Напоминание

Памятью прошлого жить.


Автор: Губский Николай Иванович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Дом детского творчества"
Населённый пункт: Краснодарский край, Абинский район, х. Ольгинский
Наименование материала: Статья
Тема: Памятью прошлого жить.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Губский Николай Иванович , педагог дополнительного образования , МБУ ДО « Дом детского творчества », г . Абинск . Памятью прошлого жить . Великая Отечественная война - одно из самых значительных и драматических событий в истории нашего государства . В современных условиях , когда остро стоят вопросы патриотического воспитания граждан , и , в первую очередь , молодежи , формирования уважительного отношения к истории своей страны , гордости за Отечество , Великая Отечественная война - ярчайший пример подвига и героизма , совершённого настоящими патриотами своей Родины . Десятки миллионов советских людей прошли через эти испытания , 27 миллионов погибло , без вести пропало около 4 - 6 миллионов . По Краснодарскому краю 469255 не вернулось с фронта , половина – без вести пропавшие . Пример нашего хутора : 1250 человек призвано в Действующую армию – не вернулось с фронта около 500 хуторян .
Поисковое движение , является одной из самых действенных форм деятельности по гражданско - патриотическому воспитанию молодежи . Способствует формированию гражданина и патриота своего Отечества . Осуществляет учебную деятельность в области военной истории и археологии , поддерживает на достойном уровне культуру почитания павших за Отечество , участвует в решении социальных проблем наследия войн . В процессе общественно - полезного труда по увековечению памяти павших за Родину воинов подросток обретает смысл деятельности , понимает , что нужен обществу , что его судьба не безразлична окружающим , и это немаловажно для формирования его как личности .
Выезд на поисковую экспедицию – уникальный для каждого подростка опыт товарищества , жизни в разновозрастном коллективе , чувства локтя . Для многих из них это возможность не просто своими руками прикоснуться к истории , но и отдать дать памяти родным , пропавшим без вести в годы войны , истории о которых они с детства слышат от бабушек и дедушек . Поисковая работа помогает воспитывать разнообразные качества : желание работать , целеустремленность , жажду активной деятельности , желание помогать , стремление преодолевать трудности , любознательность , честность и т . д . В поисковой работе , требующей терпения , упорства и даже мужества , день за днем происходит становление характера подростка и его личности в целом ; постепенно формируются и совершенствуются разнообразные прикладные умения и навыки , а также - не в меньшей степени - интеллектуальные , познавательные умения , связанные со многими научными знаниями . Это прежде всего прикладные умения или туристические навыки : грамотно , по всем правилам разбить лагерь экспедиции с ее непростым хозяйством , снаряжением и оборудованием ; готовить в любую погоду пищу на костре ; на деле усвоить нормы такого « полевого » общежития - необходимость соблюдать наряду с санитарными требования техники безопасности , что вызвано соседством со взрывоопасными предметами . Отсюда - многократное повышение ответственности всех и каждого за соблюдение сознательной дисциплины . Происходит ежедневная проверка характера и преодоление себя , что особенно значимо для современной молодежи , отвыкшей от существования в естественно - природных условиях . Кроме бытовых умений воспитываются и специальные : первоначальные навыки археологических раскопок , в числе которых и навыки выявления , хранения и транспортировки найденных артефактов , останков погибших бойцов . Следует отметить , что каждая операция регламентируется особыми правилами . Интеллектуальные навыки связаны с развитием познавательной сферы воспитанников , их постоянным упражнением в наблюдении , сравнении , сопоставлении фактов , умозаключении , умении делать прогноз , развитии реконструктивного воображения . Активному расширению кругозора юношей и девушек способствует и усвоение неформальных знаний из различных научных сфер , неотделимых от поисковой деятельности . С 2004 г . я работал по программе « Историческое краеведение », основу которой составляла изучение истории Великой Отечественной войны , в том числе битвы за Кавказ . В ходе поисково - исследовательских работ мы установили место
дислокации партизанских отрядов Славянского куста : отряда « Смелый » - Славянский район ; отряда « Шторм » - Черноерковский район ; отряда Кубань – Калининский район ; отряда « Бойкий » - Ивановский район ; отряда « Боевой » - Красноармейский район . С этого времени мы начали сотрудничать с поисковиками Славянского района – « Общественная организация клуб по интересам « К - 9 5 » г . Славянск - на - Кубани » . В ходе этого сотрудничества был сооружен мемориальный комплекс партизанским отрядам Славянского куста – южнее ст . Шапсугской в долине реки Скобидо у подножья горы Липовая . В этом клубе в 2005 г . сформировался поисковый отряд « Кубанский рубеж » имеющий статус юридического лица . С поисковиками отряда , я иногда участвовал в поисковых работах , привлекая ребят . Ребятам очень понравился такой метод изучения военной истории . В 2010 г . я стал членом поискового отряда « Кубанский рубеж ». Изучив литературу по поисковому движению в России , приобретя опыт практического поиска на местности , решил заниматься с учащимися по специальной программе . Модефицированную программу объединения « Поиск » составил на основе книги автора Котеловский С . С . Теория и практика поисковых работ . - Казань , Отечество , 2006. Уже второе поколение поисковиков - учащихся участвует в поисково - разведывательных , поисковых работах в местах боев на « Голубой линии » в Абинском , Крымском , Славянском районах . Работаем по увековечению памяти всех жителей наших хуторов , участников Великой Отечественной войны . Целью программы объединения « Поиск » является создание условий для гражданского становления и патриотического воспитания подростков через социально значимую деятельность в рамках поисковой работы . Программа « Поиск » рассчитана на два года обучения по 216 часов в год , по 6 часов в неделю . Предусмотрены индивидуальные занятия для наиболее подготовленных и одаренных детей , склонных к исследованиям исторических тем . Поступающие в объединение учащиеся должны быть не моложе 14 лет . Первый год обучения посвящен изучению технологии поисковых работ , умению работать с металлодетектором , знанию общей и специальной техники безопасности , знании скелета человека , умению оказать доврачебную помощь . Определенное внимание уделяется туристической подготовке . Обучающиеся должны овладеть навыками работы с поисковыми сайтами на компьютере . Начинают работать над избранными темами исследований в области военной истории . Второй год обучения , большую часть занятий , отводит на практический поиск в полевых условиях на
« Голубой линии ». Также изучают историю сражений , историю РККА и Вермахта , юридические вопросы поискового движения . Первый год - учащиеся участвуют в поисковых работах в качестве наблюдателей и помощников . Второй год - ведут поиск на местности в составе поисковой группы отряда , а кому исполнилось 18 лет , могут работать самостоятельно . Ведут собирательскую и поисковую работу о всех жителях Ольгинского поселения участниках войны , тружениках советского тыла , а также все что касается истории наших хуторов .
Программа объединения « Поиск » реализуется по следующей схеме : 1. Теоретическое обучение и практическая подготовка по утвержденной программе . 2. Проведение полевых поисковых экспедиций в местах боевых действий в 1942-1943 гг . на территориях Абинского , Крымского , Славянского районов (« Голубая линия »). 3. Архивная работа . 4. Исследовательская работа . 5. Социально - творческая деятельность . Итогом работы учащихся в объединении « Поиск » является осознанная общественно - значимая деятельность в поиске незахороненных останков советских бойцов . Причастность ребят к созданию истории своего хутора и Книги Памяти о всех участниках Великой Отечественной войны Ольгинского поселения . За 2014- 2015 учебный год поисковиками объединения « Поиск » подняты останки шести бойцов РККА . Ежегодно ребята успешно участвуют в научно - практических конференциях различного уровня с темами по военной истории . Итогом поисковых работ на « Голубой линии » в районе ст . Неберджаевской за 2014 год стала научно - исследовательская работа «81- я Комсб в битве за Кавказ » учащегося Кравченко Павла . Эта работа заняла первое место в номинации « историческая » на Всероссийском конкурсе им . Д . И . Менделеева . Кравченко Павел был награжден грамотой и ценным подарком конкурса , премией Правительства РФ , путевкой в « Артек », участник Всероссийского форума « Будущие интеллектуальные лидеры России » 2015 г . в г . Ярославле . Три ученика объединения « Поиск » награждены медалью « За активную работу в поисковом движении » Департаментом молодежной политики администрации Краснодарского края . За прошедшие годы накоплен определенный опыт в поисковой работе . Программа объединения « Поиск » требует дальнейшей разработки и усовершенствования применительно к нашим условиям . Как видим , поисковая работа - это интереснейшая многогранная область деятельности , в которой сбалансированы теоретические и практические знания и навыки . Работа со школьниками - поисковиками – тяжелый и ответственный труд . Вывезти несовершеннолетнего в экспедицию - уже задача не из легких , а ведь нужно сделать так , чтобы ребята увидели истинное лицо войны и цену победы . Заслуги педагогов дополнительного образования , полностью отдающих себя работе со школьниками , невозможно переоценить . На их плечах – груз ответственности за воспитание патриотизма у подрастающего поколения . Тяжелая , но почетная и даже приятная ноша . Ведь когда по - настоящему любишь свое дело , любые задачи по плечу .


В раздел образования