Автор: Гейдебрехт Елена Аркадьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Полевская СОШ" Населённый пункт: с Полевое Немецкий Национальный район Алтайский край Наименование материала: конспект Тема: А. Фет "Мама! Глянь-ка из окошка... Раздел: начальное образование
«Мама! Глянь-ка из окошка...»
Учитель: Гейдебрехт Е.А.
2016 г
Урок 2 4. А. Фет
«Мама! Глянь-ка из окошка...»
Тип урока: Урок актуализации новых знаний
Цели: познакомить учащихся со стихотворениями А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка...», обучать правильному чтению
стихов, видеть и понимать настроение героя; развивать память, речь, мышление.
Задачи:
Обучающие:
организовать
деятельность
обучающихся
по
работе
над
содержанием произведения
А.А.Фета,
анализировать произведение, выражать своё мнение о прочитанном, правильно называть жанр и тему произведения;
упражнять
в поисковом
чтении,
учить
читать «вслух»
и
«про
себя»;
познакомить
с
особенностями
чтения
стихотворения
–
просьбы;
создать
условия
для
развития
навыка
выразительного
чтения
стихотворения;
учить
анализировать;
Развивающие обогащать словарный запас детей; развивать воображение; памяти, логического мышления, развивать
навыки парной и самостоятельной работы;
Воспитывающие: воспитывать любовь к природе, любознательность, наблюдательность, интерес к результатам своего
труда, добиваться искреннего, заинтересованного отношения к изучаемому тексту;
способствовать развитию эмоций и чувства детей.
Формирование УУД:
Регулятивные: умение выявлять проблему; определять и формулировать цель урока; высказывать своё предположение на
основе
работы
с
материалом;
работать
по
составленному
плану;
планировать
своё
действие
в
соответствии
с
поставленной задачей;
Коммуникативные: умение воспринимать различные точки зрения; воспринимать мнение других людей, использовать
простые речевые средства для передачи своего мнения, выражать свою точку зрения, работать в парах;
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые
знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт;
Личностные: осознание практической важности изучаемого материала, ценностное отношение к умению выявлять
проблему; контролировать и оценивать свою работу и полученный результат на основе критерия успешности учебной
деятельности; работать самостоятельно, в парах;
Формы работы: работа в парах, беседа, самостоятельная работа с книгой.
Используемые методы и приёмы : словесные, наглядно-иллюстративные, частично-поисковый,
Планируемые результаты: учащиеся должны научиться выразительно читать стихотворения, передавая с помощью
интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в
художественном тексте, объяснять интересные выражения в тексте; наблюдать за повторением ударных и безударных
слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.
Этапы урока
Деятельность педагога
Деятельность учащихся
1. Мотивация
к учебной
деятельности
Цель: включение в
учебную деятельность
на личностно значимом
уровне
- Все готовы, всё в порядке . Начинается урок!
Очень хорошо. Сегодня я предлагаю вам путешествие в
мир литературного чтения, и помогут нам 3 ступеньки
1 Мы уже знаем…
Мы уже умеем?…
2 Мы узнаем и научимся…
3 Теперь мы знаем…
Теперь мы умеем…
Актуализация знаний
Итак, начнём нашу работу с первой ступеньки.
Какова наша цель на данном этапе?
1 Мы уже знаем…
Мы уже умеем…
- С каким разделом мы начали работать?
- В чем отличительная особенность стихов?
- С какими произведениями мы уже познакомились?
- Кто автор этих произведений?
-
Ребята,
я
хочу
предложить
вам
два
произведения.
Познакомьтесь
с
ними
самостоятельно
и
сравните.
Подготовьтесь объяснить, что между ними общего и чем
они отличаются?
(Карточки
( или слайд) со стихотворениями об осени и
зиме,)
Знакомы ли они вам?
Кто сможет рассказать наизусть?
- Поэтическая тетрадь.
- Стихотворение - небольшое
художественное произведение,
написанное в стихотворной
форме, имеет рифму, отличается
эмоциональностью и
выразительностью.
- Весенняя гроза. Листья.
- Федор Иванович Тютчев.
-
- А произведение о зиме вам знакомо?
Изучение нового
материала
- Это стихотворение написал замечательный русский поэт,
которому были открыты все тайны природы, о котором
другой замечательный поэт А.К.Толстой сказал, что он не
имеет равного себе ни в одной литературе. Его поистине
волшебные стихи проникнуты любовью к Родине, к ее
народу, к русской природе.
- Портрет на слайде.
- Кто узнал поэта?
- Определите тему нашего урока.
- Откройте учебник стр…
- Вот мы переходим на вторую ступеньку.
- Какова наша цель на данном этапе?
2 Мы узнаём и учимся?…
- Правильно. Имя этого поэта Афанасий Афанасьевич Фет,
- Афанасий Афанасьевич Фет.
Мама!
которому 5 декабря исполнится 196 лет со дня рождения.
Афанасий Афанасьевич Фет – известный русский поэт-
лирик. Родился в 1820 году в Орловской губернии, в
деревне Новоселки, был сыном богатого помещика.
Рассказывая о своем детстве, Фет вспоминал, как летом с
деревенскими ребятами ходил в лес, ловил чижей, лазил по
деревьям, ездил верхом. С детства будущий поэт полюбил
стихи, переписывал их в тетрадь, особенно его привлекали
стихи Пушкина. Фет пристально вглядывался в жизнь
природы. Сколько голосов на лугу, в саду, поле! Пение
птиц, звон ручья всё это сливается в радостную песню.
Даже у ночной тишины есть своя музыка.
На произведения Фета многие композиторы писали музыку.
Первый сборник своих стихотворений выпустил, когда ещё
был студентом. Именно в это время из-за ошибки
наборщика фамилия Фёт заменена на Фет.
Фет писал о самом простом: о картинах природы, о дожде,
о снеге, о море, о лесе, о звёздах, о самых простых
движениях души, даже о минутных впечатлениях.
Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и
покоя. До конца жизни Фету не изменила радость, которой
проникнуты почти все его стихи.
Специально для детей Фет не писал, но создаваемые
картины и образы природы понятны юным читателям.
Стихотворение «Ласточки пропали...» (наизусть начинает
рассказывать учитель, дети продолжают по памяти)
Ласточки пропали,
А вчера зарей
- Все грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.
С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
Подготовка к
восприятию текста
Первичное знакомство с
произведением
Работа по восприятию
произведения
- Мы с вами уже говорили об осени, когда дуют “буйные
ветры”, срывающие последние листочки с деревьев. А что
происходит в природе потом? Нарисуйте словесную
картину.
Если дети затрудняются, можно помочь вопросами: Что
происходит с землей? Деревьями? Что можно сказать о
природе в это время года?
– Вспомните свои ощущения, когда вы видели первый снег
после мокрой, грязной осени.
- Послушайте произведение, Афанасия Афанасьевича Фета
“Мама! Глянь-ка из окошка” . Слайд 2
– Понравилось ли вам стихотворение?
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.
- Ответы детей
- Стихотворение написано от
– Какое чувство возникло у вас, когда вы его слушали?
– От чьего имени написано стихотворение?
– Что он увидел из окошка? Что его удивило?
– Чему рад ребенок? Что его восхищает?
– Все ли слова вам понятны?
– Найдите значение этого слова.
– Прочитайте восклицательные предложения. Какие
чувства они помогают передать?
– Прочитайте вопросительное предложение. С какой
интонацией его нужно читать и почему?
– Стихотворение написано в 19 веке, отличаются ли
чувства этого мальчика от ваших, при виде первого снега?
имени ребенка.
- Непонятно слово ТОРОВАТЫЙ
- ТОРОВАТЫЙ – щедрый, не
скупой.
- - С восторгом, быстро, потому
что ребенок очень восхищен,
торопится поделиться своими
чувствами с мамой, говорит
быстро
- Читать с чувством
неуверенности, с просьбой,
надеясь на положительный ответ
мамы.
Физминутка
Первичное закрепление
с
проговариванием
во
внешней речи.
- Теперь давайте внимательно прочитаем текст и подумаем,
поразмышляем над его содержанием.
Строфа 1
- Прочитаем первые шесть строк .
- Как мальчик догадался, что на дворе мороз: он же не
выходил на улицу?
- Как преобразилась земля?
- О какой народной примете пишет поэт в этих строках?
Строфа 2.
- Читаем следующие шесть строк. Какими словами поэт
описывает иней? С чем он его сравнивает?
- читает 1 ребенок
- Грязи нет. Посветлело,
побелело. «Видно, есть мороз»
- Малыш видит, как преобразился
двор, припорошенный первым
снегом – таким долгожданным и
ослепительно красивым.
- Ребенок отмечает, что «знать,
вчера недаром кошка умывала
нос». Эта народная примета
указывает на похолодание.
- «Не колючий, светло-синий / По
ветвям развешен иней».
Сравнивает иней с ватой.
Которую, кто-то «тороватый»
(великодушный, щедрый) «все
убрал кусты» .
- О чем он просит маму в этих строках?
- Как вы думаете, какие чувства переполняют мальчика?
-Какую картину вы могли бы здесь нарисовать?
Строфа 3.
- Меняется ли настроение сына в последних строчках
стихотворения? (Читаем последние строчки.)
- Как он произносит последние три строчки?
- А теперь рассмотрите рисунок в учебнике. Соответствует
он содержанию стихотворения?
- Чьими глазами мы наблюдали картину зимнего утра?
Ребята, как вы думаете, каким должен быть человек, что бы
подметить такие изменения в природе? Нам с вами этому
- Он зовет маму полюбоваться
инеем. « Погляди хоть ты!”, не
надо идти на улицу, только
полюбуйся из окна.
- Удивление сменяется
восхищением,
Подготовка к
выразительному
чтению
стоит учиться?
– Всегда ли паузы совпадают с концом строки? Найдите
строки, в конце которых делать паузы мы не будем и
почему.
– А где паузы нужно сделать в середине строки и почему?
Обсуждение понятия РИФМА.
– Что такое РИФМА?
– Найдите рифму в стихотворении.
- – С какой интонацией говорит ребенок с мамой? Как
будем читать это стихотворение?
Выразительное чтение стихотворения.???
– А теперь прочитайте стихотворение своему соседу по
парте так, как будто это вы обращаетесь к своей маме.
- 2, 7, 11, 14
- В 1, 16 конец предложения, а в
4,5, 7, 11 короткие паузы при
перечислении
- Созвучное окончание строк
- С восторгом, быстро, потому
что ребенок очень восхищен,
торопится поделиться своими
чувствами с мамой, говорит
быстро
- Чтение стихотворения
учащимися.
После чтения дети указывают, у кого получилось прочитать
особенно хорошо. Эти 2–3 учащихся читают стихотворение
вслух.
Итог урока. д/з
Вот мы и оказались с вами на последней ступеньке
нашего урока.
Обобщение
- С каким произведением мы познакомились сегодня?
- Чему научило вас стихотворение А.Фета?
- Нужно ли уметь удивляться тому, что нас окружает?
- Достигли ли мы поставленной цели?
- Поэзия Фета – одна из вершин русской лирики.
Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и
покоя. До конца жизни Фету не изменила радость, которой
проникнуты почти все его стихи.
Стихотворение, которое мы с вами прочитали сегодня,
А.Фет написал в очень зрелом возрасте. Удивительно, что
он смог пронести чувства ребёнка через всю свою жизнь.
Какую работу к этому произведению вам хотелось бы
Теперь мы
знаем…
Теперь мы
умеем…
выполнить дома?
- А одному мальчику захотелось создать мультфильм и вот
что у него получилось. Слайд