Рекомендации по организации системы внутренней накопительной оценки учащихся
Автор: Горбачева Любовь Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ п.Бытошь Населённый пункт: п.Бытошь, Дятьковский район Брянская область Наименование материала: статья Тема: Рекомендации по организации системы внутренней накопительной оценки учащихся Раздел: начальное образование
Рекомендации по организации системы внутренней накопительной оценки
достижений учащихся. Портфолио
Как
уже
отмечалось,
в
системе
оценивания
на
начальной
ступени
обучения
рекомендуется
использовать
преимущественно
внутреннюю
оценку,
выставляемую
педагогом (школой), которая включает разнообразные методы оценивания:
٧
наблюдения
за
определенными
аспектами
деятельности
учащихся
или
их
продвижением в обучении (например, наблюдения за совершенствованием техники
чтения и письма, или за развитием коммуникативных и исследовательских умений,
или за развитием навыков учения и др.),
٧
оценку процесса выполнения учащимися различного рода творческих работ
٧
оценку результатов
рефлексии
учащихся
(разнообразных
листов
самоанализа,
протоколов собеседований, дневников учащихся и т.п.).
В
представленных
материалах
иллюстрировалось
применение
этих
методов
к
отдельным
аспектам
обучения
и
отдельным
аспектам
освоения
формальной
системы
знаний, которое показывает, что эти методы, позволяют отследить как индивидуальный
прогресс, так и достижение определенных уровней подготовки каждым учеником.
Все эти методы, однако, служат основой для дифференцированной (аспектной)
оценки. А для получения более точной и объективной картины все же недостаточно
отслеживать только отдельные стороны или проявления отдельных способностей ученика
– как в отношении освоения им/ей системы знаний, так и в отношении освоения способов
действий. Надо быть уверенным в том, что вся совокупность данных действительно дает
целостное,
а
не
разрозненное
представление
об
учебных
достижениях
ребенка,
о
достижении
им/ею
тех
планируемых
результатов
обучения,
которые
адресованы
учащимся, а тем самым – и Требований стандарта.
Поэтому
система
должна
быть
дополнена
методами,
позволяющими
получать
интегральную оценку, оценивающую суммарный результат наших усилий, который можно
определенным образом связать с достижением того или иного уровня компетентности, по
крайней мере – в решении учебных задач.
Один из таких методов – проведение итоговых комплексных проверочных работ в
конце каждого года обучения – был детально описан в предыдущем параграфе.
Методами,
служащими
цели
получения
интегральных
оценок,
являются
также
портфолио,
выставки
и
презентации
крупных
целостных
законченных
работ ,
отражающие результаты усилий, затраченных детьми на протяжении длительного времени
и
требующих
для
своего
выполнения
активизации
различных
сторон
учебной
деятельности – от навыков организации своего процесса учения до отражения уровня
освоения формальной системы знаний.
Но прежде чем перейти к описанию этих методов, и в частности, портфолио, как
наиболее
целесообразного
в
существующих
сегодня
условиях
обучения,
необходимо
прежде кратко суммировать и оценить все итоги, с которыми учитель (а значит, и его
ученики), пользующийся описанной в предыдущих разделах системой учебных ситуаций
и заданий и неразрывно связанной с ними системой текущего оценивания, основанного на
дифференцированной оценке, подходят к концу начальной школы.
Итак, учитель, выполняющий в целом все требования описанной выше технологии,
имеет следующую совокупность данных об отдельных сторонах учения ребенка и его
учебных достижениях.
1)
Л
ИСТЫ
НАБЛЮДЕНИЙ
,
отражающие динамику (начиная с 1 класса), как минимум,
следующих показателей:
٧
сформированности и индивидуального прогресса в
развитии таких навыков учения , как:
1.
приобретение знаний,
наблюдения ведутся
учителем в течение всего
учебного процесса в
169
2.
понимание,
3.
применение,
4.
анализ,
5.
синтез,
6.
оценка,
7.
диалектичность мышления,
8.
метазнание
ситуациях
–
повседневных,
связанных с
формированием
ориентировочных и
исполнительских
действий;
–
инициативной
творческой работы;
٧
сформированности и индивидуального прогресса в
развитии социальных навыков :
1.
способность принимать ответственность;
2.
способность уважать других;
3.
умение сотрудничать;
4.
умение участвовать в выработке общего решения;
5.
способность разрешать конфликты;
6.
способность приспосабливаться к выполнению различных
ролей при работе в группе
наблюдения ведутся
учителем в течение всего
учебного процесса в
ситуациях совместной
(групповой и парной)
работы учащихся
٧
сформированности и индивидуального прогресса в
развитии ряда коммуникативных навыков :
1.
слушание (слышать инструкции, слышать
других, воспринимать информацию);
2.
говорения (ясно выражаться, высказывать
мнение, давать устный отчет в малой и большой группе);
3.
чтения (способность читать для удовольствия,
общения и получения информации);
4.
письма (фиксировать наблюдения, делать
выписки, излагать краткое содержание, готовить отчеты,
вести дневник)
наблюдения ведутся
учителем в течение всего
учебного процесса в
ситуациях
–
совместного
обсуждения;
–
групповой и
индивидуальной
презентации;
–
«авторского
собеседования»;
–
«ученик как
инструктор»;
–
неформального
общения в связи и по
поводу прочитанного;
они дополняются само-
взаимооценками учащихся
навыков работы в группе
٧
сформированности и индивидуального прогресса в
развитии навыков поисковой и проектной
деятельности :
1.
формулировать вопрос, ставить проблему;
2.
вести наблюдение;
3.
планировать работу,
4.
планировать время;
5.
собрать данные;
6.
зафиксировать данные;
7.
упорядочить и организовать данные;
8.
интерпретировать данные;
9.
представить результаты или подготовленный продукт
наблюдения ведутся
учителем в течение всего
учебного процесса в
ситуациях
–
направляемого
учителем мини-
исследования
–
группового мини-
исследования
–
самостоятельного
мини-исследования
они дополняются
170
самооценкой учащихся
2)
О
ЦЕНКА
ВЫПОЛНЕНИЯ
РАБОТЫ
,
отражающая
малочисленные,
но
существенно
более объективные данные об особенностях выполнения отдельных видов учебной
деятельности учащимися; причем все результаты, выводы и оценки в этом случае
могут быть перепроверены, поскольку такая оценка делается на основе аудио и
видеозаписей, письменной фиксации фактов. В силу трудоемкости этого метода,
его
рекомендуется
использовать
крайне
экономно,
при
оценивании
сформированности важнейших навыков совместной работы и коммуникативных
навыков,
на
определенных
рубежных
этапах
и
в
таких
ситуациях,
когда
деятельность ребенка не завуалирована совместной групповой деятельностью; в
ситуациях, к которым ребенок готовится. Так, в приводимых выше материалах, его
рекомендуется использовать в ситуации «Чтение в паре», «Устная презентация».
3)
Р
ЕЗУЛЬТАТЫ
ТЕСТИРОВАНИЯ
,
отражающие,
как
правило,
учебные
достижения
учащихся
в
освоении
материала
отдельных
тем
курса.
В
приводимых
рекомендациях
этот
метод
рекомендуется
использовать
на
этапе
проведения
тематических зачетных работ, а также на этапе стартовой диагностики.
4)
Р
ЕЗУЛЬТАТЫ
ОЦЕНОК
ОТКРЫТЫХ
И
ЗАКРЫТЫХ
ОТВЕТОВ
УЧАЩИХСЯ
, отражающих
этапы
формирования
системы
предметных
знаний,
важнейших
технических
навыков (чтения, письма, вычислений и т.д.).
5)
Р
ЕЗУЛЬТАТЫ
САМОАНАЛИЗА
УЧАЩИХСЯ
,
отражающие меру осознанности каждым
ребенком особенностей развития его собственного процесса обучения. Этот метод
рекомендуется
использовать
в
ситуациях,
требующих
от
учащихся
строгого
самоконтроля
и
саморегуляции;
на
ключевых
этапах
становления
важнейших
предметных способов учебных действий, а также с целью самооценки своего
поведения.
Даже беглый взгляд на эту систему позволяет говорить о том, что с их помощью
может быть обеспечен достаточно сбалансированный взгляд на ребенка, позволяющий
проводить его итоговое оценивание на основе результатов внутренней, накопленной за
четыре года обучения, оценки.
Вместе с тем, необходимо отметить два особых условия, которые должны быть
выполнены, для того, чтобы такой подход был оправдан и признан.
Первое условие, естественно, относится к возможности независимой перепроверки
результатов иными лицами (например, родителями или инспектором). Отсюда следует, что
все
–
или
наиболее
значимые
–
промежуточные
результаты
оценивания
должны
фиксироваться учителем письменно и хранится в определенной системе, т.е. входить в
ПОРТФОЛИО
ребенка.
Учитель
должен
иметь
возможность
по
первому
требованию
предъявить
эти
результаты
любому
заинтересованному
лицу,
обладающему
соответствующими полномочиями запрашивать данную информацию, равно как и иметь
возможность обосновать правомерность и правильность выставленной итоговой оценки.
Соблюдение этого условия требует дополнительных усилий со стороны учителя,
однако, оно же в значительной степени повышает и эффективность его труда. Разумный
компромисс
видится
в
том,
что
необходимо
тщательно
отработать
минимальный
и
достаточный состав документации, способов его заполнения и хранения. Последнее может
резко упростится, если использовать с этой целью информационные технологии. Однако
171
требования
к
программному
обеспечению,
обеспечивающие
удобство
пользователей,
необходимо
тщательно
отработать,
что
определяет
одну
из
задач
апробации
всей
технологии.
Второе условие связано для учителя с необходимостью получить необходимую
квалификацию в области использования внутренней системы оценивания, выстроенного
на критериальной основе. Этот второй аспект так же потребует от учителя значительных
усилий, особенно в переходном периоде, которые, к сожалению, уже не могут быть
компенсированы
никакими
технологиями.
Проблема
усугубляется
еще
и
тем,
что
и
специалистов,
способных
осуществить
массовую
переподготовку
и
повышение
квалификации в этой области, в настоящее время не так много.
Это обстоятельство определяет еще одну задачу апробационного периода: поиск
организационных
схем,
способствующих
наиболее
быстрому
распространению
предлагаемой технологии.
Если отвлечься от сделанных оговорок, то в идеале в состав портфолио каждого
ребенка для характеристики сторон, связанных с его/ее учебной деятельностью, могут
(должны) входить:
1)
подборка детских работ , которая демонстрирует нарастающие успешность, объем
и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества,
рефлексии. Такими работами (в рамках обсуждаемых предметов) могут быть, как
показывают приводимые выше описания различных учебных задач и ситуаций,
учебных и проверочных материалов, как минимум следующие:
a.
выборка работ из «Папки письменных работ» по русскому языку;
b.
дневники читателя;
c.
выборка
работ
по
проведенным
ребенком
в
ходе
обучения
мини-
исследованиям и выполненным проектам (по всем предметам);
2)
систематизированные материалы текущей оценки
a.
отдельные листы наблюдений,
b.
оценочные
листы
и
материалы
видео-
и
аудио-
записей
процессов
выполнения отдельных видов работ,
c.
результаты
стартовой
диагностики
(на
входе,
в
начале
обучения)
и
результаты тематического тестирования;
d.
выборочные материалы самоанализа и самооценки учащихся.
3)
материалы итогового тестирования
и/или
результаты
выполнения итоговых
комплексных работ , если последние проводились.
Кроме
того,
в
портфолио
могут
быть
включены
и
иные
документы,
характеризующие ребенка с точки зрения его внеучебной и досуговой деятельности.
Однако задача определения состава этих документов выходит за рамки данной разработки.
Совокупность этих материалов, как представляется на этом этапе разработки, дает
достаточно объективное, целостное и сбалансированное представление – как в целом, так
и
по
отдельным
аспектам,
–
об
основных
достижениях
конкретного
ученика,
его
продвижении во всех наиболее значимых аспектах обучения в начальной школе.
Вместе с тем, эта гипотеза требует изучения и экспериментальной проверки на
этапе апробации методики.
172