Автор: Ондар Аяна Алдын-Ооловна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ Кара-Хаакская СОШ Населённый пункт: Республика Тыва, Кызылский кожуун, с. Кара-Хаак Наименование материала: Методическая разработка Тема: Как делают бумагу Раздел: начальное образование
Цель: дать представление учащимся о современном производстве бумаги;
развивать внимание, быстроту реакции, слуховую память, мышление,
воображение.
Задание 1. «Расшифруй тему». Для прочтения темы воспользуйтесь кодом.
1, 10. 1
5, 9, 2, 10, 8, 3
7, 11, 6, 10, 4, 11
Код:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
к
л
т
г
д
м
б
ю
е
а
у
Ответ: Как делают бумагу.
Наши предки славяне- жители Древней Руси- писали на самом дешевом,
самом доступном материале. Он называется береста.
Хорошая была береста, но для книг она не годилась.
Как известно, бумагу изобрели китайцы. Они стали делать ее из
размоченных растительных волокон. Позже оказалось, что ее можно
изготовлять не только из растений, но и из дерева, тряпок и даже из старой
бумаги.
В разных странах по-своему рассказывают о том, как появился материал
для бумаги. Вот одна такая история. «Как-то один очень любознательный
человек заинтересовался: из чего осы строят гнезда? Стал наблюдать.
Оказалось, что осы отщипывают кусочки дерева, пережевывают их как
следует, а потом этой древесной кашицей выклеивают стенки своих жилищ.
Присмотрелся к необычному строительному материалу любознательный
человек и ахнул: «Да это же бумажная масса! Значит, и люди могут делать
бумагу из дерева. Много, сколько угодно, ведь деревьев кругом полным-
полно».
Так это было или не совсем так, главное то, что бумага все-таки была
изобретена.
И вот из далеких восточных стран купцы и путешественники стали
привозить удивительные, белые, как снег, тонкие листы.
Лучшие сорта бумаги люди научились делать в 16 веке. Продукция, которая
вырабатывалась на бумажных фабриках в то время, стоила очень дорого.
Ведь каждый лист приходилось высушивать и отжимать вручную. Спустя
несколько столетий благодаря новым способам производства бумага,
пользовавшаяся огромным спросом, стала менее дорогой.
Сегодня бумагу делают на огромных бумажных комбинатах, где людям во
всем помогают машины. Машины принимаются за дело, еще когда будущая
бумага в лесу растет. Вот как это происходит. Послушайте очень
внимательно.
1.
Электрические пилы пилят, валят деревья.
2.
Тракторы-лесовозы везут бревна к реке.
3.
Специальные машины связывают бревна в плоты, после чего плоты
плывут по реке до ворот цеха.
4.
Быстрый многопильный станок распиливает бревна на чурбаки.
5.
Машина-корообдирка сдирает с чурбаков кору.
6.
Рубильная машина рубит чурбаки на щепки.
7.
Самодвижущаяся дорожка доставляет щепку к котлу.
8.
Котел в специальном растворе варит деревянную кашу.
Это только часть процесса производства бумаги.
Далее к работе приступает бумагоделательная машина, которая сама по
себе состоит из нескольких машин. Одна машина трясет сетку с
бумажной кашицей, чтобы волокна лучше переплелись, другая
отжимает из бумаги воду, третья утюжит, гладит бумагу горячими
валиками, чтобы она была совсем сухая и гладкая. Вот и получаются
рулоны бумаги. Потом эти рулоны отправляются в типографии или
режутся на листы. А что за изделия из них получаются- это вы сами
можете сказать.
Задание 2 «Соединялки». Соедините линиями начало и конец предложений.
Начало предложений даны в знакомой вам последовательности.
Самодвижущаяся дорожка
связывают бревна в плоты, после чего
плоты плывут по реке до ворот цеха
Тракторы-лесовозы
сдирает с чурбаков кору
Специальные машины
пилят, валят деревья
Быстрый многопильный станок
везут бревна к реке
Машина-корообдирка
распиливает бревна на чурбаки
Рубильная машина
доставляет щепку к котлу
Электрические пилы
в специальном растворе варит
деревянную кашу
Котел
рубит чурбаки на щепки
Задание 3. «Игра в слова». Поиграем со словом «бумага». Задание: на
каждую букву слова придумать имя литературного или мультяшного героя.
Пример:
Б _______________Белоснежка
У_______________Умка
М_______________Маугли
А_______________Аленушка
Г________________Гена (крокодил)
А________________Алиса
Задание 4. «Отгадай загадки» .
Я все знаю, всех учу,
Но сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Надо грамоте учиться.
(Книга)
То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка!
Можно и нарисовать.
Что такое я ?
(Тетрадь)
Без нее нельзя писать,
Выпускать газеты, Без
нее не вышла бы Даже
книжка эта. (Бумага)
Она в печатном виде
Приходит в гости к нам.
Новости свежайшие
Приносит по утрам.
(Газета)
Занятие окончено.