Автор: Ханькова Екатерина Алексеевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: БОУ "Вашкинская средняя школа" Населённый пункт: село Липин Бор, Вологодская область Наименование материала: конспект Тема: Построение треугольников Раздел: начальное образование
Вашкинского муниципального района Вологодской области
К О Н С П Е К Т
урока математики (4 класс)
Тема. Построение треугольников по трем сторонам.
Автор: Ханькова
Екатерина Алексеевна,
учитель начальных классов.
с. Липин Бор
Тема. Построение треугольников по трем сторонам. Слайд 1.
Цели (слайд 2).
Познакомить учащихся с новым способом построения треугольников с
помощью циркуля.
Развивать умение находить площадь прямоугольника по заданной
площади прямоугольного треугольника.
Совершенствовать умения и навыки решать неравенства разными
способами.
На основе сравнений устанавливать признаки различий конуса и
пирамиды.
закрепить умение изображать прямоугольники в удобном масштабе.
Развивать умение сравнивать, анализировать.
Ход урока.
I.
Организационный момент (слайд 4).
Продолжим путешествие по стране «Математика» на поезде знаний.
II.
Устный счет (слайды 1 - .
1. Какое число получится в конце цепочки?
а). Какой зверь самый чистоплотный?
Заяц – 4 Ёж – 12 Барсук – 2
б). Врачи утверждают, что если съесть 600 г этой свежей ягоды, то
человек запасается витаминами на всю зиму. О какой лечебной ягоде
2. Отрезок, соединяющий центр окружности с точкой на окружности.
3. Математическое действие.
4. Наименьшее натуральное число.
5. Старая русская мера длины.
29
+ 41
: 10
+ 7
: 2
· 1
+ 13
: 2
+ 65
?
· 1
3
6. Соотношение между числами
7. Часть прямой, соединяющая две точки.
8. Четырехугольник
9. Многоугольник
4. Сколько всего треугольников на чертеже (9)?
III.
Постановка проблемы (10 -11). (работа с 2 ссылками)
Умеете ли вы строить треугольники по заданным элементам?
Как вы думаете, сколько элементов нужно знать, чтобы построить
треугольник?
Какие способы построения треугольников вам известны?
1.
Работа в группах.
1, 2 группа
Построить треугольник по данным:
А = 90º, сторона 4 см и 5 см.
3,4 группа
Построить треугольник поданным:
А = 45º,
В = 60º, сторона
АВ = 6 см
Алгоритм
1
Построение треугольника по стороне и двум углам.
1.
Построим угол , равный одному из данных углов.
2.
На стороне угла отложим отрезок, равный данной стороне.
3.
Построим второй угол с вершиной в конце отрезка.
А. 3
Б. 4
В. 5
Г. 6
4
4.
Найдем точку пересечения сторон углов.
5.
Дадим имя полученному треугольнику.
Алгоритм
2
Построение треугольника по двум сторонам и углу между ними.
1.
Построим данный угол.
2.
На сторонах угла отложим отрезки, равные данным сторонам.
3.
Построим отрезок, который является третьей стороной
треугольника.
4.
Дадим имя полученному треугольнику.
Можно ли построить треугольник только по известным
сторонам?
Как вы думаете, сколько сторон необходимо знать, чтобы
построить треугольник?
Как же можно построить треугольник по трем сторонам?
Физкультминутка.
IV. Работа по теме урока.
1.
Задание 37.
Отметьте в тетради точку L.
С помощью какого инструмента можно построить линию, все
точки которой будут расположены на расстоянии 2 см от точки
L?
Как называется эта линия?
Рассмотрите треугольник QRF в учебнике. Определите, на каком
расстоянии от точки Q находится точка R?
А точка F?
Предложите способ построения треугольника QRF.
(Если учащиеся затрудняются выполнить данное задание, учитель
предлагает подумать, верно ли решение, изображенное на правом
рисунке учебника.) (возврат на 11 слайд)
Алгоритм
3
Построение треугольника по трем заданным сторонам
1.
Отложим на прямой отрезок QF, равный одной из сторон
треугольника.
2.
Из точки Q проведем дугу, радиус которой равен второй стороне.
3.
Из точки F проведем дугу, радиус которой равен третьей стороне
треугольника, так, чтобы дуги пересеклись.
4.
Точку пересечения R соединим отрезками с точками Q и F.
5
Объясните, почему длины сторон треугольника QRF,
построенного вами, равны 4 см, 3 см и 2 см.
2.
Задание 38.
Прочитайте задачу. Почему это задача?
Что известно? Что необходимо узнать?
Каким свойством обладает диагональ в прямоугольнике?
Чему равна площадь прямоугольного треугольника?
Сравните площадь данного прямоугольника с площадью одного
из получившихся прямоугольных треугольников, используя слова
«в … (несколько) раз больше». (площадь прямоугольника в 2 раза
больше площади прямоугольного треугольника.)
Чему равна площадь прямоугольника? (25 · 2 = 50 см
2
.)
Какие прямоугольники имеют данную площадь?
а
1
2
5
b
50
25
10
Начертите данные прямоугольники в тетради.
Все ли такие прямоугольники можно изобразить в тетради в
натуральную величину?
Как можно изобразить их?
Изобразите такие прямоугольники в удобном масштабе.
V. Повторение пройденного материала.
1). Задание 39.
Каким способом вы решали неравенства? Если подбором, то
постарайтесь решить иначе – уравнением.
Составьте из неравенств системы и решите их.
6
а + 15 > 23
а + 15 = 23
а = 23 – 15
а = 8
при а > 8
а : 7 < 9
а : 7 = 9
а = 9 · 7
а = 63
при а < 63
а – 18 < 40
а – 18 = 40
а = 40 + 18
а = 58
при а < 58
2). Задание 40.
1 способ деления на группы – по основанию:
a)
в основании – круг (фигуры 1, 3, 5);
b)
в основании многоугольник (фигуры 2, 4, 6, 7, 8).
II способ деления на группы по боковой поверхности:
a)
боковые грани (2, 4, 6, 7, 8);
b)
боковые поверхности (1, 3, 5).
III способ деления на группы по форме:
a)
конусы (1, 3, 5);
b)
пирамиды (2, 4, 6, 7, 8).
Назовите предметы, имеющие форму конуса.
Назовите предметы, имеющие форму пирамиды.
Итог урока.
Что нового узнали на уроке?
Сколько элементов надо знать, чтобы построить треугольник?
С помощью каких инструментов можно построить треугольник по трем
сторонам?
Что вам понравилось на уроке? Что не понравилось? Что удивило? Что
вызвало затруднения?
Оцените работу свою и товарищей.
Домашнее задание.
№ 37 (8), 39 (3-й столбик) по учебнику; рабочая тетрадь 1, задание 21.
а). а + 15 > 23