ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЕКТА
Автор: Орешина Светлана Анатольевна Должность: учитель Учебное заведение: БОУ"Кугесьская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ" Населённый пункт: Минобразования Чувашии Наименование материала: экспериментальная разработка Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЕКТА Раздел: начальное образование
ИНТЕЛЛЕКТА»
Истоки творческих способностей и дарования
детей на кончиках их пальцев
В. А. Сухомлинский
Художественная деятельность — деятельность, в процессе которой создается и
воспринимается произведение искусства. Художественной деятельность называется тогда,
когда она непосредственно связана с видами искусств: театрализованные игры, словесно-
художественное
творчество,
музыкальное,
изобразительное
и
декоративно-прикладное
искусство. Художественное творчество рассматривается как самовыражение внутреннего
мира ребёнка, который познает и выражает свое понимание окружающего. Результатом
творческой
деятельности
является
художественный
образ
как
особый
вид
освоения
и выражения
действительности,
форма
мышления
существования
в искусстве.
(Ю. Б. Борев, В. А. Разумный, Е. И. Севастьянов и др.).
Художественное воспитание – воспитание средствами искусства. О том, что рисование,
лепка и занятия с другими материалами важны для развития у детей их чувств, мышления
и
других
полезных
качеств
личности,
навыков
и
умений,
писали
многие
педагоги
прошлого
(Я.А.Каменский,
Ф.
Фребель
и
др.).
Л.С.
Выготский
писал
«Развитие
творчества у детей связано с целенаправленным обучением, ориентированным на «зону
ближайшего
развития
ребенка»
Пути
развития
творчества
детей
в
разных
видах
продуктивной
деятельности
в
психологии
и
педагогике
изучали:
Н.А.Ветлугина,
З.Н.Грачева, Р.Г.Казакова, Т.С.Комарова, Борякова, Н.Ю. Медведева Е.А., Левченко И. Ю.
Л.А.Парамонова,
К.В.Тарасова,
Б.М.Теплов,
и
др.).
Отмечалось,
что
художественная
деятельность
в
силу
своей
эмоциональности,
образной
насыщенности
эффективно
воздействует
на
развитие
личности
в
целом.
В
связи
с
этим
особую
актуальность
приобретает воспитание у детей художественного вкуса, формирование у них творческих
умений, осознание ими чувства прекрасного.
Цель исследования - разработка и апробация системы работы по формированию
художественной деятельности у детей с нарушением интеллекта.
В основе исследования положена следующая гипотеза:
процесс развития художественной деятельности будет успешным, при обеспечении
программно - дидактическим материалом, развитие художественно – графических умений
и навыков, создании эмоционально-комфортной атмосферы обучения детей ручному
творчеству.
Исходя из этого, выявились следующие задачи:
Орешина С. А. учитель
БОУ«Кугесьская общеобразовательная
школа-интернат для обучающихся с
ОВЗ» Минобразования Чувашии
Минобразования Чувашии
исследовать особенности влияния художественной деятельности на развитие и
коррекцию познавательных процессов у детей с нарушением интеллекта;
разработать
систему
работы
по
обучению
навыкам
художественной
деятельности детей с нарушением интеллекта;
апробировать систему работы воспитателя по художественной деятельности с
детьми с нарушением интеллекта.
проверить эффективность проделанной работы.
Опытно-экспериментальная работа проходила на базе муниципального
бюджетного
дошкольного
образовательного
учреждения
«Детский
сад
№
82»
комбинированного вида города Чебоксары Чувашской Республики с детьми с ОВЗ.
Для проведения констатирующего эксперимента нами использовались следующие
методики
Рисование. « Волшебный лес». «Кисточка не успела дорисовать картину до конца и
просит ребят помочь ей закончить работу» Материал: картина, где нарисовано несколько
деревьев и в разных местах расположены незаконченные, неоформленные изображения,
Материал:
краски
карандаши,
восковые
мелки.
Детям
предлагается
нарисовать
лес,
полный чудес. Далее рассказать про него сказочную историю.
Цель: выявить уровень
развития внимания, воображения, логического мышления. Учить детей видеть предметы
целостно, в единстве его свойств, развивать внимание, воображение, мышление, речь.
Лепка.
«Лепим
сказку»
После
прослушивания
сказки,
детям
предлагается
выполнить композицию «колобок на полянке» (пластилинография).
Материал: пластилин,
образцы героев сказки вылепленных из пластилина, картон. Детям предлагается размазать
пластилин по листу картона – полянка,
вылепить пенек, посадить туда колобка (по
желанию и других персонажей) Далее детям предлагается воспроизвести сюжет сказки.
(разыграть сценку пластилиновыми персонажами).
Цель: выявить уровень развития
тонкой моторики, памяти, мышления, речи. Расширение возможностей художественной
деятельности детей, осознание единства человека с природой, развитие когнитивных
процессов.
Аппликация. «Собери букет» Из вырезанных
различных по
форме и цвету
лепестков, ваз составить свой букет. Материал: картон, клей, вырезанные из бумаги
лепестки и вазы различные по цвету и
форме, образец аппликации. Собрать цветок и
поставить его в вазу. Далее попробовать зарисовать получившийся букет.
Цель: выявить
уровень восприятия цвета, формы, умения ориентироваться на плоскости, формирование у
детей представлений о том, что любое изображение - это отражение реальных предметов
окружающей действительности и социальных явлений, учить оценивать свое творчество,
пробуждать чувства прекрасного.
Творческие работыоценивались по следующим критериям (по Т.С. Комаровой)
1.
Передача формы (на рисунке, в лепке, аппликации) передана точно, немного
искажена или вовсе не удалась.
2.
Строение предмета: части предмета расположены, верно, их местоположение
немного искажено; части предмета расположены неверно, или отсутствуют.
3.
Композиция: вытянутое построение, скученное изображение, нет единства;
пропорциональность
построения
(отношение
по
величине
разных
изображений).
Симметричное (несимметричное) построение.
4.
Передача пропорций предмета в изображении.
По всем критериям, давалась оценка по 4 балльной системе:
4 балла – В. - ребенок работал самостоятельно, форма и пропорции соблюдены.
3балла– Д. В. - выполнили самостоятельно, с небольшой подсказкой.
2 балла– С. - выполнили с незначительной помощью взрослого.
1 балл – Н. - требовалась значительная помощь взрослого
На начальном этапе по результатам проведенного исследования по всем 3 методикам
детей с высоким уровнем знаний умений и навыков не выявлено, и наибольший процент
составили дети с низким уровнем умений.
По методике «Собери букет»
С достаточно высоким уровнем в группах по 10% , т.е. по 1 ребенку в обеих группах
достаточно точно выполнили задания. Испытуемых со средним уровнем умений 20% в
экспериментальной, группе и 30% в контрольной. Наибольший процент составили дети
с низким уровнем 70% и 60% соответственно.
Методика «Волшебный лес» . Достаточно высокий уровень обнаружился только у
одного ребенка из контрольной группы. Средний уровень умений показали: 1 ребенок из
экспериментальной группы - 10%; и 2 ребенка из контрольной - 20% . Детей с низким
показателем по 80% в обеих группах
Результаты
методики «Лепим сказку» По 1 ребенку-10% достаточно точно, с
небольшими (погрешностями) выполнили задания. Средний уровень выявлен у 20%
и
низкий показатель у 70 % детей в обеих группах.
Исходя из данных диагностического обследования, мы сделали вывод, что уровень
развития детей практически находится на низком уровне. Чтобы решить данную проблему,
мы
решили
выработать
определенную
систему
работы
с
детьми
по
развитию
художественной деятельности.
Средствами коррекционно-развивающего обучения мы определили:
Рассматривание образцов (картин, иллюстрации, предметов.);
Чтение художественной литературы, обыгрывание сценок.
Арт – терапия - рисование песком.
Нетрадиционное рисование (пальчиковая живопись, кляксография, монотипия)
Лепка (пластилинография, соленое тесто, глина);
Аппликация (бумага, ткань, природный материал).
Индивидуальная работа с поэтапным показом способов изображения;
Создание ситуаций успеха.
Непременной частью занятий художественной деятельностью стали дидактические
игры
на
развитие
познавательных
процессов «Что перепутал художник», «Угадай на
ощупь», «Что изменилось?», «Сложи мозаику» «Узнай по части целое»; «Кто спрятался»;
«Графический диктант» «Шнуровка», «Определи цвет». Изучение геометрических фигур,
штриховка.
Разминка для пальчиков - «Су-Джок- терапия»; «Игра на пианино»- постукивание по
поверхности стола подушечками пальцев поочередно.
«Пальчики
здороваются»-
попеременное
касание
четырьмя
пальцами
большого
пальца. Выполняется правой, левой и обеими руками.
«Птички клюют»- держа руку с карандашом, локоть на столе, по команде быстро
поставить в нарисованном круге три точки, не отрывая локоть. Диаметр круга 10 см.
«Послушный карандаш»- Взять указательным и большим пальцами правой и левой
руки
карандаш
и
покрутить
его.
Это
же
упражнение
проделать
со
средним
и
большим, безымянным и большим, мизинцем и большим пальцами.
В процессе обучения рисованию, лепке и аппликации мы осуществляли
развитие
восприятия (цвет, фактура форма, величина), Развитие ручной моторики и
зрительно-пространственной координации; памяти (объем, длительность, устойчивость),
внимания (концентрация, переключаемость, произвольность), мышления (мыслительные
операции - анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение), речи (активация и
обогащение
словаря,
развитие
сопровождающей
речи),
воображения
(перенос
представлений
в
самостоятельную
деятельность),
моторики
(координация,
переключаемость,
автоматизация
движений),
личности
(эмоциональное
благополучие,
мотивация, коммуникабельность.
На промежуточном этапе в экспериментальной группе наблюдается уменьшение
детей с низким уровнем и увеличение на достаточно высоком уровне - (10%); так же
переход
с
достаточно
высокого
на
высокий
уровень
развития
умений
-
(10%).
Проанализировав данные, мы наблюдаем повышенные показатели в экспериментальной
группе.
На
завершающем
этапе
исследования
мы
провели
сравнительный
анализ,
где
использовали те же, методики, что и на начальном этапе.
В экспериментальной группе навыки и умения (в переходе с низкого на средний)
уровень оказались выше: в аппликации у 3 детей, лепке у 2 детей и рисовании у 1 ребенка
(что на 30% и 20 % и 10 % выше первоначального уровня).
На высоком уровне: в аппликации и лепке
выполнили задания по 2 ребенка, в
рисовании высокий балл получил 1 ребенок. На 20%
и 10% соответственно выше
первоначального уровня.
Достаточно высокий балл у – 10% детей по всем трем заданиям в аппликации, лепке
и
рисованию. В то же время изменения, произошедшие в контрольной группе, были
незначительными: увеличилось число детей с достаточно высоким уровнем на 10%, за
счет уменьшения числа испытуемых на более низких уровнях. Детей с высоким уровнем
развития не наблюдалось.
Сравнивая
средний
показатель
уровня
развития
можно
констатировать
положительную динамику развития умений и навыков детей с нарушением интеллекта.
Эти
результаты
свидетельствуют
об
эффективности
проделанной
работы.
Использование системы методов, приемов, средств организации деятельности детей с
использованием
ситуации
успеха
и
разнообразных
способов
развития
позволяют
повысить уровень мотивации, развития познавательных процессов, навыков и умений в
художественной деятельности.
Таким образом, мы выявили, что процесс развития художественной деятельности
является
успешным,
если
воспитание
обеспечено
программно-дидактическим
материалом,
создана
эмоционально-комфортная
атмосфера
обучения
детей
ручному
творчеству.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Комарова,
Т.
С.,
Зацепина,
М.
Б.
Интеграция
в
системе
воспитательно-
образовательной
работы
детского
сада.
Пособие
для
педагогов
дошкольных
учреждений / Т. С. Комарова, М. Б. Зацепина. – Москва: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.
– 144 с.
2.
Медведева
Е.А.,
Левченко
И.
Ю.
Артпедагогика
и
арттерапия
в
специальном
образовании.
/
Е.А.Медведева,
И.Ю.Левченко
и
др.
Добровольская.
-
М . :
Академия,2001. 248с.
3.
Колдина, Д.Н. Лепка/Аппликация с детьми / Д.Н. Колдина -М.: Мозаика-Синтез,2007.
64с.