Напоминание

Музицирование


Автор: Гуцул Елена Анатольевна
Должность: преподаватель детской школы искусств по классу баяна
Учебное заведение: МКОУДО "Катав-Ивановская ДШИ"
Населённый пункт: город Катав-Иванолвск, Челябинская область
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Музицирование
Раздел: дополнительное образование





Назад





Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования

«Катав – Ивановская Детская школа искусств Катав – Ивановского муниципального

района»




Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства «
Баян, аккордеон
»
«Музицирование»
( 5 лет обучения) 2015 г.
Рассмотрено на методической секции МКОУДО «Катав-Ивановская ДШИ» Дата__________________ Принято педагогическим советом Дата_________________________ «Утверждаю» директор МКОУДО «Катав- Ивановская ДШИ» Маланичева Т.А. _________________________ Дата_____________ Разработчик: Гуцул Елена Анатольевна, преподаватель МКОУДО «Катав-Ивановская ДШИ»

Структура программы учебного предмета.
1. Пояснительная записка 2. Методические рекомендации 3. Формы и методы контроля, система оценок 4. Требования к уровню подготовки выпускников 5. Содержание программы по годам обучения (годовые требования) 6. Методическая литература 7. Репертуарные сборники


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Перемены, происходящие в общественной жизни нашей страны, в значительной степени затронули систему образования и культуры. Стала очевидной возрастающая роль развивающих моделей обучения, способствующих воспитанию устойчивого интереса к обучению в системе ДШИ. Широкий фронт музыкально-творческой деятельности позволяет преодолеть одностороннюю исполнительскую направленность традиционного музыкального обучения, воспитывает самостоятельность и творческую активность учащихся и способствует развитию в полной мере их музыкальных способностей.
Цель данной программы:
- приобщение учащихся к музицированию в самых разнообразных формах проявления этой творческой деятельности (подбор по слуху и транспонирование, чтение с листа, игра в ансамбле) и на этой основе – более активное развитие музыкальных способностей, формирование широкого круга интересов учащихся, воспитание художественного вкуса.
Задачи программы:

-
приобщение к домашнему музицированию (что отвечает запросам детей и их родителей) через различные виды музыкального творчества; - развитие внутреннего слуха , как фундамента творческой деятельности учащегося; - воспитание и развитие метроритмического чувства; - развитие таких личностных качеств как воображение, увлечённость, трудолюбие, инициативность, самостоятельность.
Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» (баян, аккордеон) предусматривает индивидуальные занятия с учащимися один раз в неделю по 1 часу. Программа рассчитана на 5 лет обучения.
Методические рекомендации
Изменение цели обучения игре на инструменте вызывает необходимость обновления как содержания, так и средств обучения. Содержание обучения призвано не только сформировать у детей элементарные навыки игры на инструменте, но также выявить и развить творческие задатки учащихся. Именно на воспитание самостоятельности и творческой активности учащихся должны быть направлены усилия педагогов в первую очередь. Что для этого нужно? Прежде всего, нужна иная методика, иная направленность учебного процесса, включающая более разнообразные формы работы. Другими словами, нужна комплексная программа обучения. Развитие творческой инициативы в процессе обучения способствует более осмысленному отношению ребенка к музыке, вызывает интерес к занятиям, что является важной предпосылкой для успешного преодоления трудностей в обучении. Какие же навыки необходимо развивать у учащихся, чтобы сделать процесс обучения более развивающим и осмысленным? Это, прежде всего: • подбор по слуху и транспонирование; • чтение с листа; • игра в ансамбле. Эти виды деятельности приучают учащегося осознано и активно, на
основе теоретических знаний и музыкальнослуховых представлений воспринимать и воспроизводить музыку. Они опираются на музыкальные способности и, в свою очередь активно развивают их.
Подбор по слуху.
Этот навык, как никакой другой развивает музыкальный слух, память, вырабатывает слуходвигательную взаимосвязь. Развитие слуха – одна из главных задач первоначального обучения. Именно подбор по слуху способствует умению связывать слуховые представления с расположением клавиш на клавиатуре, то есть формирует и закрепляет слуходвигательную взаимосвязь, необходимую для осознанного восприятия нотного текста. Помимо развития мелодического слуха, навык подбора активно развивает гармонический слух и гармоническое мышление. После приобретения учащимися некоторого слухового опыта и навыков игры двумя руками, следует начинать работу по гармонизации подобранных по слуху мелодий. Вначале это будут главные ступени лада (Т, S, D) и только потом, много позже, с усложнением мелодического развития подобранных или разучиваемых песен, можно использовать аккорды побочных ступеней. Помимо всего вышесказанного, подбор по слуху знакомых мелодий может сделать для ученика весь процесс обучения в классе специнструмента более интересным и привлекательным. Владение этим навыком способствует активному музицированию учащихся после окончания школы. Две-четыре ежегодно подбираемых мелодий с аккомпанементом достаточны для развития этого навыка. Помимо развития мелодического и гармонического слуха, подбор прочно закрепляет теоретические знания, полученные на уроках сольфеджио.
Транспонирование.
Этой же цели служит транспонирование. На начальном этапе обучения оно поможет ученику наладить связь между слухом и ориентировкой на
клавиатуре. Ученик, занимающийся транспонированием, продвигается быстрее других и проявляет при самостоятельной домашней подготовке большую музыкальную грамотность. В практике начинающего музыканта раньше появляется транспонирование по слуху, т.е. воспроизведение мелодий в разных тональностях. Транспонирование по нотам является самым радикальным средством развития музыкального слуха, памяти, внимания, а также навыков чтения с листа. В процессе работы у ученика накапливается определённая сумма знаний, умений и навыков: развивается слух и чувство ритма, обогащается музыкальная память, вырабатывается хорошая ориентация на клавиатуре и в нотной записи, закрепляются игровые навыки, и, главное, развивается творческое мышление.
Чтение с листа.
Чтение с листа – это проигрывание музыкального материала по нотам, основная задача которого - ознакомление с произведением в общих чертах. Необходимость безостановочного проигрывания нового материала делает процесс чтения с листа значительно более сложным по сравнению с разбором. Подобно тому, как читая книгу человек (даже ребёнок) охватывает взглядом не одно слово, а целую группу слов, так и чтение нотного текста должно восприниматься не отдельными нотами, а группами нот – мотивами, фразами и т.д. Для успешного чтения с листа также необходимо формирование двигательных умений и навыков, и прежде всего, должна быть сформирована не нуждающаяся в постоянной поддержке зрением, ориентировка рук и пальцев на клавиатуре. Работу над этим необходимо начинать с первых уроков, добиваясь того, чтобы во время игры голова ребенка была поднята. Быстрота и точность двигательной реакции на исполняемый текст также зависят от аппликатурной техники, то есть быстрого умения выбрать аппликатурный вариант, наилучший в данной игровой ситуации. Для формирования этого навыка полезно использовать для читки с листа пьесы с непроставленной аппликатурой. Особенно важно приучить ученика к тщательному зрительному анализу предназначенного для чтения с листа нотного текста. Сначала вместе с педагогом, затем самостоятельно ученик осмысливает
размер, тональность произведения, его фактуру, особенности мелодии (плавное, скачкообразное движение и др.), фразировку, примерную динамику, темп, выявляет трудные места. Хочется еще раз подчеркнуть, что в начале зрительный анализ нотного текста осуществляется вместе с педагогом, постепенно ученик учится делать это самостоятельно. При просматривании текста, следует стремиться одновременно, мысленно прослушивать пьесу (конечно, это получится далеко не сразу). Это не только поможет яснее представить характер сочинения, но и будет способствовать развитию внутреннего слуха. На основе анализа активно формируются и технические, двигательные представления. На всем протяжении обучения чтению с листа усилия педагога должны быть направлены на то, чтобы учащийся играл предложенный нотный текст сразу двумя руками, красивым звуком, грамотно и выразительно. Для успешного развития этого умения важно на всех этапах обучения соблюдать одно непременное условие – степень сложности предназначенного для чтения с листа музыкального материала должна полностью соответствовать поставленной задаче и возможностям исполнителя. А для того, чтобы в будущем учащиеся могли исполнять с листа нотный текст, сложность которого не позволяет воспроизвести его во всей полноте, их нужно последовательно обучать упрощению фактуры изложения музыкального материала при обязательном сохранении мелодии и гармонической основы произведения. Чтобы реализовать на практике все вышеперечисленные положения нужно одно: навык чтения с листа должен быть заложен в структуру обучения, развитие этого навыка следует сделать неотъемлемой частью учебного процесса в классе специальности. Формируя и развивая у начинающего музыканта такой сложный, «многоэлементный» навык, как чтение с листа, педагог решает целый ряд задач, необходимых для воспитания как профессионального музыканта, так и любителя. Это – развитие слуха и слуховых представлений, воспитание чувства ритма, музыкальной памяти, активного внимания и т.п
Игра в ансамбле.

Для разностороннего музыкального воспитания большое значение также имеют различные ансамбли. При игре ансамблей развиваются такие важные качества, как: - умение слушать не только собственное исполнение, но и партнёра, а также общее звучание всего произведения; - воспитывается умение увлечь своим замыслом товарища, а когда это необходимо, подчиняться его воле; - активизируется фантазия и творческое начало, повышается чувство ответственности за знание своей партии, т.к. совместное исполнительство требует свободного владения текстом. Важнейшими требованиями совместной игры являются одинаковые ощущения характера и темпа произведения, соответственно приёмов звукоизвлечения. Работа над ансамблевыми произведениями важна на всех этапах музыкального развития учащихся. Освоение первоначальных навыков игры в ансамбле происходит с первых шагов обучения. Сначала педагог аккомпанирует ученику, исполняющему мелодию. Затем простейший аккомпанемент поручается самому ученику, чтобы научить его гибко сопровождать мелодию, исполняемую педагогом. Таким образом, ученик приобретает первоначальные навыки: «солирование» - когда нужно ярче выделить свою партию, и «аккомпанирования» - умения отойти на второй план ради единого целого. В старших классах работа над навыками ансамблевого музицирования продолжается. Наиболее интересные номера следует показывать на классных вечерах, концертах для родителей и учащихся общеобразовательных школ и т.д.
Формы и методы контроля, система оценок
Для того, чтобы реализовать на практике все перечисленные выше положения, чтобы у педагога хватило времени и сил на развитие творческих задатков своих учеников, следует ввести в отчетность элементы творческого музицирования. Начиная со второго класса, успеваемость учащихся учитывается в форме контрольных уроков, классных мероприятий, школьных
концертов и т.д. – один раз в полугодие (2 раза в год), учащиеся первого класса сдают контрольный урок в конце учебного года (II полугодие). При выведении итоговой оценки ( в конце учебного года) необходимо учитывать продвижение учащегося и все его выступления и результаты на контрольных уроках.
Класс

I полугодие

II полугодие
1 класс - Игра в ансамбле с педагогом 2 класс Игра в ансамбле с педагогом 1.Игра в ансамбле с педагогом 2.Чтение с листа 3 класс Игра в ансамбле с педагогом 1.Игра в ансамбле с педагогом 2.Чтение с листа 4 класс Игра в ансамбле с педагогом 1.Игра в ансамбле с педагогом 2.Чтение с листа 5 класс Игра в ансамбле с педагогом 1.Игра в ансамбле с педагогом 2.Чтение с листа Успехи учащихся на контрольных уроках оцениваются по десятибалльной системе: 5+,5, 5-, 4+, 4, 4-, 3+, 3, 3-, 2.
Требования к уровню подготовки выпускников
Предмет «Музицирование» формирует и развивает разносторонние музыкальные способности и интересы учащихся. Окончив курс обучения, учащийся должен уметь: - читать с листа музыкальные произведения различной стилевой направленности (классические, народные, эстрадные); - иметь репертуар для досуговых мероприятий; - подбирать по слуху понравившиеся мелодии с аккомпанементом и транспонировать их в новую тональность; - обладать хорошим музыкальным вкусом, любить и понимать музыку; - уметь рассказывать о музыкальных произведениях и композиторах, поддерживать беседу на музыкальные темы.

Содержание программы по годам обучения (годовые требования)

1й класс.
Подбор и транспонирование простейших пьес («Василек», «Дождик», «Ходит зайка», «Как под горкой» и др.) от белых клавиш. Транспонирование в 1- ом классе осуществляется по слуху, т.е. вне зрительного восприятия нотного текста. Чтение с листа пьес из сборников для подготовительного отделения ДМШ (можно в ансамбле с педагогом).
2й класс.
Чтение с листа пьес репертуарной сложности подготовительного отделения ДШИ. В задания на дом следует систематически включать 1 – 2 простейших пьесы для самостоятельного изучения, развивая, таким образом, навык чтения с листа. Продолжать совершенствовать навык подбора по слуху на доступном для ребенка материале, используя преимущественно народные песни и попевки («По дороге жук», «Во поле берёза стояла» и др.). Целесообразно транспонировать хотя бы одной рукой подобранные мелодии, объяснять ученику принцип подбора аккомпанемента с использованием T, S, D. Игра в ансамбле с преподавателем.
3й класс.
Продолжать совершенствовать навык чтения с листа, выбирая для этого произведения за 1 и начало 2-го класса (строго индивидуально!). Продолжать заниматься подбором знакомых мелодий или песен, сначала правой, затем левой рукой. От транспонирования по слуху постепенно переходить к транспонированию по нотам, начиная с простейшего нотного текста.
Игра в ансамбле с педагогом.
4й класс.
Постепенно усложняется материал для чтения с листа (репертуар 2-го –начала 3 класса). Очень важно выработать у ученика привычку тщательного зрительного анализа нотного текста перед тем, как он будет воспроизводить этот текст на инструменте. Использовать материал с буквенным обозначением аккомпанемента. Совершенствовать навыки транспонирования и по слуху, и по нотам, постепенно усложняя материал. Здесь уже следует опираться на полученные теоретические знания тональностей. Занимаясь подбором, обязательно анализировать материал (тональный план, гармоническое сопровождение), закрепляя знания, полученные на уроках основ музыкальной грамоты и сольфеджио. Игра в ансамбле с педагогом или с другими учащимися (дуэты, трио).
5й класс.
В 5-ом классе продолжается работа по совершенствованию навыка чтения с листа. Материал постепенно усложняется, ученику объясняется (и закрепляется в работе) принцип упрощения фактуры сложного для читки с листа музыкального материала. Продолжается работа по совершенствованию навыков подбора по слуху и транспонирования знакомых мелодий. Например: Шаинский «Песенка Крокодила Гены», р.н.п. «Коробейники», «Яблочко», Газманов «Господа офицеры» . Игра в ансамбле с педагогом или с другими учащимися.
Репертуарные сборники
1.Ансамбли баянов. Выпуск 1., 1969 2. Ансамбли баянов. Выпуск 2., Розанов В., М., 1971 3. Ансамбли баянов. Выпуск 3., Розанов В., М., 1972
4. Ансамбли баянов. Выпуск 4.,Гаврилов Л., М., 1973 5. Ансамбли баянов. Выпуск 5., Гаврилов Л., М., 1974 6. Ансамбли баянов. Выпуск 6., М., 1975 7. Ансамбли баянов. Выпуск 7., Накапкин, М., 1976 8. Агафонов Ю., Грачёв В., Соловьёв Ю. «Самоучитель игры на баяне», Москва, «Музыка» 1983 9.Акимов Ю., Грачёв В. «Хрестоматия баяниста» 1-2 классы, М., «Музыка», 1972 10.Агафонов О. «В кругу друзей», Выпуск 2, «Советский композитор», 1981 11. Барабошкина А. «Сольфеджио» 1 класс ДМШ, Москва, «Музыка» 1992 12.Гурба А. «На досуге», Выпуск 10, М., «Музыка», 1991 13.Денисов В., Угринович А., «Подготовительная группа» Баян, Киев, «Музычна Украина», 1987 14. Стативкин Г. «Начальное обучение на готово – выборном баяне», М., «Музыка», 1988 15.Бойцова Г. «Юный аккордеонист» часть 1, М., «Музыка» 1994 16. Бойцова Г. «Юный аккордеонист» часть 2, М., «Музыка» 1994 17.Двилянский М. «Самоучитель игры на аккордеоне», «Советский композитор», 1988 18.Доренский А. «Музыка для детей» Выпуск 2 (2-3 кл.) Ростов-на Дону, «Феникс», 1998 19.Измайлова Т. «Азбука аккордеониста», Екатеринбург. 2000 А. 20. Кокорин А. «Детский альбом ансамблей» Для баяна и аккордеона, Омск, 2000 21.Кравченко Б. «Пусть меня научат» , «Советский композитор». 1988 22.Лушников «Школа игры на аккордеоне», М., «Музыка», 1980 23. Лондонов П. «Школа игры на аккордеоне», М., «Музыка», 1987
24.Мирек А. Самоучитель игры на аккордеоне, «Советский композитор», 1980 25. «Над Трёхгорьем поёт баян» Популярные песни в переложении для баяна и аккордеона, Выпуск 1, Трёхгорный, 2003 26. Пьесы для ансамблей аккордеонов, Катанский В., Москва, 2000 27. «С песней по жизни. Мои любимые песни.» Учебное пособие для игры на гитаре, фортепиано, баяне, аккордеоне. Выпуск 1, 2003
Методическая литература.
1. Г.Шахов, «Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в классе баяна». Москва, «Музыка», 1987. 2. М.Говорушко, «Чтение с листа в процессе обучения баяниста». Ленинград, «Музыка», 1985. 4. В.Н.Мотов, «Простейшие приёмы варьирования на баяне или аккордеоне». Москва, «Музыка», 1989. 5. Ф. Липс «Искусство игры на баяне» 6. Т.Сиротина, «Подбираем аккомпанемент» вып.1, Москва, «Музыка», 2001. 7. В.Лушников, «Школа игры на аккордеоне». Москва, «Советский композитор», 1986. 8. Ю.Агафонов, В. Грачёв, Ю. Соловьёв «Самоучитель игры на баяне», Москва, «Музыка» 1983 9. А.Барабошкина «Сольфеджио» 1 класс ДМШ, Москва, «Музыка» 1992 10.Т. Шахов «Аппликатура как средство развития профессионального мастерства баяниста и аккордеониста»


В раздел образования