Напоминание

родительское собрание


Автор: Струговец Карина Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ д.Ёгла
Населённый пункт: Боровичский район Новгородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: родительское собрание
Раздел: начальное образование





Назад




1
Аннотация
Поступление ребенка в школу — серьезный этап в жизни семьи. Успешность его обучения в школе зависит от того, насколько правильно и своевременно родители и педагоги окажут ему помощь и поддержку. От степени освоения ребенком новой для него учебной деятельности, приобретения умений учиться во многом зависит дальнейшее обучение ребенка, формирование его отношения к школе. Одним из направлений деятельности классного руководителя является работа с семьей, в которой растет, формируется и воспитывается ученик. Объектом профессионального внимания учителя является семейное воспитание. Повлиять на систему семейного воспитания учитель начальных классов может через проведение родительских собраний. («Родители (законные представители) обучающихся воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими общего образования» .Закон «Об образовании». Статья 52). Многие родители хотят научиться правильно воспитывать своих детей. Им необходимо показать, каким образом можно повысить самооценку ребенка и создать возможности для личностного роста; научить чувствовать и понимать своего ребенка, открыто и честно взаимодействовать с ним. Целью работы учителя является активация и привлечение родителей для проведения родительских собраний. Родительское собрание — это основная форма совместной работы родителей, на нем обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности детского коллектива и воспитания учащихся в образовательном учреждении и дома. Главная задача собрания — это согласование, координация и объединение усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка. Родительские собрания способствуют повышению педагогической культуры родителей, повышению ответственности за воспитание своих детей.
2
Задачи собрания:
– познакомить родительский коллектив с особенностями успешного обучения первоклассников; – дать практические советы родителям.
Вопросы для обсуждения.
1.Психологические особенности детей при обучении и воспитании: визуалы, аудиалы, кинестетики, дискреты. 2.Психологические трудности обучения и воспитания первоклассников. 3.Родительский практикум.
Подготовительная работа:
– заполнение анкеты «Трудности общения с ребенком»; – подготовка выставки первых рисунков детей первоклассников на тему «Мои первые дни в школе»; – подготовка фотовыставки «Мы — первоклассники: успехи и трудности»; – столы расставлены полукругом.
Оборудование:
– тема собрания записана на доске; – выставка детских рисунков по теме «Мои успехи, мои трудности»; – фотовыставка «Мы — первоклассники: успехи и трудности».
Форма проведения:
вечер вопросов и ответов.
Ход собрания.

1. Организационная часть.
«Мы — вместе». Приветствие всех участников. Настрой на доброжелательное взаимодействие. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от правильной реакции родителей на успех или неудачу, появление друзей или детские ссоры. Наше родительское собрание посвящено выработке правильных моделей поведения. Благодарю вас за проявленную активность в предоставлении частных ситуаций и заверяю вас в анонимности всех сведений.
2. Основная часть.

Выступление школьного психолога «Узнаем новое».
Сегодня мы поговорим о психологических особенностях детей младшего школьного возраста. Образовательный процесс ребенка включает в себя процесс восприятия и усвоения предложенной учебной информации. Однако возникает вопрос, почему одни дети схватывают информацию на лету, другие не могут усвоить даже после многократных повторений. Дело в том, что каждый ребенок отличается индивидуальными особенностями восприятия, следовательно, строить образовательный процесс необходимо с учетом этих особенностей. В зависимости от типа восприятия, все люди делятся на 4 основные
3 категории — визуалы, аудиалы, кинестетики, дискреты. Визуалы — это люди, которые лучше воспринимают поступающую информацию посредством органов зрения. Аудиалы — лучше усваивают информацию на слух. Для кинестетиков более важным является осязание и обоняние. Дискреты для усвоения информации используют преимущественно логическое мышление, какие-либо знаки, условные обозначением. Почему нужно знать, к какой категории относится ваш ребенок? Потому что представители разных групп восприятия отличаются и некоторыми чертами поведения, уровнем дисциплины, внимательности. Как определить, какой тип восприятия у вашего ребенка? Предлагаю обратить ваше внимание на некоторые аспекты поведения ребенка.
Речь.
Визуалы используют в повседневной речи слова, которые связаны со зрением, например «смотреть», «видеть» и т. п. У аудиалов преобладают существительные и глаголы, связанные со слухом. Кинестетики же чаще всего описывают свои чувства или же движения.
Внимание.
Ребенка-визуала очень трудно отвлечь от его занятия. Аудиалы чаще всего отвлекаются на различного рода звуки, а кинестетика, в свою очередь, может отвлекать любая мелочь. Дети-кинестетики считаются самыми большими непоседами, постоянно отвлекающими от занятий. Направление взгляда. При общении ребенок-визуал часто смотрит вверх, взгляд аудиала направлен по средней линии, кинестетик же преимущественно смотрит вниз, как бы под ноги. Ребенок-визуал предпочтет спокойную обстановку, лишенную какого-либо шума и подвижности. Аудиалы используют перемены в школе как возможностьпоговорить, иногда даже немного пошуметь, а вот для кинестетиков самым предпочтительным времяпрепровождением являются подвижные игры. При работе с дискретами лучше использовать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения, вместе с ребенком составлять «закодированные» тексты и другие символические обозначения.
3. Рекомендации.
Ребенок-визуал часто записывает информацию в блокнот, тетрадь. Поэтому излагать ее следует постепенно, чтобы дать ему возможность зафиксировать все необходимое. Очень полезно использовать любые наглядные материалы. Аудиалу ни в коем случае нельзя делать замечания,когда он повторяет за педагогом или родителем. Для ребенка так легче усвоить новый материал. Ребенка-кинестетика не следует заставлять долго сидеть неподвижно, так как в этом случае малыш устает, внимание его рассеивается. Таким детям необходимо чередовать умственные и физические нагрузки. Кинестетики
4 лучше усваивают материал, когда пробуют что-то сделать. Например, кинестетик может сто раз посмотреть, как правильно пишется слово, но не запомнить, а пару раз запишет и усвоит правильное написание. Общаться с ребенком нужно на его языке. Например, при общении с визуалом используйте описательные слова, которые характеризуют форму, цвет, размеры предмета. При общении с аудиалом рекомендуется менять вариации голоса, в этом случае материал будет более понятен. Кинестетики лучше всего воспринимают язык жестов и прикосновений, поэтому, рассказывая ребенку что-то, используйте подходящие жесты. Вполне естественно, что ребенок, несмотря на свою принадлежность к той или иной категории восприятия, пользуется и другими органами чувств, которые также необходимо развивать. Ведь от того насколько хорошо открыты те или иные каналы восприятия, зависит успех всего обучения, умение ребенка общаться. Предлагаю познакомиться с вопросами, которые наиболее часто волнуют родителей. При подготовке к родительскому собранию мы просили вас записать волнующие вас вопросы, связанные с обучением ребенка в школе. Мы получили большое количество вопросов, проанализировали их, выделили группу однотипных вопросов. Сейчас мы постараемся ответить на часто встречающиеся вопросы. Если сегодня на собрании вы не услышите ответа на заданный вами вопрос, просим прийти на индивидуальную консультацию психолога. Ваш вопрос нуждается в уточнениях и личном (конфиденциальном) рассмотрении.
Вопрос. Что такое новые стандарты обучения?
Федеральный государственный стандарт начального общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 6 октября2009 г. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
личностным,
включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно - смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально — личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
метапредметным,
включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
предметным
,включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания,
5 лежащих в основе современной научной картины мира. (Знакомство с учебным планом и особенностями образовательного процесса в первом классе, безотметочную систему оценивания).
Вопрос. Как родителям можно помогать ребенку при выполнении

домашнего задания?
В соответствии с учебным планом школы в первом классе домашние задания не задаются. Возможно, учитель попросит детей что-то вместе с вами дома почитать, нарисовать. Постепенно ребенок будет выполнять домашние задания, так как без этого даже самые талантливые дети с трудом усваивают материал, ведь именно самостоятельное домашнее повторение — залог хорошего восприятия и запоминания. Всем родителям хочется, чтобы ребенок без напоминаний садился за уроки и сам правильно выполнял все задания. Но если это и возможно, то далеко не сразу. Для этого необходимо развить самостоятельность, ответственность и уверенность в своих силах.
Рекомендации для родителей, которые помогают детям выполнять

домашние задания.
1.Установите режим дня. Многие дети тянут до последнего с выполнением домашнего задания. В итоге вечер бывает испорчен и для ребенка, и для родителей. Чтобы такого не случилось, составьте вместе с ребенком расписание домашних занятий. Выбирайте время с учетом интересов ребенка. Оставьте время для просмотра любимого мультфильма, подвижных игр, чаепития. Когда ребенок точно знает, сколько ему надо заниматься и что после занятия он сможет отдохнуть, усадить его за уроки будет намного легче. 2. Помогайте только тогда, когда ребенок вас попросил о помощи. Не нужно забывать, что домашнее задание делает ребенок, а не вы. Велико искушение за 5 секунд решить задачку или написать строчку букв, над которыми ваш малыш корпит уже уже час. Потерпите с советами. Смысл домашнего задания заключается в том, чтобы научить ребенка планировать, организовывать и представлять информацию самостоятельно, а не в том, чтобы у него получился самый сложный или красивый конечный продукт. Вы можете подкинуть пару идей и предоставить техническую базу, но контролируйте желание все взять на себя и облегчить своему ребенку жизнь. 3. Исключите негативные оценочные высказывания. Негативные оценочные высказывания не просто не помогают, они ухудшают умственную деятельность. Такие фразы, как: «Неужели это нельзя было сделать за пять минут», «Я бы за это время...», необходимо исключить из лексикона. Также нельзя употреблять так называемые «формулы прямого
6 внушения», в которых используются слова «никогда», «всегда», «вечно», «опять» или негативные характеристики ребенка: ленивый, невнимательный и др. Постоянное повторение таких формул показывает ребенку, насколько мало он может, и отбивает интерес к учебе. 4.Не отвлекайте. Казалось бы, чего время терять,пусть ребенок делает уроки, а родители в это время смотрят телевизор или гремят посудой на кухне. Способность ребенка концентрироваться и так пока не слишком велика, а в этом случае становится еще меньше, ведь ему интересно, что вы там делаете, и обидно, что жизнь проходит мимо, пока он тут страдает. Поэтому, если у вас есть возможность, постарайтесь поддержать ребенка собственным примером. Почитайте книгу, напишите письма, заполните документы, займитесь тем же, чем и ваш ребенок. Лучше всего, если в комнате будет тихо, телевизор лучше выключить. 5.Как научить ребенка успешному общению с окружающими? Очень часто наши дети не умеют общаться со сверстниками и с учителями. Считается, что нельзя подобрать «речевые шаблоны» ко всем жизненным ситуациям. И все-таки шаблоны могут приносить пользу. И особенно в воспитании детей, которые осваиваются в незнакомом большом мире. В этом случае несколько полезных простых фраз значительно помогут ребенку наладить коммуникацию и со взрослыми и с детьми. Вот примеры «полезных в общении фраз». «Мне не нравится!» Очень важно научить ребёнка говорить эти слова, причем говорить громко, четко, уверенно. Конечно, не каждому родителю приятно это слушать. Зато такой шаблон поможет ребенку не дать себя в обиду. «Как тебя зовут? Давай дружить». Вроде бы простые слова, наивные слова. А без них многие дети так и играют в одиночестве. «Я злюсь (обижен, расстроен, грущу)». Дети часто не понимают своих эмоций, поэтому полезно проговаривать им: «Ты злишься, потому что...» Но еще полезнее самим называть свои эмоции. И показать таким способом пример ребенку. «Я подумаю». Это очень полезные слова не только для детей , но и для взрослых. Вспомните, сколько раз вы давали ответ, соглашались на что-то, а потом жалели о скоропалительном обещании. А ведь так просто попросить немного времени на раздумья. В общении с ребенком этот шаблон даст еще одно преимущество — после раздумий ребенок вряд ли начнет скандал со слов: «Не хочу, не буду». Скорее, он согласится с вашим предложением или будет готов обсудить какие-то альтернативы. «Пожалуйста» и «Спасибо». Вежливые слова — тоже шаблоны. Но постепенно из привычки быть вежливым вырастает настоящая вежливость.
7 «Подскажите, пожалуйста...» С этой фразой ребенку будет проще просить помощи у чужих взрослых. И учителя, и продавцы, и прохожие с радостью ему помогут. «Чем тебе помочь?» Приятно, когда ваш ребенок к месту эту фразу. Важно, что он через внешний ритуал обретает привычку и важные внутренние установки. «Я попробую». Эту фразу лучше всего разучить с ребенком, злоупотребляющим словами «не хочу» и «не умею». И тут родителям важно быть честными: если ребенок согласился попробовать, то не обижайтесь, если ему предложенное вами не понравится.
Вопрос. Что делать, если ребенок конфликтует с одноклассниками?
К сожалению, с приходом в школу ребенка неминуемо ждет, возможно, первое крупное разочарование — он больше не центр Вселенной, и постоять за него абсолютно некому. Тут недалеко и до настоящего стресса. Этого не произойдет, если ребенок самостоятелен, но самостоятельность нужно воспитывать. Как это сделать? Позвольте ребенку самому выбирать друзей. Даже если какое — то время ему придется играть в одиночестве — ничего страшного. Рано или поздно он сам с кем-то подружится. Не пытайтесь немедленно решить детские конфликты. Пусть он сам научится отстаивать свои интересы. Вмешивайтесь в самом крайнем случае. Во время споров не стоит постоянно принимать сторону своего ребенка. Будьте справедливы, иначе ребенок решит, что ему все и всегда будет сходить с рук. Когда ребенок приходит к вам с жалобой, не переживайте и не давайте быстрых ответов. Слезы от мелких споров закаляют характер. Самое правильное решение в данной ситуации — выслушать и вместе подумать над сложившейся ситуацией. Пусть ребенок наравне с вами ищет пути решения той или иной проблемы. Не забывайте, что у первоклассника уже должны быть обязанности по дому, это помогает ему понять, что он за это отвечает. Полезно подарить ребенку какую-то вещь из мира взрослых, например, термометр. Повесьте его на окне в детской, и пусть ребенок ежедневно сообщает взрослым, какая на улице температура. Поощряйте самостоятельность в принятии решений. Пусть ребенок сам скажет, кого он хочет позвать на свой день рождения. Не противьтесь, если это будут друзья по школе, а не дети ваших приятелей. Все эти не сложные действия помогут ребенку ощутить себя не только частью семьи, но и самостоятельным, взрослым человечком, готовым отправиться в новый , еще незнакомый коллектив своих ровесников.
8
Вопрос. Что делать, если ребенок не хочет учиться?


Вряд ли найдется родитель, перед которым в той или иной форме не вставал бы этот вопрос. Действительно, что же делать? Во-первых, следует подумать об этом без лишних эмоций. Возникшие сложности лучше решаются в спокойном и уравновешенном состоянии. Вы хотите видеть своего ребенка спокойным и уверенным? Здесь все взаимно — ребенку нужен спокойный и уравновешенный родитель. В первую очередь родитель, уверенный в успехе своего ребенка. Во-вторых, необходимо задать себе вопрос: почему не хочет? Обратите внимание на два момента: – не было ли ссоры с одноклассниками; – не возникало ли конфликта с кем-либо из педагогов. Хотя не исключено, что причина резкого снижения интереса к учебе лежит вне школы — это тоже необходимо прояснить. Здесь необходимо быть тактичным и деликатным. Прямые вопросы типа: «С кем ты поссорился? А ну-ка расскажи!» - нежелательны. Любая ссора и без того болезненна для ребенка, и рассказать о ней непросто. Лучше выждать момент, когда ребенок сам будет готов к рассказу. В разговоре не оценивайте его действия и не давайте советов, посочувствуйте ему. В-третьих, снижение учебной мотивации наверняка распространяется не на все учебные предметы. Какой предмет вызывает особенно неприятные чувства? Почему? Из-за учителя? Какой предмет не нравится? Почему? Попробуйте изучать его вместе. Используйте любую игру. Чем больше смеха и удовольствия — тем лучше для ребенка. Ничто не делает семью дружной, как совместные занятия, приносящие удовольствие. Сходите в школу, поговорите с учителем. Толковый педагог охотно поддержит ребенка: даст задание подготовить интересный доклад, поддержит, похвалит. А это отличный стимул развить интерес к предмету и повысить самооценку — дать возможность ребенку почувствовать себя знающим, оцененным, нужным, умным, компетентным. Ребенок с таким ощущением, безусловно захочет чаще бывать там, где это ощущение возникает. В данном случае таким местом является школа. Главное, не опускайте руки. В вашей жизни бывали и более сложные ситуации, с которыми вы успешно справились. Как вам это удалось? Какие методы вам тогда помогли? Сколько времени вы на это затратили? Не стоит жалеть времени, ведь все, что вы вкладываете в детскую душу, воздастся сторицей.
9 Анкета
«Трудности в общении с ребенком»
1. ФИО_______________________________________________________ 2. Ваш ребенок начал обучение в школе, по-вашему мнению: а) очень успешно; б) хорошо; в) ребенку трудно; г) иное___________________________________________________ 3. Успешное обучение ребенка в школе зависит: а) от условий в семье; б)от способностей ребенка; в) от квалификации педагога; г) иное___________________________________________________ 4. Приведите ситуацию из жизни вашей семьи, связанную с обучением ребенка в школе, когда вам было сложно. _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _________________________________________________ 5. На какой вопрос вы хотели бы найти ответ в ходе родительского собрания по теме «Правила успешного обучения в школе»? _____________________________________________________________________ ___________________________________________________________


В раздел образования