Напоминание

"Я-исследователь"


Автор: Чеботарева Нина Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ п. Сита
Населённый пункт: Хабаровский край, район имени Лазо
Наименование материала: Рабочая программа внеурочной деятельности
Тема: "Я-исследователь"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Сита района имени Лазо Хабаровского края Рассмотрено ШМО: Согласовано: Утверждено:
Рабочая программа по внеурочной деятельности « Я- исследователь»
Составитель: учитель начальных классов МБОУ СОШ п.Сита Чеботарева Н.Б.

I.Пояснительная записка
Рабочая программа “Я - исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности. Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию. Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентности, личностно- ориентированный, деятельности подходы.
Цель:
создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи:
 формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;  обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;  формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;  развивать познавательные потребности и способности, креативность. Специфической особенностью является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Формы учебных занятий:  традиционные урочные занятия (объяснения и практические работы);  уроки-тренинги;  групповые исследования;  индивидуальные исследования;  игры-исследования; 2
 творческие проекты Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защит а исследовательских работ, мини-конференция, консультация. Рабочая программа по курсу
«
Я - исследователь
»
составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта,с учетом авторской «Программы исследовательского обучения младших школьников» А.И. Савенкова (Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 3- е изд., перераб. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. – 192 с.). Согласно базисному (образовательному) плану образовательного учреждения всего на проектную деятельность в начальной школе выделяется 144 ч, из них в 1 классе 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2-4 классах по 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
II .Содержание тем учебного курса
Основные разделы курса: подпрограмма «Тренинг»; подпрограмма «Исследовательская практика»; подпрограмма « Мониторинг».
1 класс (33 часа)

Подпрограмма «Тренинг» (18 ч.)

Что такое исследование? (1ч)
Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске. Знать исследовательские способности, пути их развития. Уметь находить значимые личностные качества исследователя.
Как задавать вопросы? (2 ч)
Задания на развитие умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске. Как задавать вопросы, подбирать вопросы по теме исследования.
Как выбрать тему исследования? (2ч)
Понятие «тема исследования». Задания на развитие речи, аналитического мышления. Игра на развитие наблюдательности.
Учимся

выбирать

дополнительную

литературу

(экскурсия

в

библиотеку). (1ч).
Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему.
Библиотечное

занятие

«Знакомство

с

информационными

справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную

литературу») (2ч).
Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему.
Наблюдение как способ выявления проблем. (2ч).
Способствовать развитию наблюдательности через игру «Поиск». Развивать умение находить предметы по их описанию, назначению, др.
Совместное

или

самостоятельное

планирование

выполнения

практического задания. (2 ч.)
Учить составлять план для выполнения задания (алгоритм). Развивать речь учащихся. Формировать умение работать самостоятельно и в коллективе. 3

Выдвижение

идеи

(мозговой

штурм).

Развитие

умения

видеть

проблемы. (2ч.)
Знакомство с понятием «проблема». Развивать речь, умение видеть проблему.
Постановка

вопроса

(поиск

гипотезы).

Формулировка

предположения (гипотезы). (2ч.)
Учить в игровой форме выявлять причину и следствие. Развивать умение правильно задавать вопросы.
Развитие

умения

выдвигать

гипотезы.

Развитие

умений

задавать

вопросы. ( 2ч.)
Выдвижение гипотез. Развивать умение правильно задавать вопросы.
Подпрограмма «Исследовательская практика» (10 ч.)

Экскурсия

как

средство

стимулирования

исследовательской

деятельности детей. (1ч.)
Заочная экскурсия в прошлое.
Обоснованный выбор способа выполнения задания. ( 2ч.)
Уметь мотивировать свой выбор. Учиться отстаивать свою точку зрения. Аргументы.
Составление аннотации к прочитанной книге, картотек. (2ч.)
Понятие «аннотация». Выбор книги по интересам. Составление карточек по прочитанной книге.
Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы? (2ч.)
Учиться строить схемы «Дерево Паук».
Методика проведения самостоятельных исследований. (2ч.)
Практическая работа. Игра «Найди задуманное слово».
Коллективная игра-исследование. (1ч.)
Игра-исследование «Построим дом, чтоб жить в нём».
Подпрограмма «Мониторинг» (5 ч.)

Индивидуальные

творческие

работы

на

уроке

по

выбранной

тематике. (3ч.)
Самостоятельная работа учащихся над проектом. Подготовка выставки творческих работ.
Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной

деятельности детей. (1ч.)
Выставка творческих работ. Презентации проектов учащимися.
Анализ исследовательской деятельности. ( 1ч.)
Подведение итогов исследовательской деятельности учащихся. Работа над умением анализировать и делать выводы.
2-й класс (34 ч)

Подпрограмма «Тренинг» (20 ч.)

Что можно исследовать? Формулирование темы (1 ч.)
Задания для развития исследовательских способностей. Игра на развитие формулирования темы.
Как задавать вопросы? Банк идей (1ч.)
Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей». 4

Тема, предмет, объект исследования.(1ч.)
Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования.
Цели и задачи исследования. (1 ч)
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Учимся выдвигать гипотезы. Учимся высказывать суждения. Как

правильно классифицировать. Умозаключения и выводы. (3 ч)
Понятия: гипотеза, провокационная идея. Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если…
Организация исследования. (3ч.)
Планирование исследований и проектов. Сообщение о результатах исследования.Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: подуматьсамостоятельно; посмотреть книги о том, что исследуешь; спросить у других людей; познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент.
Наблюдение и наблюдательность.

Наблюдение как способ выявления

проблем (1ч.)
Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.).
Коллекционирование (1ч.)
Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию.
Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» (1ч.)
Поисковая деятельность по теме «Какие коллекции собирают люди».
Сообщение о своих коллекциях (2ч.)
Выступления учащихся о своих коллекциях.
Что такое эксперимент (1ч.)
Понятия: эксперимент, экспериментирование. Самый главный спо соб получения информации. Что знаем о б экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента.
Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях(1ч.)
Проведение эксперимента на моделях. Эксперимент «Вообразилия». 5

Подпрограмма «Исследовательская практика» (9ч.)

Сбор материала для исследования ( 2 ч.)
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования. Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).
Индивидуальные

творческие

работы

на

уроке

по

выбранной

тематике (1 ч.)
Анализ, обобщение, главное, второстепенное. Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.
Экскурсия

как

средство

стимулирования

исследовательской

деятельности детей (1 ч.)
Составление плана подготовки к защите проекта.
Экскурсия - исследование (2 ч.)
Сообщение, доклад. Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.
Подпрограмма «Мониторинг» (5 ч.)

Мини конференции по итогам собственных исследований (3 ч.)
Защита.Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.
Выставки

творческих

работ-

средство

стимулирования

проектной

деятельности детей (1 ч.)
Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих в микро группах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной защите.
Анализ исследовательской работы (1 ч.)
Анализ своей проектной деятельности.
3 класс (34 ч)

Подпрограмма «Тренинг» (19 ч.)

Проект? Проект! Наблюдения и эксперименты. (1ч.)
Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами».
Методы исследования. Наблюдения и эксперимент. (2ч.)
Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему».
Наблюдение и наблюдательность. (1ч.)
Задания на выявление общих интересов. Групповая работа.
Совершенствование

эксперимента.

Моделирование,

исследование.

(2ч.)
Знакомство с видами проектов. Работа в группах.
Правильное мышление и логика. (1ч.)
6
Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез.
Формулирование цели, задач исследования, гипотез. ( 2 ч.)
Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез.
Планирование работы (2ч.)
Составление плана работы над проектом. Игра «По местам».
Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент

познания в действии (2ч.)
Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира.
Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию

(2ч.)
Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.
Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять

главное и второстепенное (2ч.)
Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке.
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы (2ч.)
Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы.
Подпрограмма «Исследовательская практика» (13 ч.)

Работа

в

библиотеке

с

каталогами.

Отбор

и

составление

списка

литературы по теме исследования (3ч.)
Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта.
Анализ прочитанной литературы ( 3ч.)
Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте.
Исследование объектов (2ч.)
Практическое занятие направленное на исследование объектов в проектах учащихся.
Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять

главное и второстепенное (2ч.)
Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке.
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы (2ч.)
Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы.
Как сделать сообщение о результатах исследования (1ч.)
Составление плана работы. Требования к сообщению.
Оформление работы (2ч.)
Выполнение рисунков, поделок и т.п.
Работа в компьютерном классе. Оформление презентации (2ч.)
Работа на компьютере – создание презентации. 7

Подпрограмма «Мониторинг» (2 ч.)

Мини конференция по итогам собственных исследований (1ч.)
Выступления учащихся с презентацией своих проектов.
Анализ исследовательской деятельности (1ч.)
Анализ своей проектной деятельности.
4 класс(34ч)

Подпрограмма «Тренинг» (18 ч.)

Знания,

умения

и

навыки,

необходимые

в

исследовательской

работе(1ч.)
Практическая работа «Посмотри на мир другими глазами».
Культура мышления(2ч.)
Виды тем. Практическая работа «Неоконченный рассказ».
Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии(2ч.)
Задания на развитие умения выявлять проблему. Ассоциации и аналогии.
Наблюдение и экспериментирование (2ч.)
Практическая работа. Эксперимент с микроскопом, лупой.
Техника экспериментирования (2ч.)
Эксперимент с магнитом и металлом. Задание «Рассказываем, фантазируем».
Наблюдение

наблюдательность.

Совершенствование

техники

экспериментирования (2ч.)
Игра на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента.
Правильное мышление и логика (2ч.)
Задания на развитие мышления и логики.
Обработка и анализ всех полученных данных (2ч.)
Выборочное чтение. Подбор необходимых высказываний по теме проекта.
Что такое парадоксы (3ч.)
Понятие «парадокс». Беседа о жизненных парадоксах.
Подпрограмма «Исследовательская практика» (12 ч.)

Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы (2ч.)
Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. Работа над актуальностью выбранной проблемы.
Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез(2ч.)
Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования.
Предмет и объект исследования(2ч.)
Определение предмета и объекта исследования и их формулирование.
Работа

в

библиотеке

с

каталогами.

Отбор

литературы

по

теме

исследования (1ч.)
Экскурсия в библиотеку. Работа с картотекой. Выбор литературы.
Ознакомление

с

литературой

по

данной

проблематике,

анализ

материала (2ч.)
Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы. 8

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации (3ч.)
Выполнение презентации к проекту. Подбор необходимых картинок. Составление альбома иллюстраций. Выполнение поделок.
Подпрограмма «Мониторинг» (4 ч.)

Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите

(1ч.)
Составление плана выступления.
Защита исследования перед одноклассниками –(1ч.)
Выступление с проектами перед одноклассниками.
Выступление на школьной НПК (1ч.)
Презентация проекта на школьной НПК.
Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности (1ч.)

III. Учебно-тематический план.

1 класс – 33 часа
№ п/п Наименование разделов и тем Кол-во часов 1 Подпрограмма «Тренинг» 18 2 Подпрограмма «Исследовательская практика» 10 3 Подпрограмма «Мониторинг» 5 Итого 33
2 класс- 34 часа
№ п/п Наименование разделов и тем Кол-во часов 1 Подпрограмма «Тренинг» 20 2 Подпрограмма «Исследовательская практика» 9 3 Подпрограмма «Мониторинг» 5 Итого 34
3 класс - 34 часа
№ п/п Наименование разделов и тем Кол-во часов 1 Подпрограмма «Тренинг» (18 ч.) 19 2 Подпрограмма «Исследовательская практика» 13 3 Подпрограмма «Мониторинг» 2 Итого 34 9

4 класс - 34 часа
№ п/п Наименование разделов и тем Кол-во часов 1 Подпрограмма «Тренинг» (18 ч.) 18 2 Подпрограмма «Исследовательская практика» 12 3 Подпрограмма «Мониторинг» 4 Итого 34
IV. Требования к уровню подготовки учащихся.

Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:  положительное отношение к исследовательской деятельности;  широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;  интерес к новому содержанию и новым способам познания;  ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;  способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности. Обучающийся получит возможность для формирования:  внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;  выраженной познавательной мотивации;  устойчивого интереса к новым способам познания;  адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;  морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:  принимать и сохранять учебную задачу;  учитывать выделенные учителем ориентиры действия;  планировать свои действия; 10
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль;  адекватно воспринимать оценку учителя;  различать способ и результат действия;  оценивать свои действия на уровне ретро оценки;  вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;  выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Обучающийся получит возможность научиться:  проявлять познавательную инициативу;  самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;  преобразовывать практическую задачу в познавательную;  самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:  осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;  использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;  высказываться в устной и письменной формах;  ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;  владеть основами смыслового чтения текста;  анализировать объекты, выделять главное;  осуществлять синтез (целое из частей);  проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;  устанавливать причинно-следственные связи;  строить рассуждения об объекте;  обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);  подводить под понятие;  устанавливать аналогии;  оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;  видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п. Обучающийся получит возможность научиться:  осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;  фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; 11
 осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;  строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей;  оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;  использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:  допускать существование различных точек зрения;  учитывать разные мнения, стремиться к координации;  формулировать собственное мнение и позицию;  договариваться, приходить к общему решению;  соблюдать корректность в высказываниях;  задавать вопросы по существу;  использовать речь для регуляции своего действия;  контролировать действия партнера;  владеть монологической и диалогической формами речи. Обучающийся получит возможность научиться:  учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;  аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;  с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;  допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;  осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;  адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:  иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;  знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;  уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы; 12
 уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;  владеть планированием и постановкой эксперимента
V. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Методы контроля: консультация,доклад, защита исследовательских работ,выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно- исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ. По окончании программы учащиеся смогут продемонстрировать:  действия, направленные на выявление проблемы и определить направление исследования проблемы;  зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;  обозначится граница исследования;  разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;  деятельность по самостоятельному исследованию выберутся методы исследования;  поведется последовательно исследование;  зафиксируются полученные знания (соберется и обработается информация);  проанализируются и обобщатся полученные материалы;  подготовится отчет – сообщение по результатам исследования;  организуются публичные выступления и защита с доказательством своей идеи;  простимулируется исследовательское творчество детей у 100% с привлечением родителей;  обучатся правилам написания исследовательских работ не менее 80%;  организуется экспресс – исследование, коллективное и индивидуальное;  про демонстрируются результаты на мини- конференциях, семинарах не менее 50%;  включатся в конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов, среди учащихся 2,3,4 классов не менее 10%;  создадутся у 100% учащихся «Папки исследователя» для фиксирования собираемой информации;  сформируются представления об исследовательском обучении и как стать исследователем;  активизируется интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе. Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:  альбом,  газета,  гербарий,  журнал, книжка-раскладушка,  коллаж,  коллекция, 13
 костюм,  макет,  модель,  музыкальная подборка,  наглядные пособия,  паспарту,  плакат,  план,  серия иллюстраций,  сказка,  справочник,  стенгазета,  сувенир-поделка,  сценарий праздника,  учебное пособие,  фотоальбом,  экскурсии.
VI. Перечень учебно-методического обеспечения.

Методические пособия для учеников:
1. Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008 2. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература. 3. Интернет - ресурсы
Методические пособия для учителя:
1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008. 2. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008 3. М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников.Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008
Технические средства обучения
1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. 2. Магнитная доска. 3. Компьютер. 4. Принтер. 5. Сканер 6. Мультмедиапроектор.
VII. Список литературы.
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. 2. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. / под науч. Ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2011. 3. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч./ М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова 14
и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. 4. Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. 5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ сост. Е.С. Савинов.- 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. 6. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 20 15


В раздел образования