Напоминание

"Самое лучшее наследство – воспитанность"


Автор: Кузнецова Елена Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 5"
Населённый пункт: город Камень-на-Оби, Алтайский край
Наименование материала: воспитательная программа
Тема: "Самое лучшее наследство – воспитанность"
Раздел: начальное образование





Назад




Управления образования Администрации Каменского района Алтайского края
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 5 имени Е.Е.Парфенова»

«Рассмотрено»
Руководитель МО ______Г.В.Ивашкина Протокол № ___ от «__» _______________20___г .
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР _________Н. В. Зайцева «__»________20___г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ «Гимназия № 5 им. Е.Е.Парфенова» Л.Н,Бабаева. Приказ № ___ от «__»_________________20__ _г.
Воспитательная программа

нравственно - эстетического воспитания школьников

«Самое лучшее наследство – воспитанность»

4 б класс
на 2016 – 2017 учебный год Составлена на основе целевой комплексной программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся «Расти человеком», разработанной Быковой Л.Г. (зам. директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «Гимназия № 5 имени Е.Е.Парфенова» г. Камня-на-Оби Составитель: Кузнецова Елена Юрьевна учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №5 имени Е.Е.Парфенова» г. Камень-на-Оби 2016 год

Тема работы гимназии № 5

Создание комфортного образовательного пространства для предоставления

обучающимся качественного образования в условиях современной школы

Тема самообразования

Педагогические технологии поддержки школьников в условиях введения ФГОС


Пояснительная записка
В связи с обновлением экономической, политической и социальной жизни в нашем обществе, перед педагогами встают новые задачи в воспитании подрастающего поколения: «подготовка разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной мировой культуры, в современной системе ценностей и потребностях современной жизни, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования и самосовершенствованию». (Из Доклада Государственного Совета РФ:«Образовательная политика России на современном этапе».) В настоящее время родители, при выборе школы для ребенка, главный упор делают на интеллектуальное и техническое образование, в то время как нравственное воспитание отошло на второй план. Но, именно общечеловеческие ценности и есть тот фундамент, который делает человека высоконравственной личностью. Во все времена семья, общество и народ стремились передавать следующему поколению не только интеллектуальные и технические знания, но и те нравственные ценности, обычаи и традиции, которые составляют основу здорового общества. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение предлагаемых педагогом и родителями модели поведения, общения, взаимодействия. Подражательность и эмоциональность, которые свойственны детям, во многом определяют их дальнейшее поведение, складывающиеся нормы и идеалы. Данная программа является частью школьной целевой комплексной программы в нравственно-этическом направлении воспитательной работы. Программа предусматривает: Воспитание нравственных чувств и этического сознания: • первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях; • различение хороших и плохих поступков; • знание правил поведения в школе, семье, общественных местах; • элементарные представления о религиозной картине мира, роли православия и других традиционных российских религий в развитии российского государства, в истории и культуре нашей страны; • почтительное отношение к родителям; • уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим; • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке; • бережное, гуманное отношение ко всему живому; • знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным; • стремление избегать плохих поступков; не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его; • представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы; • отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
Цель:
создать условия для формирования нравственно-этических ценностей обучающихся.
Задачи:

• знакомить обучающихся с нравственно-этическими ценностями общества (нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания); • знакомить с соблюдением норм, правил поведения.
Ожидаемые

результаты:
Устойчивое знание нравственно-этических норм, умение соответствовать им; убежденность и готовность к взаимопониманию и взаимопомощи. При составлении программы учитывался возраст обучающихся, интересы и потребности. Программа рассчитана на 4 года
Формы

работы:
беседы, классные часы, игры, экскурсии, праздники, родительские собрания, чтение художественных произведений, рассказ педагога и рассказы детей и т.д.
Методы работы:
индивидуальные методы работы (наблюдения, беседы, анкетирование); коллективные (классные часы, совместные походы, рассматривание рисунков и фотографий, родительские собрания).
Диагностика достижения воспитательных результатов:
 Сплоченность коллектива;  Диагностика воспитанности
Содержание программы

1-й год обучения. Я познаю школьный мир 2013-2014 уч. год
Введение в школьную жизнь. Вот я какой(ая). Знание правил поведения на уроке, перемене, в столовой, а спортивном зале, в актовом зале.Я иду в школу(мой путь). Различение хороших и плохих поступков.Уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим. Установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке. Знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным.Стремление избегать плохих поступков; не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его. Учимся самостоятельности.
2-й год обучения. Мой мир 2014-2015 уч. год
Вот как(ой)(ая) я!(мои привычки, мои увлечения). Режим дня школьника. Что мне помогает развиваться: книга, телевизор, компьютер. Умение владеть собой. Понимание разницы между человеком и животным в вопросах самоконтроля. Вежливость. Быть принятым. Клички. Честность. Совесть. Уважение. Сочувствие. Смелость. Справедливость. Умение простить. Извинение. О красоте души человека. Трудолюбие. Как справляться с гневом? Зависть.
3-й год обучения. Моя семья 2015-2016 уч. год
Что такое семья? Моя родословная. Домашние обязанности. Формирование представления о семье, о родственных отношениях, о генеалогическом дереве, роде, Родине. Помочь детям осознать центральную роль бескорыстия в поддержании любви в семье и ответственности каждого члена семьи. Важность взаимодействия всех поколений в семье, роде. Что любовь – источник взаимоотношений и взаимопомощи в семье. Школьная семья. Народ- семья, традиции, обычаи русского народа.
4-й год обучения. «Этикет и культура общения» 2016-2017 уч. год
Раскрытие сущности этикета и важности знания, основных правил этикета в общественных местах: Что такое этикет? Где развивался этикет? Этикет в России? Правильное использование этикетных формул в речи помогает установлению контакта между собеседниками: поддерживать общение в вежливой форме, доброжелательности,
взаимного внимания, что облегчает взаимопонимание между людьми. Основные правила вежливости и светского этикета включают в себя темы: Знакомство. Поведение за столом. Игра «в гостях». Прощание перед сном. Утро. Вежливая просьба. Поведение в общественном транспорте. Поведение в театре. В поликлинике. В библиотеке. В кафе. В парикмахерской. Утешение. У постели больного. Именины и дни рождения. О подарках. О шутках. Комплементы. Гостеприимство. Осанка, манеры. Балы и театры. О первых балах в России. Этикет, соблюдаемый в письмах. Культура речевого общения. Речь – средство передачи мыслей и чувств. В доступной форме раскрыть значение речи как важнейшего средства общения. Познакомить детей с понятием «риторика», «язык». Воспитывать уважение и вежливое отношение к людям. Умение употреблять различные формы словесной вежливости. Темы: Разговор с незнакомым на улице. Обращение к взрослому знакомому. Вежливый разговор по телефону. Поздравление и пожелания. Речь. Культура Речи. О вежливости. Умение вежливо слушать. Не ссориться и не обижать друг друга. «Разрешите мне сказать».
Анализ воспитательной работы в 3 Б классе.
В третьем классе, была продолжена работа по программе по нравственно- этическому воспитанию обучающихся.
Цель:
создать условия для формирования нравственно-этических ценностей обучающихся.
Задачи:
• знакомить обучающихся с нравственно-этическими ценностями общества (что такое этикет, формы общения, правила вежливости и т.д.) • знакомить с соблюдением норм, правил поведения. Чтобы реализовать третий этап программы, были проведен ряд мероприятий: Права и обязанности уч-ся гимназии. Профилактика правонарушений. «Правила перехода проезжей части дороги». Экскурсия в ЦДЮТ «Правила ДД». Кл.час по нравственности «Моя семья-дерево семьи» . Беседа. «Пожилые люди. Мудрая старость». Беседа «Режим дня школьника». Тестирование «Уровень воспитанности». Урок здоровья. Беседы шк. медика Неделя по профилактике ЗОЖ. Рейды по проверке выполнения режима дня детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. Беседа ко дню матери «Любовь и сердце матери». Кл/ч по нравственности «Забота и подвиг мамы». Кл/час «Наши братья и сестры». Кл\час «Опора семьи». Беседа «Солнце семьи». Путешествие в мир профессий. Беседа «Любовь и мудрость отца». Конкурс «Юные рыцари». Кл\час Материнские руки». Беседа «Дружная, счастливая семья». Беседа «Школа семьи, школьная семья». Кл/ч «Любовь источник взаимоотношений и взаимопомощи в семье». Беседа «День семьи». Беседа «Роль отца». Эти мероприятия были направлены на формирование представления о семье, о родственных отношениях, о генеалогическом дереве, роде, Родине. Помочь детям осознать центральную роль бескорыстия в поддержании любви в семье и ответственности каждого члена семьи. Важность взаимодействия всех поколений в семье, роде. Что любовь – источник взаимоотношений и взаимопомощи в семье. На каждом мероприятии дети проявляли активность. Они знают и понимают нравственные нормы, но выполнять, в силу своих возможностей, ещё не всегда могут. В течение всего учебного года велась работа по формированию коллектива класса через активизацию деятельности каждого ребенка. Для этого проводились игры, классные часы, внеклассные мероприятия, экскурсии и прогулки, направленные на решение этих задач.
Игры «Палочка-выручалочка». Внешкольные конкурсы рисунков и поделок, поход в цирк, музей. Формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья учащихся являются одной из важнейших задач. Ребята принимали активное участие в спортивных мероприятиях, проводимых в гимназии «Веселые старты», беседы: «О режиме дня и личной гигиене», «Профилактика простудных заболеваний», проводимые школьным врачом, учителем и студентами, просматривание фильмов по безопасности и охране здоровья. «Болезни грязных рук». В течение года на уроках проводились физминутки. Физминутки на уроках связанные с укреплением зрения, со снятием физической усталости. Викторина по ЗОЖ, дыхательная гимнастика по методу А.А. Сметанкина. Беседы по ПДД. Велась систематическая работа по вовлечению детей в интеллектуальную деятельность (участие в «Русский медвежонок», «Олимпусик»). Не все мероприятия, которые были запланированы в 3 классе, выполнены, т.к. не были запланированы диагностики в рамках ФГОС. Активность проявили дети в городских конкурсах: Анохина Зоя, Гайдарёв Борис, Гридчин Егор, Кузьмичёва Ксения, Лаут Виктория, Логинов Евгений, Михайлов Данил, Овчинникова Елизавета. Пасечник Роман, Петров Данил выполнял работы вместе с бабушкой, Сажина Карина. Семейная работа Федоровой Анастасии была отмечена - 1 место, Овчинниковой Елизаветы -2 место. В 3 классе было запланировано 4 родительских собраний. Все собрания были проведены. Посещаемость составила – 82%. В конце учебного года была запланирована поездка в г.Барнаул на ШОУ «НИКОЛЯ» Поездка детям понравилась, она больше сдружила детей, учились вести себя в поездке, слушать и слышать руководителя, быть внимательными, организованными, делиться друг с другом завтраками. От поездки дети были в восторге. Была запланирована и велась работа с трудными детьми, с девиантным поведением: Никитиным Данилом и Пасечником Романом. Выявились дети, семьи, которым тоже нужно было уделить время: семья Гридчиных, Логиновых были на контроле. Ситников Максим требует постоянного внимания, т.к. нормы поведения для него частично отсутствуют. Он понимает как нужно вести себя в обществе, но под влиянием других детей забывает о нормах поведения. С этими детьми проводилась дополнительные беседы о нормах поведения в школе, были посещены квартиры, проведён самоанализ ребёнка и его поведение, «могу ли я контролировать своё поведение», но эту работу придется в 4 классе продолжить. В 2016-2017 учебном году необходимо продолжить работу по реализации данной программы, которая направлена на формирование нравственных ценностей. Проделанная работа способствовала формированию коллектива класса, интеллектуальному, нравственному и физическому становлению личности, создавались условия для развития индивидуальных и творческих способностей.
ВЫВОД:
В классе имеются дети с ослабленным здоровьем. Дети, которые не умеют управлять своими эмоциями будут направлены в кружок «Психологическая азбука». В классе коллектив ещё не сформирован, только формируется.
Задачи воспитательной работы

с детским коллективом на 2016-2017 учебный год:
1. Продолжить вести работу по оздоровлению детей. 2. Продолжить работу по сплочению детского коллектива. 3. Формировать представления об этике и культуре общения. 4. Создать максимум условий для реализации программы по нравственно-этическому воспитанию.


В раздел образования