Напоминание

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЕКТА


Автор: Орешина Светлана Анатольевна
Должность: учитель
Учебное заведение: БОУ"Кугесьская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ"
Населённый пункт: Минобразования Чувашии
Наименование материала: экспериментальная разработка
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЕКТА
Раздел: начальное образование





Назад





« П С И Х О Л О Г О - П Е Д А Г О Г И Ч Е С К И Е

У С Л О В И Я

РА З В И Т И Я

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНО СТИ

У

ДЕТЕЙ С

НАРУШЕНИЕМ

ИНТЕЛЛЕКТА»
Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев В. А. Сухомлинский

Художественная деятельность — деятельность, в процессе которой создается и воспринимается произведение искусства.

Художественной деятельность называется тогда, когда она непосредственно связана с видами искусств: театрализованные игры, словесно- художественное творчество, музыкальное, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Художественное творчество рассматривается как самовыражение внутреннего мира ребёнка, который познает и выражает свое понимание окружающего. Результатом творческой деятельности является художественный образ как особый вид освоения и выражения действительности, форма мышления существования в искусстве. (Ю. Б. Борев, В. А. Разумный, Е. И. Севастьянов и др.). Художественное воспитание – воспитание средствами искусства. О том, что рисование, лепка и занятия с другими материалами важны для развития у детей их чувств, мышления и других полезных качеств личности, навыков и умений, писали многие педагоги прошлого (Я.А.Каменский, Ф. Фребель и др.). Л.С. Выготский писал «Развитие творчества у детей связано с целенаправленным обучением, ориентированным на «зону ближайшего развития ребенка» Пути развития творчества детей в разных видах продуктивной деятельности в психологии и педагогике изучали: Н.А.Ветлугина, З.Н.Грачева, Р.Г.Казакова, Т.С.Комарова, Борякова, Н.Ю. Медведева Е.А., Левченко И. Ю. Л.А.Парамонова, К.В.Тарасова, Б.М.Теплов, и др.). Отмечалось, что художественная деятельность в силу своей эмоциональности, образной насыщенности эффективно воздействует на развитие личности в целом. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у детей художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного. Цель исследования - разработка и апробация системы работы по формированию художественной деятельности у детей с нарушением интеллекта. В основе исследования положена следующая гипотеза: процесс развития художественной деятельности будет успешным, при обеспечении программно - дидактическим материалом, развитие художественно – графических умений и навыков, создании эмоционально-комфортной атмосферы обучения детей ручному творчеству. Исходя из этого, выявились следующие задачи:
Орешина С. А. учитель

БОУ«Кугесьская общеобразовательная

школа-интернат для обучающихся с

ОВЗ» Минобразования Чувашии

Минобразования Чувашии

 исследовать особенности влияния художественной деятельности на развитие и коррекцию познавательных процессов у детей с нарушением интеллекта;  разработать систему работы по обучению навыкам художественной деятельности детей с нарушением интеллекта;  апробировать систему работы воспитателя по художественной деятельности с детьми с нарушением интеллекта.  проверить эффективность проделанной работы. Опытно-экспериментальная работа проходила на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 82» комбинированного вида города Чебоксары Чувашской Республики с детьми с ОВЗ. Для проведения констатирующего эксперимента нами использовались следующие методики
Рисование.
«
Волшебный лес».
«Кисточка не успела дорисовать картину до конца и просит ребят помочь ей закончить работу» Материал: картина, где нарисовано несколько деревьев и в разных местах расположены незаконченные, неоформленные изображения, Материал: краски карандаши, восковые мелки. Детям предлагается нарисовать лес, полный чудес. Далее рассказать про него сказочную историю.
Цель:
выявить уровень развития внимания, воображения, логического мышления. Учить детей видеть предметы целостно, в единстве его свойств, развивать внимание, воображение, мышление, речь.
Лепка.

«Лепим

сказку»
После прослушивания сказки, детям предлагается выполнить композицию «колобок на полянке» (пластилинография). Материал: пластилин, образцы героев сказки вылепленных из пластилина, картон. Детям предлагается размазать пластилин по листу картона – полянка, вылепить пенек, посадить туда колобка (по желанию и других персонажей) Далее детям предлагается воспроизвести сюжет сказки. (разыграть сценку пластилиновыми персонажами).
Цель:
выявить уровень развития тонкой моторики, памяти, мышления, речи. Расширение возможностей художественной деятельности детей, осознание единства человека с природой, развитие когнитивных процессов.
Аппликация. «Собери букет»
Из вырезанных различных по форме и цвету лепестков, ваз составить свой букет. Материал: картон, клей, вырезанные из бумаги лепестки и вазы различные по цвету и форме, образец аппликации. Собрать цветок и поставить его в вазу. Далее попробовать зарисовать получившийся букет.
Цель:
выявить уровень восприятия цвета, формы, умения ориентироваться на плоскости, формирование у детей представлений о том, что любое изображение - это отражение реальных предметов окружающей действительности и социальных явлений, учить оценивать свое творчество, пробуждать чувства прекрасного. Творческие работыоценивались по следующим критериям (по Т.С. Комаровой) 1.
Передача формы
(на рисунке, в лепке, аппликации) передана точно, немного искажена или вовсе не удалась. 2.
Строение предмета:
части предмета расположены, верно, их местоположение немного искажено; части предмета расположены неверно, или отсутствуют. 3.
Композиция:
вытянутое построение, скученное изображение, нет единства; пропорциональность построения (отношение по величине разных изображений). Симметричное (несимметричное) построение. 4.
Передача пропорций
предмета в изображении. По всем критериям, давалась оценка по 4 балльной системе: 4 балла –
В.
- ребенок работал самостоятельно, форма и пропорции соблюдены. 3балла–
Д. В. -
выполнили самостоятельно, с небольшой подсказкой. 2 балла–
С.
- выполнили с незначительной помощью взрослого.
1 балл –
Н.
- требовалась значительная помощь взрослого На начальном этапе по результатам проведенного исследования по всем 3 методикам детей с высоким уровнем знаний умений и навыков не выявлено, и наибольший процент составили дети с низким уровнем умений. По методике
«Собери букет»
С достаточно высоким уровнем в группах по 10% , т.е. по 1 ребенку в обеих группах достаточно точно выполнили задания. Испытуемых со средним уровнем умений 20% в экспериментальной, группе и 30% в контрольной. Наибольший процент составили дети с низким уровнем 70% и 60% соответственно. Методика
«Волшебный лес»
. Достаточно высокий уровень обнаружился только у одного ребенка из контрольной группы. Средний уровень умений показали: 1 ребенок из экспериментальной группы - 10%; и 2 ребенка из контрольной - 20% . Детей с низким показателем по 80% в обеих группах Результаты методики
«Лепим сказку»
По 1 ребенку-10% достаточно точно, с небольшими (погрешностями) выполнили задания. Средний уровень выявлен у 20% и низкий показатель у 70 % детей в обеих группах. Исходя из данных диагностического обследования, мы сделали вывод, что уровень развития детей практически находится на низком уровне. Чтобы решить данную проблему, мы решили выработать определенную систему работы с детьми по развитию художественной деятельности. Средствами коррекционно-развивающего обучения мы определили:  Рассматривание образцов (картин, иллюстрации, предметов.);  Чтение художественной литературы, обыгрывание сценок.  Арт – терапия - рисование песком.  Нетрадиционное рисование (пальчиковая живопись, кляксография, монотипия)  Лепка (пластилинография, соленое тесто, глина);  Аппликация (бумага, ткань, природный материал).  Индивидуальная работа с поэтапным показом способов изображения;  Создание ситуаций успеха. Непременной частью занятий художественной деятельностью стали дидактические игры на развитие познавательных процессов «Что перепутал художник», «Угадай на ощупь», «Что изменилось?», «Сложи мозаику» «Узнай по части целое»; «Кто спрятался»; «Графический диктант» «Шнуровка», «Определи цвет». Изучение геометрических фигур, штриховка. Разминка для пальчиков - «Су-Джок- терапия»; «Игра на пианино»- постукивание по поверхности стола подушечками пальцев поочередно. «Пальчики здороваются»- попеременное касание четырьмя пальцами большого пальца. Выполняется правой, левой и обеими руками. «Птички клюют»- держа руку с карандашом, локоть на столе, по команде быстро поставить в нарисованном круге три точки, не отрывая локоть. Диаметр круга 10 см. «Послушный карандаш»- Взять указательным и большим пальцами правой и левой руки карандаш и покрутить его. Это же упражнение проделать со средним и большим, безымянным и большим, мизинцем и большим пальцами. В процессе обучения рисованию, лепке и аппликации мы осуществляли развитие восприятия (цвет, фактура форма, величина), Развитие ручной моторики и зрительно-пространственной координации; памяти (объем, длительность, устойчивость), внимания (концентрация, переключаемость, произвольность), мышления (мыслительные операции - анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение), речи (активация и
обогащение словаря, развитие сопровождающей речи), воображения (перенос представлений в самостоятельную деятельность), моторики (координация, переключаемость, автоматизация движений), личности (эмоциональное благополучие, мотивация, коммуникабельность. На промежуточном этапе в экспериментальной группе наблюдается уменьшение детей с низким уровнем и увеличение на достаточно высоком уровне - (10%); так же переход с достаточно высокого на высокий уровень развития умений - (10%). Проанализировав данные, мы наблюдаем повышенные показатели в экспериментальной группе. На завершающем этапе исследования мы провели сравнительный анализ, где использовали те же, методики, что и на начальном этапе. В экспериментальной группе навыки и умения (в переходе с низкого на средний) уровень оказались выше: в аппликации у 3 детей, лепке у 2 детей и рисовании у 1 ребенка (что на 30% и 20 % и 10 % выше первоначального уровня). На высоком уровне: в аппликации и лепке выполнили задания по 2 ребенка, в рисовании высокий балл получил 1 ребенок. На 20% и 10% соответственно выше первоначального уровня. Достаточно высокий балл у – 10% детей по всем трем заданиям в аппликации, лепке и рисованию. В то же время изменения, произошедшие в контрольной группе, были незначительными: увеличилось число детей с достаточно высоким уровнем на 10%, за счет уменьшения числа испытуемых на более низких уровнях. Детей с высоким уровнем развития не наблюдалось. Сравнивая средний показатель уровня развития можно констатировать положительную динамику развития умений и навыков детей с нарушением интеллекта. Эти результаты свидетельствуют об эффективности проделанной работы. Использование системы методов, приемов, средств организации деятельности детей с использованием ситуации успеха и разнообразных способов развития позволяют повысить уровень мотивации, развития познавательных процессов, навыков и умений в художественной деятельности. Таким образом, мы выявили, что процесс развития художественной деятельности является успешным, если воспитание обеспечено программно-дидактическим материалом, создана эмоционально-комфортная атмосфера обучения детей ручному творчеству. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Комарова, Т. С., Зацепина, М. Б. Интеграция в системе воспитательно- образовательной работы детского сада. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Т. С. Комарова, М. Б. Зацепина. – Москва: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 144 с. 2. Медведева Е.А., Левченко И. Ю. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. / Е.А.Медведева, И.Ю.Левченко и др. Добровольская. - М . : Академия,2001. 248с. 3. Колдина, Д.Н. Лепка/Аппликация с детьми / Д.Н. Колдина -М.: Мозаика-Синтез,2007. 64с.


В раздел образования