Напоминание

Рекомендации по организации системы внутренней накопительной оценки учащихся


Автор: Горбачева Любовь Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ п.Бытошь
Населённый пункт: п.Бытошь, Дятьковский район Брянская область
Наименование материала: статья
Тема: Рекомендации по организации системы внутренней накопительной оценки учащихся
Раздел: начальное образование





Назад





Рекомендации по организации системы внутренней накопительной оценки

достижений учащихся. Портфолио
Как уже отмечалось, в системе оценивания на начальной ступени обучения рекомендуется использовать преимущественно внутреннюю оценку, выставляемую педагогом (школой), которая включает разнообразные методы оценивания: ٧ наблюдения за определенными аспектами деятельности учащихся или их продвижением в обучении (например, наблюдения за совершенствованием техники чтения и письма, или за развитием коммуникативных и исследовательских умений, или за развитием навыков учения и др.), ٧ оценку процесса выполнения учащимися различного рода творческих работ ٧ оценку результатов рефлексии учащихся (разнообразных листов самоанализа, протоколов собеседований, дневников учащихся и т.п.). В представленных материалах иллюстрировалось применение этих методов к отдельным аспектам обучения и отдельным аспектам освоения формальной системы знаний, которое показывает, что эти методы, позволяют отследить как индивидуальный прогресс, так и достижение определенных уровней подготовки каждым учеником. Все эти методы, однако, служат основой для дифференцированной (аспектной) оценки. А для получения более точной и объективной картины все же недостаточно отслеживать только отдельные стороны или проявления отдельных способностей ученика – как в отношении освоения им/ей системы знаний, так и в отношении освоения способов действий. Надо быть уверенным в том, что вся совокупность данных действительно дает целостное, а не разрозненное представление об учебных достижениях ребенка, о достижении им/ею тех планируемых результатов обучения, которые адресованы учащимся, а тем самым – и Требований стандарта. Поэтому система должна быть дополнена методами, позволяющими получать интегральную оценку, оценивающую суммарный результат наших усилий, который можно определенным образом связать с достижением того или иного уровня компетентности, по крайней мере – в решении учебных задач. Один из таких методов – проведение итоговых комплексных проверочных работ в конце каждого года обучения – был детально описан в предыдущем параграфе. Методами, служащими цели получения интегральных оценок, являются также
портфолио,

выставки

и

презентации

крупных

целостных

законченных

работ
, отражающие результаты усилий, затраченных детьми на протяжении длительного времени и требующих для своего выполнения активизации различных сторон учебной деятельности – от навыков организации своего процесса учения до отражения уровня освоения формальной системы знаний. Но прежде чем перейти к описанию этих методов, и в частности, портфолио, как наиболее целесообразного в существующих сегодня условиях обучения, необходимо прежде кратко суммировать и оценить все итоги, с которыми учитель (а значит, и его ученики), пользующийся описанной в предыдущих разделах системой учебных ситуаций и заданий и неразрывно связанной с ними системой текущего оценивания, основанного на дифференцированной оценке, подходят к концу начальной школы. Итак, учитель, выполняющий в целом все требования описанной выше технологии, имеет следующую совокупность данных об отдельных сторонах учения ребенка и его учебных достижениях. 1)
Л

ИСТЫ

НАБЛЮДЕНИЙ
, отражающие динамику (начиная с 1 класса), как минимум, следующих показателей: ٧ сформированности и индивидуального прогресса в развитии таких
навыков учения
, как: 1. приобретение знаний, наблюдения ведутся учителем в течение всего учебного процесса в 169
2. понимание, 3. применение, 4. анализ, 5. синтез, 6. оценка, 7. диалектичность мышления, 8. метазнание ситуациях – повседневных, связанных с формированием ориентировочных и исполнительских действий; – инициативной творческой работы; ٧ сформированности и индивидуального прогресса в развитии
социальных навыков
: 1. способность принимать ответственность; 2. способность уважать других; 3. умение сотрудничать; 4. умение участвовать в выработке общего решения; 5. способность разрешать конфликты; 6. способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе наблюдения ведутся учителем в течение всего учебного процесса в ситуациях совместной (групповой и парной) работы учащихся ٧ сформированности и индивидуального прогресса в развитии ряда
коммуникативных навыков
: 1.
слушание
(слышать инструкции, слышать других, воспринимать информацию); 2.
говорения
(ясно выражаться, высказывать мнение, давать устный отчет в малой и большой группе); 3.
чтения
(способность читать для удовольствия, общения и получения информации); 4.
письма
(фиксировать наблюдения, делать выписки, излагать краткое содержание, готовить отчеты, вести дневник) наблюдения ведутся учителем в течение всего учебного процесса в ситуациях – совместного обсуждения; – групповой и индивидуальной презентации; – «авторского собеседования»; – «ученик как инструктор»; – неформального общения в связи и по поводу прочитанного; они дополняются само- взаимооценками учащихся навыков работы в группе ٧ сформированности и индивидуального прогресса в развитии навыков
поисковой и проектной

деятельности
: 1. формулировать вопрос, ставить проблему; 2. вести наблюдение; 3. планировать работу, 4. планировать время; 5. собрать данные; 6. зафиксировать данные; 7. упорядочить и организовать данные; 8. интерпретировать данные; 9. представить результаты или подготовленный продукт наблюдения ведутся учителем в течение всего учебного процесса в ситуациях – направляемого учителем мини- исследования – группового мини- исследования – самостоятельного мини-исследования они дополняются 170
самооценкой учащихся 2)
О

ЦЕНКА

ВЫПОЛНЕНИЯ

РАБОТЫ
, отражающая малочисленные, но существенно более объективные данные об особенностях выполнения отдельных видов учебной деятельности учащимися; причем все результаты, выводы и оценки в этом случае могут быть перепроверены, поскольку такая оценка делается на основе аудио и видеозаписей, письменной фиксации фактов. В силу трудоемкости этого метода, его рекомендуется использовать крайне экономно, при оценивании сформированности важнейших навыков совместной работы и коммуникативных навыков, на определенных рубежных этапах и в таких ситуациях, когда деятельность ребенка не завуалирована совместной групповой деятельностью; в ситуациях, к которым ребенок готовится. Так, в приводимых выше материалах, его рекомендуется использовать в ситуации «Чтение в паре», «Устная презентация». 3)
Р

ЕЗУЛЬТАТЫ

ТЕСТИРОВАНИЯ
, отражающие, как правило, учебные достижения учащихся в освоении материала отдельных тем курса. В приводимых рекомендациях этот метод рекомендуется использовать на этапе проведения тематических зачетных работ, а также на этапе стартовой диагностики. 4)
Р

ЕЗУЛЬТАТЫ

ОЦЕНОК

ОТКРЫТЫХ

И

ЗАКРЫТЫХ

ОТВЕТОВ

УЧАЩИХСЯ
, отражающих этапы формирования системы предметных знаний, важнейших технических навыков (чтения, письма, вычислений и т.д.). 5)
Р

ЕЗУЛЬТАТЫ

САМОАНАЛИЗА

УЧАЩИХСЯ
, отражающие меру осознанности каждым ребенком особенностей развития его собственного процесса обучения. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции; на ключевых этапах становления важнейших предметных способов учебных действий, а также с целью самооценки своего поведения. Даже беглый взгляд на эту систему позволяет говорить о том, что с их помощью может быть обеспечен достаточно сбалансированный взгляд на ребенка, позволяющий проводить его итоговое оценивание на основе результатов внутренней, накопленной за четыре года обучения, оценки. Вместе с тем, необходимо отметить два особых условия, которые должны быть выполнены, для того, чтобы такой подход был оправдан и признан. Первое условие, естественно, относится к возможности независимой перепроверки результатов иными лицами (например, родителями или инспектором). Отсюда следует, что все – или наиболее значимые – промежуточные результаты оценивания должны фиксироваться учителем письменно и хранится в определенной системе, т.е. входить в
ПОРТФОЛИО
ребенка. Учитель должен иметь возможность по первому требованию предъявить эти результаты любому заинтересованному лицу, обладающему соответствующими полномочиями запрашивать данную информацию, равно как и иметь возможность обосновать правомерность и правильность выставленной итоговой оценки. Соблюдение этого условия требует дополнительных усилий со стороны учителя, однако, оно же в значительной степени повышает и эффективность его труда. Разумный компромисс видится в том, что необходимо тщательно отработать минимальный и достаточный состав документации, способов его заполнения и хранения. Последнее может резко упростится, если использовать с этой целью информационные технологии. Однако 171
требования к программному обеспечению, обеспечивающие удобство пользователей, необходимо тщательно отработать, что определяет одну из задач апробации всей технологии. Второе условие связано для учителя с необходимостью получить необходимую квалификацию в области использования внутренней системы оценивания, выстроенного на критериальной основе. Этот второй аспект так же потребует от учителя значительных усилий, особенно в переходном периоде, которые, к сожалению, уже не могут быть компенсированы никакими технологиями. Проблема усугубляется еще и тем, что и специалистов, способных осуществить массовую переподготовку и повышение квалификации в этой области, в настоящее время не так много. Это обстоятельство определяет еще одну задачу апробационного периода: поиск организационных схем, способствующих наиболее быстрому распространению предлагаемой технологии. Если отвлечься от сделанных оговорок, то в идеале в состав портфолио каждого ребенка для характеристики сторон, связанных с его/ее учебной деятельностью, могут (должны) входить: 1)
подборка детских работ
, которая демонстрирует нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии. Такими работами (в рамках обсуждаемых предметов) могут быть, как показывают приводимые выше описания различных учебных задач и ситуаций, учебных и проверочных материалов, как минимум следующие: a. выборка работ из «Папки письменных работ» по русскому языку; b. дневники читателя; c. выборка работ по проведенным ребенком в ходе обучения мини- исследованиям и выполненным проектам (по всем предметам);
2)

систематизированные материалы текущей оценки
a. отдельные листы наблюдений, b. оценочные листы и материалы видео- и аудио- записей процессов выполнения отдельных видов работ, c. результаты стартовой диагностики (на входе, в начале обучения) и результаты тематического тестирования; d. выборочные материалы самоанализа и самооценки учащихся. 3)
материалы итогового тестирования
и/или результаты выполнения
итоговых

комплексных работ
, если последние проводились. Кроме того, в портфолио могут быть включены и иные документы, характеризующие ребенка с точки зрения его внеучебной и досуговой деятельности. Однако задача определения состава этих документов выходит за рамки данной разработки. Совокупность этих материалов, как представляется на этом этапе разработки, дает достаточно объективное, целостное и сбалансированное представление – как в целом, так и по отдельным аспектам, – об основных достижениях конкретного ученика, его продвижении во всех наиболее значимых аспектах обучения в начальной школе. Вместе с тем, эта гипотеза требует изучения и экспериментальной проверки на этапе апробации методики. 172


В раздел образования