Автор: Лещенко Елена Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Лицей №3" Населённый пункт: БРАТСК Наименование материала: Рабочая программа Тема: Рабочая программа "Начала этики 1-4 классы" Раздел: начальное образование
Приложение № 1
к ООП НОО МБОУ «Лицей № 3»
(утверждена приказом по учреждению
№ 188 от 25.08.2015 г.)
Рабочая программа
«Начала этики»
для обучающихся начального общего образования
Направление внеурочной деятельности «Общекультурное»
Разработали:
Лещенко Елена Александровна,
учитель начальных классов
первой квалификационной
категории
2016 г.
I. Пояснительная записка
Рабочая
программа
по
курсу
дополнительного
образования
«Начала
этики»
разработана
в
соответствии
с
требованиями
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования,
основной
образовательной
программы начального
общего
образования МБОУ «Лицей №3» и ориентирована на работу курса «Начала
этики» (1-4 класс) Селевко Г.К., Курзина Т.Н.
«Начала
этики» -
это
пропедевтическая
ступень
к
систематическому
изучению основ самосовершенствования личности. Он раскрывает учащимся
значение и сущность этики поведения, основных нравственных понятий,
формирует
начальные
критерии
нравственной
оценки
ребенком
себя
и
других, дает примеры и образцы для подражания, обеспечивая необходимые
предпосылки управления своим поведением.
В
начальной
школе
закладывается
основа
осмысленных
самостоятельных действий
и
поступков,
направляющих
личность
на
выполнение
необходимых
«надо»,
сдерживание
возникающих
«хочу»
и
реализацию своих «могу». Наряду с воздействием на поведение с сознатель-
ной
стороны
одновременно
организуются
по
осознанным
нормам
и
сопровождаются
контролем
взрослых
все
виды
жизнедеятельности
школьника: игра, ученье, общественно-полезная работа, бытовой труд. Для
успешного
освоения
начал
этики
важен
пример
родителей
и
других
взрослых, имеют значение санитарно-гигиенический режим, а также общий
оптимистический фон учебно-воспитательного процесса.
В первом классе происходит становление ребенка как школьника, он
привыкает к учебе, но во многом продолжает зависеть от мнения взрослых.
Во втором - он уже более самостоятелен и ответственен, открывает для
себя суть понятия «Я».
В третьем уже начинает складываться способность оценивать свое
поведение. Дети младшего школьного возраста, по мнению исследователей,
уже
имеют
какие-то
нравственные
ориентиры,
но
они
еще
не
могут
осознавать последствия своих поступков. Необходимо
научить ребенка
вглядываться в себя, в свой облик, задумываться о своем характере, своих
поступках, осмысливать свой жизненный опыт.
Основные мотивы деятельности - учебно-познавательные, но
определенное место занимают также социальные мотивы: ребенок учится,
чтобы стать культурным, развитым.
В
действиях
и
поступках
ребенка
формируется
осознанность,
произвольность, что выражается в умениях организовать, планировать свою
деятельность, подчиняя её намеченной цели.
Задачи курса «Начала этики» в отличие от научных областей
(математика, русский язык, родная речь), где четко сформулировано, что
должен выпускник начальной школы знать и уметь, не могут быть заданы в
диагностической
форме.
Поэтому
задачи
курса
«Начала
этики»
формулируются посредством глаголов несовершенного вида.
2
II. Общая характеристика курса
Главной
целью курс а «Начала
этики» является
формирование
у
ребенка культуры человеческих отношений: культуры поведения, общения.
Задачи раздела «Начала этики»:
-
пробуждать у ребенка интерес к самому себе, своему внутреннему
духовному миру,
-
развивать эмоциональный
мир ребенка
(нравственные
чувства
и
переживания);
-
подводить учащихся к осознанию и усвоению соответствующих
возрасту представлений
и
понятий о своем организме, психике, здоровье,
нравственности;
-
знакомить с азбукой деятельности ученья, формами организации
здорового режима, культурного поведения;
-
формировать самооценку своих
качеств,
своих
достижений
и
возможностей;
-
развивать умения
анализа
и
самоанализа своих
отношений
к
окружающему миру и к себе;
-
создавать
у
учащихся
первый опыт
саморегуляции поведения;
-
формировать
положительную
эмоциональную Я-концепцию: «Я
нравлюсь», «Я способен», «Я защищен»;
- формировать этические нормы и правила поведения в обществе;
- формировать умения самостоятельности.
- активизировать ценностно-смысловой компонент сознания и личности
учащихся,
побуждать
их
к
осмыслению
общечеловеческих
ценностей,
к
выработке личного отношения к ним, к осознанию собственной внутренней
позиции, собственных ценностных ориентации;
-
развивать
у
детей творческие
способности, способствовать
их
разнообразному
самовыражению,
творческому
отношению
к
собственной
жизни.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
Курс «Начала
этики» относится
к
предметной
области
«Общекультурной», рассчитан
на
4
года
обучения
на
уровне
начального
общего образования.В соответствии с учебным планом МБОУ «Лицей № 3»
курс «Начала этики» изучается в 1-4 классах по 1 часа в неделю за счёт часов
дополнительного образования. Общий объём учебного времени за 4 учебных
года составляет 135 часов.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот
внутренний
механизм,
который
определяет
их
сущность
(потребность
3
выполнять
правила
на
основе
понимания
их
необходимости;
мотивация
поведения, поступка, т. е. желание, стремление делать людям добро и не
причинять зла, неудобства, неприятностей).
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Реализация программы на ступени начального общего образования должна
обеспечивать
достижение
обучающимися
воспитательных
результатов
по
трем уровням:
Первый
уровень
результатов –
приобретение
школьником
социальных
знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально
одобряемых
и
неодобряемых
формах
поведения
в
обществе
и
т.п.),
первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и
позитивного
отношения
к
базовым
ценностям
общества
(человек,
семья,
Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к
социальной реальности в целом.
Третий
уровень
результатов –
получение
школьником
о п ы т а
самостоятельного
общественного
действия.
Только
в
самостоятельном
общественном
действии
юный
человек
действительно становится (а
не
просто узнает
о
том,
как
стать)
социальным
деятелем,
гражданином,
свободным человеком.
В области формирования личностной культуры:
Пробуждение интереса к самому себе, своему внутреннему духовному
миру.
Привлечение
внимания
обучающихся
к
основным
нравственным
категориям.
Формирование умений самооценки своих качеств, своих достижений и
возможностей.
Знакомство с азбукой учений, формами организации здорового режима,
культурного поведения.
Знакомство с возможностями управления своим поведением (начала
самоуправления).
Создание у обучающихся первого опыта самоанализа и саморегуляции
поведения.
Формирование положительной эмоциональной «Я-концепции»
. В области формирования семейной культуры:
формирование отношения к семье как к основе российского общества;
формирование
у
младшего
школьника
почтительного
отношения
к
родителям,
осознанного,
заботливого
отношения
к
старшим
и
младшим;
знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими
традициями российской семьи.
4
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую
этапу обучения.
Познавательные:
общеучебные -
ориентируются
в
своей
системе
знаний
(отличают
новое
от
уже
известного
с
помощью
учителя); логические -
преобразуют информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные: учатся доносить свою позицию до окружающих.
VI. Содержание учебного предмета
I. Общечеловеческие ценности
1) Добро. Значение и содержание понятия. Добродетель. Милосердие.
2) Совесть. Правдивость. Справедливость. Честность.
3) Любовь к
близким:
матери,
отцу,
бабушке,
дедушке,
брату,
сестре;
к
друзьям и близким, знакомым, к слабым, ко всем, кто в нас нуждается, ко
всему живому. Любовь к природе (к живой и неживой) как умение понимать,
беречь и заботиться о природе.
4) Дружба и товарищество. Законы дружбы. Верность и самоотверженность в
дружбе,
бережное
отношение
к
тем,
кого
мы
«приручили».
Отношения
мальчиков и девочек между собой.
5) Трудолюбие. Посильный труд для себя и близких. Отношение к труду.
Последствия своих поступков
6) Отражение нравственности в поведении человека - в поступках, делах,
деятельности. «Золотое правило» нравственности. Примеры для подражания.
II. Воспитанность и её составные части
Культура общения, культура внешности, культура быта, культура учебного
труда. Гуманное отношение и внимание к людям, тактичность и вежливость в
поведении. Адаптивность к социальным ролям.
III. Культура общения
1) Человек
среди
людей. Формы
приветствия.
Формы
знакомства
и
представления. Формы обращения к разным людям.
2) Культура
беседы. Способность
выражать
свои
мысли.
Способность
слушать. Спор, но не ссора. Поведение во время разговора.
3) Вежливая речь. «Ты» и «Вы». Интонации вежливой речи. Извинение и
отказ (несогласие).
4) «У меня зазвонил телефон». Этикет разговора по телефону.
5) Человек среди своих и чужих. Поведение дома и в школе, на улице, в
транспорте, в магазине. Поведение в театре, в кино, на концерте, в музее, в
библиотеке. Поведение в гостях.
IV. Культура внешности
1) Смотримся
в
зеркало. Внешний
облик.
Секреты
красоты.
Чистота
и
красота. Здоровье и красота. Гигиена - союзница красоты и здоровья. Взгляд
на себя со стороны.
5
2) Одежда. Немного истории об одежде. Виды и назначение одежды. Уход за
одеждой «Платье чисто, да и речь честна».
3) Осанка и походка. Поза. Жесты и жестикуляция.
4) Прическа. Здоровые
волосы
-
красивые
волосы.
Уход
за
волосами.
Головной убор.
5) Обувь. Уход за ногами. Красивая и удобная обувь.
V. Культура быта
1) Наш дом. «Мой дом - моя крепость».
2) Уют и красота в доме. Вещи - друзья и помощники. Чистота, порядок,
каждой вещи - свое место. Подъезд, двор, улица - сфера внимания и влияния
воспитанного человека.
3) Уголок ребенка в доме. Твое рабочее место как предмет особой заботы.
Предметы, которые окружают ребенка. Уход за ними. Домашние обязанности.
4) Режим дня. Время и как его беречь. Точность - вежливость королей. Режим
дня как средство воспитания воли и характера. Режим дня и здоровье.
5) Народные традиции и семейные праздники. Этикет как норма поведения
применительно к данному месту и времени.
VI. Культура учебного труда
1) Азбука учебного труда.
2) Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
3) Сделал дело - гуляй смело. Повторенье - мать ученья.
4) Оптимальное чтение.
5) Правила: пять «надо»; пять «хорошо»; «этого делать нельзя».
VII. На сцене нашего «Я»
Наши разные роли - наши разные лица.
Я дома (сын, дочь, внук, внучка, сестра, брат, и т.д.).
Я в школе (ученик, ученица, активист, надежный товарищ, член кружка,
команды, первый ученик и т.д.)
Я на улице (прохожий, пешеход, горожанин, горожанка, гулящий и т.д.)
Я в транспорте (пассажир, пассажирка).
Я в кино, в музее, театре (экскурсовод, слушатель, посетитель и т.д.).
Я в гостях, на отдыхе и в других ситуациях.
Неизменное
в
поведении воспитанного
человека
в
любых
ситуациях:
вежливость,
внимательность,
чуткость,
тактичность,
доброта,
честность,
бережное отношение ко всему, что его окружает.
6
VII. Календарно - тематическое планирование
Первый год обучения-33 часа
№п/п
Тема раздела, урока
№ урока по теме
Кол-
во
часов
Дата
Примечание
(причина
изменения дат
проведения
урока)
по
плану
По
факту
1.
Давайте познакомимся
1
2,3.
Теперь я - первоклассник
2
4.
Что такое хорошо и что такое
плохо
1
5.
Я -твой друг, и ты мой друг
1
6.
Кого и за что мы любим
1
7,8.
Добрые дела
2
9,10.
Умелые руки не боятся скуки
2
11.
Зачем человеку часы
1
12,13.
Школьные порядки
2
14.
Волшебные слова
1
15,16.
Здравствуйте, моё «Я»
2
17.
Книги – твои друзья
1
18,19.
Ваш семейный альбом
2
20,21,
23.
Поступки, поведение,
дисциплина
3
24,25.
Я - самостоятельный
2
26.
Настроение человека
1
27,28.
Мой дом
2
29,30.
Приходите к нам в гости
2
31,32,
33.
Этот разноцветный мир
3
7
Второй год обучения – 34часа
№п/п
Тема раздела, урока
№ урока по теме
Кол-
во
часов
Дата
Примечание
(причина
изменения дат
проведения
урока)
по
плану
По
факту
1.
Слова приветствия
1
2.
Хорошие манеры
1
3,4
Когда ты оказался один
2
5.
Я учусь дружить
1
6,7.
Береги природу
2
8.
Что красит человека
1
9.
Дал слово - держи
1
10,11.
Терпение и труд рядом живут
2
12.
Как теряется время
1
13,14.
Если хочешь быть здоров
2
15.
Добрые слова
1
16.
Телефонный разговор
1
17.
Для чего и как человек
одевается
1
18,19.
Добрые и злые дела
2
20.
Чтение – лучшее учение
1
21.
Мои родные люди
1
22,23.
Каким я хочу быть
2
24.
Чем человек отличается от
животного…
1
25,26.
Праздник в нашем доме
2
27.
Идём в гости
1
28,29,30
.
Наши помощники
3
31,32,33
,34
Любимые игры
4
8
Третий год обучения - 34часа
№п/п
Тема раздела, урока
№ урока по теме
Кол-
во
часов
Дата
Примечание
(причина
изменения дат
проведения
урока)
по
плану
По
факту
1,2.
Быть воспитанным всегда и
везде
2
3.
Портрет моего друга
1
4,5.
Мамина и папина любовь
2
6,7.
Бабушкина и дедушкина
любовь
2
8.
Честь по делам
1
9,10.
Время моё и чужое
2
11.
Секреты красоты
1
12,13.
Мы в ответе за тех, кого
приручили
2
14.
Как наше слово отзовётся
1
15,16.
Учебный труд дома
2
17,18.
Здоровый образ жизни
2
19,20
Полезные советы для
мальчишек и девчонок
2
21.
Домашние проблемы
1
22,23.
Нас пригласили
2
24.
Я хозяйственный
1
25,26,
27.
Отчего и почему
3
28,29.
Народные праздники
2
30,31,
32.
Забота, сочувствие,
милосердие
3
33,34.
Береги себя
2
9
Четвертый год обучения – 34 часа
№п/п
Тема раздела, урока
№ урока по теме
Кол-
во
часов
Дата
Примечание
(причина
изменения дат
проведения
урока)
по
плану
По
факту
1.
Какие у меня достоинства и
недостатки
1
2.
Что такое совесть
1
3.
Держи своё слово
1
4,5.
Любим добрые поступки
2
6.
Цени доверие других
1
7.
Праздник семьи
1
8,9.
История моей семьи
2
10.
Конкурс знатоков природы
1
11.
Береги всё живое
1
12,13.
Мы на природе (экскурсия,
сочинение)
2
14.
Расскажи мне обо мне
1
15,16.
Кодекс школьной чести
2
17.
Присмотритесь друг к другу
1
18.
Праздник благодарности
1
19,20.
Спешите делать добро
2
21.
Твой стиль поведения
1
22.
Чтобы быть привлекательным
1
23,24.
Культура труда
2
25.
Не откладывай на завтра то,
что можно сделать сегодня
1
26,27.
В сказочной стране
будильника Тик-Так
2
28.
Точность-вежливость королей
1
29,30,
31.
О хороших привычках
3
32,33,
34.
Профилактика вредных
привычек
3
10
VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1.
Селевко Г.К., Селевко А.Г. Социально-воспитательные технологии.
– М, 2000.
2.
Селевко
Г.К.
Освоение
технологии
саморазвития
личности
учащихся. – Ярославль: ИРО, 2001.
3.
Селевко
Г.К.
Руководство
по
организации
самовоспитания
школьников. – М.: Народное образование, 2000.
4.
Селевко
Г.К.
Теория
и
практика
технологии
саморазвития
личности. – Ярославль: ИРО, 2002.
5.
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. –
М.: Народное образование, 2006.
6.
А.А. Ухтомский о воспитании и самовоспитании / Под ред. Г.К.
Селевко. – Ярославль: ИРО, 2002.
7.
Доминанта
самосовершенствования
личности
человека:
Материалы межрегиональной конференции. – Ярославль: ИРО, 2002.
8.
Левина О.Г. Сборник социально-педагогических задач-проб. – М.:
ИПС РАО, 1997.
9.
Информационно-компьютерные средства в школе: Методическое
пособие / Под ред. проф. Г.К. Селевко. – Ярославль: ИРО, 2003.
10.
Селевко А.Г. Современные информационно-технические средства
в школе. – М.: Народное образование, 2002.
11.
Селевко Г.К. Технологии педагогических советов. – М.: Народное
образование, 1998.
12.
Селевко
Г.К.
Дифференциация
учебного
процесса
на
основе
интересов детей. – М.: Изд-во РИПКРО, 1996.
13.
Идеи развития и саморазвития личности учащихся в методической
работе: Сборник статей. – Ярославль: ИРО, 2004.
14.
Развитие и саморазвитие личности учащихся средствами искусства
в современной школе: Научно-практический сборник статей / Под
ред.
проф.
Г.К.
Селевко,
М.Д. Солдатенковой,
С.А. Томчук.
–
Ярославль: ИРО, 2004.
15.
Технические средства обучения:
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Магнитная доска.
Персональный компьютер с принтером.
Мультимедийный проигрыватель.
11