Напоминание

А. Фет "Мама! Глянь-ка из окошка...


Автор: Гейдебрехт Елена Аркадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Полевская СОШ"
Населённый пункт: с Полевое Немецкий Национальный район Алтайский край
Наименование материала: конспект
Тема: А. Фет "Мама! Глянь-ка из окошка...
Раздел: начальное образование





Назад





Открытый урок

по чтению

в 3 классе

по теме «

А. Фет

«Мама! Глянь-ка из окошка...»
Учитель: Гейдебрехт Е.А. 2016 г

Урок 2 4. А. Фет

«Мама! Глянь-ка из окошка...»

Тип урока:
Урок актуализации новых знаний
Цели:
познакомить учащихся со стихотворениями А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка...», обучать правильному чтению стихов, видеть и понимать настроение героя; развивать память, речь, мышление.
Задачи:

Обучающие:
организовать деятельность обучающихся по работе над содержанием произведения А.А.Фета, анализировать произведение, выражать своё мнение о прочитанном, правильно называть жанр и тему произведения; упражнять в поисковом чтении, учить читать «вслух» и «про себя»; познакомить с особенностями чтения стихотворения – просьбы; создать условия для развития навыка выразительного чтения стихотворения; учить анализировать;
Развивающие
обогащать словарный запас детей; развивать воображение; памяти, логического мышления, развивать навыки парной и самостоятельной работы;
Воспитывающие:
воспитывать любовь к природе, любознательность, наблюдательность, интерес к результатам своего труда, добиваться искреннего, заинтересованного отношения к изучаемому тексту; способствовать развитию эмоций и чувства детей.
Формирование УУД:
Регулятивные: умение выявлять проблему; определять и формулировать цель урока; высказывать своё предположение на основе работы с материалом; работать по составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные: умение воспринимать различные точки зрения; воспринимать мнение других людей, использовать простые речевые средства для передачи своего мнения, выражать свою точку зрения, работать в парах; Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт; Личностные: осознание практической важности изучаемого материала, ценностное отношение к умению выявлять проблему; контролировать и оценивать свою работу и полученный результат на основе критерия успешности учебной деятельности; работать самостоятельно, в парах;

Формы работы:
работа в парах, беседа, самостоятельная работа с книгой.
Используемые методы и приёмы :
словесные, наглядно-иллюстративные, частично-поисковый,
Планируемые результаты:
учащиеся должны научиться выразительно читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в тексте; наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.
Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся
1.
Мотивация

к учебной

деятельности

Цель:
включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне
-
Все готовы, всё в порядке
.
Начинается урок! Очень хорошо. Сегодня я предлагаю вам путешествие в мир литературного чтения, и помогут нам 3 ступеньки 1 Мы уже знаем… Мы уже умеем?… 2 Мы узнаем и научимся… 3 Теперь мы знаем… Теперь мы умеем…
Актуализация знаний

Итак, начнём нашу работу с первой ступеньки.

Какова наша цель на данном этапе?

1 Мы уже знаем… Мы уже умеем… - С каким разделом мы начали работать? - В чем отличительная особенность стихов? - С какими произведениями мы уже познакомились? - Кто автор этих произведений? - Ребята, я хочу предложить вам два произведения. Познакомьтесь с ними самостоятельно и сравните. Подготовьтесь объяснить, что между ними общего и чем они отличаются? (Карточки ( или слайд) со стихотворениями об осени и зиме,) Знакомы ли они вам? Кто сможет рассказать наизусть? - Поэтическая тетрадь. - Стихотворение - небольшое художественное произведение, написанное в стихотворной форме, имеет рифму, отличается эмоциональностью и выразительностью. - Весенняя гроза. Листья. - Федор Иванович Тютчев. -
- А произведение о зиме вам знакомо?
Изучение нового

материала
- Это стихотворение написал замечательный русский поэт, которому были открыты все тайны природы, о котором другой замечательный поэт А.К.Толстой сказал, что он не имеет равного себе ни в одной литературе. Его поистине волшебные стихи проникнуты любовью к Родине, к ее народу, к русской природе. - Портрет на слайде. - Кто узнал поэта? - Определите тему нашего урока. - Откройте учебник стр… - Вот мы переходим на вторую ступеньку. - Какова наша цель на данном этапе? 2 Мы узнаём и учимся?… - Правильно. Имя этого поэта Афанасий Афанасьевич Фет, - Афанасий Афанасьевич Фет. Мама!
которому 5 декабря исполнится 196 лет со дня рождения. Афанасий Афанасьевич Фет – известный русский поэт- лирик. Родился в 1820 году в Орловской губернии, в деревне Новоселки, был сыном богатого помещика. Рассказывая о своем детстве, Фет вспоминал, как летом с деревенскими ребятами ходил в лес, ловил чижей, лазил по деревьям, ездил верхом. С детства будущий поэт полюбил стихи, переписывал их в тетрадь, особенно его привлекали стихи Пушкина. Фет пристально вглядывался в жизнь природы. Сколько голосов на лугу, в саду, поле! Пение птиц, звон ручья всё это сливается в радостную песню. Даже у ночной тишины есть своя музыка. На произведения Фета многие композиторы писали музыку. Первый сборник своих стихотворений выпустил, когда ещё был студентом. Именно в это время из-за ошибки наборщика фамилия Фёт заменена на Фет. Фет писал о самом простом: о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о лесе, о звёздах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях. Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. До конца жизни Фету не изменила радость, которой проникнуты почти все его стихи. Специально для детей Фет не писал, но создаваемые картины и образы природы понятны юным читателям. Стихотворение «Ласточки пропали...» (наизусть начинает рассказывать учитель, дети продолжают по памяти) Ласточки пропали, А вчера зарей - Все грачи летали Да, как сеть, мелькали Вон над той горой. С вечера все спится, На дворе темно. Лист сухой валится, Ночью ветер злится Да стучит в окно.
Подготовка к восприятию текста Первичное знакомство с произведением Работа по восприятию произведения - Мы с вами уже говорили об осени, когда дуют “буйные ветры”, срывающие последние листочки с деревьев. А что происходит в природе потом? Нарисуйте словесную картину. Если дети затрудняются, можно помочь вопросами: Что происходит с землей? Деревьями? Что можно сказать о природе в это время года? – Вспомните свои ощущения, когда вы видели первый снег после мокрой, грязной осени. - Послушайте произведение, Афанасия Афанасьевича Фета “Мама! Глянь-ка из окошка” . Слайд 2 – Понравилось ли вам стихотворение? Лучше б снег да вьюгу Встретить грудью рад! Словно как с испугу Раскричавшись, к югу Журавли летят. - Ответы детей - Стихотворение написано от
– Какое чувство возникло у вас, когда вы его слушали? – От чьего имени написано стихотворение? – Что он увидел из окошка? Что его удивило? – Чему рад ребенок? Что его восхищает? – Все ли слова вам понятны? – Найдите значение этого слова. – Прочитайте восклицательные предложения. Какие чувства они помогают передать? – Прочитайте вопросительное предложение. С какой интонацией его нужно читать и почему? – Стихотворение написано в 19 веке, отличаются ли чувства этого мальчика от ваших, при виде первого снега? имени ребенка. - Непонятно слово ТОРОВАТЫЙ - ТОРОВАТЫЙ – щедрый, не скупой. - - С восторгом, быстро, потому что ребенок очень восхищен, торопится поделиться своими чувствами с мамой, говорит быстро - Читать с чувством неуверенности, с просьбой, надеясь на положительный ответ мамы. Физминутка

Первичное закрепление

с

проговариванием

во

внешней речи.
- Теперь давайте внимательно прочитаем текст и подумаем, поразмышляем над его содержанием. Строфа 1 - Прочитаем первые шесть строк . - Как мальчик догадался, что на дворе мороз: он же не выходил на улицу? - Как преобразилась земля? - О какой народной примете пишет поэт в этих строках? Строфа 2. - Читаем следующие шесть строк. Какими словами поэт описывает иней? С чем он его сравнивает? - читает 1 ребенок - Грязи нет. Посветлело, побелело. «Видно, есть мороз» - Малыш видит, как преобразился двор, припорошенный первым снегом – таким долгожданным и ослепительно красивым. - Ребенок отмечает, что «знать, вчера недаром кошка умывала нос». Эта народная примета указывает на похолодание. - «Не колючий, светло-синий / По ветвям развешен иней». Сравнивает иней с ватой. Которую, кто-то «тороватый» (великодушный, щедрый) «все убрал кусты» .
- О чем он просит маму в этих строках? - Как вы думаете, какие чувства переполняют мальчика? -Какую картину вы могли бы здесь нарисовать? Строфа 3. - Меняется ли настроение сына в последних строчках стихотворения? (Читаем последние строчки.) - Как он произносит последние три строчки? - А теперь рассмотрите рисунок в учебнике. Соответствует он содержанию стихотворения? - Чьими глазами мы наблюдали картину зимнего утра? Ребята, как вы думаете, каким должен быть человек, что бы подметить такие изменения в природе? Нам с вами этому - Он зовет маму полюбоваться инеем. « Погляди хоть ты!”, не надо идти на улицу, только полюбуйся из окна. - Удивление сменяется восхищением,
Подготовка к выразительному чтению стоит учиться? – Всегда ли паузы совпадают с концом строки? Найдите строки, в конце которых делать паузы мы не будем и почему. – А где паузы нужно сделать в середине строки и почему? Обсуждение понятия РИФМА. – Что такое РИФМА? – Найдите рифму в стихотворении. - – С какой интонацией говорит ребенок с мамой? Как будем читать это стихотворение? Выразительное чтение стихотворения.??? – А теперь прочитайте стихотворение своему соседу по парте так, как будто это вы обращаетесь к своей маме. - 2, 7, 11, 14 - В 1, 16 конец предложения, а в 4,5, 7, 11 короткие паузы при перечислении - Созвучное окончание строк - С восторгом, быстро, потому что ребенок очень восхищен, торопится поделиться своими чувствами с мамой, говорит быстро - Чтение стихотворения учащимися.
После чтения дети указывают, у кого получилось прочитать особенно хорошо. Эти 2–3 учащихся читают стихотворение вслух.
Итог урока. д/з

Вот мы и оказались с вами на последней ступеньке

нашего урока.

Обобщение
- С каким произведением мы познакомились сегодня? - Чему научило вас стихотворение А.Фета? - Нужно ли уметь удивляться тому, что нас окружает? - Достигли ли мы поставленной цели?
-
Поэзия Фета – одна из вершин русской лирики. Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. До конца жизни Фету не изменила радость, которой проникнуты почти все его стихи. Стихотворение, которое мы с вами прочитали сегодня, А.Фет написал в очень зрелом возрасте. Удивительно, что он смог пронести чувства ребёнка через всю свою жизнь. Какую работу к этому произведению вам хотелось бы Теперь мы знаем… Теперь мы умеем…
выполнить дома? - А одному мальчику захотелось создать мультфильм и вот что у него получилось. Слайд


В раздел образования