Автор: Подшивалова Елена Васильевна Должность: преподаватель по классу аккордеона Учебное заведение: МКОУДО "Катав-Ивановская ДШИ" Населённый пункт: город Катав-Ивановск, Челябинская область Наименование материала: Сценарий проведения семейного праздника Тема: "Папа, мама, я - музыкальная семья" Раздел: дополнительное образование
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования
«Катав-Ивановская детская школа искусств Катав-Ивановского муниципального района»
СЦЕНАРИЙ
проведения семейного праздника
«Папа, мама, я – музыкальная семья»
Выполнила:
преподаватель высшей категории
по классу аккордеона
Подшивалова Е.В.
(Звучат детские песни в записи)
Ведущий 1. Добрый день, уважаемые родители!
Здравствуйте девочки и мальчики!
Мы рады приветствовать вас на нашей семейной встрече
«Папа, мама, я – музыкальная семья»!
Всегда радостно и приятно видеть людей с доброй, приветливой улыбкой,
счастливым взглядом. А если это еще и семья, то приятно вдвойне.
Семья… Вы когда-нибудь обращали внимание на то, как звучит это слово?
Семь «я». Семь раз «я»…А это значит, что вы не одиноки .Что же это за явление
такое
–
«СЕМЬЯ»?
Семья -
это ни с чем несравнимый, незабываемый запах
родительского дома…
Семья - это все мы, наши радости, печали, заботы, помноженные и разделенные
на всех.
А ещё семья - это общие интересы и увлечения. Нам очень приятно, что на
наш праздник пришли семьи, в которых знают и любят музыку
Ведущий 2. Музыка… Великое, неувядающее искусство. Она сопровождает нас с
рождения и до конца дней. О появлении музыки в жизни людей сложено много
легенд и сказаний. Они повествуют о том, что покоряет она не только людей, но и
неподвластные человеку силы природы. Музыка способна сделать то, что не
сделают ни грозное оружие, ни грубая сила, ни устрашающие речи.
В Библии - больше тысячи страниц, это очень объёмистая книга. Но уже в
самом её начале, где-то на третьей странице, мы встречаемся с упоминаниями о
музыке. Как повествует библейское сказание, музыку изобрел ещё при жизни
первочеловека Адама его не очень далёкий потомок. У этого пра-правнука Адама
было музыкальное имя. Его звали Иувал, что означает «протяжный звук трубы». В
Библии
про
Иувала
сказано:
«…он
был
отец
всех
играющих
на
гуслях
и
свирелях», то есть прародитель всех музыкантов.
А вот ещё отрывок из Библии: «Семь священников пусть несут семь труб…а в
седьмой
день
обойдите
вокруг
города
семь
раз,
и
священники
пусть
трубят
трубами, когда затрубит юбилейный рог, когда услышите звук трубы, тогда весь
народ пусть воскликнет громким голосом, и стена города обрушится до своего
основания». Вот видите, даже каменные стены неприступного Иерихона рухнули
при звуках многоголосого хора.
Ведущий 1. Давным-давно жил в Вене весельчак по имени Августин, который
прославился на весь город своими песнями. Многие из них сочинял Августин
прямо на ходу… Где Августин, там радость и веселье. Но однажды в город
пришла страшная беда – чума. Она косила людей так, что вымирали целые улицы.
Приуныли люди, и только Августин по-прежнему пел весёлые песни, словно
бросая вызов смерти. Как-то раз, усталый, возвращался он домой ночью и забрёл
на окраину города. Долго блуждал в темноте, выбился из сил и мечтал только о
том, чтобы где-то немного поспать. Он прямо засыпал на ходу. Нога за ногу
проплёлся
он
ещё
немного
по
каким-то
колдобинам
и
вдруг,
споткнувшись,
свалился в яму. Яма так яма. Чем не место для сна? И проспал Августин в ней
мирно и тихо до самого утра. А утром обнаружил, что попал он на кладбище и
провёл
ночь
в
общей
могиле
для
бедняков,
сражённых
ужасной
болезнью.
Августин выбрался из ямы, стряхнул с волынки землю и направился в город. По
дороге
он
сочинил
песню,
в
которой
рассказывалось
о
том,
что
ночью
он
повстречался со смертью и победил её. Песню эту он пел повсюду, и жители
гибнущего горда с восторгом и надеждой слушали его, веря, что песня может
спасти человека от гибели. Вместе с Августином её запела вся Вена. И в конце
концов болезнь отступила перед жизнелюбивыми венцами, поющими наперекор
смерти. Августин же с тех пор стал народным любимцем и героем. И в одном из
самых музыкальных городов мира, Вене поставили памятник: над неиссякающей
струёй воды стоит человек с волынкой в руках и по сей день звучит весёлая
песенка « Ах мой милый Августин».
Ведущий 2. Эта трагическая история произошла в начале хх века. Газеты обежало
страшное
сообщение
о
гибели
океанского
парохода
«Титаник».
Немногие
из
спасшихся рассказывали потом о разных трогательных и страшных сценах гибели
отдельных людей, и это было напечатано в газетах. Лодок было мало, их хватило в
минуты катастрофы только для женщин и детей.
Большой оркестр, обслуживающий на пароходе богатую публику, не мог
рассчитывать ни на лодки, ни на спасательные пояса. Оркестранты знали, что им
суждено погибнуть, и они вышли со своими инструментами на палубу. Если бы
они отдались думам о близких, каждый пережил бы страшную гибель в одиночку,
может быть, в бессмысленной борьбе со стихией, в безумии. Но оркестранты, не
сговариваясь,
вынули
свои
инструменты,
сели,
как
рассаживались
всегда
в
оркестре. Заиграли бетховенскую симфонию, столько раз игранную ими раньше, и
под бессмертные звуки её, слаженно, торжественно, помня и исполняя каждый
свою партию, но слыша и слушая целое, уходили они из жизни с удивительно
высоким
спокойствием,
не
переставая
играть,
покуда
волны
не
дошли
до
инструментов
и
не
затонула
медленно
опускавшаяся
в
воду
палуба»
(М.
Шагинян). Отрывок этот из воспоминаний писательницы Мариэтты Шагинян -
рассказ о великом уроке совместного действия, которому учит нас музыка.
Ведущий 1.
С музыкой связано такое количество превращений, происшествий,
путешествий
и
приключений,
что
даже
скороговоркой
за
всю
жизнь
не
расскажешь. Музыка началась ещё тогда, когда на земле не было ни сёл, ни
городов. И с той поры не было ни одного дня, чтобы люди оставались без музыки.
Она всегда была с человеком. В труде, на поле брани и весёлом хороводе, в дни
торжеств, в дни печали, в жизни и в легендах…
А сейчас мы переходим непосредственно к конкурсам. Для этого нужно
разделиться на 2 команды.
КОНКУРС 1.
Предлагаем вам прочитать стихи, используя ноты.
ГА . . РТУЧЕК НАДЕЛА,
В КУХНЕ ОЧЕНЬ МНОГО ДЕЛА, -
НА . . ВЫМЫТЬ ЧАШКИ, . . СКИ,
МОЛОКА НАЛИТЬ Д . . КИСКИ.
***
МЁ . . М ЛЕЧИТ . . КТОР . . ШКУ,
ТРАВКУ ОН ДАЁТ ЗАЙЧИШКЕ,
А ЛИ . . ЧКА ВСЕХ ХИТРЕЙ,
ЕЙ ЦЫПЛЁНОЧКА СКОРЕЙ!
***
НА ПО . . НКЕ МАЛЕНЬКИЙ
И КРА . . ВЫЙ . . К,
А ЖИВЁТ ЗАБАВНЫЙ В НЁМ
ОЧЕНЬ . . БРЫЙ ГНО . . К.
***
. . ЖДИК, . . ЖДИК, ЛЕЙ . . ЛЬНЕЙ!
ВЫХОДИТЕ ВСЕ СКО . . Й!
!
МЫ ГУ . . ЕМ ПОД . . ЖДЁМ
БЕЗ САНДАЛЕЙ БО . . КОМ!
КОНКУРС 2.
Разгадатькроссворды . В выделенных клетках по вертикали вы прочтёте
музыкальный термин.
I
( Слово «Диез»).
1. Название звука (До).
2. Название лада (минор).
3. Приём игры «связно, плавно, певуче» (легато).
4. Неполный такт в начале пьесы (затакт).
II
(Слово «такт»)
1. Записанный звук (нота).
2. Название лада (мажор).
3. Интервал, содержащий 8 звуков (октава).
4. Приём игры «коротко, отрывисто» (стаккато).
КОНКУРС 3.
ШАРАДЫ.
Шарада – это своеобразная загадка в прозе или стихах. Обычно в шараде
загадываемое слово делится на части, каждая из которых представляет собой
самостоятельное слово:
1) Начало моё – нота,
Потом краса оленья,
А в целом – это место
Оживлённого движенья.
(дорога)
2) Начало – голос птицы.
Конец – на дне пруда,
А целое в музее
Найдёшь ты без труда.
(картина)
3) Первый слог мой – нота,
И второй слог – тоже.
Вместе оба слога
На бобы похожи.
(фасоль)
4) Первая половина слова – громко,
Вторая половина – тихо.
А в целом – музыкальный инструмент.
(фортепиано)
5) Первая часть слова –
Мажор или минор,
Вторая – орган слуха у ребёнка.
А в целом – детская игра.
(ладушки)
6) Первая часть слова – соединительный союз,
Вторая – река в России.
А в целом – певчая птица.
(иволга)
КОНКУРС 4.
ТЕСТ.
Сейчас объявляется тест, в котором вы сможете принять участие, отвечая на
вопросы, выбрав правильный вариант ответа:
1)
Кто не имел золотой казны, а имел лишь гусельки яровчатые?
а) Садко
б) Лель
в) Орфей
2)
В каком городе жили Бременские музыканты?
а) Берлин
б) Бремен
в) Аустерлиц
3)
Какую песню пели разбойники в мультфильме «Бременские музыканты»?
а) «Говорят, мы бяки-буки»
б) «Ничего на свете лучше нету»
в) «Луч солнца золотого»
4)
Какой музыкальный инструмент может звучать голосом флейты, фагота,
гудеть как труба или контрабас, петь как хор виолончелей или арф?
а) Орган
б) Аккордеон
в) Фортепиано
5)
Какой музыкальный инструмент в переводе с французского означает
«королевский»?
а) Скрипка
б) Виолончель
в) Рояль
6)
Какой инструмент называют «королём джаза»?
а) Саксофон
б) Труба
в) Барабан
7)
Имя бога – покровителя музыки?
а) Зевс
б) Апполон
в) Амур
8)
Какой музыкальный жанр родился чуть ли не одновременно с первыми
музыкальными звуками?
а) Марш
б) Колыбельная
в) Вальс
КОНКУРС 5.
«ШУМОВОЙ ОРКЕСТР»
Командам даются в руки шумовые инструменты, и они уходят репетировать
шумовые сопровождения к следующим песням:
Первая команда – «Калинка».
Вторая команда – «Пусть бегут неуклюже».
Пока команды готовятся, ведущий проводит игры с залом:
l. «Песенный конкурс» со зрительным залом. Для этого нужно разделить зал
на две команды.
Первая команда исполняет песни о зиме ,
Вторая команда исполняет песни о маме.
2. Загадки про инструменты в стихах (каждая команда отгадывает по 2 загадки):
1) Громче флейты, громче скрипки,
Громче труб наш великан,
Он ритмичен, он отличен
Наш весёлый … (барабан)
1)
Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны,-
Мотив звучит издалека,
Поёт про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив
Я называюсь… (скрипка)
2)
Тянется, а не резина,
С клапанами, а не машина,
Песни поёт, а не радио (баян)
3)
Красив, наряден,
Звучен он
Красавец наш… (аккордеон).
КОНКУРС 6.
Разгадать кроссворд.
Для двух команд один кроссворд. Кто быстрее.
В выделенных клетках по вертикали можно будет прочесть музыкальный термин.
Это - «Мелодия».
1.
Один из трёх « китов» в музыке.
(Марш)
2.
Человек, который начинает песню.
(Запевала)
3.
Русский народный музыкальный инструмент.
(Балалайка)
4.
Автор балета «Щелкунчик».
(Чайковский)
5.
Руководитель хора, оркестра.
(Дирижёр)
6.
Торжественная песня, принятая как символ государства.
(Гимн)
7.
Один из трёх «китов» в музыке.
(Песня)
КОНКУРС 7.
«В ЗООПАРКЕ».
Ведущий: Ребята, поднимите руки, кто из вас был в зоопарке? (Дети поднимают
руки). А в какой клетке сидели? Не обижайтесь. Это шутка такая.
Давайте представим себе волшебный сказочный зоопарк, где много-много
зверей и птиц, и разных насекомых, и никаких клеток. А все на свободе!
Вот такой волшебный свободный зоопарк! И так всем хорошо, что петь
хочется!
И тут в зоопарк пришёл добрый шарманщик и завёл свою песню. Мелодия
одна на всех, а все звери поют на своём родном языке.
Давайте споём известную всем детскую песню «Вместе весело шагать» (под
караоке). А для этого нужно разделиться на группы зверей, птиц и насекомых
(ведущий проверяет детей и родителей на знание звуков, которые издают эти
представители животного мира).
Звучит мелодия детской песни (караоке). Каждая группа по очереди поёт
куплет этой песни на языке своего животного, птицы или насекомого (например,
лягушки – ква-ква, свинки – хрю-хрю, вороны – кар-кар, утки – кря-кря и т.д.).
Припев можно петь всем вместе на человеческом языке.
(Проводится конкурс).
Ведущий: Пусть была у нас просто игра,
Но ею сказать мы хотели:
Великое чудо – семья!
Храните её! Берегите её!
Нет в жизни важнее цели!
А сейчас все приглашаются на чаепитие.
К началу застолья
Готова еда.
Столы для приёма
Накрыты.
Любезные гости!
Прошу вас сюда!
Приятного вам аппетита!
(После чаепития всем детям и родителям вручаются подарки на память)
Ведущий: Мы наш праздник завершаем
И все вместе посчитаем:
Пусть всё получится в жизни у вас - раз!
Здоровы были чтоб всегда – два!
Чтоб душу грело изнутри – три!
Чтоб жили все в любви и мире – четыре!
Чтоб никогда не унывать – пять!
Друзей чтоб было вам не счесть – шесть!
Чтоб тепло дарили всем – семь!
Чтоб урожайной была осень – восемь!
Что хорошо всё будет, верить – девять!
И, наконец, побольше добрых песен – десять!
Ещё добра, терпения, старания…
Ну что ж, прощаемся и говорим всем…
ДО СВИДАНИЯ!