Автор: Гуцул Елена Анатольевна Должность: преподаватель по классу баяна Учебное заведение: МКОУДО "Катав-Ивановская ДШИ" Населённый пункт: г. Катав-Ивановск, Челябинская область Наименование материала: Учебная программа Тема: "Основы музыкального исполнительства (баян)" Раздел: дополнительное образование
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования
«Катав – Ивановская Детская школа искусств
Катав – Ивановского муниципального района»
Дополнительная общеразвивающая
общеобразовательная программа
«
Основы музыкального исполнительства (баян) »
(5 – летний срок обучения)
2014 г.
Рассмотрено на методической секции
МКОУДО «Катав-Ивановская ДШИ»
Дата__________________
Принято педагогическим советом
Дата_________________________
«Утверждаю»
директор МКОУДО «Катав-
Ивановская ДШИ» Маланичева Т.А.
_________________________
Дата_____________
Разработчик:
Гуцул Елена Анатольевна, преподаватель МКОУДО «Катав-Ивановская
ДШИ»
Пояснительная записка
Учебный предмет «Основы музыкального исполнительства (баян)»
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в
области музыкального искусства входит в предметную область «Учебные
предметы исполнительской подготовки». Данный предмет закладывает
основы исполнительских навыков и умений, является средством приобщения
обучающихся к активному музицированию. Учебный предмет «Основы
музыкального исполнительства (баян)» направлен на развитие
индивидуальных способностей обучающихся, приобретение ими навыков
игры на инструменте (баян), эстетическое и духовно-нравственное
воспитание детей.
Программа учебного предмета «Основы музыкального исполнительства
(баян)» разработана на основе следующих программ:
- Музыкальный инструмент (баян); программа для детских музыкальных
школ (музыкальных отделений школ искусств) Министерства культуры
СССР от 1974 года;
- Музыкальный инструмент (баян); примерная программа для отделений
общего эстетического образования детских школ искусств; Челябинск-
Магнитогорск 2008 года.
Цель учебного предмета:
Создание условий для музыкального и личностного развития обучающихся,
воспитание любви к инструменту.
Задачи учебного предмета:
- развитие музыкальных и общих способностей ребёнка (музыкальный слух,
память, внимание и пр.);
- формирование навыков игры на баяне;
- развитие умения самостоятельно разучивать произведения различных
жанров и стилей;
- воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку, способности
осмысленного воспроизведения в процессе игры художественного
содержания;
- воспитание навыка публичного выступления и сценической культуры.
Срок освоения программы для детей, поступающих в первый класс в
возрасте 6,5 до 11 лет, составляет пять лет. Продолжительность учебных
занятий с первого по пятый класс составляет 35 недель в год.
Учебные занятия по предмету «Основы музыкального исполнительства
(баян)» проводятся один раз в неделю по одному часу. Продолжительность
урока 45 минут.
Учебный план
Клас
с
Кол-во часов
в неделю
Формы контроля
1 полугодие
2 полугодие
1
1
Промежуточная
аттестация
Промежуточная
аттестация
2
1
Промежуточная
аттестация
Промежуточная
аттестация
3
1
Промежуточная
аттестация
Промежуточная
аттестация
4
1
Промежуточная
аттестация
Промежуточная
аттестация
5
1
-
Итоговая аттестация
Структура программы включает в себя пояснительную записку, содержание
учебного предмета, требования к уровню подготовки обучающихся, формы и
методы контроля, систему оценки, методические рекомендации, списки
методической и нотной литературы.
Пояснительная записка содержит краткую характеристику предмета, его
роль в образовательном процессе, срок реализации учебного предмета, цель и
задачи предмета.
В разделе «Методические рекомендации» даны рекомендации
педагогическим работникам, методы организации учебного процесса.
Требования к уровню подготовки обучающихся разработаны на основе
«Рекомендаций по организации образовательной и методической
деятельности при реализации общеразвивающих программ в области
искусств».
Формы и методы контроля, система оценки включает в себя требования к
организации и форме проведения текущего, промежуточного и итогового
контроля.
Содержание учебного предмета включает в себя годовые требования и
репертуар учащихся по годам обучения
В конце программы даны списки методической и нотной литературы.
Методические рекомендации.
Содержание обучения призвано сформировать у детей элементарные навыки
игры на инструменте, а также выявит и развить творческие задатки детей.
Основное внимание уделяется формированию правильной посадки,
положению корпуса и рук, использование их «веса» (игра с «опорой») – всё
это способствует успешному освоению игры на баяне.
Большое значение имеет начальный период обучения. Помимо занятий на
инструменте, значительное место на уроке должны занимать формы работы,
направленные на общее развитие ученика:
- формирование образных представлений, слушательского внимания,
ознакомление с различными эмоциональными сферами через восприятие
разнохарактерной музыки, исполняемой преподавателем;
- развитие музыкального слуха, формирование умения осознавать
выразительный смысл элементов музыкальной речи – высоты звука,
интервалики, созвучий через пение и слуховые упражнения; развитие
ладового чувства, формирование определённых ритмических навыков через
различные ритмические упражнения.
Эти формы работы взаимосвязаны с предметами «Основы музыкальной
грамоты и сольфеджио» и «Слушание музыки» и закрепляют формируемые
ими навыки в практической деятельности.
Занятия на инструменте преследуют следующие цели:
- двигательное развитие учащегося – формирование правильной посадки,
постановка рук, выработка способности координировать движения тела и
рук. Для формирования этих навыков необходимо использовать различные
упражнения;
- развитие аппликатурных представлений, координации движения одной
руки, двух рук, формирование грамотного прочтения аппликатуры
разучиваемого произведения;
- обучение грамотному чтению нот с листа;
- развитие исполнительских умений, направленных как на музицирование
(ознакомление с произведением), так и на разучивание произведений для
концертного исполнения;
- освоение различных технических приёмов через использование
инструктивного материала (гаммы, упражнения, этюды).
Всё это осваивается вначале на очень простых, а затем – на постепенно
усложняющихся заданиях.
На начальном этапе обучения каждый ученик проходит обязательные стадии
в освоении обязательных знаний и умений, а в дальнейшем обучение будет
индивидуализированным, с учётом психофизиологических особенностей
учащегося, музыкальных и исполнительских способностей.
Важную роль в обучении играет подбор художественного репертуара
учащегося. Репертуар должен включать разнообразные по содержанию,
форме, стилю и фактуре музыкальные произведения, как композиторов-
классиков, так и современных отечественных и зарубежных авторов, а также
обработки народных песен и танцев. На основании программных требований
соответствующего класса, учёта индивидуальных особенностей учащегося,
темпов его продвижения, строгого соблюдения дидактического принципа
доступности и последовательности, составляется индивидуальный план
ученика. Примерные репертуарные списки рассчитаны на различную
степень развития учащегося. В тоже время преподаватель может расширять
репертуар в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.
В процессе работы над произведением следует использовать различные
формы работы (обсуждение характера произведения, дополнительные
указания в процессе выполнения задания, проверка их выполнения и т.д.).
Наиболее целесообразный метод проведения занятия, при котором сначала
целиком проигрывается заданное произведение, а затем даются необходимые
замечания и указания. Сочетание словесного объяснения и исполнения
произведения педагогом в целом или частично, стимулирует интерес,
внимание и активность обучающегося. Независимо от сложности
исполняемых учеником произведений, необходимо добиваться
качественного, выразительного исполнения. Но степень подготовки
произведений может быть разной – одни проходят в качестве ознакомления,
другие для проигрывания в классе, а третьи готовят для концертного
исполнения.
Для успешного обучения необходимы систематические занятия дома. Объём
таких занятий определяется возрастными особенностями ученика, его
физическим состоянием и тем набором задач и заданий, который даёт
преподаватель. Задача педагога научить ребёнка самостоятельно работать.
Преподаватель при проверке домашнего задания делает подробный анализ
качества проделанной работы и даёт дальнейшие рекомендации.
Необходимым условием для воспитания исполнительских навыков является
концертно-просветительская деятельность учащихся, которая начинается в
младших классах и должна продолжаться в течение всего периода обучения.
Концертная практика ученика не должна иметь количественных ограничений,
но при этом её необходимо согласовывать с текущей учебной работой. Для
расширения концертного репертуара полезно периодически повторять в
классе и дома ранее выученные произведения, это даст возможность
переосмыслить знакомое сочинение и будет также способствовать развитию
навыка самостоятельной работы. Концертной практикой должны быть
охвачены все учащиеся класса, а не только лучшие. Для этого необходимо
определить посильный репертуар, а также использовать разные формы
ансамблевого музицирования.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Настоящие требования разработаны на основе «Рекомендаций по
организации образовательной и методической деятельности при реализации
общеразвивающих программ в области искусств».
Результатом освоения учебной программы «Основы музыкального
исполнительства (баян)» является приобретение обучающимися следующих
знаний и умений:
- знание профессиональной терминологии:
- представление о порядке разбора и разучивания музыкальных
произведений;
- умение читать с листа несложные музыкальные произведения;
- управлять процессом исполнения музыкального произведения;
- уметь использовать музыкально-исполнительские средства
выразительности;
- владеть различными видами техники исполнительства;
- исполнять музыкальные произведения.
Формы и методы контроля, система оценки.
Оценка качества реализации учебного предмета является составной частью
содержания учебного предмета и включает в себя текущий контроль,
промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. Контроль знаний,
умений и навыков обучающихся обеспечивает управление учебным
процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и
корректирующую функции.
Текущий контроль осуществляется на каждом уроке.
Промежуточная аттестация проводится в виде зачётов в конце каждого
полугодия (декабрь, май). В качестве промежуточной аттестации могут
выступать концерты, участие в различных творческих мероприятиях
(конкурсах и пр.).
Итоговая аттестация проводится в конце пятого года обучения в виде
итогового академического концерта. На итоговой аттестации учащийся
исполняет 2-3 различных по характеру произведения.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается:
1)
оценка годовой работы ученика, с учётом его продвижения;
2)
оценка ученика за выступление на зачётах;
3)
другие выступления ученика в течение учебного года.
Класс
I полугодие
II полугодие
1 класс
Две пьесы
Две разнохарактерные пьесы
2 класс
Две разнохарактерные пьесы 1.Пьеса
2.Обработка народной мелодии
3 класс
1.Пьеса
2.Произведение с
элементами полифонии
1.Пьеса
2.Обработка народной мелодии
4 класс
1.Пьеса
2.Произведение с
элементами полифонии
1.Пьеса
2.Обработка народной мелодии
5 класс
1.Пьеса
2.Произведение с
элементами полифонии
1.Пьеса
2.Обработка народной мелодии
Система оценок предполагает десятибалльную шкалу: 5+,5, 5-(отлично); 4+,
4, 4-(хорошо); 3+, 3, 3-(удовлетворительно); 2(неудовлетворительно).
Содержание учебного предмета
1.Доигровой и донотный периоды занятий. Слуховое развитие
- слушание различной по характеру музыки разных жанров в исполнении
педагога, прослушивание аудио и видеозаписей выступлений
профессиональных исполнителей-баянистов;
- ритмические упражнения на освоение длительностей, двух и трёхдольного
размеров, простейших ритмических рисунков;
- слуховые упражнения на определение направления движения, плавного или
скачками;
- пение знакомых несложных песен с их последующим слуховым анализом.
Первоначальные представления о нотной грамоте
1.Система записи высоты и длительности звука.
2.Скрипичный и басовый ключи.
3.Соответствие нотной записи и положения звуков на инструменте.
Двигательное развитие учащегося
- формирование правильной посадки, постановка инструмента и игрового
аппарата;
- техника меховедения: навыки ровного ведения меха, крещендо,
диминуэндо;
- координация движения рук, освоение левой и правой клавиатуры баяна;
- пальчиковая гимнастика, упражнения:
Независимость пальцев: «Гонки двуногих», «Землемерка», «Теремки»,
«Братцы»;
Координация движений: «Гонки слонов», «Поклончики»;
Гибкость пальцев и кисти: «Гребешок», «Теремки», «Маляр», «Цветок»;
Опора в кончиках пальцев: «Гонки многоножек», «Гонки слонов».
Теоретические сведения
1.Понятие о звуке и его свойствах.
2.История инструмента (баяна).
3.Знакомство с другими инструментами оркестра русских народных
инструментов.
Теоретические понятия: лад, тональность, знаки альтерации, интервалы,
аккорды, гаммы, арпеджио, штрихи, динамика, темпы.
Годовые требования
I класс
В течение учебного года учащийся должен изучит 10-12 произведений
различных жанров: народные песни и танцы, детские песни, пьесы
кантиленного и танцевального характера, этюды.
Упражнения: гамма до мажор отдельными руками – 1 полугодие, гамма до
мажор двумя руками – 2 полугодие, освоение штрихов legato, staccato, non
legato.
Примерные репертуарные списки
Этюды
Г.Беренс Этюд
Л.Панайотов Этюд
Л.Шитте Этюд
К.Черни Этюд
Детские песенки
«Василёк»
«Лошадка»
«Дождик»
«Сорока-сорока»
«Бобик»
«Паровоз»
«Петя-барабанщик»
«Черепашка»
Народные песни и танцы
Р.н.п. «Как под горкой под горой»
Б.н.п. «Колыбельная»
Р.н.п. «Уж ты, Ванька, пригнись»
Р.н.п. «Во саду ли, в огороде»
Р.н.п. «Не летай соловей»
Р.н.п. «Как пошли наши подружки»
Р.н.п. «Как у наших у ворот»
У.н.п. «Ой дивчино, шумит гай»
Т.н.п. «Апипа»
Р.н.т. «Полянка»
Пьесы
Кабалевский Д. Маленькая пьеска
Кабалевский Д. Маленькая полька
Метлов И. Паук и муха
Моцарт В.А. Азбука
Моцарт В.А. Аллегретто
Калинников В. Журавель
Калинников В. Тень-тень
Филиппенко А. Праздничная
Филиппенко А. Цыплята
Ребиков В. Птичка
Глюк К. Мелодия
Примерные программы выступлений
Р.н.п. «Как пошли наши подружки»
Р.н.п. «Не летай соловей»
Р.н.п. «Как под горкой под горой»
Метлов «Паук и муха»
В.А. Моцарт «Аллегретто»
Ребиков «Птичка»
II класс
В течение учебного года учащийся должен изучить не менее 8 произведений:
пьесы различного характера, этюды.
Упражнения: мажорные гаммы до одного знака при ключе двумя руками в две
октавы штрихами legato, staccato, non legato, арпеджио, аккорды тонического
трезвучия в данных тональностях.
Примерные репертуарные списки
Этюды
Аксюк С. Этюд
Беренс Г. Этюд
Лешгорн А. Этюд
Онегин А. Этюд
Черни К. Этюд
Иванов В. Этюд
Пьесы
Шишаков Ю. Эхо
Мясков К. Грустная песенка
Чайкин Н. Серенада
Чайкин Н. Украинская полька
Иванов В. Вальс
Слонов Ю. Идём в школу
Лондонов П. Вальс
Моцарт В.А. Полонез
Гайдн И. Танец
Кабалевский Д. Трубач и эхо
Кравченко Б. Эхо
Беляев Г. Казачья походная
Беляев Г. Снежный вальс
Доренский А. Секундочки
Народные песни и танцы
Р.н.п. «Как на тоненький ледок»
Р.н.п. «Как под яблонькой»
У.н.п. «Кучерява Катерина»
Р.н.п. «Ой мы, дерево срубили»
У.н.п. «Ехал казак за Дунай»
Ч.н.п. «По ягоды»
И.н.п. «В моём прекрасном замке»
Б.н.п. «Савка и Гришка»
Примерные программы выступлений
Б.н.п. «Савка и Гришка»
Беляев «Снежный вальс»
Кравченко «Эхо»
Р.н.п. «Как на тоненький ледок»
Моцарт Полонез
У.н.п. «Кучерява Катерина»
III класс
В течение учебного года учащийся должен изучить не менее 8 произведений.
Возможно включение в программу полифонических произведений или
произведений с элементами полифонии.
Упражнения: гаммы мажорные до двух знаков при ключе, гамма a-moll в
медленном темпе в одну октаву, арпеджио, аккорды тонического трезвучия в
данных тональностях.
Примерные репертуарные списки
Этюды
Черни К. Этюд
Гаврилов Ю. Этюд
Шитте Л. Этюд
Беренс Г. Этюд
Иванов В. Этюд
Клин Н. Этюд
Пьесы
Шишаков А. Песенка
Корчевой А. Веснянка
Корчевой А. Башкирский наигрыш
Вебер К. Танец
Ребиков А. Зимой
Доренский А. Весёлая полечка
Бухвостов Н. На качелях
Вебер К. Хор охотников
Народные песни и танцы
Р.н.п. «Во саду ли, в огороде» обр. Бухвостова
Р.н.п. «Пойду ль я, выйду ль я» обр. Бухвостова
У.н.п. «Ехал казак за Дунай» обр. Онегина
Р.н.п. «Как пошли наши подружки» обр. Медведева
Р.н.п. «Ах вы, сени, мои сени» обр. Савелова
Пьесы с элементами полифонии
Барток Б. Танец в форме канона
Самойлов Д. Полифоническая миниатюра №1,№2, №3
Аглинцова Е. Русская песня
Чайкин Н. Наигрыш
Арман Ж. Пьеса
Слонов Ю. Просто так
Примерные программы выступлений
Ж.Арман Пьеса
Р.н.п. «Я на горку шла» обр. Лёвина
К.Вебер Хор охотников
Р.н.п. «Как пошли наши подружки» обр. Медведева
А. Корчевой Башкирский наигрыш
Д.Самойлов Полифоническая миниатюра №2
IV класс
В течение учебного года учащийся должен изучить не менее 8-10
произведений. Необходимо включение в программу полифонических
произведений и произведений крупной формы.
Упражнения: мажорные гаммы до двух знаков при ключе штрихами legato,
staccato, смешанные штрихи (2 legato 2 staccato и наоборот), минорные гаммы
a, e, d-moll в медленном темпе в одну октаву, арпеджио. Аккорды в указанных
тональностях.
Примерные репертуарные списки
Этюды
Вольфарт Г. Этюд
Шитте Л. Этюд
Самойлов Д. Этюд
Эк П. Этюд
Черни К. Этюд
Беренс Г. Этюд
Полифонические произведения
Гайдн Й. Анданте
Бём Г. Прелюдия
Бах И.С. Прелюдия C-dur
Гендель Г. Сарабанда
Моцарт В.А. Пьеса
Моцарт В.А. Менуэт
Произведения крупной формы
Бетховен Л. Сонатина G-dur 1 часть
Штейбельт Д. Сонатина C-dur
Самойлов Д. Сонатина F-dur
Беляев Г. «Первоначальная сюита»
Народные песни и танцы
Р.н.п. «Поехал казак на чужбину» обр. Соловьёва
Р.н.п. «Валенки» обр. Самойлова
Р.н.п. «Сиротинушка» обр. Павина
Р.н.п. «Калинка» обр. Самойлова
Ч.н.п. «По ягоды» обр. Угриновича
Р.н.п. «Ходила младёшенька по борочку» обр. Накапкина
Пьесы
Беляев Г. Русское танго
Беляев Г. Ералаш
Доренский А. Фокстрот из 2 сюиты
Моцарт В.А. Вальс
Шопен Ф. Прелюдия
Гаврилов Ю. Озорные мыши
Рубинштейн А. Мелодия
Чайковский П. Итальянская песенка
Примерные программы выступлений
А. Рубинштейн Мелодия
Р.н.п. «Валенки» обр. Самойлова
Моцарт В. А. Пьеса
Ю. Гаврилов Озорные мыши
Д. Штейбельт Сонатина C-dur
Р.н.п. «Ходила младёшенька по борочку»
V класс
В течение учебного года учащийся должен изучить 6-8 произведений, 2 или 3
из которых готовятся для концертного исполнения на итоговой аттестации в
конце учебного года (итоговый академический концерт).
Упражнения: мажорные гаммы до трёх знаков при ключе, минорные гаммы a,
e, d-moll, арпеджио, аккорды в указанных тональностях.
Примерные репертуарные списки
Этюды
Беренс Г. Этюд
Гаврилов Ю. Этюд-полька
Гаврилов Ю. Этюд «Птицы улетают»
Юхно С. Этюд-тарантелла
Юхно С. Этюд
Вольфарт А. Этюд
Черни К. Этюд
Полифонические произведения
Бухвостов В. Напев
Ефимов А. Танец в старинном стиле
Блинов Ю. Канон
Гендель Г. Чакона
Корелли А. Сарабанда
Кригер И. Менуэт
Произведения крупной формы
Доренский А. Детская сюита №1
Шестериков В. Сонатина в классическом стиле
Хаслингер Н. Сонатина
Бетховен Л. Сонатина 1,2 части
Народные песни и танцы
Вариации на тему р.н.п. «Во саду ли, в огороде»
Саратовские переборы обр. Кузнецова
Р.н.т. «Камаринская» обр. Самойлова
Р.н.т. «Яблочко» обр. Бажилина
Пьесы
Чайковский П. Вальс из балета «Спящая красавица»
Шуберт Ф. Лендлер
Моцарт В.А. Волынка
Доренский «Чарльстон» из сюиты № 4
Гаврилов Ю. «Лиса – попрошайка»
Примерные программы выступлений
Р.н.т. «Полянка» обр. Ноздрачёва
Моцарт «Волынка»
Хаслингер Сонатина
Гаврилов «Маленький щенок»
Гендель Чакона
Р.н.п. «Во саду ли, в огороде»
Перечень репертуарных сборников
1.Агафонов О., Лондонов П., Соловьёв Ю. «Самоучитель игры на баяне»
Москва «Музыка» 1983
2.Артюхов П., Басурманов А. «Хрестоматия для баяна и аккордеона»
«Советский композитор» 1972
3.Акимов Ю., Грачёв В. «Хрестоматия баяниста» 1-2 классы Москва
«Музыка» 1972
4.Акимов Ю., Талакин А. «Педагогический репертуар аккордеониста»
Выпуск 10 Москва «Музыка» 1972
5.Агафонов О. «В кругу друзей» Выпуск 2 «Советский композитор» 1981
6.Акимов Ю. 2Школа игры на баяне» Москва «Музыка» 1981
7.Бухвостов В. «Альбом начинающего баяниста» Изд. «Советский
композитор» 1989
8. Бухвостов В. «Баянисту любителю» Изд. «Советский композитор» 1986
9.Бушуев Ф. «Баян в музыкальной школе» Изд. «Советский композитор» 1988
10. Бушуев Ф. «Народные песни и танцы в обработке для аккордеона» Изд.
«Советский композитор» 1985
11.Бажилин Р. Школа игры на аккордеоне Москва 2001
12.Бакиров Р. Юный баянист Магнитогорск 1994
13. Беляев Г. «Краски музыки» «Феникс» Ростов – на – Дону 2011
14.Грачёв В. Этюды для баяна Выпуск 6 Изд. «Советский композитор» 1975
15.Говорушко П. М. И.Глинка. Избранные произведения в переложении для
баяна
16. Гуськов А., Грачёв В. «Баян в музыкальной школе» 3-5 классы Выпуск 57
Изд. «Советский композитор» 1987
17.Говорушко П. «Произведения русских и зарубежных композиторов»
Выпуск 2 Изд. «Музыка» 1987
18.Гурба А. «На досуге» Выпуск 10 Изд. «Музыка» 1991
19.Гаврилов Ю. Этюдные зарисовки для баяна и аккордеона Шадринск 1999
20.Денисов В., Угринович А. «Подготовительная группа. Баян» Изд.
«Музычна Украина» 1982
21. Денисов В., Угринович А. « Баян» II класс Изд. «Музычна Украина»
1982
22. Денисов В., Угринович А. « Баян» III класс Изд. «Музычна Украина»
1987
23. Денисов В., Угринович А. «Подготовительная группа. Баян» IV класс
Изд. «Музычна Украина» 1980
24.Двилянский М. «Музыка советской эстрады» Произведения для баяна и
аккордеона Москва «Музыка» 1987
25.Дербенко Е. «Гармонь, баян, аккордеон» Альбом 1 Курган 2002
26. Дербенко Е. «Гармонь, баян, аккордеон» Альбом 2 Курган 2002
27. Денисов В., Угринович А. «Подготовительная группа. Баян» V класс Изд.
«Музычна Украина» 1982
28.Ефимов В. «Танцевальные ритмы для баяна» Изд. «Советский
композитор» 1987
29.Завальный В. «Музыкальная мозаика» Пьесы для баяна и аккордеона
Москва «Владос пресс» 2004
30.Кравченко Б. «Пусть меня научат» Детские пьесы в переложении для
баяна и аккордеона Изд. «Советский композитор» 1988
31.Лушников В. Школа игры на аккордеоне Москва 1985
32.Мирек А. Самоучитель игры на аккордеоне Москва 1964
33.Нечипоренко Н., Угринович А. «Этюды на разные виды техники» 4 класс
34.Павин С. «Народные песни и танцы в обработке для аккордеона»
Выпуск 33 Изд. «Советский композитор» 1991
35.Панайотов Л. Самоучитель игры на аккордеоне Москва 1992
36.Педагогический репертуар баяниста 1-2 класс
Выпуск 5 Москва 1975
37.Полифонические пьесы для баяна (сост. В.Агафонов, В.Алёхин)
Выпуск 2 Москва 1975
38. Полифонические пьесы для баяна (сост. В.Агафонов, В.Алёхин)
Выпуск 8 Москва 1978
39.Стативкин Г. «Начальное обучение на выборно-готовом баяне»
Москва «Музыка» 1989
40.Судариков А. «Хрестоматия баяниста» 4-5 класс Этюды
Москва «Музыка» 1988
41.Самохвалов А. «Концертные пьесы для готово-выборного баяна»
Уфа 2002
42.Хрестоматия аккордеониста 1-2 класс ДМШ Москва «Музыка» 1997
43. Хрестоматия аккордеониста 1-3 класс ДМШ Упражнения, этюды Москва
«Музыка» 1995
44.Хрестоматия баяниста 1-2 класс ДМШ Москва «Музыка» 1992
45. Хрестоматия баяниста 3-4 класс ДМШ Москва «Музыка» 1979
46.Якупов В. Этюды для баяна Магнитогорск 1999г
Перечень рекомендуемой методической литературы
1.Акимов Ю. «Баян и баянисты» (сборник методических статей)
2.Алексеев И. «Методика преподавания игры на баяне»
Москва «Музгис» 1960
3.Басурманов А. «Справочник баяниста»
Издательство «Советский композитор» 1982
4.Дельсон В. «Генрих Нейгауз»
Москва «Музыка» 1966
5.Егоров Б., Колобков С. «Баян и баянисты» вып. 7
«Советский композитор» 1987
6.Имханицкий М. «Новое об артикуляции и штрихах на баяне»
Москва 1997
7. Егоров Б., Колобков С. «Баян и баянисты» вып. 6
«Советский композитор» 1984
8. Липс Ф. «Искусство игры на баяне»
Москва «Музыка» 1985
9. Кузовлёв Вл., Самойлов Д. «Азбука баяниста»
Москва «Кифара» 2010
10.Мотов В., Шахов Г. «Развитие навыков подбора, аккомпанемента по
слуху» (баян, аккордеон)
11.Мирек А. «Справочник по гармоникам»
Москва «Музыка» 1968
12.Методические указания по организации учебно-воспитательной работы в
инструментальных классах ДМШ и ДШИ
(Министерство культуры СССР, Всесоюзный методический кабинет по
учебным заведениям искусств и культуры) Москва 1988
13. «Методика обучения игре на народных инструментах»
Ленинград «Музыка» 1975
14.Потеряев Б. «К вопросу об эффективности идеомоторной подготовки
баянистов – исполнителей»
Челябинск 2000
15. «Применение психологических знаний в практической деятельности
музыканта-педагога»
Методическая разработка, Москва 1981
16.Ризоль Н. «Принципы применения пятипальцевой аппликатуры на баяне»
«Советский композитор» Москва 1981
17.Семёнов В. «Современная школа игры на баяне»
Москва «Музыка» 2009
18.Шахов Г. «Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в классе
баяна»
Москва «Музыка» 1987
19.Чиняков А. «Преодоление технических трудностей на баяне»
Москва «Музыка» 1982
20.Челышев Г. «Спутник учителя музыки»
Москва «Просвещение» 1993