Существительные с суффиксом –ОК- . Написание суффикса –ОК-, после щипящих
Автор: Лейбас Галина Викторовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ № 42 г. Белгорода Населённый пункт: г. Белгород Наименование материала: конспект Тема: Существительные с суффиксом –ОК- . Написание суффикса –ОК-, после щипящих Раздел: начальное образование
Тема : Существительные с суффиксом –ОК- . Написание суффикса –ОК- , после
щипящих
Цели : Создать условия для усвоения уч-ся темы урока
Обеспечить закрепление знаний уч-ся в разборе слов по составу
Содействовать развитию у школьников монологической и диалогической речи.
Оборудование :
План урока:
1. Орг. этап.
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
2. Этап актуализации знаний.
- Урок мы начнём со слов русского писателя А. Н. Толстого. Прочитайте их:
«Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно,
приблизительно, неверно».
Я предлагаю вам поработать над красотой устной и письменной речи. Откройте
учебники на стр. 97 и произнесите правильно слова, которые записаны на плакате
Летучей Мыши.
- А теперь также красиво будем писать:
- к к Кк ск км кА
- Выпишите имена существительные. Выделите в них суффикс: трав ушк а,
медовый, дожд ик , пуховый, маленький, волч ищ е.
- Сегодня мы продолжим разговор о написании суффикса –ОК- после шипящих.
3. Этап изучения нового материала.
- Откройте Обратный словарь на –К, на – ОК.
- Какой суффикс есть во многих словах списка? Среди этих слов найдите те, в
которых суффикс -ОК- идёт после корня, оканчивающегося на шипящий.
- Работа в паре: - Запишите с ними 4 словосочетания: прилагательное +
существительное, существительные не должны повторяться. В существительных
поставьте ударение, подчеркните букву шипящего, выделите суффикс.
- Покажите, как образованы любые два из них: снег / + -ок- +
=снеж / ок
- А теперь откройте словарь на – ЧОК. Выпишите только 5 одушевлённых
существительных, один начинает с начала списка, а сосед по парте – с конца.
Выделите суффикс.
- Куда падает ударение во всех словах?
- Какая буква пишется в суффиксе после корня, который оканчивается на
шипящий?
- Какую закономерность вы обнаружили? Можете сказать правило?
4. Этап проверки понимания изученного
- Распространяется ли правило на слова, корень которых оканчивается на букву
Ш? Как правильно написать: ГРЕБЕШ ОК или ГРЕБЕШ ЁК
Динамическая пауза
5. Этап применения знаний в изменённой ситуации.
- Откройте словарь на –К. Посмотрите слова на –ЁНОК, а сосед пусть на
-ОНОК. Скажите друг другу в каких случаях пишутся эти суффиксы. Что вы
можете сказать о значении этого суффикса. Кого обозначают ВСЕ слова, в
которых используется этот суффикс?
6. Этап обобщения знаний и способов действий.
- Запишите названия детёнышей животных?
Слона льва тигра
Волка мыши моржа
Лося ежа зайца
(если останется время – выполнить упражнение 58-59)
8. Этап информации о домашнем задании.
- П. т. стр. 55 упр. 60
9. Этап подведения итогов урока.
10. Этап рефлексии.
- Завершается урок.
Он пошёл ребятам впрок?
Постарались всё понять?
Учились тайны открывать?
Ответы полные давали?
На уроке не зевали?
- Спасибо за урок.