Роль семейных традиций в формировании духовно-нравственных ценностей
Автор: Кириевская Юлия Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: БОУ г. Омска "Средняя общеобразовательная школа № 151" Населённый пункт: г. Омск Наименование материала: статья Тема: Роль семейных традиций в формировании духовно-нравственных ценностей Раздел: начальное образование
БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №151»
Роль семейных традиций в формировании духовно-нравственных
ценностей
Если ты думаешь на год вперед – посади
семя, если ты думаешь на десятилетия вперед –
посади
дерево,
если
ты
думаешь
на
век
вперед,
воспитай человека.
Восточная мудрость
Становление и развитие человека начинается в семье. Семья – это то
первое социальное окружение, в котором ребенок получает первичные знания и
приобретает основные умения и навыки деятельности и общения, с которыми
он потом входит в мир. В законе РФ «Об образовании» сказано, что родители
являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основу физического,
нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом
возрасте.
Поэтому
должны
осознавать
ответственность
за
духовно-
нравственное
воспитание
детей.
Все,
что
будет
недополучено
в
детстве,
с
большим трудом восполняется, а иногда и вовсе не восполняется в дальнейшей
жизни. И потери эти в значительной степени являются следствием того, что в
семье отсутствует такое понятие, как «традиции».
Семейные традиции – это обычные принятые в семье нормы, манеры
поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение.
Традиции семьи чаще всего остаются за гранью исследований, а ведь
именно
они
создают
атмосферу
взаимодействия.
Назовем
основные
блоки
традиций, освоение которых осуществляется в ходе семейного и школьного
воспитания детей.
Гражданско-патриотические
традиции
–
традиции
национальной
гордости и уважения к другим народам, традиции патриотизма и благочестия,
почитания предков, фамильной чести.
1
Трудовые
традиции
–
традиции
уважительного
отношения
к
труду
других
людей,
трудолюбия,
коллективного
труда,
творческого
отношения
к
труду, выполнения трудовых обязанностей дома, самоактуализации в трудовой
деятельности.
Экологические
традиции
–
традиции
бережного,
нравственного,
возвышенного,
поэтического
отношения
к
природе,
любви
к
животным,
природоохранительной
деятельности,
единения
с
природой,
почитания
творческих сил, красоты природы, сохранения природных объектов.
Коммуникативные
традиции
–
традиции
общения
со
старшими,
семейного общения, приветствия и благопожелания, благодарность и просьба,
извинения,
формулы
прощания,
традиции
гостеприимства,
гуманного
отношения к людям, милосердия и благотворительности, межнационального
общения и др.
Традиции здорового образа жизни – традиции заботы о своем здоровье,
правильного питания, заботы о чистоте тела, долголетие, народной медицины и
пр.
Бытовые
традиции
–
обустройство
жилья,
традиции
национального
костюма, правильного приема пищи и традиции воспитания.
Праздники, обряды – религиозные праздники, народные игры и др.
Как строятся отношения в семьях, какие ценности, интересы находятся на
первом плане, какие традиции и обычаи сохраняются? Чтобы найти ответы на
эти и другие вопросы, нами была составлена анкета :
1.
Что такое семья?
2.
Что такое традиция?
3.
Какие традиции существуют в вашей семье?
4.
Какой семейный праздник тебе больше всего запомнился и почему?
5.
Как давно вы собирались вместе с родственниками, включая бабушек и
дедушек, дядь и теть?
6.
Часто ли вы собираетесь с родителями для общения?
7.
Знаешь ли ты историю своей семьи (рода)?
2
Проанализировав результаты анкетирования можно было сделать вывод,
что у 72% детей сформировано понятие «семья».
«Семья – это когда мама и папа любят друг друга, у них есть ребенок и каждый
выполняет свои обязанности, и все живут в понимании и верности.» Куликова Дарья, 8 лет
«Семья – это родные и близкие, которые помогают в трудную минуту.» Воробьев
Стас, 9 лет
Но, к сожалению, большинство из опрошенных детей(50% обучающихся)
не имеют понятия или не до конца осознают, что такое «традиция».
«Традиция – это отмечать какой-то праздник всей семьёй» Волынкина Алина, 8 лет
«Традиция – это когда из поколения в поколение идет много интересного» Разина
Анита, 8 лет
Традиции
для
92%
детей
представляются
чем-то
глобальным,
чем-то
далеким, происходящим то ли на государственном, то ли на национальном
уровне. Может, поэтому на наш вопрос: «Какие традиции существуют в вашей
семье?»
большинство
лишь
пожимали
плечами
и
уверенно
отвечали,
что
таковых просто нет.
«Мы всей семьей отмечаем 8 Марта, 9 Мая, 23 февраля и Новый год» Нестеров
Дмитрий, 9 лет
«Мне запомнился Новый год, мне подарили мою заветную мечту-копилку. И еще я
ходила к подружке на день рождения, мы вкусно поели.» Волынкина Алина, 8 лет
Между
тем
психологи
уверяют,
что
детям
семейные
традиции
необычайно важны: сохраняется связь между поколениями и теплые, нежные
отношения
между
родителями
и
повзрослевшими
детьми;
с
регулярно
повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира.
На
протяжении
тысячелетия
фундаментом
семейных
отношений
являлось
общение,
основы
которого
находили
свое
воплощение
в
жизни
семьи
и
общества.
Как
показали
опросы
детей,
в
настоящее
время
общение
в
повседневные дни минимально, сводятся к перекидыванию двух трех фраз и
нескольких указаний: «иди ужинать», «делай уроки» - и погружается каждый в
свои дела. Родители совершенно забыли о замечательной традиции семейных
«посиделок».
3
Дети отметили, что они, действительно, многого не знают о своей семье:
ни
семейной
родословной,
ни
где
и
кем
работают
их
родители,
чем
они
занимаются в свободное время, из чего складывается доход семьи и каким
трудом он достается.
Надо
сказать,
существует
много
семей,
где
традиции
отсутствуют.
Обычность,
обыденность,
неумение
разнообразить
свою
жизнь
делают
её
скучной и безликой. А хрупкий мир детства нуждается в поддержке, защите и
понимании. Осознаем ли мы, что в семье, где не играют, не шутят, не поют, не
общаются, жизнь ребенка духовно обеднена. Семейные традиции, заполняя
свободное время семьи, являются залогом ее счастья и взаимопонимания. В
такой
семье
не
создастся
предпосылок
для
появления
вредных
привычек,
возникновения
непонимания,
отчужденности,
озлобленности
между
ее
членами,
не
остается
места
скуке.
У
ребенка,
вырастающего
на
добрых
традициях, постепенно формируется образ семьи, который он проносит через
всю свою жизнь, и это залог того, что став взрослым человеком, он создаст
свою семью, основанную на любви, совместных общих делах и уважении друг
к другу.
В
процессе
взаимодействия
педагогов
и
родителей
можно
успешно
решать
проблему
духовно-нравственного
воспитания
ребенка,
опираясь
на
положительный опыт родителей, учитывая особенности воспитания в каждой
отдельной семье. Значительное место в системе работы школы с родителями
отводится
их
психолого-педагогическому
просвещению.
Накопление
родителями педагогических знаний связано с развитием их педагогического
мышления, приобретением умений и навыков в области воспитания. С этой
целью проводятся:
Родительские собрания на темы «Что такое традиции», «Традиции
как средство воспитания»
Конференция для родителей «Отец - высокая должность»
4
Лектории
для
родителей:
«Родительский
долг
и
авторитет»,
«Совместное
сотрудничество
и
доверительные
контакты»,
«Родители как образец для подражания нравственных ценностей»
Организация
семейного
досуга
–
важная
сфера
деятельности
образовательных учреждений. Для этого используются различные формы:
День семьи «Мама, папа, я – дружная семья»
Семейные праздники: «Семейный круг», «Наша дружная семья»
Исследовательские
проекты:
«Домашний
музей»,
«Семейное
счастье», «Комната для души», «Моя родословная», «Домашний
фотоальбом»
Цель
всех
этих
семейных
мероприятий
-
формирование
активной
педагогической позиции родителей, повышение воспитательного потенциала
семьи.
Следует обучать родителей проведению совместного отдыха со своими
детьми: организации игр, домашних праздников, семейного чтения, экскурсий,
туристических поездок в каникулярное время.
Родители,
участвуя
в
различных
видах
совместной
деятельности,
воссоздавая положительные традиции воспитания детей, приобретают опыт
педагогического сотрудничества как со своим ребенком, так и с педагогами, что
имеет большое значение для формирования духовно-нравственных ценностей.
Необходимо
восстанавливать
разрушенное
–
лучшее
из
того,
что
содержала в себе семейная традиция. Связь между поколениями не должна
прерываться. Если мы не почитаем предков и отказываемся от воспитания
благочестия
в
детях,
мы
вступаем
в
противоречия
с
естественным
ходом
истории.
5