Напоминание

Игровые технологии в классе фортепиано


Автор: Иванова Елена Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования (фортепиано)
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №7 г.о. Самара
Населённый пункт: г.о.Самара
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Игровые технологии в классе фортепиано
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств №7» Советского района г.о. Самара Методическая разработка по теме:
«Игровые технологии в классе фортепиано»
Методическая работа выполнена Ивановой Еленой Владимировной Педагогом ДО (фортепиано) МБОУ ДОД ДШИ № 7 г.о. Самара Самара, 2016г.

Содержание.
1. Введение 3 2. Общая характеристика игровых технологий 5 3. Технология проблемного обучения 6 4. Технология развивающего обучения 10 5. Здоровьесберегающие технологии 20 6. Заключение 23 7. Список использованной литературы 24 2
« С л и ш к о м р а н о у г а с а е т н а ш педагогический интерес к играм, которые верой и правдой призваны служить развитию смекалки и познавательных интересов детей на всех без исключения уровнях возрастного развития». Шаталов
Введение.
Сегодня основными задачами детского музыкального образования являются развитие музыкальности и музыкального мышления ребенка; превращение обучения в увлечение; обеспечение активного участия ученика в учебной деятельности; повышение личного интереса к музыкальным занятиям; организация условий, при которых проявлялись бы самостоятельность и творческая инициатива учащегося. Основными
целями
работы педагога - музыканта являются: - формирование основ музыкальной культуры учащихся, как части их духовной культуры; - воспитание музыканта - исполнителя; - ощущение значимости, красоты и важности занятий музыкальным творчеством. Из этих основных целей педагогической деятельности вытекает ряд решаемых
задач
: - стимулирование внутренней мотивации обучения; - повышение познавательного интереса; - формирование самостоятельности; - развитие творческих способностей, воображения; 3
- формирование убеждений и эстетического вкуса; - овладение первичными навыками и с с л ед о ват е л ь с ко й деятельности. По своим способностям учащиеся делятся на одарённых, талантливых, способных и учащихся со средними музыкальными данными. Именно для последних, в первую очередь, необходимы инновационные методические программы, специальные методики, направленные на развитие таких свойств и качеств как интеллект, эмоциональная отзывчивость на музыку, слухо-двигательная координация, музыкальный слух и музыкальное воображение. Именно этим часто вынужден заниматься педагог на уроках специальности, поскольку недостаточное развитие отмеченных выше качеств учащегося является безусловным тормозящим фактором успешного обучения такому сложному виду деятельности как музицирование. Для достижения эффективных результатов поставленных целей и задач в музыкально-педагогической деятельности, опираясь на традиционные базовые методики обучения игре на фортепиано, применяется ряд следующих современных технологий, которые з а ч а с т у ю н е р а з р ы в н о с в я з а н ы м е ж д у с о б о й : 1. педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса (И.С. Якиманская); 2. педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (Игровые технологии, проблемное обучение); 3. технологии развивающего обучения (Личностно-ориентированное развивающее обучение). (И.П.Волков, Г.С.Альтшуллер, И.П.Иванов); 4. технология индивидуализации обучения (по Инге Унт); 5. технология уровневой дифференциации обучения. (Образовательная технология на основе эффективности управления и организации учебного процесса) (К.Г. Селевко); 4
6. технология коллективной творческой деятельности (И.П. Волков, И.П. Иванов).
Общая характеристика игровых технологий.
Давно известно, что игры активизируют процесс обучения и являются эффективным способом самореализации и самовыражения. Применение игровых технологий на уроках фортепиано в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий, дает возможность укрепить мотивацию на обучение, поддерживать интерес и увлеченность игрой на инструменте, вызвать положительные эмоции, то есть создать благоприятный эмоциональный настрой урока, раскрыть индивидуальность обучающегося.
Игровая

технология
применяются педагогами в работе с учащимися различного возраста, от самых маленьких до старшеклассников и используются при организации занятий по всем направлениям деятельности, в том числе на уроках фортепиано. Игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б., Я. А. Коменский, Песталоцци и мн. др.) обладают сред ствам и , активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта. Игровые технологии как социально-психологический феномен являются своеобразной техникой освоения культуры человечества. Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной н ап р а вле н н о с т ью. Современная педагогика также признает большую роль игры, которая 5
позволяет активно включить ребенка в деятельность, усилить интерес к занятиям. Различают следующие классификации педагогических игр: - по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические); - по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, тренировочные, контролирующие, познавательные, развивающие, репродуктивные, творче ские, коммуникативные и др.); - по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.); - по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.).
Основные принципы
игровых технологий: - природо – и культуросообразность; - умение моделировать, драматизировать; - свобода деятельности; - эмоциональная приподнятость; - равноправие. Говоря об использовании игровых технологий, остановимся более подробно на технологиях развивающего и проблемного обучения.
Технология проблемного обучения.

Проблемный подход
к обучению берет свое начало еще со времен Сократа. Серьезное теоретическое обоснование этот подход получил в работах американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи (1859- 1952). В качестве первоосновы обучения Д. Дьюи рассматривал потребности детей, определяя их как инстинкты (социальный, конструкторский, художественный, исследовательский). Учащийся 6
усваивает материал не в результате элементарного слушания и восприятия его органами чувств, а в результате удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях в ходе самопроизвольных исследовательских действий. Задача педагога заключается в анализе и организации самостоятельной исследовательской работы учащегося, которая выступает как необходимое условие его спонтанно возникающих интересов и потребностей. Главным условием проблемного обучения становится включение ребёнка в практическую деятельность, игру, труд, в процессе которого возникают потребности в овладении чем-либо. Таким образом, учащийся становится не объектом, а активным субъектом своего обучения. В отечественной педагогике основы проблемного обучения разрабатывались Д.В. Вилькеевым, И.Я. Лернером, Т.В. Кудрявцевым, М.И. Махмутовым, В. Оконем, М.Н. Скаткиным и другими. Основным отличием данного типа обучения от традиционного (объяснительно-иллюстративного) является опора на исследовательскую деятельность учащихся, направленную на получение новых знаний в процессе решения практических и теоретических проблем. Это особая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащегося по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками, а также развитие мыслительных способностей. Эту технологию можно определить еще как «креативная» (творческая). Она (технология проблемного обучения) реализует идею «обучения через открытие нового, неизвестного». Занимаясь поисками ответа на проблемную ситуацию, учащийся должен иметь определённые творческие способности и достигнутый уровень знаний для 7
самостоятельного понимания (анализа) поставленного музыкального задания. Таким образом, педагогическая технология, обозначаемая понятием «проблемная ситуация в музыкальном обучении», включает 3 основные компонента: 1. необходимость, при которой возникает потребность в новом музыкально-поисковом действии; 2. неизвестное, которое должно быть открыто в возникшей проблемной ситуации; 3. возможность учащихся в выполнении проблемного музыкального задания. Ни слишком трудное, ни слишком легкое задание не вызовет проблемной ситуации! (т.е. не появится тот познавательный интерес, о котором говорилось ранее). Восприятие музыки – один из основных и важных видов деятельности на уроке. Услышать музыку – значит почувствовать и пережить чувства, по-новому размышлять об окружающей жизни, «вживаться» в музыкальный образ, пройти школу духовного, нравственного совершенства. На каждом уроке нужна новизна, проблема, неожиданность, интригующая ситуация, актуальная и доступная для данного учащегося. С целью создания подобной ситуации необходимо использовать на занятиях некоторые приемы, активизирующие учебно - познавательскую деятельность учащегося: словесное описание музыкального образа после слушания музыки, придумывание названия произведения, анализ и сравнение двух и более вариантов исполнения одного и того же произведения (возможно как домашнее задание), выбор редакции нотного текста. Так, например, проблемная ситуация ставится при расстановке аппликатуры (если пропущена нота), обозначения динамической нюансировки (по направлению движения мелодии), определения кульминации произведения и т.д. При работе 8
непосредственно над произведением (игре на фортепиано) – это исполнение голосов полифонии в разных регистрах, сольфеджирование (пение с названием нот) инструментального голоса. Используется также способ исполнения голосов одного произведения на двух инструментах в дуэте с педагогом, представление партии одного голоса как «вопросно- ответной» интонации двух лиц (в произведениях Баха), удвоение звучности какого-либо голоса (имитация клавесинного звучания) и другие. Частью проблемного обучения может стать и интеграция различных видов искусства, очень важная на уроках эстетического цикла. Вовлечение учащихся в размышление о связи музыки с живописью дает эффект осмысления близости искусств. Нередко живописность присутствует уже в названиях музыкальных произведений: «Часы», «Колокольчики», «Кукла», «Лунный свет», «Игра воды», «Облака», «Утро», «Болезнь куклы», «Дождик», «Вечерний звон» и т.п. В младших классах учащиеся с удовольствием рисуют образы исполняемых ими музыкальных произведений, передают в цвете свои чувства и настроения. Все изменения характера музыки, смена частей, движение мелодии, фактура выражаются с помощью цвета, что очень п о м о г а е т в о с м ы с л е н и и и с п о л н я е м о г о п р о и з в е д е н и я . В средних и старших классах, изучая, например, произведения К.Дебюсси («Детский уголок» и др.), мы говорим о непосредственной связи его музыки с художниками - импрессионистами, о технике, которую они использовали в своих картинах. Прекрасно сказал о музыке Дебюсси Ж.Кокто: «Его музыка – это архитектура, которая, отражаясь колышется в воде, облака, которые нагромождаются и распадаются, засыпающие ветви, дождь на листьях, сливы, которые падают, разбиваются и истекают золотом.…Тысяча неуловимых чудес природы нашли, наконец, того, кто смог их выразить». В музыке Дебюсси эта техника письма импрессионистов выражена в большей степени через 9
педализацию («тембральные пятна») и туше. В период изучения произведений И.С.Баха, говорим об эпохе, в которую он жил, об инструментах, для которых были написаны его гениальные произведения. Учащиеся слушают дома произведения для клавесина, органа, а затем на уроке анализируется исполняемая ими музыка совместно с педагогом. Обращаемся к символизму баховской музыки, к скрытому смыслу его музыкальной тематики. Таким образом проблемная ситуация создается на уроке, когда педагог, опираясь на известные учащемуся факты, задает вопросы: «Какой палец здесь нужно поставить?», «Какие динамические оттенки ты бы здесь исполнил?» «Как тикают часы, как звенят колокольчики?», «Где кульминация музыкального произведения?», «Что такое импрессионизм?», «Какие картины импрессионистов ты знаешь?» и т.д. Эти и многие другие вопросы побуждают учащегося к самостоятельной творческой деятельности, повышают мотивацию его занятий музыкой. Педагог называет необходимую для самостоятельного изучения учащимся литературу, предлагает послушать музыку, найти информацию о композиторах и т.д. Здесь включаются три уровня проблемности, о которых говорилось ранее (исследовательский метод, метод эвристического диалога, метод проблемного изложения). Какой из этих уровней выберет педагог в работе с конкретным учащимся, зависит от многих объективных и субъективных факторов.
Технология развивающего обучения.
Сегодня педагог - пианист должен осуществлять комплексное развивающее обучение: развивать слух и творческие задатки учащихся, уметь объяснять элементы теории музыки, интересно проводить уроки, причем зачастую не с одним учеником, а с целой группой. Именно 10
поэтому весьма актуальной задачей становится изучение разнообразных методов развивающего обучения, направленных на активизацию познавательной деятельности учеников. Методы практического освоения музыкальной информации. Эта группа методов основана на применении полученных знаний на практике, что предполагает оперирование как теоретическим, так и звуковым материалом. Особое место в этом разделе развивающего обучения занимает работа по активизации слухового восприятия и представлений. Нужно формировать у учащегося наглядно-образное музыкальное мышление, учить его использовать полученные знания. Обучение навыкам осмысленного слушания музыки должно составлять важную часть общемузыкального развития ребенка. Содержанием учебной деятельности ребенка становится практическая деятельность, когда ученик должен производить различные действия с ритмическим, звуковым или теоретическим материалом. Он рассматривает, выбирает и раскладывает нужные карточки, дополняет или изменяет нотный текст, решает ребусы или задачки, подбирает подходящие картинки или рисует в процессе слушания музыки, осуществляет практическую деятельность за фортепиано – все это является методами практического освоения музыкальной информации. Естественно, что словесные определения и обобщения обязательно используются в качестве вспомогательного приема, однако многие задания нужно просто выполнять, не пытаясь оформить результат в словесных формулировках. Для организации музыкальной практической деятельности ученика необходимо иметь различные лото, карточки, таблицы, картинки, дидактические игрушки. В процессе оперирования такими предметами закрепляются все полученные ранее звуковые образы и теоретические сведения. Ученик получает возможность для проявления 11
самостоятельности, что ведет постепенно к развитию творческих способностей. Методы практических действий особенно хорошо сочетаются с игровыми формами занятий. Ритмические карточки. Работа с ритмическими карточками является одной из эффективных форм освоения ритмических закономерностей. Активная деятельность по изучению, осознанию и раскладыванию ритмических карточек обычно очень увлекает детей. Для работы нужен набор карточек с различными ритмическими схемами. Самые первые карточки можно сделать из отдельных ритмических единиц. Например, можно использовать карточки для целых, половинок, четвертей, отдельных и сдвоенных восьмых, отдельных и сдвоенных шестнадцатых, групп из четырех шестнадцатых, четверти с точкой, половинки с точкой, триолей из восьмых, восьмой с точкой и всех необходимых пауз. Ритмическое лото может иметь много вариантов. Набор карточек чаще всего определяется ритмическими задачами, которые появляются при работе над репертуаром. Наиболее простой и понятной системой ритмических карточек для первого ознакомления с ритмическими формулами являются карточки в размере 4/4, так как тогда ребенок лучше понимает, почему длительности называются четвертями или восьмыми. Постепенно можно усложнять ритмические блоки, вводя разные размеры, ритмические группировки, включая синкопы, паузы, триоли. Работа с ритмическими карточками может преследовать самые разнообразные цели в зависимости от конкретных учебных задач с каждым конкретным учеником. Вместе с тем, можно наметить некоторую типичную последовательность работы. Самые первые задания заключаются в освоении равномерного пульса четвертей, что формирует восприятие метрической основы музыки. Желательно, чтобы работа по ритмическим карточкам шла 12
параллельно с двигательно-ритмическим воспитанием, поскольку ритмическое чувство имеет моторную природу. Нужно подкреплять все ритмические формулы движениями - прохлопывать, проговаривать, шагать, рисовать вертикальные палочки. Весьма полезно сопровождать все ритмические схемы равномерным пульсом, который исполняется другой рукой. Затем осваиваются все варианты дробления длительностей. На этом этапе ученик должен получить как зрительное, так и двигательное представление о разнообразии ритмических рисунков. Можно рассматривать все ритмические схемы, проговаривать их на ритмические слоги, прохлопывать. Можно найти немало детских пьес, которые легко превратятся в ансамбли. В этих ансамблях ученик играет несколько звуков или интервалов в заданном ритме, а педагог играет все остальное. По мере двигательного и слухового закрепления ритмических рисунков можно вводить названия длительностей, некоторые теоретические понятия. Для формирования и закрепления представлений о такте и размере можно использовать игру по расселению нот в гостинице по комнатам - тактам. Будет полезно, если на самих карточках записывать знаки размера. Это может вызвать вопрос ученика и последующее объяснение нового понятия. Работа с ритмическими карточками дает возможность на элементарном, доступном материале охватывать широкий круг проблем. На материале ритмических карточек можно воспитывать навыки охвата крупных ритмических построений. Ученик получает возможность составлять из карточек ритмические цепочки, проявляя свои творческие задатки. Более сложным заданием является выкладывание ритмического диктанта, когда ученик выкладывает из карточек ритмический рисунок мелодии, которую играет педагог. Это готовит мышление ребенка к восприятию протяженной формы, что, как известно, достаточно сложно. Следующий этап работы с карточками - узнавание знакомой мелодии по ритму. Эта работа уже активизирует звуковые представления 13
ученика, хотя ещё и не связана с нотной записью. На самом первом этапе подбираются песенки на одинаковый ритм. Ученик должен прочитать ритмический рисунок, осознать его и назвать эти песенки. После успешных опытов в определении сходства и различия, можно дать более сложную задачу - найти в ряду ритмических карточек ритмический рисунок, соответствующий прозвучавшей музыке. Ещё более сложным и творческим является задание выложить по памяти ритмический рисунок знакомой мелодии из имеющихся карточек. Обучение с помощью ритмических карточек может проходить в различных формах. Карточки для освоения нотной грамоты. Цель - освоение записи и расположения ноты на нотном стане. Изучение разнообразия ритмической записи является первой ступенью в процессе освоения нотной грамоты. Но умение читать ритмическую запись на одной строчке ещё не решает проблему чтения нот на двух нотных станах. Выучивание нот может проходить достаточно медленно и не всегда эффективно. Метод карточек оказывается полезным и здесь. Наглядные пособия помогают осваивать знаки нотного текста (ноты, различные обозначения) без специального заучивания. Не случайно в пособии А.Артоболевской «Первая встреча с музыкой» приведен пример лото для закрепления знания нотной грамоты. Можно осуществить её интересную идею и сделать «Домики с нотами»: «Хорошо бы не полениться сделать игрушки-домики из оклеенных белой бумагой коробок, на стенках которых начертаны, пять линеек для скрипичного и басового ключа. Дети сами могут вставлять в отверстия на линейках и между линейками пробки с именами нот – «жителей». Последовательность освоения нотных карточек может быть различной. Элементарные нотные карточки могут содержать только одну 14
или две ноты. Для более сложной формы нотных карточек нужно записывать интонационные блоки с четким ритмическим рисунком. Такие карточки могут быть вспомогательным дидактическим материалом при обучении чтению нот с листа. Одной из увлекательных форм освоения нотной грамоты может стать игра в мозаику. Мелодия известной ребёнку песенки делится на равные части (по такту или по 2 такта) и выписывается на карточки. Нужно собрать из разрезанных тактов знакомую пьесу, с которой ученик уже познакомился раньше. Важно, что теоретические знания на самом начальном этапе обучения появляются только при необходимости, так как «теоретические знания, не используемые в практической деятельности, не очень понятны и быстро забываются». Поэтому освоение различных знаков нотного текста (ключи, знаки альтерации, динамика, штрихи, темповые обозначения) при помощи наглядных пособий, например, карточек, может быть более эффективным. Решение задач, ребусов и загадок. Этот метод, непосредственно связанный с игрой, имеет большое развивающее значение и помогает проверить качество и прочность знаний. Кроме того, решение загадок обычно вызывает достаточно стойкий интерес к работе. Разгадывая кроссворды или загадки, ученик начинает думать, что бесспорно полезно для развития мышления. Образцы загадок, ребусов, игр, кроссвордов можно найти почти во всех современных пособиях. Например, в пособии «Пианист-фантазер» приведены интересные ребусы, загадки, кроссворды, игры, вызывающие интерес детей. Опыт показывает, что дети любят загадки, в которых нота является одним из слогов слова, поэтому эта форма игры широко используется в начальном периоде обучения. Эти слова так и записываются - ноты-слоги на нотном стане, а остальные слоги пишутся 15
буквами. Большой интерес вызывает у детей игра «Сыщик» (поиск ритмических ошибок в записи). Редакторская обработка нотного текста. Содержание этой работы заключается в комбинировании, изменении, дополнении нотного текста. Ученик учится выполнять редакторскую работу: вставлять нужные звуки, расставлять лиги или другие знаки, записывать аппликатуру, проставлять пропущенные тактовые черты или размер, указывать длительность нот, обозначенных лишь нотными головками, отметить знаки альтерации, лиги, динамику, паузы. Вариантом редактирования является дополнение текста. Ученик должен исправить отдельные ошибки, вписать недостающие ноты, паузы, звуки, размер. Возможны десятки вариантов подобных упражнений. При выполнении заданий по редактированию и дополнению текста происходит формирование навыка записи нот и остальных знаков нотного текста, что имеет большое значение для закрепления связи между звуком и знаком (нотой). Практическая деятельность за фортепиано. Обучение подбиранию мелодии и аккомпанемента. Для подбирания музыкального текста, особенно гармонических вертикалей, необходимо иметь развитые слуховые представления и хорошие связи слуха и моторики. Развитие слуха связано с индивидуальными особенностями комплекса способностей ученика и часто занимает достаточно длительное время. Однако именно регулярная работа по подбиранию мелодии и аккомпанемента может быть средством развития слуха и моторики. Современная фортепианная методика в последние десятилетия уделяет достаточное внимание вопросам игры по 16
слуху. Процесс развития навыка игры по слуху можно разделить на три этапа. Первый этап заключается в освоении клавиатуры без нот. Обычно он занимает несколько месяцев в самом начале обучения ребенка (донотный период). За это время связи слуха и моторики возникают далеко не у всех детей, хотя именно эти связи являются основой успешного дальнейшего музыкального развития. При обучении нотной грамоте необходимо, чтобы нота была не обозначением клавиши, а обозначением звука. Без этого не будут развиты настоящие слухо- моторные связи. Идеальной последовательностью действий при игре является «слышу – играю», что было названо К.А. Мартинсеном комплексом «вундеркинда». Эти принципы сохраняют свою актуальность и сегодня. Особенно важно учитывать это условие при обучении детей, не обладающих яркими музыкальными данными. Процесс освоения нотного письма должен проходить так медленно, чтобы ученик успел запечатлеть в памяти связь между звуком, клавишей и записанной нотой. В занятиях без нот можно использовать много интересных упражнений, которые будут готовить слух ученика к восприятию более сложной информации. Как правило, все упражнения за фортепиано сопровождаются пением, что помогает формировать внутренний слуховой образ. Эти практические задания полезны не только для развития слуха, но и могут быть средством развития технических навыков, так как они выполняются в действиях на фортепиано. В подготовительных упражнениях для освоения навыка подбирания по слуху могут строиться по следующему принципу: сначала ученик поет мелодические попевки, показывая рукой движение мелодии - вверх, вниз, звуки подряд или через клавишу, большой скачок или маленький. Затем преподаватель медленно и ровно играет на инструменте простые мелодии (желательно, чтобы они начинались на 17
первой ступени). Ученик также показывает рукой и комментирует особенности движения мелодии. Одним из интересных приемов обучения подбиранию является выучивание пьесы наизусть без опоры на пальцевую память, а «методом подбора» следующим образом: играется первая одноголосная фраза, затем она подбирается, потом играется следующая фраза и подбирается. Если не получилось - не брать сразу ноты, спеть мелодию, поискать её на клавиатуре. Для закрепления навыка запоминания методом подбора можно задавать на дом пьесы, которые использовались при чтении с листа. Этот метод сокращает разучивание пьес и развивает навыки подбора по слуху. Вторым этапом формирования навыка подбирания по слуху может быть транспонирование мелодии, басов и целостной фактуры. Для реализации этого метода необходимо выполнять некоторые условия. Желательно начать эту работу как можно раньше и вести её интенсивно, на доступном материале. Уже в процессе игры в мелодическое эхо можно начинать транспонировать те мелодии, которые ученик повторяет. На третьем этапе обучения навыкам подбирания ученик должен уметь действительно подбирать мелодию и сопровождение по слуху. Все предшествующие формы работы были направлены на подготовку необходимых навыков. Для выполнения этого задания нужно иметь достаточно развитый интервальный слух и высокую грамотность. Методы развития творческих способностей. Эта группа методов направлена на формирование творческого отношения к музыкальной деятельности. Все формы работы по практическому освоению музыкальной информации содержат в себе возможности для перевода их в творческое русло. Важно дать ученику возможность попробовать себя в различных видах музыкального творчества, начиная с самых элементарных и вплоть до импровизации. 18
Привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребенка. Нужно научить ребенка из слова, ритма и движения создавать элементарную музыку. К методам развития творческих способностей учащихся может относиться и сочинение подголосков, и варьирование напева, и сочинение мелодии на понравившийся текст; и сочинение сопровождения к данной мелодии. К этой группе методов относятся также и досочинение музыки, досочинение ритмического рисунка; редактирование нотного текста и т.д. На уроках фортепиано вполне осуществимо использование некоторых приемов импровизации: например, вариантные упражнения - ритмические видоизменения, смещения акцентов, варианты артикуляции, динамики, фактуры. Именно многочисленные вариационные комбинации одной и той же мелодии могут послужить толчком к развитию музыкального мышления, творческой инициативы. Фундамент музыкальности формируется в том случае, если ребенок не перескакивает через ступени развития, музицирует, а не только «интерпретирует». Ученик должен на опыте познать, как создается музыка, как формируется музыкальная мысль. Он должен не только знать какие-либо правила и понятия, но и уметь применять эти знания на практике. Ученик должен сначала научиться воспринимать образную или теоретическую информацию, затем осознавать полученные новые сведения на доступном для него уровне. Применение полученной информации в новых условиях уже можно назвать выполнением творческого задания, так как ученику необходимо владеть целой системой знаний и умений. Свободное оперирование музыкальным материалом, например, создание собственного варианта ритмического или мелодического рисунка, уже может быть признаком творческого мышления. Задача педагога в организации творческой деятельности заключается в поддержке стремления ученика найти решение 19
самостоятельно. Поэтому особенно важно организовать произвольное, творческое музицирование, которое может пробудить внутренние силы ученика и доставить ему удовольствие. Можно сказать, что именно воспитание самостоятельности мышления и является главной целью всех творческих заданий. Эта цель является вполне осуществимой задачей. Однако для этого нужно создавать специальные условия, в которых учебная деятельность станет активной, а мышление с репродуктивного уровня поднимется на творческий уровень.
Здоровьесберегающие технологии.
Психологический комфорт на уроке - это важное условие для сохранения здоровья ребёнка. Его поза должна соответствовать характеру задачи, которую педагог перед ним поставил. Учащийся приходит на урок фортепиано, часто, отсидев уже полдня на других занятиях, и ему приходится сидеть за инструментом, держать локти, ставить пальцы, внимательно смотреть в ноты, не скручивать ноги «калачиком». Надо помнить, что у ребёнка продолжается формирование опорно-двигательного аппарата, происходит замена хрящевой ткани на костную ткань, поэтому больше 25 минут он не может сидеть в одном положении. В современной методике преподавание нацелено на создание благоприятного режима двигательной активности обучающихсяс учетом их возраста и состояния здоровья. У многих детей еще мало развиты мелкие мышцы кистей, которые должны действовать во время игры на инструменте. Для них это тяжелый физический труд. Детям следует давать возможность подвигаться, размяться, отдохнуть, переменить позу. Естественная поза ребёнка на уроке может служить и индикатором психологического воздействия на него педагогом. Разрушающее воздействие на здоровье учащегося авторитарного стиля обучения состоит в том, что он находится в 20
состоянии напряжения в ожидании окрика или приказа. Следует давать возможность расслабиться, откинуться на спинку стула, когда вы просто беседуете с ним, и настраиваться на исполнение, когда начинается работа над произведением. Педагогам по классу фортепиано следует обратить внимание именно на эту сторону и включать в уроки моменты физической активности, двигательные упражнения, игровые элементы. Большинство педагогов используют на уроках такие приемы здоровьесбережения как: динамические паузы, гимнастику для глаз, проведение интегрированных уроков и т.д. Важной составной частью урока фортепиано является число видов учебной деятельности, используемых преподавателем фортепиано. К ним относятся следующие виды учебной работы: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа. Нормой считается использование 4–7 видов работы за урок, но не менее трех. Однообразие урока способствует утомлению обучающегося. Вместе с тем необходимо помнить, что частые смены одного вида деятельности на другой требуют от учащихся дополнительных усилий, что также приводит к быстрой утомляемости. Об этом тоже следует помнить педагогам. Также следует учитывать продолжительность и чередование различных видов учебной деятельности. Нормой продолжительности одного вида работы считается 7-10 минут. Если в течение урока используется один вид деятельности или 30-35 минут на уроке занимает работа по нотам, то это приведет к снижению уровня восприятия материала ребёнком. Необходимо чередовать различные виды слуховой, двигательной и творческой деятельности, где игра гамм и арпеджио сменяется разбором нового нотного материала, повторением уже выученных пьес, которые учащийся знает наизусть, сочинением и подбором знакомых мелодий и т. д. 21
Ещё одна обязательная составная часть урока - Физкультминутки и паузы. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность. Нормой является их проведение по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого, а также имеет значение эмоциональный фон во время выполнения упражнений. На уроках фортепиано, особенно на начальном этапе, можно использовать игру в мяч, сочетая при этом учебные задачи, например, изучение нот или ритмического рисунка. Дети с удовольствием выполняют эти физические упражнения, не задумываясь о том, что они что-то изучают. Игра на фортепиано развивает мелкие мышцы кистей рук учащихся (мелкую моторику), что существенно облегчает нагрузку на руки и даже почерк у них становится лучше. Для отдыха можно использовать прохлопывание ритмических рисунков, раскладывание знакомых песенок на карточках. С удовольствием выполняют различные пальчиковые упражнения.Значительный по объему и ценный в методическом плане материал содержится в учебных пособиях, составленных Т.А. Боровик «Медведь и ягодка» и др., «Играем пальчиками и развиваем речь» Цвынтарным, «доНОТЫши» А. Коноваловым, «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» Л.П. Савиной, «Путь к музицированию» Л. Баренбоймом и другими авторами. Б о л ь ш о е у д о в о л ь с т в и е д о с т а в л я е т упражнение «Сороконожки».Детям легко удаются движения 2 и 3 пальцем вперед, нежели боковое движение. В упражнении выполнять следующие движения: руки сомкнуть в кольцо (правая рука находится сверху), поочередно переступать 2 и 3 пальцами обеих рук по поверхности рук, на слове «догнали» руки встречаются на шее. Две сороконожки Бежали по дорожке. 22
Побежали, побежали И друг дружечку догнали! Сейчас, наверное, трудно встретить педагога, который бы не использовал в своей практике упражнения Л. Баренбойма: «Фокус- покус», «Шесть котят», «Острова» и другие. Для новизны впечатления можно подобрать новые стихи, которые отличаются доступным образным содержанием. Давно известно, что наиболее интенсивное развитие идет, когда работа ума и чувств сопровождает практическую деятельность обучающегося, получает выражение в его собственных действиях. Для профилактики миопии можно делать с учащимися гимнастические упражнения: подвигать глазами вправо, влево, вверх, вниз, попытаться сделать восьмерки глазами. Это не займет много времени, но принесет несомненную пользу. Таким образом, приоритетным методом сохранения и укрепления здоровья детей на уроках фортепиано является рациональное и с п ол ь зо ва н и е разнообразных средств и форм физического воспитания при оптимальной двигательной активно сти, с о от в е т с т ву ю щ е й гигиеническим нормам на основе возрастных особенностей.
Заключение.
«Собственное детское творчество, пусть самое простое, собственные детские находки, пусть самые скромные, собственная детская мысль, пусть самая наивная, - вот что создает атмосферу радости, формирует личность, воспитывает человечность, стимулирует развитие созидательных способностей». К. Орф.
Список использованной литературы.

Основная литература:
23
1. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям/Ш. А. Амонашвили; Акад. пед. и социал. наук, Моск. психол.-социал. инт. - М.: ИПП; Воронеж: МОДЭК, 1998г. 2. Выготский Л.С. «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка»//Вопр. психологии. - 1966г. - №6. 3. Гальперин П.Я. «Методы обучения и умственное развитие ребенка». 4. Давыдов В. В. «О понятии развивающего обучения»//Педагогика. – 1995г. -№ 1. 3. Гаккель А.Д. «Фортепианная музыка XX века». – М.: Советский композитор, 1998г. 4. Грохотов С.В. «Как научить играть на рояле». – М.: издательский дом «Классика – XXI», 2005г. 5. Сальникова Т.П. «Педагогические технологии». – М.: ТЦ Сфера, 2000г. 6. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие технологии». – М.: АРКТИ, 2003г. 7. Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям». – М.: Просвещение, 1979г. 8. Сократов Н.В., Феофанов В.Н. «Мотивационные основы здоровьесберегающего образования детей»: Методиче ские рекомендации. – Оренбург, 2001г. 9. Теплов Б.М. «Психологические вопросы художественного воспитания». Вып. 11. – М.-Л.: Известия АПН РСФСР, 1998г. 10. Цыпин Г.М. «Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения: пособие для учащихся музыкальных отделений педвузов и консерваторий»/Г.М. Цыпин. - М.: Интерпракс, 1994г. 11. Щапов А.П. «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище». – М. «Классика – XXI», 2005г.
Дополнительная литература:
24
1. Артоболевская А.Д. «Первая встреча с музыкой». Учебное пособие. 2. «Философский энциклопедический словарь». М, 1997г. 3. Шмидт-Шкловская А.А. «О воспитании пианистических навыков»/А. Шмидт-Шкловская. - 2-е изд. - JI.: Музыка, Ленинградское отделение, 1985г. 4. Юдовина-Гальперина Т. «За роялем без слез, или Я - детский педагог». СПб, Изд-во «Союз художников», 1996г. 25


В раздел образования