Автор: Кузнецова Елена Юрьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 5" Населённый пункт: город Камень-на-Оби, Алтайский край Наименование материала: воспитательная программа Тема: "Самое лучшее наследство – воспитанность" Раздел: начальное образование
Управления образования Администрации Каменского района
Алтайского края
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 5 имени Е.Е.Парфенова»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
______Г.В.Ивашкина
Протокол № ___ от
«__»
_______________20___г
.
«Согласовано»
Заместитель директора
по УВР
_________Н. В.
Зайцева
«__»________20___г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ «Гимназия
№ 5 им. Е.Е.Парфенова»
Л.Н,Бабаева.
Приказ № ___ от
«__»_________________20__
_г.
Воспитательная программа
нравственно - эстетического воспитания школьников
«Самое лучшее наследство – воспитанность»
4 б класс
на 2016 – 2017 учебный год
Составлена
на
основе
целевой
комплексной
программы
духовно-нравственного
развития и воспитания учащихся «Расти человеком», разработанной Быковой Л.Г. (зам.
директора
по
учебно-воспитательной
работе
МБОУ
«Гимназия
№
5
имени
Е.Е.Парфенова»
г. Камня-на-Оби
Составитель: Кузнецова Елена Юрьевна
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия №5 имени Е.Е.Парфенова»
г. Камень-на-Оби
2016 год
Тема работы гимназии № 5
Создание комфортного образовательного пространства для предоставления
обучающимся качественного образования в условиях современной школы
Тема самообразования
Педагогические технологии поддержки школьников в условиях введения ФГОС
Пояснительная записка
В связи с обновлением экономической, политической и социальной жизни в нашем
обществе,
перед
педагогами
встают
новые
задачи
в
воспитании
подрастающего
поколения: «подготовка разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной
в
традициях
отечественной
мировой
культуры,
в
современной
системе
ценностей
и
потребностях
современной
жизни,
способной
к
активной
социальной
адаптации
в
обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и
продолжению профессионального образования и самосовершенствованию». (Из Доклада
Государственного Совета РФ:«Образовательная политика России на современном этапе».)
В настоящее время родители, при выборе школы для ребенка, главный упор делают
на интеллектуальное и техническое образование, в то время как нравственное воспитание
отошло на второй план. Но, именно общечеловеческие ценности и есть тот фундамент,
который делает человека высоконравственной личностью. Во все времена семья, общество
и народ стремились передавать следующему поколению не только интеллектуальные и
технические
знания,
но
и
те
нравственные
ценности,
обычаи
и
традиции,
которые
составляют основу здорового общества.
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения,
происходит усвоение предлагаемых педагогом и родителями модели поведения, общения,
взаимодействия. Подражательность и эмоциональность, которые свойственны детям, во
многом определяют их дальнейшее поведение, складывающиеся нормы и идеалы.
Данная программа является частью школьной целевой комплексной программы в
нравственно-этическом направлении воспитательной работы.
Программа предусматривает:
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
•
первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
•
различение хороших и плохих поступков;
•
знание правил поведения в школе, семье, общественных местах;
•
элементарные представления о религиозной картине мира, роли православия и
других традиционных российских религий в развитии российского государства, в истории
и культуре нашей страны;
•
почтительное отношение к родителям;
•
уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам
и младшим;
•
установление
дружеских
взаимоотношений
в
коллективе,
основанных
на
взаимопомощи и взаимной поддержке;
•
бережное, гуманное отношение ко всему живому;
•
знание
правил
вежливого
поведения,
культуры
речи,
умение
пользоваться
«волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
•
стремление избегать плохих поступков; не капризничать, не быть упрямым; умение
признаться в плохом поступке и проанализировать его;
•
представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое
состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
•
отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным
словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных
передач.
Цель:
создать
условия
для
формирования
нравственно-этических
ценностей
обучающихся.
Задачи:
•
знакомить
обучающихся
с
нравственно-этическими
ценностями
общества
(нравственный
выбор;
справедливость;
милосердие;
честь;
достоинство;
любовь;
почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания);
•
знакомить с соблюдением норм, правил поведения.
Ожидаемые
результаты: Устойчивое
знание
нравственно-этических
норм,
умение
соответствовать им; убежденность и готовность к взаимопониманию и взаимопомощи.
При составлении программы учитывался возраст обучающихся, интересы и потребности.
Программа рассчитана на 4 года
Формы
работы:
беседы,
классные
часы,
игры,
экскурсии,
праздники,
родительские
собрания, чтение художественных произведений, рассказ педагога и рассказы детей и т.д.
Методы работы: индивидуальные методы работы (наблюдения, беседы, анкетирование);
коллективные
(классные
часы,
совместные
походы,
рассматривание
рисунков
и
фотографий, родительские собрания).
Диагностика достижения воспитательных результатов:
Сплоченность коллектива;
Диагностика воспитанности
Содержание программы
1-й год обучения. Я познаю школьный мир 2013-2014 уч. год
Введение
в
школьную
жизнь.
Вот
я
какой(ая).
Знание
правил
поведения
на
уроке,
перемене, в столовой, а спортивном зале, в актовом зале.Я иду в школу(мой путь).
Различение
хороших
и
плохих
поступков.Уважительное
отношение
к
старшим,
доброжелательное
отношение
к
сверстникам
и
младшим.
Установление
дружеских
взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке.
Знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными»
словами, быть опрятным, чистым, аккуратным.Стремление избегать плохих поступков; не
капризничать,
не
быть
упрямым;
умение
признаться
в
плохом
поступке
и
проанализировать его. Учимся самостоятельности.
2-й год обучения. Мой мир 2014-2015 уч. год
Вот как(ой)(ая) я!(мои привычки, мои увлечения).
Режим дня школьника. Что мне
помогает развиваться: книга, телевизор, компьютер. Умение владеть собой. Понимание
разницы между человеком и животным в вопросах самоконтроля. Вежливость. Быть
принятым.
Клички.
Честность.
Совесть.
Уважение.
Сочувствие.
Смелость.
Справедливость. Умение простить. Извинение. О красоте души человека. Трудолюбие. Как
справляться с гневом? Зависть.
3-й год обучения. Моя семья 2015-2016 уч. год
Что
такое
семья?
Моя
родословная.
Домашние
обязанности.
Формирование
представления о семье, о родственных отношениях, о генеалогическом дереве, роде,
Родине. Помочь детям осознать центральную роль бескорыстия в поддержании любви в
семье и ответственности каждого члена семьи. Важность взаимодействия всех поколений
в
семье,
роде.
Что
любовь
–
источник
взаимоотношений
и
взаимопомощи
в
семье.
Школьная семья. Народ- семья, традиции, обычаи русского народа.
4-й год обучения. «Этикет и культура общения» 2016-2017 уч. год
Раскрытие
сущности
этикета
и
важности
знания,
основных
правил
этикета
в
общественных
местах:
Что
такое
этикет?
Где
развивался
этикет?
Этикет
в
России?
Правильное использование этикетных формул в речи помогает установлению контакта
между собеседниками: поддерживать общение в вежливой форме, доброжелательности,
взаимного внимания, что облегчает взаимопонимание между людьми. Основные правила
вежливости и светского этикета включают в себя темы: Знакомство. Поведение за столом.
Игра
«в
гостях».
Прощание
перед
сном.
Утро.
Вежливая
просьба.
Поведение
в
общественном транспорте. Поведение в театре. В поликлинике. В библиотеке. В кафе. В
парикмахерской. Утешение. У постели больного. Именины и дни рождения. О подарках. О
шутках. Комплементы. Гостеприимство. Осанка, манеры. Балы и театры. О первых балах в
России. Этикет, соблюдаемый в письмах. Культура речевого общения. Речь – средство
передачи мыслей и чувств. В доступной форме раскрыть значение речи как важнейшего
средства
общения.
Познакомить
детей
с
понятием
«риторика»,
«язык».
Воспитывать
уважение
и
вежливое
отношение
к
людям.
Умение
употреблять
различные
формы
словесной вежливости. Темы: Разговор с незнакомым на улице. Обращение к взрослому
знакомому. Вежливый разговор по телефону. Поздравление и пожелания. Речь. Культура
Речи. О вежливости. Умение вежливо слушать. Не ссориться и не обижать друг друга.
«Разрешите мне сказать».
Анализ воспитательной работы в 3 Б классе.
В
третьем
классе,
была
продолжена
работа
по
программе
по
нравственно-
этическому воспитанию обучающихся.
Цель:
создать
условия
для
формирования
нравственно-этических
ценностей
обучающихся.
Задачи:
•
знакомить
обучающихся
с
нравственно-этическими
ценностями
общества
(что
такое этикет, формы общения, правила вежливости и т.д.)
•
знакомить с соблюдением норм, правил поведения.
Чтобы реализовать третий этап программы, были проведен ряд мероприятий:
Права и обязанности уч-ся гимназии. Профилактика правонарушений. «Правила
перехода проезжей части дороги». Экскурсия в ЦДЮТ «Правила ДД». Кл.час по
нравственности «Моя семья-дерево семьи» . Беседа. «Пожилые люди. Мудрая старость».
Беседа «Режим дня школьника». Тестирование «Уровень воспитанности». Урок здоровья.
Беседы шк. медика Неделя по профилактике ЗОЖ. Рейды по проверке выполнения режима
дня детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. Беседа ко дню матери
«Любовь и сердце матери». Кл/ч по нравственности «Забота и подвиг мамы». Кл/час
«Наши братья и сестры». Кл\час «Опора семьи». Беседа «Солнце семьи». Путешествие в
мир профессий. Беседа «Любовь и мудрость отца». Конкурс «Юные рыцари». Кл\час
Материнские руки». Беседа «Дружная, счастливая семья». Беседа «Школа семьи,
школьная семья». Кл/ч «Любовь источник взаимоотношений и взаимопомощи в семье».
Беседа «День семьи». Беседа «Роль отца». Эти мероприятия были направлены на
формирование представления о семье, о родственных отношениях, о генеалогическом
дереве, роде, Родине. Помочь детям осознать центральную роль бескорыстия в
поддержании любви в семье и ответственности каждого члена семьи. Важность
взаимодействия всех поколений в семье, роде. Что любовь – источник взаимоотношений и
взаимопомощи в семье.
На
каждом
мероприятии
дети
проявляли
активность.
Они
знают
и
понимают
нравственные нормы, но выполнять, в силу своих возможностей, ещё не всегда могут.
В течение всего учебного года велась работа по формированию коллектива класса
через активизацию деятельности каждого ребенка. Для этого проводились игры, классные
часы, внеклассные мероприятия, экскурсии и прогулки, направленные на решение этих задач.
Игры «Палочка-выручалочка». Внешкольные конкурсы рисунков и поделок, поход в цирк,
музей.
Формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья учащихся
являются одной из важнейших задач. Ребята принимали активное участие в спортивных
мероприятиях, проводимых в гимназии «Веселые старты», беседы: «О режиме дня и личной
гигиене»,
«Профилактика
простудных
заболеваний»,
проводимые
школьным
врачом,
учителем
и
студентами,
просматривание
фильмов
по
безопасности
и
охране
здоровья.
«Болезни грязных рук». В течение года на уроках проводились физминутки. Физминутки на
уроках связанные с укреплением зрения, со снятием физической усталости. Викторина по
ЗОЖ, дыхательная гимнастика по методу А.А. Сметанкина. Беседы по ПДД.
Велась систематическая работа по вовлечению детей в интеллектуальную деятельность
(участие
в
«Русский
медвежонок»,
«Олимпусик»).
Не
все
мероприятия,
которые
были
запланированы в 3 классе, выполнены, т.к. не были запланированы диагностики в рамках
ФГОС. Активность проявили дети в городских конкурсах: Анохина Зоя, Гайдарёв Борис,
Гридчин Егор, Кузьмичёва Ксения, Лаут Виктория, Логинов Евгений, Михайлов Данил,
Овчинникова
Елизавета.
Пасечник
Роман,
Петров
Данил
выполнял
работы
вместе
с
бабушкой, Сажина Карина. Семейная работа Федоровой Анастасии была отмечена - 1 место,
Овчинниковой Елизаветы -2 место.
В
3
классе
было
запланировано
4
родительских
собраний. Все собрания были проведены. Посещаемость составила – 82%.
В конце учебного года была запланирована поездка в г.Барнаул на ШОУ «НИКОЛЯ»
Поездка детям понравилась, она больше сдружила детей, учились вести себя в поездке,
слушать и слышать руководителя, быть внимательными, организованными, делиться друг с
другом завтраками. От поездки дети были в восторге.
Была запланирована и велась работа с трудными детьми, с девиантным поведением:
Никитиным Данилом и Пасечником Романом. Выявились дети, семьи, которым тоже нужно
было уделить время: семья Гридчиных, Логиновых были на контроле. Ситников Максим
требует постоянного внимания, т.к. нормы поведения для него частично отсутствуют. Он
понимает как нужно вести себя в обществе, но под влиянием других детей забывает о нормах
поведения.
С этими детьми проводилась дополнительные беседы о нормах поведения в
школе, были посещены квартиры, проведён самоанализ ребёнка и его поведение, «могу ли я
контролировать своё поведение», но эту работу придется в 4 классе продолжить.
В 2016-2017 учебном году необходимо продолжить работу по реализации данной
программы, которая направлена на формирование нравственных ценностей. Проделанная
работа способствовала формированию коллектива класса, интеллектуальному, нравственному
и физическому становлению личности, создавались условия для развития индивидуальных и
творческих способностей.
ВЫВОД:
В
классе
имеются
дети
с
ослабленным
здоровьем.
Дети,
которые
не
умеют
управлять своими эмоциями будут направлены в кружок «Психологическая азбука». В
классе коллектив ещё не сформирован, только формируется.
Задачи воспитательной работы
с детским коллективом на 2016-2017 учебный год:
1.
Продолжить вести работу по оздоровлению детей.
2.
Продолжить работу по сплочению детского коллектива.
3.
Формировать представления об этике и культуре общения.
4.
Создать максимум условий для реализации программы по нравственно-этическому
воспитанию.