Напоминание

Натюрморт в технике живописной аппликации


Автор: Ноженко Елена Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "Дом творчества ст. Атаманской"
Населённый пункт: ст. Атаманская, Краснодарский край, Павловский район
Наименование материала: Сценарий занятия
Тема: Натюрморт в технике живописной аппликации
Раздел: дополнительное образование





Назад





Изобразительное искусство младшая группа 2-й год обучения 12 занятие

Урок выполнила педагог дополнительного образования Ноженко Е.Н.

Сценарий урока

Тема урока: «Натюрморт в технике живописной аппликации».

Цель урока
: закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков
,
познакомить учащихся с новой технологией - живописной аппликацией.
Вид урока
: Урок открытия нового знания (живописная аппликация).
Тип урока
: комбинированный, с использованием ИКТ.
Форма урока:
На уроке используется индивидуальная, парная и групповая работа, социальная игра, сообщения учащихся.
Тема урока: «Натюрморт в технике живописной аппликации».

Задачи:

Образовательная:
закрепить использование нетрадиционных живописных техник (акватипия, набрызг, рисование мятой бумагой и т.п.); способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами изобразительного искус- ства; формировать умения и навыки учащихся при использовании различных художественных материалов.
Развивающая:
Развитие у детей творческого воображения, фантазии, умения понимать и ценить прекрасное
;
использование в собственной художествен- ной деятельности различные материалы для создания собственной работы, развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся.
Воспитательная:
воспитывать художественно-образное мышление, интерес к изобразительному искусству; приобщение учащихся к истокам мировой и национальной культуры через расширение и углубление знаний и представле- ний о прекрасном.
1.

Планируемые достижения:

Предметные:
ученик научится осознанно понимать принципы создания различных текстур, применяя при этом выбранные самостоятельно нетрадиционные живописные техники; создаст оригинальный натюрморт в технике живописной апплика- ции.
Личностные:
у обучающегося будет сформирована мотивация к изучению данной темы и для большей заинтересованности в изучении изобразитель- ного искусства в целом;в процессе рефлексии - умение проводить самооцен- ку.
Метапредметные (УУД):
Личностные: у обучающегося будет сформировано проявление эмоциональ-
ной отзывчивости на роль искусства в эстетическом и интеллектуальном развитии. Познавательные: получит представление о характерных особенностях натюрморта и изучае- мой технологии, научится поиску информации в учебнике и средствах ИКТ по заданной теме; выбирать способы решения: поиск композиции; выбор графических материа- лов; составлять цельный образ из различных элементов - текстур. Регулятивные: ученик научится определять проблему и правильную постановку учебной за- дачи; адекватно оценивать свои возможности самостоятельной деятельности, добывать новые знания.
Целеполагание:
Будет уметь планировать свою учебно- познавательную и практическую дея- тельность; Будет иметь возможность прогнозировать и предвидеть конечный результат.
Коммуникативные:
Научится развивать навыки сотрудничества, разрешения конфликта, прини- мать участие в работе парами и группами, получит возможность восприни- мать различные точки зрения, с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли, формулировать свою точку зрения и отстаивать ее, управлять по- ведением партнера.
Домашнее задание
. Сбор материала по теме «Натюрморт в изобразительном искусстве в различных техниках», повторение применения и видов нетради- ционных живописных техник.
Понятийный аппарат
: текстура, натюрморт, живописная аппликация, аква- типия, кляксография, набрызг.
Оборудование:

Для учителя:
1.Печатные и рисованные натюрморты в различных техниках изобразитель- ного искусства. 2. Текстуры в различной цветовой гамме и вариантах исполнения .

3. Мультимедийные презентации нетрадиционных живописных техник, эта- пов создания живописной аппликации.


Для учащихся:
1.Рисунки, иллюстрации с изображением натюрмортов.

2.Таблицы с вариантами текстур. 3.Раздаточный материал: шаблоны элементов натюрморта - вазы, фрукты и т.д.
4.10-12 листов белой бумаги для текстур на каждую группу. 5.Краски гуашевые. 6.Палитры, стаканчики непроливайки, салфетки, кисточки, ножницы, клей ПВА.
Музыкальный ряд:
Классическая музыка
Литературный ряд:
1.Кроссворд «Жанры живописи» (дополнительно для детей, которые раньше закончат выполнение работы). 2. Сообщения учащихся о нетрадиционных живописных техниках (аквати- пия, набрызг, рисование мятой бумагой и т.п.), выполненные дома (заранее)
Индивидуальная работа
: во время самостоятельной практической работы учащихся учитель проводит показ и комментирование удачных и ошибочных моментов в детских работах, показывает и комментирует варианты исправле- ния ошибок и приемы создания текстур.
Дифференцированный подход в методике проведения урока
: в практиче- ской части учащимся предлагается многовариантная схема решения одной темы – от сложного многокомпонентного до упрощенного схематичного на- тюрморта. Оценочное ориентирование: перед практической частью учитель озвучивает, как будет оцениваться работа ученика на просмотре в конце занятия и что для этого необходимо.
Ход урока

План урока:
1.Организационный блок (2 мин.) 2. Мотивационный блок (6 мин.) 3. Информационный блок (15 мин.) 4. Аналитический блок (практический) (15 мин.) 5. Физическая разминка (5 мин.) 6. Социальная игра (17 мин.) 7. Практический блок (35 мин.) 8. Выставка и оценивание работ (15 мин.) 6. Информация о домашнем задании (5 мин.) 7. Рефлексия. (5 мин.) 1.
Организационный блок
(2 мин.)
Вернисаж. В кабинете оформлена выставка натюрмортов этой и старших групп. Музыкальный момент. В кабинете звучит классическая музыка. Учащиеся входят под музыку в класс, обращают внимание на экспозицию из натюрмортов.
Учитель:
- Здравствуйте ребята, садитесь. Учитель предлагает проверить свою подготовку к уроку и своего товарища по парте. Улыбнуться друг другу и тихо сесть. Учащиеся готовятся к уроку и проверяют подготовку товарища. Садятся за парты по рабочим группам.
2. Мотивационный блок. Актуализация знаний. Завязка
.( Мозговой штурм) (6 мин)
Учитель:
- Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжаем знакомство с изобразительным искусством, его жанрами и видами. Но чтобы узнать тему нашего урока отгадайте загадку.
Читает загадку:
Если видишь на картине Чашку кофе на столе Или квас в большом кувшине, Или вазу в хрустале, Или бронзовую вазу, или грушу, или торт, Или все предметы сразу, Знай, что это…(натюрморт)
Учащиеся: -
натюрморт


Учитель:
- Что вы увидели на нашей выставке, входя в класс и на доске?
Учащиеся:
- натюрморты.
Учитель: -
Верно ребята! Но сначала скажите мне, пожалуйста, в каких видах изобразительного искусства распространен жанр натюрморта? (живопись, графика).Но не только. Натюрморт встречается и в декоративно-прикладном искусстве, в такой технике, как аппликация. Что такое аппликация? (изготов- ление рисунка из наклеенных кусков цветной бумаги). А сейчас, как вы думае- те, над какой темой мы сегодня будем работать? Назовите тему сегодняшнего урока. (Варианты детей).
Учащиеся:
- натюрморт в технике аппликации.

Учитель: -
Давайте попробуем сформулировать тему нашего сегодняшнего урока и запишем её в рабочие тетради, лежащие на ваших столах. - Тема сегодняшнего урока
«Натюрморт в технике живописной апплика-

ции».
Учитель записывает тему на доске.
3. Информационный блок
(15 мин).
Учитель:
- Аппликация - очень интересная изобразительная техника. При её создании можно использовать не только цветную бумагу, но и другие, самые разные материалы, например, натуральную или искусственную кожу, различ- ные виды тканей, а также живописные текстуры, созданием которых мы сего- дня с вами и займемся. Что же такое текстура? Тексту́ ра — изображение, воспроизводящее визуальные свойства каких-либо поверхностей или объектов, реальных или вымышленных. В отличие от ри- сунка, к текстуре не применяются нормы и требования композиции, посколь- ку текстура сама по себе художественным произведением не является. Перед вами на доске даны варианты живописных текстур в различных тех- никах исполнения. А сейчас давайте вспомним эти техники. Для этого сейчас вы просмотрите презентацию (на проекторе демонстрирую презентацию « Нетрадиционные живописные техники». Звучит классическая музыка.
Учитель:
Посмотрите и прокомментируйте эти слайды. На слайдах изобра- жение различных живописных техник и методы работы с ними.
Учитель:
Какие техники вы видите на слайдах, назовите их?
Учащиеся:
Называют те техники, которые знают.
Учитель:
Что такое акватипия? Кляксография? Набрызг?
Учащиеся:
Пытаются ответить, но точной формулировки не дают


Учитель:
- А сейчас точное определение и особенности каждой техники расскажут нам ребята, подготовившие сообщения. А вы должны их внима- тельно послушать и самостоятельно записать определение для каждой техни- ки в тетрадь. Акватипия - (искусств., полигр.) печатание рисунков, гравюр водяными (не содержащими масла) красками. Кляксография - это метод рисования кляксами, выдувая их через соломинку. Набрызг - способ нанесения краски путем распыления на подготовленную поверхность.
Учитель:
Теперь вам стали понятнее эти определения ? Запишите эти значения в тетрадь.

4. Аналитический блок (практический). (15 мин)
А) Построение проекта задания (цель и тема, способ, план, средство).
Учитель:
- Чтобы быстрее вспомнить и больше успеть, мы еще на прошлом уроке разделили класс на три группы, и каждой группе будет дано своё зада- ние: (подготовить текстуры в технике акватипии, набрызга и кляксографии). Группы определяют цели своей деятельности и зачитывают их: 1. Вспомнить этапы каждой живописной техники. 2. Получить по 10-12 текстур каждой группе в различных цветовых сочетани- ях. 3. Сделать набросок натюрморта с использованием шаблонов (индивидуаль- ная работа). 4. Решить, для какого объекта натюрморта подойдет та или иная текстура. 5. С помощью шаблонов из выбранных текстур создать натюрморт в технике живописной аппликации. Затем
учитель записывает цели на доске

Ученики в группах составляют план
, участники корректируют друг друга. 1. Создание текстур. 2. Создание наброска. 3. Подбор необходимых текстур. 4. Аппликация - натюрморт. Б) Реализация построенного проекта.


Учитель:
- Ребята вы хорошо подготовили теоретическую часть к уроку, а сейчас переходим к егопрактической части.
Постановка задачи.

Учитель:
- Давайте мы с вами займемся созданием живописных текстур(класс разделен на три группы: 1 группа - акватипия, 2 группа – кляк- сография, 3 группа – набрызг) и каждый самостоятельно с помощью шабло- нов сдаст свой натюрморт .
Последовательность

выполнения работы.
Класс разделён на три группы по 4 человека в каждой. Ученики в группе вы- полняют текстуры в той технике, сообщение по которому группа готовила. Когда текстуры будут готовы, то их раскладывают сушить на листе ватмана (подготовленного заранее учителем или по желанию учениками. Три группы – три листа ватмана). Во время
практической работы учащихся
,
учитель делает целевые об-

ходы:
1 контроль организации рабочего места;
2 контроль правильности выполнения приемов работы; 3 оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4 контроль объема и качества выполненной работы. Учитель следит за правильностью выполнения поставленной задачи, при необходимости помогает.


5.

Физическая разминка (5 мин.)
Проведение разминочной гимнастики для профилактики гиподинамии, а также профилактической гимнастики для глаз.
6. Социальная игра (17 мин.)
В игровой форме происходит обмен текстура- ми между группами и членами группы. Мы подбираем подходящие цветовые решения для всех элементов натюрморта.
7. Практический блок (35 мин.)
По выбранным шаблонам из подготовленных текстур обучающиеся вырезают и склеивают натюрморт, не забывая при этом про задний фон.
Подведение итога. Вывод-проблема урока.

Учитель: -
Вы все справились с заданием, и я вижу, что в общих чертах вы освоили технику живописной аппликации.
А чтобы закрепить ваши знания, постараетесь ответить на вопросы:
1. Что такое текстура ? 2. Какие нетрадиционные живописные техники мы использовали? 3. К какому виду изобразительного искусства относится наша работа? Вопросы вывешиваются на доску
Рассматривание репродукций на доске и ответы на вопросы
1. Что такое текстура ? – изображение, воспроизводящее визуаль- ные свойства каких-либо поверхностей или объектов, реальных или вымышленных. 2. Какие нетрадиционные живописные техники мы использовали? – акватипия, кляксография, набрызг. 3. К какому виду изобразительного искусства относится наша рабо- та? - декоративно-прикладному искусству.
Обсуждение работ
всех групп, вывешенных на доске. Проходим обсужде- ние, по результатам выбираем лучшую работу.
Учитель:
- Ребята вам понравились работы?
Учитель:
- Как вы думаете, какая группа лучше справилась с заданием? По- чему? (Идет обсуждение)

Учитель:
- Какую оценку поставим за работу первой группе, почему? Какую оценку поставим второй группе, почему? Третьей группе, почему?
Учитель:
- Сегодня на уроке мы познакомились с
новой изобразительной

техникой. В технике живописной аппликации можно создавать не толь-

ко натюрморты, но и пейзажи, и портреты. Вы можете попробовать

эту технику дома в других своих работах и закрепить полученный навык.
5.
Выставка и оценивание работ (15 мин.).
Три главных художника из числа учащихся оценивают выполненные работы в своих группах, комментируют работы. Учитель корректирует их замечания. Выставочный вариант оценки творческих работ учащихся позволяет прово- дить фронтальное оценивание всего класса. Учащиеся определяют на основе визуальных и проговоренных критериев удачные и ошибочные моменты, луч- шие работы в конкретной группе. Учитель подводит итог и просит детей оце- нить выступление и работы одногруппников и свою работу.
Учитель:
- Сегодня мы с вами познакомились только с одной необычной изобразительной техникой, но их существует очень много, встреча с ними у вас ещё впереди.


6.Информация о домашнем задании
(5 мин)
Базовый:
выучить определения (текстура, акватипия, кляксография, на- брызг).
Повышенный:
найти в интернете понятие «аппликация» и рассказать о её значении в декора- тивно-прикладном искусстве.
Высокий:
сделать презентацию «Техника живописной аппликации».
7.Рефлексия:
(3 мин) 1.Какую изобразительную технику мы изучили? 2. Где можно её применить? 3. Что вы узнали нового? 4. Что вам больше всего понравилось? Назовите, объясните почему?
Учитель:

-
предлагает выбрать смайлик (улыбка-понравилось, печаль-нет) – понравился ли ученикам урок.
Учитель:
Сегодня вы славно и творчески поработали на уроке, и я очень вами горжусь. На этом наш урок закончен. Спасибо вам за творчество и труд!


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники