Напоминание

Рабочая программа "Начала этики 1-4 классы"


Автор: Лещенко Елена Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №3"
Населённый пункт: БРАТСК
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Рабочая программа "Начала этики 1-4 классы"
Раздел: начальное образование





Назад





Приложение № 1
к ООП НОО МБОУ «Лицей № 3» (утверждена приказом по учреждению № 188 от 25.08.2015 г.)
Рабочая программа

«Начала этики»
для обучающихся начального общего образования Направление внеурочной деятельности «Общекультурное» Разработали: Лещенко Елена Александровна, учитель начальных классов первой квалификационной категории 2016 г.

I. Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу дополнительного образования «Начала этики» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Лицей №3» и ориентирована на работу курса «Начала этики» (1-4 класс) Селевко Г.К., Курзина Т.Н. «Начала этики» - это пропедевтическая ступень к систематическому изучению основ самосовершенствования личности. Он раскрывает учащимся значение и сущность этики поведения, основных нравственных понятий, формирует начальные критерии нравственной оценки ребенком себя и других, дает примеры и образцы для подражания, обеспечивая необходимые предпосылки управления своим поведением. В начальной школе закладывается основа осмысленных самостоятельных действий и поступков, направляющих личность на выполнение необходимых «надо», сдерживание возникающих «хочу» и реализацию своих «могу». Наряду с воздействием на поведение с сознатель- ной стороны одновременно организуются по осознанным нормам и сопровождаются контролем взрослых все виды жизнедеятельности школьника: игра, ученье, общественно-полезная работа, бытовой труд. Для успешного освоения начал этики важен пример родителей и других взрослых, имеют значение санитарно-гигиенический режим, а также общий оптимистический фон учебно-воспитательного процесса. В первом классе происходит становление ребенка как школьника, он привыкает к учебе, но во многом продолжает зависеть от мнения взрослых. Во втором - он уже более самостоятелен и ответственен, открывает для себя суть понятия «Я». В третьем уже начинает складываться способность оценивать свое поведение. Дети младшего школьного возраста, по мнению исследователей, уже имеют какие-то нравственные ориентиры, но они еще не могут осознавать последствия своих поступков. Необходимо научить ребенка вглядываться в себя, в свой облик, задумываться о своем характере, своих поступках, осмысливать свой жизненный опыт. Основные мотивы деятельности - учебно-познавательные, но определенное место занимают также социальные мотивы: ребенок учится, чтобы стать культурным, развитым. В действиях и поступках ребенка формируется осознанность, произвольность, что выражается в умениях организовать, планировать свою деятельность, подчиняя её намеченной цели.
Задачи курса
«Начала этики» в отличие от научных областей (математика, русский язык, родная речь), где четко сформулировано, что должен выпускник начальной школы знать и уметь, не могут быть заданы в диагностической форме. Поэтому задачи курса «Начала этики» формулируются посредством глаголов несовершенного вида. 2

II. Общая характеристика курса

Главной

целью курс а «Начала

этики»
является формирование у ребенка культуры человеческих отношений: культуры поведения, общения.
Задачи раздела «Начала этики»:
- пробуждать у ребенка интерес к самому себе, своему внутреннему духовному миру, - развивать эмоциональный мир ребенка (нравственные чувства и переживания); - подводить учащихся к осознанию и усвоению соответствующих возрасту представлений и понятий о своем организме, психике, здоровье, нравственности; - знакомить с азбукой деятельности ученья, формами организации здорового режима, культурного поведения; - формировать самооценку своих качеств, своих достижений и возможностей; - развивать умения анализа и самоанализа своих отношений к окружающему миру и к себе; - создавать у учащихся первый опыт саморегуляции поведения; - формировать положительную эмоциональную Я-концепцию: «Я нравлюсь», «Я способен», «Я защищен»; - формировать этические нормы и правила поведения в обществе; - формировать умения самостоятельности. - активизировать ценностно-смысловой компонент сознания и личности учащихся, побуждать их к осмыслению общечеловеческих ценностей, к выработке личного отношения к ним, к осознанию собственной внутренней позиции, собственных ценностных ориентации; - развивать у детей творческие способности, способствовать их разнообразному самовыражению, творческому отношению к собственной жизни.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
Курс «Начала этики» относится к предметной области «Общекультурной», рассчитан на 4 года обучения на уровне начального общего образования.В соответствии с учебным планом МБОУ «Лицей № 3» курс «Начала этики» изучается в 1-4 классах по 1 часа в неделю за счёт часов дополнительного образования. Общий объём учебного времени за 4 учебных года составляет 135 часов.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность 3
выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т. е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятностей).
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета
Реализация программы на ступени начального общего образования должна обеспечивать достижение обучающимися воспитательных результатов по трем уровням:
Первый

уровень

результатов
– приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов
– получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий

уровень

результатов
– получение школьником о п ы т а самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.
В области формирования личностной культуры:
 Пробуждение интереса к самому себе, своему внутреннему духовному миру.  Привлечение внимания обучающихся к основным нравственным категориям.  Формирование умений самооценки своих качеств, своих достижений и возможностей.  Знакомство с азбукой учений, формами организации здорового режима, культурного поведения.  Знакомство с возможностями управления своим поведением (начала самоуправления).  Создание у обучающихся первого опыта самоанализа и саморегуляции поведения.  Формирование положительной эмоциональной «Я-концепции» .
В области формирования семейной культуры:
 формирование отношения к семье как к основе российского общества;  формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;  знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи. 4

Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения. Познавательные: общеучебные - ориентируются в своей системе знаний (отличают новое от уже известного с помощью учителя); логические - преобразуют информацию из одной формы в другую. Коммуникативные: учатся доносить свою позицию до окружающих.
VI. Содержание учебного предмета

I. Общечеловеческие ценности
1) Добро. Значение и содержание понятия. Добродетель. Милосердие. 2) Совесть. Правдивость. Справедливость. Честность. 3) Любовь к близким: матери, отцу, бабушке, дедушке, брату, сестре; к друзьям и близким, знакомым, к слабым, ко всем, кто в нас нуждается, ко всему живому. Любовь к природе (к живой и неживой) как умение понимать, беречь и заботиться о природе. 4) Дружба и товарищество. Законы дружбы. Верность и самоотверженность в дружбе, бережное отношение к тем, кого мы «приручили». Отношения мальчиков и девочек между собой. 5) Трудолюбие. Посильный труд для себя и близких. Отношение к труду. Последствия своих поступков 6) Отражение нравственности в поведении человека - в поступках, делах, деятельности. «Золотое правило» нравственности. Примеры для подражания.
II. Воспитанность и её составные части
Культура общения, культура внешности, культура быта, культура учебного труда. Гуманное отношение и внимание к людям, тактичность и вежливость в поведении. Адаптивность к социальным ролям.
III. Культура общения
1) Человек среди людей. Формы приветствия. Формы знакомства и представления. Формы обращения к разным людям. 2) Культура беседы. Способность выражать свои мысли. Способность слушать. Спор, но не ссора. Поведение во время разговора. 3) Вежливая речь. «Ты» и «Вы». Интонации вежливой речи. Извинение и отказ (несогласие). 4) «У меня зазвонил телефон». Этикет разговора по телефону. 5) Человек среди своих и чужих. Поведение дома и в школе, на улице, в транспорте, в магазине. Поведение в театре, в кино, на концерте, в музее, в библиотеке. Поведение в гостях.
IV. Культура внешности
1) Смотримся в зеркало. Внешний облик. Секреты красоты. Чистота и красота. Здоровье и красота. Гигиена - союзница красоты и здоровья. Взгляд на себя со стороны. 5
2) Одежда. Немного истории об одежде. Виды и назначение одежды. Уход за одеждой «Платье чисто, да и речь честна». 3) Осанка и походка. Поза. Жесты и жестикуляция. 4) Прическа. Здоровые волосы - красивые волосы. Уход за волосами. Головной убор. 5) Обувь. Уход за ногами. Красивая и удобная обувь.
V. Культура быта
1) Наш дом. «Мой дом - моя крепость». 2) Уют и красота в доме. Вещи - друзья и помощники. Чистота, порядок, каждой вещи - свое место. Подъезд, двор, улица - сфера внимания и влияния воспитанного человека. 3) Уголок ребенка в доме. Твое рабочее место как предмет особой заботы. Предметы, которые окружают ребенка. Уход за ними. Домашние обязанности. 4) Режим дня. Время и как его беречь. Точность - вежливость королей. Режим дня как средство воспитания воли и характера. Режим дня и здоровье. 5) Народные традиции и семейные праздники. Этикет как норма поведения применительно к данному месту и времени.
VI. Культура учебного труда
1) Азбука учебного труда. 2) Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. 3) Сделал дело - гуляй смело. Повторенье - мать ученья. 4) Оптимальное чтение. 5) Правила: пять «надо»; пять «хорошо»; «этого делать нельзя».
VII. На сцене нашего «Я»
Наши разные роли - наши разные лица. Я дома (сын, дочь, внук, внучка, сестра, брат, и т.д.). Я в школе (ученик, ученица, активист, надежный товарищ, член кружка, команды, первый ученик и т.д.) Я на улице (прохожий, пешеход, горожанин, горожанка, гулящий и т.д.) Я в транспорте (пассажир, пассажирка). Я в кино, в музее, театре (экскурсовод, слушатель, посетитель и т.д.). Я в гостях, на отдыхе и в других ситуациях. Неизменное в поведении воспитанного человека в любых ситуациях: вежливость, внимательность, чуткость, тактичность, доброта, честность, бережное отношение ко всему, что его окружает. 6

VII. Календарно - тематическое планирование

Первый год обучения-33 часа
№п/п Тема раздела, урока № урока по теме Кол- во часов Дата Примечание (причина изменения дат проведения урока) по плану По факту 1. Давайте познакомимся 1 2,3. Теперь я - первоклассник 2 4. Что такое хорошо и что такое плохо 1 5. Я -твой друг, и ты мой друг 1 6. Кого и за что мы любим 1 7,8. Добрые дела 2 9,10. Умелые руки не боятся скуки 2 11. Зачем человеку часы 1 12,13. Школьные порядки 2 14. Волшебные слова 1 15,16. Здравствуйте, моё «Я» 2 17. Книги – твои друзья 1 18,19. Ваш семейный альбом 2 20,21, 23. Поступки, поведение, дисциплина 3 24,25. Я - самостоятельный 2 26. Настроение человека 1 27,28. Мой дом 2 29,30. Приходите к нам в гости 2 31,32, 33. Этот разноцветный мир 3 7

Второй год обучения – 34часа
№п/п Тема раздела, урока № урока по теме Кол- во часов Дата Примечание (причина изменения дат проведения урока) по плану По факту 1. Слова приветствия 1 2. Хорошие манеры 1 3,4 Когда ты оказался один 2 5. Я учусь дружить 1 6,7. Береги природу 2 8. Что красит человека 1 9. Дал слово - держи 1 10,11. Терпение и труд рядом живут 2 12. Как теряется время 1 13,14. Если хочешь быть здоров 2 15. Добрые слова 1 16. Телефонный разговор 1 17. Для чего и как человек одевается 1 18,19. Добрые и злые дела 2 20. Чтение – лучшее учение 1 21. Мои родные люди 1 22,23. Каким я хочу быть 2 24. Чем человек отличается от животного… 1 25,26. Праздник в нашем доме 2 27. Идём в гости 1 28,29,30 . Наши помощники 3 31,32,33 ,34 Любимые игры 4

8

Третий год обучения - 34часа
№п/п Тема раздела, урока № урока по теме Кол- во часов Дата Примечание (причина изменения дат проведения урока) по плану По факту 1,2. Быть воспитанным всегда и везде 2 3. Портрет моего друга 1 4,5. Мамина и папина любовь 2 6,7. Бабушкина и дедушкина любовь 2 8. Честь по делам 1 9,10. Время моё и чужое 2 11. Секреты красоты 1 12,13. Мы в ответе за тех, кого приручили 2 14. Как наше слово отзовётся 1 15,16. Учебный труд дома 2 17,18. Здоровый образ жизни 2 19,20 Полезные советы для мальчишек и девчонок 2 21. Домашние проблемы 1 22,23. Нас пригласили 2 24. Я хозяйственный 1 25,26, 27. Отчего и почему 3 28,29. Народные праздники 2 30,31, 32. Забота, сочувствие, милосердие 3 33,34. Береги себя 2 9



Четвертый год обучения – 34 часа
№п/п Тема раздела, урока № урока по теме Кол- во часов Дата Примечание (причина изменения дат проведения урока) по плану По факту 1. Какие у меня достоинства и недостатки 1 2. Что такое совесть 1 3. Держи своё слово 1 4,5. Любим добрые поступки 2 6. Цени доверие других 1 7. Праздник семьи 1 8,9. История моей семьи 2 10. Конкурс знатоков природы 1 11. Береги всё живое 1 12,13. Мы на природе (экскурсия, сочинение) 2 14. Расскажи мне обо мне 1 15,16. Кодекс школьной чести 2 17. Присмотритесь друг к другу 1 18. Праздник благодарности 1 19,20. Спешите делать добро 2 21. Твой стиль поведения 1 22. Чтобы быть привлекательным 1 23,24. Культура труда 2 25. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня 1 26,27. В сказочной стране будильника Тик-Так 2 28. Точность-вежливость королей 1 29,30, 31. О хороших привычках 3 32,33, 34. Профилактика вредных привычек 3 10

VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Селевко Г.К., Селевко А.Г. Социально-воспитательные технологии. – М, 2000. 2. Селевко Г.К. Освоение технологии саморазвития личности учащихся. – Ярославль: ИРО, 2001. 3. Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. – М.: Народное образование, 2000. 4. Селевко Г.К. Теория и практика технологии саморазвития личности. – Ярославль: ИРО, 2002. 5. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. – М.: Народное образование, 2006. 6. А.А. Ухтомский о воспитании и самовоспитании / Под ред. Г.К. Селевко. – Ярославль: ИРО, 2002. 7. Доминанта самосовершенствования личности человека: Материалы межрегиональной конференции. – Ярославль: ИРО, 2002. 8. Левина О.Г. Сборник социально-педагогических задач-проб. – М.: ИПС РАО, 1997. 9. Информационно-компьютерные средства в школе: Методическое пособие / Под ред. проф. Г.К. Селевко. – Ярославль: ИРО, 2003. 10. Селевко А.Г. Современные информационно-технические средства в школе. – М.: Народное образование, 2002. 11. Селевко Г.К. Технологии педагогических советов. – М.: Народное образование, 1998. 12. Селевко Г.К. Дифференциация учебного процесса на основе интересов детей. – М.: Изд-во РИПКРО, 1996. 13. Идеи развития и саморазвития личности учащихся в методической работе: Сборник статей. – Ярославль: ИРО, 2004. 14. Развитие и саморазвитие личности учащихся средствами искусства в современной школе: Научно-практический сборник статей / Под ред. проф. Г.К. Селевко, М.Д. Солдатенковой, С.А. Томчук. – Ярославль: ИРО, 2004. 15. Технические средства обучения: Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Магнитная доска. Персональный компьютер с принтером. Мультимедийный проигрыватель. 11


В раздел образования