Напоминание

Роль семейных традиций в формировании духовно-нравственных ценностей


Автор: Кириевская Юлия Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: БОУ г. Омска "Средняя общеобразовательная школа № 151"
Населённый пункт: г. Омск
Наименование материала: статья
Тема: Роль семейных традиций в формировании духовно-нравственных ценностей
Раздел: начальное образование





Назад





Кириевская

Ю.В.

БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №151»

Роль семейных традиций в формировании духовно-нравственных

ценностей
Если ты думаешь на год вперед – посади семя, если ты думаешь на десятилетия вперед – посади дерево, если ты думаешь на век вперед, воспитай человека. Восточная мудрость Становление и развитие человека начинается в семье. Семья – это то первое социальное окружение, в котором ребенок получает первичные знания и приобретает основные умения и навыки деятельности и общения, с которыми он потом входит в мир. В законе РФ «Об образовании» сказано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основу физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте. Поэтому должны осознавать ответственность за духовно- нравственное воспитание детей. Все, что будет недополучено в детстве, с большим трудом восполняется, а иногда и вовсе не восполняется в дальнейшей жизни. И потери эти в значительной степени являются следствием того, что в семье отсутствует такое понятие, как «традиции».
Семейные традиции
– это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Традиции семьи чаще всего остаются за гранью исследований, а ведь именно они создают атмосферу взаимодействия. Назовем основные блоки традиций, освоение которых осуществляется в ходе семейного и школьного воспитания детей.
Гражданско-патриотические

традиции
– традиции национальной гордости и уважения к другим народам, традиции патриотизма и благочестия, почитания предков, фамильной чести. 1

Трудовые

традиции
– традиции уважительного отношения к труду других людей, трудолюбия, коллективного труда, творческого отношения к труду, выполнения трудовых обязанностей дома, самоактуализации в трудовой деятельности.
Экологические

традиции
– традиции бережного, нравственного, возвышенного, поэтического отношения к природе, любви к животным, природоохранительной деятельности, единения с природой, почитания творческих сил, красоты природы, сохранения природных объектов.
Коммуникативные

традиции
– традиции общения со старшими, семейного общения, приветствия и благопожелания, благодарность и просьба, извинения, формулы прощания, традиции гостеприимства, гуманного отношения к людям, милосердия и благотворительности, межнационального общения и др.
Традиции здорового образа жизни
– традиции заботы о своем здоровье, правильного питания, заботы о чистоте тела, долголетие, народной медицины и пр.
Бытовые

традиции
– обустройство жилья, традиции национального костюма, правильного приема пищи и традиции воспитания.
Праздники, обряды
– религиозные праздники, народные игры и др. Как строятся отношения в семьях, какие ценности, интересы находятся на первом плане, какие традиции и обычаи сохраняются? Чтобы найти ответы на эти и другие вопросы, нами была составлена
анкета
: 1. Что такое семья? 2. Что такое традиция? 3. Какие традиции существуют в вашей семье? 4. Какой семейный праздник тебе больше всего запомнился и почему? 5. Как давно вы собирались вместе с родственниками, включая бабушек и дедушек, дядь и теть? 6. Часто ли вы собираетесь с родителями для общения? 7. Знаешь ли ты историю своей семьи (рода)? 2
Проанализировав результаты анкетирования можно было сделать вывод, что у 72% детей сформировано понятие «семья». «Семья – это когда мама и папа любят друг друга, у них есть ребенок и каждый выполняет свои обязанности, и все живут в понимании и верности.» Куликова Дарья, 8 лет «Семья – это родные и близкие, которые помогают в трудную минуту.» Воробьев Стас, 9 лет Но, к сожалению, большинство из опрошенных детей(50% обучающихся) не имеют понятия или не до конца осознают, что такое «традиция». «Традиция – это отмечать какой-то праздник всей семьёй» Волынкина Алина, 8 лет «Традиция – это когда из поколения в поколение идет много интересного» Разина Анита, 8 лет Традиции для 92% детей представляются чем-то глобальным, чем-то далеким, происходящим то ли на государственном, то ли на национальном уровне. Может, поэтому на наш вопрос: «Какие традиции существуют в вашей семье?» большинство лишь пожимали плечами и уверенно отвечали, что таковых просто нет. «Мы всей семьей отмечаем 8 Марта, 9 Мая, 23 февраля и Новый год» Нестеров Дмитрий, 9 лет «Мне запомнился Новый год, мне подарили мою заветную мечту-копилку. И еще я ходила к подружке на день рождения, мы вкусно поели.» Волынкина Алина, 8 лет Между тем психологи уверяют, что детям семейные традиции необычайно важны: сохраняется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и повзрослевшими детьми; с регулярно повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира. На протяжении тысячелетия фундаментом семейных отношений являлось общение, основы которого находили свое воплощение в жизни семьи и общества. Как показали опросы детей, в настоящее время общение в повседневные дни минимально, сводятся к перекидыванию двух трех фраз и нескольких указаний: «иди ужинать», «делай уроки» - и погружается каждый в свои дела. Родители совершенно забыли о замечательной традиции семейных «посиделок». 3
Дети отметили, что они, действительно, многого не знают о своей семье: ни семейной родословной, ни где и кем работают их родители, чем они занимаются в свободное время, из чего складывается доход семьи и каким трудом он достается. Надо сказать, существует много семей, где традиции отсутствуют. Обычность, обыденность, неумение разнообразить свою жизнь делают её скучной и безликой. А хрупкий мир детства нуждается в поддержке, защите и понимании. Осознаем ли мы, что в семье, где не играют, не шутят, не поют, не общаются, жизнь ребенка духовно обеднена. Семейные традиции, заполняя свободное время семьи, являются залогом ее счастья и взаимопонимания. В такой семье не создастся предпосылок для появления вредных привычек, возникновения непонимания, отчужденности, озлобленности между ее членами, не остается места скуке. У ребенка, вырастающего на добрых традициях, постепенно формируется образ семьи, который он проносит через всю свою жизнь, и это залог того, что став взрослым человеком, он создаст свою семью, основанную на любви, совместных общих делах и уважении друг к другу. В процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему духовно-нравственного воспитания ребенка, опираясь на положительный опыт родителей, учитывая особенности воспитания в каждой отдельной семье. Значительное место в системе работы школы с родителями отводится их психолого-педагогическому просвещению. Накопление родителями педагогических знаний связано с развитием их педагогического мышления, приобретением умений и навыков в области воспитания. С этой целью проводятся:  Родительские собрания на темы «Что такое традиции», «Традиции как средство воспитания»  Конференция для родителей «Отец - высокая должность» 4
 Лектории для родителей: «Родительский долг и авторитет», «Совместное сотрудничество и доверительные контакты», «Родители как образец для подражания нравственных ценностей» Организация семейного досуга – важная сфера деятельности образовательных учреждений. Для этого используются различные формы:  День семьи «Мама, папа, я – дружная семья»  Семейные праздники: «Семейный круг», «Наша дружная семья»  Исследовательские проекты: «Домашний музей», «Семейное счастье», «Комната для души», «Моя родословная», «Домашний фотоальбом»
Цель
всех этих семейных мероприятий - формирование активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного потенциала семьи. Следует обучать родителей проведению совместного отдыха со своими детьми: организации игр, домашних праздников, семейного чтения, экскурсий, туристических поездок в каникулярное время. Родители, участвуя в различных видах совместной деятельности, воссоздавая положительные традиции воспитания детей, приобретают опыт педагогического сотрудничества как со своим ребенком, так и с педагогами, что имеет большое значение для формирования духовно-нравственных ценностей. Необходимо восстанавливать разрушенное – лучшее из того, что содержала в себе семейная традиция. Связь между поколениями не должна прерываться. Если мы не почитаем предков и отказываемся от воспитания благочестия в детях, мы вступаем в противоречия с естественным ходом истории. 5


В раздел образования