"Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий в начальной школе"
Автор: Алешина Оксана Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 1" Населённый пункт: город Усолье - Сибирское, Иркутская область Наименование материала: статья Тема: "Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий в начальной школе" Раздел: начальное образование
действий в начальной школе
Успех современного человека по большей части может быть определён тем, как он
умеет организовать свою жизнедеятельность. Жизнь сегодня актуально рассматривать
в
виде
проекта.
Именно
поэтому
ценится
то,
умеет
ли
человек
ставить
цели
и
определять перспективы развития, может ли он правильно планировать работу и
находить нужные ресурсы для реализации своих планов, а также оценивать, удалось
ли
задуманное.
Современная
школа
предоставляет
возможности
научиться
вести
проектную деятельность ещё в младших классах.
Учёные утверждают, что у ребёнка биологически обусловлена потребность
познавать
мир,
исследовать
его.
Важнейшие
черты
поведения
ребёнка
—
это
любознательность,
стремление
к
наблюдениям,
экспериментам
и
открытиям,
потребность в получении свежих впечатлений, самостоятельная поисковая активность.
Именно эта направленность детского поведения порождает потребность в нахождении
способов успешной организации такой исследовательской деятельности. С созданием
необходимой среды для реализации потребностей в поисковой деятельности отлично
справляется проектно-исследовательский метод.
Проектная деятельность школьников — это познавательная, учебная,
исследовательская
и
творческая
деятельность,
в
результате
которой
появляется
решение задачи, которое представлено в виде проекта. Проектный метод предполагает
творческое раскрытие личности ученика при самостоятельной работе.
Исходные теоретические позиции проектного обучения:
· в центре внимания - ученик, содействие развитию его творческих
способностей;
· образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике
деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его
мотивацию в учении;
· индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого
ученика на свой уровень развития.
Ученик
Учитель
Определяет цель деятельности
Помогает определить цель деятельности
Открывает новые знания или способы
деятельности
Рекомендует источники получения
информации
Экспериментирует
Предлагает возможные формы работы
Выбирает пути решения
Содействует прогнозированию результатов
Активен
Создает условия для активности школьника
Субъект деятельности
Партнёр ученика
Несёт ответственность за свою
деятельность
Помогает оценить полученный результат,
выявить недостатки
Итак, проектный метод — это новый инновационный метод обучения,
основанный на естественном стремлении ребёнка к постижению мира, который его
окружает, в результате чего развитие получает познавательная сфера ученика, его
способности
мыслить
глубоко
и
самостоятельно,
креативно
относиться
к
деятельности.
Для чего нужны проекты?
В соответствии с требованиями нового стандарта по окончании начальной школы
предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных
действий.Прежде всего стоит рассматривать работу над проектами как способ
формирования общих учебных умений (универсальных учебных действий):
регулятивных: умения организовывать свою деятельность,
выдвигать идеи
(мозговой штурм), целеполагание и формулирование задач, выдвижение
гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка
предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути
в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и коррекция;
познавательных:
постановка
и
решение
проблемы,
умение
находить
информацию, формулирование ключевых слов и понятий; структурирование
информации,
выделение
главного,
приём
и передача
информации,
представление
информации
в различных
формах,
умение
результативно
мыслить;
личностных: умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей,
чувств и ценностей и отвечать за этот выбор,
умение выделить нравственный
аспект поведения.
коммуникативные: умения и навыки работы в сотрудничестве:
–
навыки коллективного планирования;
–
умение взаимодействовать с любым партнером;
–
навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач;
–
навыки делового партнерского общения;
–
умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы
Организация работы школьников над проектами позволит учителям формировать
универсальные учебные действий на уроках по базовым дисциплинам, кроме того,
работа над проектами позволяет:
обрести ученикам ощущение успешности, независящее от успеваемости,
научиться применять полученные знания,
организовывать сотрудничество с родителями, учителями и детьми на
регулярной основе.
Следовательно, занятия проектной деятельностью предполагает наличие у
школьников определённого набора качеств и умений. Можно выделить важные
из них:
качества: самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность.
умения: исследовательские, социального взаимодействия, оценочные,
информационные, презентационные.
а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);
б) социального взаимодействия (сотрудничать с учителями-предметниками,
работниками школьной и сельской библиотек, жителями села, родителями,
работниками предприятий, оказывать помощь товарищам и принимать их
помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);
в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности
других);
г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации;
выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);
д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на
незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности).
Классификация проектов: от презентации до курсовой. В качестве проекта могут
рассматриваться методы изучения окружающей действительности различных жанров:
от
реферата
до
оригинального
оформления
своего
исследования,
от
эффектной
презентации до серьёзной защиты по методу защиты курсовой или дипломной работы.
Для
того
чтобы
учителю
овладеть
тем
или
иным
методом
руководства
детских
проектов, нужно знать, какие типы проектов существуют:
Исследовательские
проекты.
Школьники
проводят
эксперименты,
изучают
какую-либо сферу, а потом оформляют полученные результаты в виде стенгазет,
буклетов или компьютерных презентаций. Такие исследовательские проекты
положительно влияют на профессиональное самоопределение ученика, а также
могут стать основой для будущих курсовых, дипломных работ в студенческие
годы.
Игровые проекты. Они представлены в виде игр и представлений, где, играя
роли каких-либо героев, ученики предлагают своё решение изучаемых задач.
Информационные проекты. Учащиеся собирают и анализируют информацию по
какой-либо теме, представляя её в форме журнала, газеты, альманаха.
Творческие проекты. Здесь огромный простор для фантазии: проект может быть
исполнен в виде внеклассного занятия, акции по охране окружающей среды,
видеофильма и многого другого. Фантазии нет предела.
Вывод .
Проектная деятельность — прекрасная возможность научить младших
школьников размышлять и находить нужную информацию, решать сложные задачи,
принимать решения, организовывать сотрудничество с одноклассниками и учителем,
т.е. выступает как основа формирования УУД в начальной школе. Ребёнок учится
создавать идеи и воплощать их в жизнь, презентовать результаты своих исследований.
Введение учителем метода проектной деятельности на раннем этапе обучения будет
способствовать знакомству учеников с первыми шагами научной деятельности, их
творческому и интеллектуальному развитию, научит организовывать и контролировать
проект,
тем
самым
развивая
их
гармонично
и
в
ногу
со
временем.
Проектный тип мышления – это залог дальнейшего успеха в жизни!