Напоминание

Можно ли предупредить акустическую дисграфию?


Автор: Чупик Ольга Борисовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБУО "Центр диагностики и консультирования"
Населённый пункт: г. Берёзовский, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Можно ли предупредить акустическую дисграфию?
Раздел: дополнительное образование





Назад





Можно ли предупредить акустическую дисграфию?
Письменная речь это особый вид речевой деятельности, в которой ребёнок впервые сталкивается с новым для него способом фиксации результатов действенности именно графическим способом. Процесс письма обеспечивается согласованной работой четырёх анализаторных систем: речеслуховой, речедвигательной, зрительной, двигательной. Нарушение работы одного из этих анализаторов может привести к дисграфии. Дисграфия это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. В последние годы в начальной школе значительно возросло число детей с акустической дисграфией, испытывающих специфические трудности в овладении письмом. При данном виде дисграфии звукопроизношение может быть в норме, но ребенок затрудняется в дифференцировании звуков речи на слух. Проявляется в письменных работах в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. Особенно тяжело детям с акустической дисграфией даётся письмо под диктовку. Отставание в развитии фонематического слуха и восприятия создает серьезные затруднения для успешного усвоения учеником программного материала по письму. Причем, без специализированной помощи, у большинства из них данные нарушения сохраняются и в старших классах. Встречаются следующие замены или смешения букв на письме: парные звонкие и глухие согласные («том» вместо «дом» или «интюк» вместо «индюк»). В русском языке 6 пар согласных звуков [Б П, В Ф, Г К, Д Т, 3 С, Ж Ш], которые очень сходны и по артикуляции, и акустически, что объясняет их частые замены. Лабиализованные гласные [О У, Ё Ю]; сонорные [Й Л, М, Н, Р] («клан» вместо «кран»; «лечка» вместо «речка»); свистящие и шипящие [С Ш, 3 Ж, СЬ Щ] («суба» вместо «шуба»; «зыраф» вместо «жираф»; «чветок» вме¬сто «цветок»); аффрикаты, которые в свою очередь смешиваются между собой и составляющими их компонентами [Ч Щ, Ч Ц, Ч ТЬ, Ц Т, С Ц, Ч Ш, Ц ТС]; заднеязычные: [Г-К-Х]. Возможно неправильное обозначение на письме мягкости согласных по причине нарушения слуховой дифференциации твердых и мягких звуков, а также сложности их обозначения (осьминог-«осминог», люк- «лук»). В русском языке имеется 15 пар таких согласных: [Б-БЬ, В-ВЬ, Г-ГЬ, Д-ДЬ, 3-ЗЬ,К-КЬ, Л-ЛЬ, М-МЬ, Н-НЬ, П-П, Р-РЬ, С-СЬ, Т-ТЬ, Ф-ФЬ, Х-ХЬ]. Однотипные замены возможны и в устной речи детей. Встречаются замены гласных даже в ударном положении, особенно акустически и артикуляторно сходных [о-у, е-и] (луна-«лона», лес-«лис» лиса-«леса»). Чем преодолевать нарушения письменной речи во время обучения в школе целесообразнее и значительно легче предупреждать их в дошкольном возрасте. Для этого с детьми дошкольного возраста проводят игры и игровые упражнения на развитие фонематического слуха, фонематического восприятия и обучение навыкам звукового анализа и синтеза. Для развития фонематического слуха начинать надо с самого простого, упражнений на распознавание неречевых звуков, с умения прислушиваться к окружающему нас миру. Игра «Тишина» (варианты). Детям дают возможность посидеть тихо и постараться уловить все звуки, которые раздаются в комнате (за окном): шорох бумаги, скрип дверей, тиканье часов и др. Сидя в комнате, возле окна, предложите ребёнку зажмурить глаза и перечислить все звуки, которые доносятся с улицы: лай собаки, шуршание шин по асфальту, стук каблучков и пр. В доме бытовые приборы: телевизор, холодильник, пылесос, и т.д. «Кто к нам в гости пришел?» Цель: формирование слухового внимания, слуховой памяти. Описание. Детей знакомят со звучащими игрушками погремушкой, бубном, барабаном. Взрослый сообщает детям, что к ним в гости собираются заяц, лисичка и мишка. Заяц придет в гости с бубном, лисичка с погремушкой, а мишка с барабаном. За ширмой звучит игрушка. Дети
должны догадаться, кто идет в гости и если отгадывают правильно, то из-за ширмы появляется игрушка. «Угадай, на чем играю» Цель: развитие слухового внимания. Описание. Детей знакомят со звучащими игрушками, например, со свистком, металлофоном, колокольчиком, дудочкой. Дети закрывают глаза и отгадывают, какая игрушка звучит. Кто правильно отгадает, тот становится музыкантом и игра продолжается. «Нарисуй звук» Описание. Под звучание дудочки, дети рисуют на карточках полоски: долгому звуку соответствует длинная полоса, короткому короткая. Затем, следуя рисункам, воспроизводят по очереди звучания на инструменте. Для развития речевого слуха детей учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. «Угадай, кто кричит?» Цель: развитие слухового внимания. Описание. Детей знакомят с игрушечными цыплёнком, пчелкой, кошечкой. Взрослый имитирует своим голосом писк цыплёнка, жужжание пчелы, мяуканье кошки. Дети должны отгадать, кто кричит. Можно имитировать голоса других животных. «Поймай звук». Цели: развитие слухового внимания, фонематического восприятия. Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), ребенок, услышав определенный звук, хлопает в ладоши (ловит звук). «Кто позвал?» (варианты) Цель: формирование слухового восприятия. Описание. Ребенку-водящему закрывают глаза повязкой. Дети становятся вокруг него, и кто- нибудь из игроков называет водящего по имени. Тот должен на слух определить, кто его позвал. Игра усложняется: дети зовут водящего не по имени («Ау!»), а тот отгадывает, кто его позвал. «Три медведя». Цель: развитие навыка узнавать голоса по тембру. Описание. На наборное полотно выставляются картинки с изображением медведей (из сказки «Три медведя»). Взрослый произносит знакомые фразы из сказок разными голосами то низким, то высоким. Например: «Кто ел из моей миски?» Дети должны отгадать, кто это сказал. «Найди пару». Описание. Взрослый выставляет на наборном полотне в одну линию следующие картинки: ком, бак, ветка, каток. Каждому выходящему к наборному полотну ребёнку предлагается по одной картинке, которую он должен поставить под той картинкой, название которой наиболее близко по звучанию (сом, лак, сетка, моток). «Запомни и повтори». Дети запоминают 3-4 слога с оппозиционными звуками, каждый новый слоговой ряд начинается со слога, в котором есть другие согласный и гласный: СУ-ЗУ-СУ-СУ, СА-ЗА-ЗА-СА, ЗО-ЗО-СО-ЗО. «Куклы заблудились». Цель: формирование умения выделять в слове звук, произносимый с утрированной интонацией. Описание. У детей несколько кукол. Их имена: Аня, Оля, Уля, Эля. Куклы пошли в лес и заблудились. Какой звук попросим пойти искать Аню? Каждый ребёнок должен найти свою куклу, то есть назвать тот звук, который произносил ведущий с большей силой (выделяются голосом ударные гласные). «Цветы и пчелки» Цели: развитие фонематического восприятия, умения различать звуки по твердости- мягкости. Оборудование: вырезанные из синего и зеленого картона цветы.
На полу разложены синие и зеленые цветы. На некоторых цветах лежат квадраты зеленого и синего цветов. Взрослый называет слова с твердыми и мягкими звуками, изучаемыми на занятии: бак, белка, билет, балалайка, бусы, бинокль. Описание. Услышав слово с твердым звуком [б], дети подбегают к синему цветку, если звук мягкий – к зеленому цветку. Особое внимание следует уделять формированию полноценных представлений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе слов, включающих не дифференцируемые ребенком звуки. Например, ему предлагается определить, перед каким звуком, или после какого звука слышится в слове определенный звук; предлагается придумать слово, в котором заданный звук находится на первом, втором, третьем или последнем месте. Таким образом, вовремя сформированные фонематический слух и фонематическое восприятие, снижает вероятность возникновения акустической дисграфии. Чупик Ольга Борисовна,

учитель-логопед МБУО «Центр диагностики и консультирования» г. Берёзовский, Кемеровской области


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники