тип урока

Урок изучения нового материала.

Цели и задачи

Создать условия для формирования понятия «звукопись», развития умений находить звукопись в поэтических

и музыкальных произведениях, понимать смысл использования этого приема.

Планируемые

результаты:

Личностные УУД: проявляют способность выражать свои эмоции в выразительном чтении;

Метапредметные УУД:

регулятивные- выполняют учебные действия на основе алгоритма действий;

познавательные- ориентируются в речевом потоке, находят начало и конец высказывания;

коммуникативные- используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления;

Предметные УУД: научатся читать вслух плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, находить звукопись

в поэтических и музыкальных произведениях, понимать смысл использования этого приема.

Оборудование

1. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс. Учебник.- М: Академкнига/Учебник

2. Музыкальное произведение «Весеннее пробуждение»

3.Синтезатор

4.Презентация




Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты
1. Оргмомент. Здравствуйте, ребята! Начнем наш урок. Давайте проверим все ли готово к уроку. - Поспорили как- то поэзия с музыкой. Кто лучше из них передает настроение природы? - Музыка сказала: «Я». -
«Нет, я
»- возразила литература. - И так бы спорили до бесконечности, если бы мы не пригласили их на наш урок.
Регулятивные УУД:
самооценка готовности к уроку. 2. Актуализация знаний - Сегодня мы продолжим наше путешествие в Волшебный Лес. А нашим проводником и помощником будет… Кто? (Кот Ученый).
(Слайд 1)
-Во время нашего пути в Волшебный лес он не тратил время зря, а собирал растения, которые встречались на нашем пути, на огородах Бабы- Яги. Вспомните их название и расскажите, чему научили вас эти растения.
(Слайд 2)
- Сегодня мы отправимся в гости к еще одному растению. ( Звучит музыка.) - Под звуки замечательного этюда мы оказались на клумбе… -Как вы думаете у каких цветов? (У колокольчиков.)
(Слайд 3)
- Какие еще звуки мы услышали ? - Давайте попробуем оживить нашу картинку. На клумбу будут по очереди прилетать различные насекомые (Пчела, муха, комар), а вы попробуйте показать звуки, которые издают эти насекомые.
(Слайд 3)
Ответы учащихся. -Репей помог узнать нам докучные сказки, Ромашка- считалки, Одуванчик- загадки, Подсолнух- заклички, а Крапива- скороговорки. Дети слушают этюд. Встают около парт. Имитируют звуки различных насекомых.
Ругулятивные УУД
осознавать, формулировать и удерживать учебную задачу в процессе коллективной работы.
Познавательные УУД:
умение структурировать знания, учебно- познавательный интерес к данному уроку.
Коммуникативные УУД:
Планирование учебного сотрудничества.
3. Постановка проблемы. - Сейчас мы отправимся на волшебную клумбу с колокольчиками в нашем учебнике. - Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 39. Где нас встречает Кот?
( Слайд 4)
- (Учитель читает текст до иллюстрации.) - Почему колокольчики любят больше всего звучащие стихи? Что такое звучащие стихи? Вы сможете ответить на эти вопросы сейчас? (
Слайд 5)
- Тогда отправляемся в путь – к новым знаниям. А в конце урока мы вернемся к этим вопросам, и вы сможете дать на них верные ответы. У клумбы с колокольчиками. Варианты ответов детей. Постановка проблемы.
Познавательные УУД:
строить логическую цепь рассуждений.
Личностные УУД
: высказывание предположений, принятие точки зрения другого. 4. Работа по теме урока.
-
А сейчас познакомимся со стихотворением поэтессы Е.Благининой. ( читает учитель) - О чем этот текст? (О жуке)
(Слайд 6)
-Все ли слова вам понятны? Найдите значение слова «кожух» на странице учебника. (Жимолость- кустарниковое или вьющееся растение с душистыми цветками.
(Слайд 7)
Кожух- верхняя одежда из кожи, овчинный тулуп.) (
Слайд 8)
- Обратите внимание на звучание стиха. Какие ассоциации у вас возникают? - Выясним, как поэтессе удалось этого добиться. Прочитайте стихотворение самостоятельно и Ответы детей. Словарная работа. Жужжание жука.
Личностные УУД:
проявлять стремление понимать красоту поэтического слова, желание активно действовать на уроке- читать, отвечать на вопросы учителя, учебника.
Коммуникативные УУД:
уметь выражать свои мысли; уметь воспринимать на слух произведение; включаться в диалог ; строить связное высказывание по теме.
найдите слова, которые создают образ жужжащего жука. -Чем слова похожи? (Звук [ж]). - Попробуйте быстро прочитать стихотворение. Что вызвало затруднение? -Какой жанр устного народного творчества оно напоминает? (Скороговорку.) - Прочитайте текст друг другу по очереди так, чтобы слышалось жужжание жука. -На клумбу прилетел …( жук). Попробуйте показать голос жука. (
Слайд 9)
-Подражая голосам животных, вы сейчас использовали литературный прием, который используют в своем творчестве писатели, поэты, музыканты. Чтение про себя. Чтение по учебнику. Работа в парах. Жужжащее чтение. «Жук, жук не жужжи Где ты, прячешься, скажи» (поют дети). 5. Открытие нового знания. - А как называется такой прием в литературе, мы узнаем, поработав в группах. а) 1 группа- разгадывает загадки и вставляет
Познавательные УУД
: умение работать с текстом, анализировать содержание, обобщать, вычленять главное, строить рассуждение по теме урока под руководством учителя;
буквы по их номеру в слове.
(Слайд 10)
1.Отгадайте загадки и впишите буквы по номеру в слове.  Зимой беленький, а летом серенький, Прыгает ловко, любит морковку. (___________________)  Кто зимой холодной Бродит злой, голодный. (_______________________)  Жил- был маленький щенок. Он подрос, однако, И теперь он не щенок- Взрослая … (______________________)  Вот полна сметаной плошка. - Значит, где- то рядом ложка? - Нет, друзья, какая ложка? Здесь сметану лижет … (___________________________)  Закутан ребёнок В сто пелёнок. (________________________)  На ромашку у ворот Опустился вертолёт- Золотистые глаза. Кто же это?... (________________________) 2.На доске выложите угаданные буквы. Работа в группах. воспроизводить информацию, необходимую для решения задачи, постановка и решение проблем.
Личностные УУД:
выражать положительное отношение к познанию, проявлять внимание, удивление.
Регулятивные УУД
: осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль в работе, в работе в парах и группах; ориентироваться в учебнике и словаре; овладевать алгоритмом учебных действий в чтении целым словом в рамках оперативного поля чтения.
Коммуникативные УУД
: умение обмениваться мнениями, общаться и согласовывать действия с партнерами, слушать другого ученика, обосновывать свою точку зрения.
1 1 5 у - Ребята на доске выкладывают это слово. - Прочитайте это слово. - Как вы понимаете значение этого слова? (В художественной речи: звуковые повторы, насыщенность одинаковыми или похожими звуками в целях образного звукоподражения.) б) 2 группа- находить определение этого слова в словаре Ожегова и составляет его значение , выделяя главную мысль слова «звукопись».
Составьте главную мысль определения

«звукопись»

из данных слов:

звуками, выразительности, для, игра,

усиления.
-Попросим прочитать. - Чтение по словарю.
(Слайд 11)
- Прочитайте, какую главную мысль вы выделили из определения слова звукопись.
Звукопись- это игра звуками для усиления

выразительности.

(Слайд 12)
Чтение по словарю. Чтение составленного определения. Читает ученик. Ответы детей.(Жадная, злая, нахальная.)
- Прочитаем следующее стихотворение А.Усачева «Оса» и выясним, использует ли автор этот прием в своем произведении. - Какое настроение у вас оно вызвало? - Какой образ осы рисует автор? - Если из стихотворения убрать слово оса, могли бы вы догадаться, кто герой? Да, автор нам подсказывает, используя звукопись. 6. Итог урока. - Что помогает поэтам и музыкантам понимать язык птиц, насекомых, зверей, природу? - Теперь вы можете ответить, что такое звучащие стихи? - Как называется прием, который используют поэты, когда сочиняют «звучащие стихи? - Слова и звуки… -Звуки и слова… -Поэзия и музыка… - Что лучше передает настроение? - Изменились ли ваши представления? - Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен, и когда талантливый человек вдруг ощущает это, ему хочется поделиться с другими людьми своими открытиями, и он старается передать красоту мира словами, звуками, красками. Любовь к природе, наблюдение, воображение, фантазия. Подведение итогов. Звукопись, звукоподражание. Ответы детей.
Познавательные УУД:
делать выводы, обобщать, подводить итоги работы на уроке
- Разрешите мне произнести заключительное слово о нашем предмете- звукописи. Так вот, если в словах повторяется часто один и тот же звук, можно услышать, как воет ветер, шуршит камыш, бьются о берег волны, кричат птицы и многое другое. Друзья, я вижу, а лучше сказать, я слышу, что вы прекрасно овладели секретами звукописи. - Попробуем выразить свое отношение к новому литературному приему «Звукопись». 7. Рефлексия. Звукопись. Выразительная, радостная, печальная, литературная. Усиливает, подбирает, подражает, наблюдает, помогает. Один из приемов литературы. Поэзия, музыка, искусство.
(Слайд 13)
- Так как колокольчики любят различные звуки- давайте подарим им дружные аплодисменты, аплодисменты за вашу работу на уроке. Спасибо за урок. Выбрать подходящие слова к синквейну о звукописи. Аплодируют друг другу за хорошую работу.
Регулятивные УУД:
умение обосновывать свое мнение.


В раздел образования