Автор: Губский Николай Иванович Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБУ ДО "Дом детского творчества" Населённый пункт: Краснодарский край, Абинский район, х. Ольгинский Наименование материала: Статья Тема: Памятью прошлого жить. Раздел: дополнительное образование
Губский
Николай
Иванович
,
педагог
дополнительного
образования
,
МБУ
ДО
«
Дом
детского
творчества
»,
г
.
Абинск
.
Памятью
прошлого
жить
.
Великая
Отечественная
война
-
одно
из
самых
значительных
и
драматических
событий
в
истории
нашего
государства
.
В
современных
условиях
,
когда
остро
стоят
вопросы
патриотического
воспитания
граждан
,
и
,
в
первую
очередь
,
молодежи
,
формирования
уважительного
отношения
к
истории
своей
страны
,
гордости
за
Отечество
,
Великая
Отечественная
война
-
ярчайший
пример
подвига
и
героизма
,
совершённого
настоящими
патриотами
своей
Родины
.
Десятки
миллионов
советских
людей
прошли
через
эти
испытания
,
27
миллионов
погибло
,
без
вести
пропало
около
4 - 6
миллионов
.
По
Краснодарскому
краю
469255
не
вернулось
с
фронта
,
половина
–
без
вести
пропавшие
.
Пример
нашего
хутора
:
1250
человек
призвано
в
Действующую
армию
–
не
вернулось
с
фронта
около
500
хуторян
.
Поисковое
движение
,
является
одной
из
самых
действенных
форм
деятельности
по
гражданско
-
патриотическому
воспитанию
молодежи
.
Способствует
формированию
гражданина
и
патриота
своего
Отечества
.
Осуществляет
учебную
деятельность
в
области
военной
истории
и
археологии
,
поддерживает
на
достойном
уровне
культуру
почитания
павших
за
Отечество
,
участвует
в
решении
социальных
проблем
наследия
войн
.
В
процессе
общественно
-
полезного
труда
по
увековечению
памяти
павших
за
Родину
воинов
подросток
обретает
смысл
деятельности
,
понимает
,
что
нужен
обществу
,
что
его
судьба
не
безразлична
окружающим
,
и
это
немаловажно
для
формирования
его
как
личности
.
Выезд
на
поисковую
экспедицию
–
уникальный
для
каждого
подростка
опыт
товарищества
,
жизни
в
разновозрастном
коллективе
,
чувства
локтя
.
Для
многих
из
них
это
возможность
не
просто
своими
руками
прикоснуться
к
истории
,
но
и
отдать
дать
памяти
родным
,
пропавшим
без
вести
в
годы
войны
,
истории
о
которых
они
с
детства
слышат
от
бабушек
и
дедушек
.
Поисковая
работа
помогает
воспитывать
разнообразные
качества
:
желание
работать
,
целеустремленность
,
жажду
активной
деятельности
,
желание
помогать
,
стремление
преодолевать
трудности
,
любознательность
,
честность
и
т
.
д
.
В
поисковой
работе
,
требующей
терпения
,
упорства
и
даже
мужества
,
день
за
днем
происходит
становление
характера
подростка
и
его
личности
в
целом
;
постепенно
формируются
и
совершенствуются
разнообразные
прикладные
умения
и
навыки
,
а
также
-
не
в
меньшей
степени
-
интеллектуальные
,
познавательные
умения
,
связанные
со
многими
научными
знаниями
.
Это
прежде
всего
прикладные
умения
или
туристические
навыки
:
грамотно
,
по
всем
правилам
разбить
лагерь
экспедиции
с
ее
непростым
хозяйством
,
снаряжением
и
оборудованием
;
готовить
в
любую
погоду
пищу
на
костре
;
на
деле
усвоить
нормы
такого
«
полевого
»
общежития
-
необходимость
соблюдать
наряду
с
санитарными
требования
техники
безопасности
,
что
вызвано
соседством
со
взрывоопасными
предметами
.
Отсюда
-
многократное
повышение
ответственности
всех
и
каждого
за
соблюдение
сознательной
дисциплины
.
Происходит
ежедневная
проверка
характера
и
преодоление
себя
,
что
особенно
значимо
для
современной
молодежи
,
отвыкшей
от
существования
в
естественно
-
природных
условиях
.
Кроме
бытовых
умений
воспитываются
и
специальные
:
первоначальные
навыки
археологических
раскопок
,
в
числе
которых
и
навыки
выявления
,
хранения
и
транспортировки
найденных
артефактов
,
останков
погибших
бойцов
.
Следует
отметить
,
что
каждая
операция
регламентируется
особыми
правилами
.
Интеллектуальные
навыки
связаны
с
развитием
познавательной
сферы
воспитанников
,
их
постоянным
упражнением
в
наблюдении
,
сравнении
,
сопоставлении
фактов
,
умозаключении
,
умении
делать
прогноз
,
развитии
реконструктивного
воображения
.
Активному
расширению
кругозора
юношей
и
девушек
способствует
и
усвоение
неформальных
знаний
из
различных
научных
сфер
,
неотделимых
от
поисковой
деятельности
.
С
2004
г
.
я
работал
по
программе
«
Историческое
краеведение
»,
основу
которой
составляла
изучение
истории
Великой
Отечественной
войны
,
в
том
числе
битвы
за
Кавказ
.
В
ходе
поисково
-
исследовательских
работ
мы
установили
место
дислокации
партизанских
отрядов
Славянского
куста
:
отряда
«
Смелый
» -
Славянский
район
;
отряда
«
Шторм
» -
Черноерковский
район
;
отряда
Кубань
–
Калининский
район
;
отряда
«
Бойкий
» -
Ивановский
район
;
отряда
«
Боевой
» -
Красноармейский
район
.
С
этого
времени
мы
начали
сотрудничать
с
поисковиками
Славянского
района
–
«
Общественная
организация
клуб
по
интересам
«
К
- 9 5 »
г
.
Славянск
-
на
-
Кубани
» .
В
ходе
этого
сотрудничества
был
сооружен
мемориальный
комплекс
партизанским
отрядам
Славянского
куста
–
южнее
ст
.
Шапсугской
в
долине
реки
Скобидо
у
подножья
горы
Липовая
.
В
этом
клубе
в
2005
г
.
сформировался
поисковый
отряд
«
Кубанский
рубеж
»
имеющий
статус
юридического
лица
.
С
поисковиками
отряда
,
я
иногда
участвовал
в
поисковых
работах
,
привлекая
ребят
.
Ребятам
очень
понравился
такой
метод
изучения
военной
истории
.
В
2010
г
.
я
стал
членом
поискового
отряда
«
Кубанский
рубеж
».
Изучив
литературу
по
поисковому
движению
в
России
,
приобретя
опыт
практического
поиска
на
местности
,
решил
заниматься
с
учащимися
по
специальной
программе
.
Модефицированную
программу
объединения
«
Поиск
»
составил
на
основе
книги
автора
Котеловский
С
.
С
.
Теория
и
практика
поисковых
работ
. -
Казань
,
Отечество
, 2006.
Уже
второе
поколение
поисковиков
-
учащихся
участвует
в
поисково
-
разведывательных
,
поисковых
работах
в
местах
боев
на
«
Голубой
линии
»
в
Абинском
,
Крымском
,
Славянском
районах
.
Работаем
по
увековечению
памяти
всех
жителей
наших
хуторов
,
участников
Великой
Отечественной
войны
.
Целью
программы
объединения
«
Поиск
»
является
создание
условий
для
гражданского
становления
и
патриотического
воспитания
подростков
через
социально
значимую
деятельность
в
рамках
поисковой
работы
.
Программа
«
Поиск
»
рассчитана
на
два
года
обучения
по
216
часов
в
год
,
по
6
часов
в
неделю
.
Предусмотрены
индивидуальные
занятия
для
наиболее
подготовленных
и
одаренных
детей
,
склонных
к
исследованиям
исторических
тем
.
Поступающие
в
объединение
учащиеся
должны
быть
не
моложе
14
лет
.
Первый
год
обучения
посвящен
изучению
технологии
поисковых
работ
,
умению
работать
с
металлодетектором
,
знанию
общей
и
специальной
техники
безопасности
,
знании
скелета
человека
,
умению
оказать
доврачебную
помощь
.
Определенное
внимание
уделяется
туристической
подготовке
.
Обучающиеся
должны
овладеть
навыками
работы
с
поисковыми
сайтами
на
компьютере
.
Начинают
работать
над
избранными
темами
исследований
в
области
военной
истории
.
Второй
год
обучения
,
большую
часть
занятий
,
отводит
на
практический
поиск
в
полевых
условиях
на
«
Голубой
линии
».
Также
изучают
историю
сражений
,
историю
РККА
и
Вермахта
,
юридические
вопросы
поискового
движения
.
Первый
год
-
учащиеся
участвуют
в
поисковых
работах
в
качестве
наблюдателей
и
помощников
.
Второй
год
-
ведут
поиск
на
местности
в
составе
поисковой
группы
отряда
,
а
кому
исполнилось
18
лет
,
могут
работать
самостоятельно
.
Ведут
собирательскую
и
поисковую
работу
о
всех
жителях
Ольгинского
поселения
участниках
войны
,
тружениках
советского
тыла
,
а
также
все
что
касается
истории
наших
хуторов
.
Программа
объединения
«
Поиск
»
реализуется
по
следующей
схеме
:
1.
Теоретическое
обучение
и
практическая
подготовка
по
утвержденной
программе
. 2.
Проведение
полевых
поисковых
экспедиций
в
местах
боевых
действий
в
1942-1943
гг
.
на
территориях
Абинского
,
Крымского
,
Славянского
районов
(«
Голубая
линия
»).
3.
Архивная
работа
.
4.
Исследовательская
работа
. 5.
Социально
-
творческая
деятельность
.
Итогом
работы
учащихся
в
объединении
«
Поиск
»
является
осознанная
общественно
-
значимая
деятельность
в
поиске
незахороненных
останков
советских
бойцов
.
Причастность
ребят
к
созданию
истории
своего
хутора
и
Книги
Памяти
о
всех
участниках
Великой
Отечественной
войны
Ольгинского
поселения
.
За
2014-
2015
учебный
год
поисковиками
объединения
«
Поиск
»
подняты
останки
шести
бойцов
РККА
.
Ежегодно
ребята
успешно
участвуют
в
научно
-
практических
конференциях
различного
уровня
с
темами
по
военной
истории
.
Итогом
поисковых
работ
на
«
Голубой
линии
»
в
районе
ст
.
Неберджаевской
за
2014
год
стала
научно
-
исследовательская
работа
«81-
я
Комсб
в
битве
за
Кавказ
»
учащегося
Кравченко
Павла
.
Эта
работа
заняла
первое
место
в
номинации
«
историческая
»
на
Всероссийском
конкурсе
им
.
Д
.
И
.
Менделеева
.
Кравченко
Павел
был
награжден
грамотой
и
ценным
подарком
конкурса
,
премией
Правительства
РФ
,
путевкой
в
«
Артек
»,
участник
Всероссийского
форума
«
Будущие
интеллектуальные
лидеры
России
»
2015
г
.
в
г
.
Ярославле
.
Три
ученика
объединения
«
Поиск
»
награждены
медалью
«
За
активную
работу
в
поисковом
движении
»
Департаментом
молодежной
политики
администрации
Краснодарского
края
.
За
прошедшие
годы
накоплен
определенный
опыт
в
поисковой
работе
.
Программа
объединения
«
Поиск
»
требует
дальнейшей
разработки
и
усовершенствования
применительно
к
нашим
условиям
.
Как
видим
,
поисковая
работа
-
это
интереснейшая
многогранная
область
деятельности
,
в
которой
сбалансированы
теоретические
и
практические
знания
и
навыки
.
Работа
со
школьниками
-
поисковиками
–
тяжелый
и
ответственный
труд
.
Вывезти
несовершеннолетнего
в
экспедицию
-
уже
задача
не
из
легких
,
а
ведь
нужно
сделать
так
,
чтобы
ребята
увидели
истинное
лицо
войны
и
цену
победы
.
Заслуги
педагогов
дополнительного
образования
,
полностью
отдающих
себя
работе
со
школьниками
,
невозможно
переоценить
.
На
их
плечах
–
груз
ответственности
за
воспитание
патриотизма
у
подрастающего
поколения
.
Тяжелая
,
но
почетная
и
даже
приятная
ноша
.
Ведь
когда
по
-
настоящему
любишь
свое
дело
,
любые
задачи
по
плечу
.