Автор: Чупик Ольга Борисовна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБУО "Центр диагностики и консультирования" Населённый пункт: г. Берёзовский, Кемеровская область Наименование материала: Статья Тема: Можно ли предупредить акустическую дисграфию? Раздел: дополнительное образование
Можно ли предупредить акустическую дисграфию?
Письменная речь это особый вид речевой деятельности, в которой ребёнок впервые
сталкивается с новым для него способом фиксации результатов действенности именно
графическим способом.
Процесс письма обеспечивается согласованной работой четырёх анализаторных систем:
речеслуховой, речедвигательной, зрительной, двигательной. Нарушение работы одного из этих
анализаторов может привести к дисграфии.
Дисграфия это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких,
повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций,
участвующих в процессе письма.
В последние годы в начальной школе значительно возросло число детей с акустической
дисграфией, испытывающих специфические трудности в овладении письмом. При данном виде
дисграфии звукопроизношение может быть в норме, но ребенок затрудняется в
дифференцировании звуков речи на слух. Проявляется в письменных работах в заменах букв,
соответствующих, фонетически близким звукам. Особенно тяжело детям с акустической
дисграфией даётся письмо под диктовку.
Отставание в развитии фонематического слуха и восприятия создает серьезные затруднения
для успешного усвоения учеником программного материала по письму. Причем, без
специализированной помощи, у большинства из них данные нарушения сохраняются и в
старших классах.
Встречаются следующие замены или смешения букв на письме: парные звонкие и глухие
согласные («том» вместо «дом» или «интюк» вместо «индюк»). В русском языке 6 пар согласных
звуков [Б П, В Ф, Г К, Д Т, 3 С, Ж Ш], которые очень сходны и по артикуляции, и акустически,
что объясняет их частые замены. Лабиализованные гласные [О У, Ё Ю]; сонорные [Й Л, М, Н, Р]
(«клан» вместо «кран»; «лечка» вместо «речка»); свистящие и шипящие [С Ш, 3 Ж, СЬ Щ]
(«суба» вместо «шуба»; «зыраф» вместо «жираф»; «чветок» вме¬сто «цветок»); аффрикаты,
которые в свою очередь смешиваются между собой и составляющими их компонентами [Ч Щ, Ч
Ц, Ч ТЬ, Ц Т, С Ц, Ч Ш, Ц ТС]; заднеязычные: [Г-К-Х]. Возможно неправильное обозначение на
письме мягкости согласных по причине нарушения слуховой дифференциации твердых и мягких
звуков, а также сложности их обозначения (осьминог-«осминог», люк- «лук»). В русском языке
имеется 15 пар таких согласных: [Б-БЬ, В-ВЬ, Г-ГЬ, Д-ДЬ, 3-ЗЬ,К-КЬ, Л-ЛЬ, М-МЬ, Н-НЬ, П-П,
Р-РЬ, С-СЬ, Т-ТЬ, Ф-ФЬ, Х-ХЬ]. Однотипные замены возможны и в устной речи детей.
Встречаются замены гласных даже в ударном положении, особенно акустически и артикуляторно
сходных [о-у, е-и] (луна-«лона», лес-«лис» лиса-«леса»).
Чем преодолевать нарушения письменной речи во время обучения в школе целесообразнее и
значительно легче предупреждать их в дошкольном возрасте. Для этого с детьми дошкольного
возраста проводят игры и игровые упражнения на развитие фонематического слуха,
фонематического восприятия и обучение навыкам звукового анализа и синтеза.
Для развития фонематического слуха начинать надо с самого простого, упражнений на
распознавание неречевых звуков, с умения прислушиваться к окружающему нас миру.
Игра «Тишина» (варианты).
Детям дают возможность посидеть тихо и постараться уловить все звуки, которые раздаются в
комнате (за окном): шорох бумаги, скрип дверей, тиканье часов и др.
Сидя в комнате, возле окна, предложите ребёнку зажмурить глаза и перечислить все звуки,
которые доносятся с улицы: лай собаки, шуршание шин по асфальту, стук каблучков и пр.
В доме бытовые приборы: телевизор, холодильник, пылесос, и т.д.
«Кто к нам в гости пришел?»
Цель: формирование слухового внимания, слуховой памяти.
Описание. Детей знакомят со звучащими игрушками погремушкой, бубном, барабаном.
Взрослый сообщает детям, что к ним в гости собираются заяц, лисичка и мишка. Заяц придет в
гости с бубном, лисичка с погремушкой, а мишка с барабаном. За ширмой звучит игрушка. Дети
должны догадаться, кто идет в гости и если отгадывают правильно, то из-за ширмы появляется
игрушка.
«Угадай, на чем играю»
Цель: развитие слухового внимания.
Описание. Детей знакомят со звучащими игрушками, например, со свистком, металлофоном,
колокольчиком, дудочкой. Дети закрывают глаза и отгадывают, какая игрушка звучит. Кто
правильно отгадает, тот становится музыкантом и игра продолжается.
«Нарисуй звук»
Описание. Под звучание дудочки, дети рисуют на карточках полоски: долгому звуку
соответствует длинная полоса, короткому короткая. Затем, следуя рисункам, воспроизводят по
очереди звучания на инструменте.
Для развития речевого слуха детей учат различать высоту, силу и тембр голоса,
ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.
«Угадай, кто кричит?»
Цель: развитие слухового внимания.
Описание. Детей знакомят с игрушечными цыплёнком, пчелкой, кошечкой. Взрослый
имитирует своим голосом писк цыплёнка, жужжание пчелы, мяуканье кошки. Дети должны
отгадать, кто кричит. Можно имитировать голоса других животных.
«Поймай звук».
Цели: развитие слухового внимания, фонематического восприятия.
Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), ребенок, услышав определенный
звук, хлопает в ладоши (ловит звук).
«Кто позвал?» (варианты)
Цель: формирование слухового восприятия.
Описание. Ребенку-водящему закрывают глаза повязкой. Дети становятся вокруг него, и кто-
нибудь из игроков называет водящего по имени. Тот должен на слух определить, кто его позвал.
Игра усложняется: дети зовут водящего не по имени («Ау!»), а тот отгадывает, кто его позвал.
«Три медведя».
Цель: развитие навыка узнавать голоса по тембру.
Описание. На наборное полотно выставляются картинки с изображением медведей (из
сказки «Три медведя»). Взрослый произносит знакомые фразы из сказок разными голосами то
низким, то высоким. Например: «Кто ел из моей миски?» Дети должны отгадать, кто это сказал.
«Найди пару».
Описание. Взрослый выставляет на наборном полотне в одну линию следующие картинки:
ком, бак, ветка, каток. Каждому выходящему к наборному полотну ребёнку предлагается по
одной картинке, которую он должен поставить под той картинкой, название которой наиболее
близко по звучанию (сом, лак, сетка, моток).
«Запомни и повтори».
Дети запоминают 3-4 слога с оппозиционными звуками, каждый новый слоговой ряд
начинается со слога, в котором есть другие согласный и гласный: СУ-ЗУ-СУ-СУ, СА-ЗА-ЗА-СА,
ЗО-ЗО-СО-ЗО.
«Куклы заблудились».
Цель: формирование умения выделять в слове звук, произносимый с утрированной
интонацией.
Описание. У детей несколько кукол. Их имена: Аня, Оля, Уля, Эля. Куклы пошли в лес и
заблудились.
Какой звук попросим пойти искать Аню? Каждый ребёнок должен найти свою куклу, то есть
назвать тот звук, который произносил ведущий с большей силой (выделяются голосом ударные
гласные).
«Цветы и пчелки»
Цели: развитие фонематического восприятия, умения различать звуки по твердости-
мягкости. Оборудование: вырезанные из синего и зеленого картона цветы.
На полу разложены синие и зеленые цветы. На некоторых цветах лежат квадраты зеленого и
синего цветов. Взрослый называет слова с твердыми и мягкими звуками, изучаемыми на занятии:
бак, белка, билет, балалайка, бусы, бинокль.
Описание. Услышав слово с твердым звуком [б], дети подбегают к синему цветку, если звук
мягкий – к зеленому цветку.
Особое внимание следует уделять формированию полноценных представлений в процессе
упражнений в звуковом анализе и синтезе слов, включающих не дифференцируемые ребенком
звуки. Например, ему предлагается определить, перед каким звуком, или после какого звука
слышится в слове определенный звук; предлагается придумать слово, в котором заданный звук
находится на первом, втором, третьем или последнем месте.
Таким образом, вовремя сформированные фонематический слух и фонематическое
восприятие, снижает вероятность возникновения акустической дисграфии.
Чупик Ольга Борисовна,
учитель-логопед
МБУО «Центр диагностики и консультирования»
г. Берёзовский, Кемеровской области