" Занимательный досуг "Эврика" в условиях школы интерната
Автор: Кутукова Яна Семеновна Должность: педагог-воспитатель Учебное заведение: ГБОУ ВПО "Высшая школа музыки (институт)им. В.А.Босикова Населённый пункт: Республика Саха(Якутия) г. Якутск Наименование материала: статья Тема: " Занимательный досуг "Эврика" в условиях школы интерната Раздел: дополнительное образование
Кутукова Яна Семеновна
Занимательный досуг «Эврика» в условиях школы-интерната
Одной
из
важнейших
задач
системы
школьного
образования
является
интеллектуальное развитие личности. Постоянно увеличивающийся поток
информации
требует
особого
внимания
к
развитию
мыслительных
способностей
детей
на
основе
любознательности
и
интереса
в
процессе
познания. В любой творческой деятельности, в учебе, в труде, в игре, да и
просто
в
жизни
–
внимание,
смышленость,
умение
логически
мыслить,
необходимы человеку. Задачи занимательного характера оказывают заметное
влияние на деятельность учащихся. Упражняясь в решении занимательных
задач, головоломок; разбирая математические игры, фокусы и т.д., у детей
повышается
активность
мыслительной
деятельности,
концентрация
внимания, настойчивость, работоспособность, уверенность в себе и в своих
способностях, создается дополнительные условия для появления радости и
удовлетворенности.
Высшая школа музыки Республики Саха ( Якутия ) отличается от обычных
школ тем, что здесь обучаются и воспитываются одаренные дети со всей
республики.
Высшей
школе
музыки
удалось
создать
такую
воспитательную
систему,
которая обеспечивает максимальное развитие каждого ребенка. Здесь ведется
богатая
по
содержанию,
многообразию
и
формам,
внеурочная
работа,
включающая каждого ученика в познавательную, художественно-творческую
и общественно полезную деятельность.
Одной из важных форм работы с музыкально одаренными детьми является
развитие в них внимания, памяти, логического мышления, так как музыка и
математика
тесно
взаимосвязаны.
Можно
привести
пример
открытия
Пифагора
в
области
теории
музыки,
суть
которого
состоит
в
том,
что
сочетание звуков, издаваемых струнами, наиболее благозвучно, если длины
струн
музыкального
инструмента
находятся
в
правильном
численном
отношении друг к другу. Без знания математических понятий, без навыков
различать дроби, без умения сравнивать их, невозможно было бы сыграть
какой
либо
музыкальный
фрагмент.
Все
музыкальные
произведения
записываются
нотами
в
определенной
музыкальной
последовательности.
Математика
является
вполне
подходящим
средством
для
описания
музыкальных
моделей.
Пифагор,
по
распространенной
версии,
пытался
свести всеобщую гармонию к числам. Композиторы производят и используют
математические расчеты для того, чтобы музыка получилась симметричной и
мелодичной.
Имея опыт работы в школе учителем математики, в последующие 2 года
работая воспитателем в музыкальном учреждении, мною была поставлена
цель: привить детям любознательность, трудолюбие, повысить концентрацию
внимания,
настойчивость,
уверенность
в
себе
и
в
своих
способностях,
упорства в достижении целей, развивать творческое и логическое мышление.
Э т о
в е д е т
к
п о в ы ш е н и ю
кач е с т в а
о бу ч е н и я
н е
т о л ь ко
п о
общеобразовательным, но и по музыкальным предметам.
Во внеурочное время мной проводится занимательный досуг под названием
«Эврика», где дети решают занимательные задачи, головоломки, угадывают
ребусы, разбирают математические игры, шутки, фокусы, а также играют в
шашки, в шахматы и в домино.
Проведенные
в
последние
годы
разносторонние
исследования
отечественных педагогов убедительно показали, что среди факторов, активно
влияющих
на
процесс
обучения,
ведущая
роль
принадлежит
мышлению
школьника, сформированности приемов умственной деятельности с учетом
индивидуальных особенностей каждого ребенка. Именно в начальной школе
закладываются
приемы
умственной
деятельности,
формируются
мыслительные
действия.
Организация
работы
по
развитию
логического
мышления
школьника
строится
на
основе
формирования
творческой
деятельности учащихся.
Логические задачи , так же как и математику, называют «гимнастикой ума».
Но,
в
отличие
от
математики , задачи
на
логику -
это
занимательная
гимнастика,
которая
в
увлекательной
форме
позволяет
испытывать
и
тренировать мыслительные процессы, иногда в неожиданном ракурсе. Для их
решения нужна сообразительность, иногда интуиция, но не специальные
знания. Решение
задач
на
логику состоит
в
том,
чтобы
досконально
разобрать условие задачи, распутать клубок противоречивых связей между
персонажами или объектами. Логические задачи для детей – это, как правило,
целые истории с популярными действующими лицами, в которые нужно
просто вжиться, почувствовать ситуацию, наглядно ее представить и уловить
связи.
Даже
самые сложные
задачи
на
логику не
содержат
чисел,
векторов,
функций. Но математический способ мышления здесь необходим: главное,
осмыслить и понять условие логической задачи. Не всегда самое очевидное
решение,
лежащее
на
поверхности,
является
правильным.
Но
чаще
всего, решение задачи на логику оказывается гораздо проще, чем кажется на
первый взгляд, несмотря на путаное условие.
Интересные задачи на логику для детей по самым разным предметам —
математике, физике, географии, биологии - вызывают у них повышенный
интерес
к
этим
учебным
дисциплинам
и
помогают
в
их
осмысленном
изучении. Логические
задачи на
взвешивание,
переливание,
задачи
на
нестандартное
логическое
мышление
помогут
и
в
повседневной
жизни
решать житейские проблемы нестандартным образом.
В
процессе
решения задач
на
логику дети
знакомятся
с
математической
логикой
—
отдельной
наукой,
именуемой
по-другому
«математикой
без
формул».
Логика
как
наука
была
создана
Аристотелем,
который
был
не
математиком,
а
философом.
И
логика
первоначально
была
частью
философии,
одним
из
методов
рассуждений.
В
труде
«Аналитики»
Аристотель
создал
20
схем
рассуждений,
которые
назвал
силлогизмами.
Одним из самых известных его силлогизмов является: «Сократ - человек; все
люди смертны; значит Сократ смертен». Логика (с др.-греч. Λογική — речь,
рассуждение,
мысль)
-
это
наука
о
правильном
мышлении,
или,
иными
словами, «искусство рассуждения».
В
младшем
школьном
возрасте
формируются
мыслительные
действия,
поэтому
для
развития
творческого
мышления
важное
значение
имеет
закладывание в начальной школе приемов умственной деятельности.
Овладение
новыми,
более
совершенными
способами
познавательной
деятельности содействует углублению познавательных интересов в большей
мере
тогда,
когда
это
осознается
учащимися,
что
является
источником
радости. Чтобы познавательный интерес постоянно подкреплялся, получал
дальнейшее развитие, надо использовать средства, вызывающие у ученика
ощущение сознания собственного роста.
Приведем примеры творческих заданий, направленных на развитие разных
познавательных качеств.
Задания, направленные на развитие логического мышления:
- задачи на смекалку;
-задачи шутки или задачи с подвохом;
- задачи с геометрическим содержанием;
- математические игры и фокусы;
- кроссворды и ребусы;
- задачи на переливание;
- задачи, решаемые с конца;
- задачи с отношениями.
Задания, направленные на развитие внимания и памяти:
- игра наоборот;
- игра на зрительную память;
- игра на слуховую память;
- цепочка слов;
- запомни числа;
- запомни математические термины.
-
Для развития восприятия геометрических фигур:
- составить из палочек геометрические фигуры;
- головоломки со спичками.
Задание, направленное на развитие восприятия и воображения:
-упражнения что общего между геометрическими фигурами;
-упражнение «Треугольники» ;
- упражнение «Геометрические фигуры».
Занимательность является одним из средств формирования познавательного
интереса.
Элементы
занимательности,
игра,
все
необычное,
неожиданное
вызывает у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания,
помогают усвоить любой учебный материал.
За два года работы воспитателем в коттедже №26 Высшей школы музыки, в
результате проведения внеклассной работы в форме занимательного досуга,
успеваемость
и
качество
воспитуемых
повысился.
Так
в
2014-2015г.
успеваемость-100%,
качество-60%;
а
в
2015-2016г
успеваемоство-100%,
качество-62,5%.
Таким
образом,
занимательный
досуг
«Эврика»,
как
одна
из
форм
внеклассной работы позволяет значительно повысить не только качество
обучения школьника, но и степень его творческой самореализации, создает
необходимые
и
достаточные
условия
для
успешного
формирования
у
школьника опыта его творческой деятельности.
Литература:
1 .Л. Ф. Тихомирова «Развитие познавательных способностей у младших
школьников»,
Ярославль,
Академия
развития,
Академия
Холдинг,
2004.
2.Ю. Пугач «126 эффективных упражнений по развитию вашей памяти»,
В о л г о г р а д ,
и з д а т е л ь с т в о
« У ч и т е л ь » ,
2 0 0 6 .
3.А.
Г.
Хрипкова,
В.
В.
Давыдов
«Мир
детства:
Младший
школьник»,
Москва,
«Педагогика»,
1981.
4.В. Д. Шадриков «Познавательные процессы и способности в обучении»,
Москва, 1990 г.