Напоминание

Толерантность


Автор: Уварова Галина Федоровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МКОУ ДОД "Троицкий Дом детского творчества"
Населённый пункт: Свердловская обл., п.Троицкий
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Толерантность
Раздел: дополнительное образование





Назад





Тема: «Что такое толерантность»
Цель: формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого. Задачи: Помочь понять учащимся, почему так важно уважать окружающих. Способствовать развитию коммуникативных навыков, навыков работы в сотрудничестве. Способствовать формированию уважительного отношения к людям. - Ребята! Сегодня мы с вами отправимся путешествовать по «Стране Толерантности ». Под девизом «Мы разные, но мы вместе!». И попытаемся понять очень интересное слово «толерантность». Вот посмотрите. Это – ромашка. Но в середине цветка написано слово толерантность. Что же мы понимаем под словом толерантность. Давайте прочитаем эти лепестки со словами. (Дети читают слова на лепестках). Терпение Чувство юмора Чуткость Доверие Умение владеть собой Доброжелательность Умение не осуждать других Умение слушать Любознательность Способность к сопереживанию -Слышали это слово? -Кто-нибудь знает, что оно обозначает?
Толерантностью - умение принять человека таким, какой он есть .

16 ноября жители многих стран отмечают Международный день толерантности или День терпимости. И пусть символом толерантности будет солнышко. В конце нашего занятия, подводя итоги, изобразим лучи у солнца в виде качеств личности, которые согревали бы своим теплом людей планеты Земля. - А знаете ребята, чтобы люди всегда помнили об этих словах и совершали хорошие поступки, во многих странах мира 16 ноября отмечают Международный день Толерантности . А девизом нашего занятия можно назвать -
«Все мы разные, но мы

вместе, и мы все равные»
- Ребята, а как вы понимаете наш девиз: «Мы разные, но мы вместе!»? сейчас проверим… - Я прошу встать девочек. Какие вы сегодня нарядные, и вас хорошее настроение - А теперь встаньте, пожалуйста, мальчики. Какие вы сильные, мужественные. - Прошу подняться ребят, у кого темные волосы, а теперь – у кого светлые. - Подумайте и скажите: «Какие все мы?»
Ответ учащихся: «Все мы разные, но мы вместе, и мы все равные»
- Мы ходим с вами в одну школу, учимся в одном классе, отмечаем вместе праздники, любим конфеты. Если люди будут дружные, будут совершать добрые поступки, то не будет раздора в семьях, не будет войны. Вы уже вместе - 4 год, а кто то и больше знаете друг друга с д-с. И вы точно многое уже знаете друг о друге (дети называют лучшие качества соседу по парте….) Игра- Разминка "Мы вместе". Дети берутся за руки и образуют круг. С закрытыми глазам они выполняют команды ведущего: перестроиться в квадрат, повернуться налево, сесть, встать, попрыгать на одной ножке и др. Убедились что мы все разные……….. но мы все вместе!!!!

“Мы разные- но мы вместе – и в этом наша сила”.
Определение слова “толерантность” у разных народов на разных языках звучит по-разному: – в испанском – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения; – во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; – в английском – готовность быть терпимым, снисходительным; – в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим
великодушным;
– в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие,, терпение, к другим; – в русском – способность терпеть что-то и от кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо и кого-либо) . –
Почему так актуальна толерантность в наше время?
Попробуйте оценить ситуацию. – Какова ваша реакция? – А теперь попробуйте быть толерантным.(сложно , это или нет?) Ситуации. Представьте, что вы находитесь в компании, где кто-то начинает говорить на незнакомом вам языке… …что рядом с вами живёт человек с физическими недостатками (человек в инвалидной коляске, человек очень маленького роста, слепой, уродливый внешне и т.д.) … …что ваш одноклассник принадлежит к значительно более обеспеченной семье, чем вы или наоборот …что на улице вы видите человека, одетого не так ,как другие…

Вывод: все люди разные, разные по национальности, имеют разный

достаток в семье имеют разное образование .. И принимать мы

должны всех людей такие какие они есть!!!!
Одно из главных качеств – Важно умение отличать не внешнее в человеке, а его человеческие качества
.

Послушайте рассказ
Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие, розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одинаково одевали, обе учились только на пятерки. - Мы во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки. Но однажды Валя, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме: - Я получила по арифметике пять, а Катя только тройку. Мы стали уже неодинаковые… Мама внимательно посмотрела на Валю. Потом сказала грустно: - Да, ты стала хуже… - Я? – удивилась девочка. – Но ведь тройку-то получила не я! Учитель – За что мама осудила Валю? Что бы вы сказали Вале? Важно В жизнь должны уметь - ценить, дружбу, здоровье, семью. Если вы хотите быть радостным, вы должны знать, что радость начинается только с вас, а не с кого-то и не с чего-то. Если мы научимся чувствовать других людей 2.- понимать чужую боль? 3.Научимся входить в положение другого человека? То будем все толерантны На эту тему не только можно прочесть стихи , рассказы о детях или а взрослых людях но и в сказках и животных, птицах, в мультфильмах)))))- вспомним :
Текст Лилиан Муур “Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду”.

Крошка Енот начал переходить по дереву на ту сторону пруда. Ему не хотелось думать о Том, кто сидит в пруду, но он ничего не мог с собой поделать. Он остановился и заглянул. Кто-то сидел в пруду! Это был Он! Крошка Енот и виду не подал, что испугался. Он скорчил рожу. Тот, в пруду, тоже скорчил рожу. Что это была за рожа!!! Крошка Енот повернул обратно и побежал со всех ног. Он нашёл хорошую палку и повернул обратно к пруду. – Может быть, Он успел уйти? – спросил Крошка Енот самого себя. Нет, Он не ушёл! Он по-прежнему сидел в пруду. Крошка Енот не стал ждать. Он поднял вверх большую палку и погрозил ею. Но у Того, КТО СИДЕЛ В ПРУДУ ТОЖЕ БЫЛА ПАЛКА. И Он погрозил этой палкой Крошке Еноту. Крошка Енот уронил свою палку и убежал. Крошка Енот рассказал маме про Того, кто сидит в пруду. – Вот что я тебе скажу, Крошка Енот, – сказала Мама Енотиха. – Вернись назад, но на этот раз не строй рож, не бери с собой палки, не бери с собой камня! – Что же я должен делать? – спросил Крошка Енот. – Только улыбнуться! – сказала Мама Енотиха. – Пойди и улыбнись Тому, кто сидит в пруду. Крошка Енот заставил себя улыбнуться Тому, кто сидел в пруду. И Тот, кто сидел в пруду, улыбнулся в ответ. – В чём, по-вашему, смысл сказочной истории?
Фрагменты из м/ф : «Гадкий утёнок»
Вопросы после просмотра:………..встреча с утенком _---- А этот-то какой безобразный! Его уж мы не потерпим! И сейчас же одна утка подскочила и клюнула его в шею. — Оставьте его! — сказала утка-мать. — Он ведь вам ничего не сделал! — Это верно, он такой большой и странный! — отвечала забияка. — Ему надо задать хорошую трепку!
— Славные у тебя детки! — сказала старая утка с красным лоскутком на лапке. — Все очень милы, кроме вот этого… Этот не удался! Хорошо бы его переделать! — Никак нельзя, ваша милость! — ответила утка-мать. — Он некрасив, но у него доброе сердце, и плавает прекрасно, смею даже сказать — лучше других. Я думаю, что он вырастет, и похорошеет……. Все гнали бедняжку, даже братья и сестры сердито ворчали: — Хоть бы кошка утащила тебя, несносного урода! Утки клевали его, куры щипали, а девушка, которая давала птицам корм, толкала ногою. Не выдержал утенок, перебежал двор и два диких гусака — Слушай, дружище! — сказали они. — Ты такой урод, След. Встреча с собакой охотников ………… Она приблизила к утенку свою пасть, оскалила зубы и — шлеп, шлеп — пробежала дальше. — Слава богу! — перевел дух утенок. — Слава богу! Я так безобразен, что даже собаке противно укусить меня! След. Встреча……..В избушке жила старушка с котом и курицей. — Я думаю, мне лучше уйти отсюда куда глаза глядят! — сказал утенок. — Скатертью дорога! — отвечала курица. И утенок ушел. ! Вдруг из чащи тростника выплыли три чудесных белых лебедя. — Убейте меня! — сказал бедняжка и опустил голову, ожидая смерти, но что же увидел он в чистой, как зеркало, воде? Свое собственное отражение, но он был уже не, безобразною темно-серою птицей, а — лебедем! Теперь он был рад, что перенес столько горя и бедствий, — утенок мог лучше оценить свое счастье и все окружавшее его великолепие. Большие лебеди плавали вокруг него и ласкали его, гладили клювами. В сад прибежали маленькие дети; они стали бросать лебедям хлебные крошки и зерна, а самый маленький из них закричал:
— Новый, новый! И все остальные подхватили: — Да, новый, новый! — хлопали в ладоши и приплясывали от радости; потом побежали за отцом и матерью и опять бросали в воду крошки хлеба и пирожного. Все говорили, что новый красивее всех. Такой молоденький, прелестный! И старые лебеди склонили перед ним головы. Он был через чур счастлив, но нисколько не возгордился — доброе сердце не знает гордости, он помнил то время, когда все его презирали и гнали. А теперь все говорят, что он прекраснейший среди прекрасных птиц! Сирень склоняла к нему в воду свои душистые ветви, солнышко светило так славно… И вот крылья его зашумели, стройная шея выпрямилась, а из груди вырвался ликующий крик: — Я даже не мог мечтать о таком счастье, будучи гадким утенком! - Почему не хотели дружить с гадким утёнком? Чем он не похож на всех? Правильно ли они поступали? - Что значит быть гадким утёнком? Что испытывает утёнок? Чем заканчивается этот мультфильм? Вывод.
Итог
: В стране Толерантности жители и путешественники должны быть вежливыми и внимательными, Толерантными мы будем, если мы умеем себя правильно вести. Это значит, что у него не будет серьезных конфликтов. Быть толерантным — значит знать свои права, а также знать, что такие же права есть у других. Толерантный человек умеет дружить— Самое главное —толерантный человек так себя ведет в любом месте: дома, в театре, в гостях, транспорте, на природе и т. д., поэтому всем хорошо рядом с ним, в то же время, и он получает удовольствие от общения со всеми. То что касается вас сейчас …………… Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Вот некоторые из них.
ЗАКОНЫ:

1.

Один за всех и все за одного.


2.

Уважайте друг друга и помогайте друг другу.

3.

Радуйтесь вместе с друзьями.

4.Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.

5.Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не

обманывайте, не нарушайте своих обещаний.

6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше

новых двух.
– Если вы будете выполнять эти правила, то станете настоящими друзьями. А сейчас попробуем решить некоторые ситуации. Учитель даёт листок с ситуацией дети читают и отвечают на вопрос: Как бы вы поступили в том или ином случае?
Твой одноклассник взял у тебя поиграть игру (почитать книгу) и

долго не отдаёт. Стоит ли напоминать ему об этом или лучше

промолчать?

Твой друг-одноклассник попросил у тебя книгу на выходные и

испачкал её. Как ты себя поведёшь?

В класс приходит новенький ученик. Как вы его примите?

На спортивных соревнованиях одноклассник упал и вы командой

заняли не первое место. Что вы скажите ему?
Толерантный человек в первую очередь это вежливый человек Каждый вежливый еще и воспитанный человек говорит слова, которые мы называем
«волшебными».
С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение. Ребята, послушайте стихотворение, догадайтесь, какое «волшебное» слово нужно сказать. Растает даже ледяная глыба, от слова теплого… (Спасибо) Зазеленеет старый пень, когда услышит …(Добрый день) Мальчик вежливый, понятливый, говорит, встречаясь…(Здравствуйте) Когда нас бранят за шалости, говорим:…(Простите, пожалуйста) Везде и всюду говорят на прощание …(До свидания) - Для того, чтобы убедиться, что вы точно запомнили вежливые слова, проведем игру. Когда я подниму желтый кружок – вы говорите «спасибо», красный – «извините». Смотрите не перепутайте. - Стать вежливым нелегко, но это очень важно и в дальнейшем пригодится.
Представьте себя корреспондентом, которому нужно провести социологический опрос. Вы задаете вопрос: "Что такое толерантность?" родителям, родственникам, соседям, друзьям. Мало людей правильно ответит на этот вопрос, потому что этот термин только входит в наш активный словарь. Я надеюсь, что со временем это слово будет также привычно для нас, как и слова: школа, университет, академия. Чтение стихотворения «Что такое дружба? – Что такое дружба? – Спросила я у птицы. – Это когда коршун Летает вместе с синицей. Спросила я у зверя: Что такое дружба? – Это когда зайцу Лисицы бояться не нужно. А после спросила у девочки: – Дружба – что такое? – Это что-то огромное, Радостное, большое. Это когда ребята все сразу, Все вместе играют. Это когда мальчишки Девчонок не обижают. Дружить должны все на свете: И звери, и птицы, и дети.
В конце мне бы хотелось сказать, что наш класс – это маленькая

семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта,

уважение, взаимопонимание, не было бы ссор.

А что же для этого нужно?- Быть толерантными!


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники