Мастер-класс, как форма повышения профессионального мастерства педагогов
Автор: Абдуллина Ольга Владимировна Должность: заведующая методическим отделом Учебное заведение: МБУ ДО "Дом детского творчества № 4" Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область Наименование материала: Выступление на городском фестивале мастер-классов изобразительного и декоративно-прикладного творчества Тема: Мастер-класс, как форма повышения профессионального мастерства педагогов Раздел: дополнительное образование
Выступление на городском фестивале мастер-классов изобразительного и
декоративно-прикладного творчества
«Творчество – путь к совершенству!»
Тема: Мастер-класс, как форма повышения профессионального
мастерства педагогов
20.04.2016г.
Разработчик: Абдуллина О.В.
Существуют разные определения мастер-классов:
Мастер-класс – это интерактивная форма обучения и обмена опытом,
объединяющая формат тренинга и конференции.
Мастер-класс —
современная
форма
проведения
обучающего
тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным
методикам
и
технологиям
с
целью
повышения
профессионального
уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора
и приобщения к новейшим областям знания
Мастер-класс (от английского masterclass: master - лучший в какой-
либо
области,
class
-
занятие,
урок)
является
семинаром,
который
проводит
эксперт
в
определенной
дисциплине,
для
тех,
кто
хочет
улучшить свои практические достижения в этом предмете.
Очевидно, что мастер-классы не показывают, а проводят.
Мастер-классы похожи на курсы повышения квалификации для тех, кто
уже состоялся как специалист, но хотел бы узнать больше.
Мастер-класс для профессионалов — это возможность познакомиться с
новой технологией, новыми методиками и авторскими наработками.
Основной целью мастер-класса является обмен опытом с коллегами.
Мастера
своего
дела
делятся
со
слушателями
какой-либо
уникальной
методикой, которая применялась и успешно внедрялась лично ими. По сути
дела мастер-класс - это передача действующей технологии. Образно мастер –
класс
можно
сравнить
с
кулинарным
телешоу,
на
котором
зрителям
демонстрируют
процесс
приготовления
пищи
и
предлагают
попробовать
приготовленное блюдо.
Задачи мастер-класса:
передача
педагогом-мастером
своего
опыта
путем
прямого
и
комментированного
показа
последовательности
действий,
методов,
приемов и форм педагогической деятельности;
совместная
отработка
методических
подходов
педагога-мастера
и
приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
рефлексия собственного профессионального мастерства участниками
мастер-класса.
Основной принцип мастер-класса – Я знаю, как это делать, и я научу вас.
Методика проведения мастер-класса не имеет строгих и единых норм. В
большинстве своем она основывается на интуиции ведущего специалиста и
на восприимчивости слушателя.
Форма
мастер-класса
в
большей
степени
зависит
от
наработанного
педагогом
стиля
своей
профессиональной
деятельности.
Возможные
варианты форм мастер-класса:
педагог - группа
педагог - аудитория
педагог – группа - аудитория
Если планируется самостоятельная работа для группы, то педагог в это
время
не
должен
молчать,
но
должен
рассказывать,
комментировать
происходящее.
Для полноценного проведения мастер-класса его необходимо оснастить
методически:
Для
этого
необходимо
разработать
и
подготовить
соотвествующее
методическое обеспечение:
Методическую разработку мастер-класса;
Разработать инструкционную или технологическую карту;
Подготовить
дополнительный
наглядный
и
раздаточный
материл
(пособие, схемы, шаблоны и т.д.);
Понятийный аппарат;
Необходимый технологический материл и оборудование
Существуют разные модели проведения мастер-классов .
Мастер-класс
может состоять из следующих этапов:
1.
Подготовительно-организационного, который включаюет постановку
целей и задач (дидактической общей цели, триединой цели).
В содержание данного этапа входит приветствие, вступительное слово
педагога-мастера, необычное начало занятия (мастер-класса).
Участники мастер-класса встраиваются в диалог, проявляют активную
позицию, тем самым помогая педагогу-мастеру в организации занятия.
2.
Второй этап - Основная часть включает:
Содержание
мастер-класса,
план
действий,
включающий
поэтапно
реализацию темы.
В
содержании
этапа
проговариваются
методические
рекомендации
педагога
для
полноценной
воспроизведения
темы
мастер-класса.
Показ
приемов, используемых в процессе мастер-класса, показ своих “изюминок”
(приемов) с комментариями.
Участники выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей,
индивидуальное создание задуманного.
3.
Третий, заключительный этап – рефлексорный.
Этап
включает
афиширование,
представление
выполненных
работ.
Заключительное слово.
Анализ ситуации по критериям:
овладение общеинтеллектуальными способами деятельности;
развитие способности к рефлексии;
развитие коммуникативной культуры.
В
содержательной
части
этапа
организуется
обмен
мнениями
присутствующих, дает оценку происходящему.
В деятельности участников мастер-класса - рефлексия – активизация
самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе
Несколько добрых советов:
1.
В
мастер-классе
должно
четко
прослеживаться,
что
именно
представляет
педагог
-
прием,
метод
или
технологию.
Логично
упомянуть,
дать
комментарий,
где
используется,
какие
результаты
дает.
2.
Отметим, что мастер-класс не должен сводиться к лекции.
3.
Во время мастер-класса старайтесь показывать не только себя, но и
участников вашего мастер-класса, аудиторию.
4.
Не бойтесь задавать трудные вопросы. Не стоит долго добиваться
того ответа на поставленный вопрос, который нужен вам.
5.
Почти всегда приветствуется юмор, возможно привлечение членов
жюри в происходящее.
6.
В качестве рефлексии можно попросить коллег – педагогов ответить
на вопрос, что они могли бы взять для осуществления собственной
педагогической деятельности из проведенного мастер-класса.
Педагогу
необходимо
постоянно
учиться.
Учиться
у
коллег-
профессионалов.
И
лучшим
побудителем
для
этого
должен
стать
в з а и м о о б м е н
п р о ф е с с и о н а л ь н ы м
о п ы т ом ,
в з а и м о о б у ч е н и е ,
взаимосовершенствование
педагогичесокй
деятельности.
Оптимальной
формой на сегодняшний день как раз и является мастер-класс.