Напоминание

Мастер-класс, как форма повышения профессионального мастерства педагогов


Автор: Абдуллина Ольга Владимировна
Должность: заведующая методическим отделом
Учебное заведение: МБУ ДО "Дом детского творчества № 4"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Выступление на городском фестивале мастер-классов изобразительного и декоративно-прикладного творчества
Тема: Мастер-класс, как форма повышения профессионального мастерства педагогов
Раздел: дополнительное образование





Назад




Выступление на городском фестивале мастер-классов изобразительного и декоративно-прикладного творчества
«Творчество – путь к совершенству!»

Тема: Мастер-класс, как форма повышения профессионального

мастерства педагогов
20.04.2016г. Разработчик: Абдуллина О.В. Существуют разные определения мастер-классов: 
Мастер-класс
– это интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции. 
Мастер-класс
— современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания 
Мастер-класс
(от английского masterclass: master - лучший в какой- либо области, class - занятие, урок) является семинаром, который проводит эксперт в определенной дисциплине, для тех, кто хочет улучшить свои практические достижения в этом предмете. Очевидно, что мастер-классы не показывают, а проводят. Мастер-классы похожи на курсы повышения квалификации для тех, кто уже состоялся как специалист, но хотел бы узнать больше. Мастер-класс для профессионалов — это возможность познакомиться с новой технологией, новыми методиками и авторскими наработками.
Основной целью мастер-класса
является обмен опытом с коллегами. Мастера своего дела делятся со слушателями какой-либо уникальной методикой, которая применялась и успешно внедрялась лично ими. По сути дела мастер-класс - это передача действующей технологии. Образно мастер – класс можно сравнить с кулинарным телешоу, на котором зрителям демонстрируют процесс приготовления пищи и предлагают попробовать приготовленное блюдо.
Задачи мастер-класса:
 передача педагогом-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;  совместная отработка методических подходов педагога-мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
 рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.
Основной принцип мастер-класса
– Я знаю, как это делать, и я научу вас.
Методика проведения мастер-класса
не имеет строгих и единых норм. В большинстве своем она основывается на интуиции ведущего специалиста и на восприимчивости слушателя.
Форма

мастер-класса
в большей степени зависит от наработанного педагогом стиля своей профессиональной деятельности. Возможные варианты форм мастер-класса:  педагог - группа  педагог - аудитория  педагог – группа - аудитория Если планируется самостоятельная работа для группы, то педагог в это время не должен молчать, но должен рассказывать, комментировать происходящее. Для полноценного проведения мастер-класса его необходимо оснастить методически: Для этого необходимо разработать и подготовить соотвествующее методическое обеспечение:  Методическую разработку мастер-класса;  Разработать инструкционную или технологическую карту;  Подготовить дополнительный наглядный и раздаточный материл (пособие, схемы, шаблоны и т.д.);  Понятийный аппарат;  Необходимый технологический материл и оборудование Существуют разные модели проведения мастер-классов
.
Мастер-класс может состоять из следующих этапов:
1.

Подготовительно-организационного,
который включаюет постановку целей и задач (дидактической общей цели, триединой цели). В содержание данного этапа входит приветствие, вступительное слово педагога-мастера, необычное начало занятия (мастер-класса). Участники мастер-класса встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая педагогу-мастеру в организации занятия.
2.

Второй этап - Основная часть включает:
Содержание мастер-класса, план действий, включающий поэтапно реализацию темы.
В содержании этапа проговариваются методические рекомендации педагога для полноценной воспроизведения темы мастер-класса. Показ приемов, используемых в процессе мастер-класса, показ своих “изюминок” (приемов) с комментариями. Участники выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного.
3.

Третий, заключительный этап – рефлексорный.
Этап включает афиширование, представление выполненных работ. Заключительное слово. Анализ ситуации по критериям:  овладение общеинтеллектуальными способами деятельности;  развитие способности к рефлексии;  развитие коммуникативной культуры. В содержательной части этапа организуется обмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему.
В деятельности участников мастер-класса
- рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе Несколько добрых советов: 1. В мастер-классе должно четко прослеживаться, что именно представляет педагог - прием, метод или технологию. Логично упомянуть, дать комментарий, где используется, какие результаты дает. 2. Отметим, что мастер-класс не должен сводиться к лекции. 3. Во время мастер-класса старайтесь показывать не только себя, но и участников вашего мастер-класса, аудиторию. 4. Не бойтесь задавать трудные вопросы. Не стоит долго добиваться того ответа на поставленный вопрос, который нужен вам. 5. Почти всегда приветствуется юмор, возможно привлечение членов жюри в происходящее. 6. В качестве рефлексии можно попросить коллег – педагогов ответить на вопрос, что они могли бы взять для осуществления собственной педагогической деятельности из проведенного мастер-класса. Педагогу необходимо постоянно учиться. Учиться у коллег- профессионалов. И лучшим побудителем для этого должен стать в з а и м о о б м е н п р о ф е с с и о н а л ь н ы м о п ы т ом , в з а и м о о б у ч е н и е ,
взаимосовершенствование педагогичесокй деятельности. Оптимальной формой на сегодняшний день как раз и является мастер-класс.


В раздел образования