Напоминание

"ТЫ ОТКУДА, МУЗЫКА?"


Автор: Володина Елена Авенировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "Детская музыкальная школа №2"
Населённый пункт: г. Соликамск, Пермский край
Наименование материала: Цикл внеклассных мероприятий
Тема: "ТЫ ОТКУДА, МУЗЫКА?"
Раздел: дополнительное образование





Назад





Цикл внеклассных мероприятий «Ты откуда, музыка?»
ПРОГРАММА лекции-концерта
«ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЭТИКЕТ»
Авторы: Володина Е. А., Коваленко Э. А. Преподаватели МБУДО «Детская музыкальная школа №2» г. Соликамск, Пермский край Добрый день, уважаемая публика! Сегодня мы будем говорить о правилах поведения в театре или концертном зале. Правила театрального этикета, написанные еще в 19 веке, говорят о том, что «в театре или концертном зале следует держаться так же прилично и благовоспитанно, как и в королевской гостиной». С тех пор прошло много лет, а правила не изменились. И мы сейчас вспомним все правила театрального этикета, чтобы уверенно чувствовать себя в любом концертном или театральном зале. А чтобы наша теория подкреплялась практикой, мы представим вашему вниманию концерт. В роли артистов выступят учащиеся народного отделения нашей школы. 1.
Все начинается с одежды:
 Нарядная, классическая, невычурная, подобающая возрасту;  Не допускаются джинсы, кроссовки, спортивные костюмы, шорты, пляжные сарафаны. 2.
В театр первой входит женщина
, мужчина пропускает её вперед. Заходя в фойе, мужчина обязательно снимает головной убор и помогает женщине снять верхнюю одежду. А вот в зал, на свои места, сначала проходит мужчина и придерживает сиденье кресла, чтобы женщина смогла удобно разместиться. 3. Заметив знакомых, можно поприветствовать их легким наклоном головы, не размахивать руками и не кричать на весь зал. 4.
Не допускается опаздывать!
Лучше приходить за 20-25 минут до начала, чтобы было время спокойно раздеться, привести себя в порядок, купить программку и пройти на свое место.
Если уж вы по уважительной причине

опоздали
, то не пробирайтесь через весь зал, а дождавшись перерыва между номерами, войдите и займите самое ближайшее крайнее место, и только в антракте уже можно пройти на свое место. В крупных театрах, опоздавших пускают в зал только в антракте. 5.
Проходить

к

своему

месту

следует

лицом

к

сидящим.
При этом необходимо попросить извинения за беспокойство. Сидящий же человек должен при этом встать. 6.
Главное

правило
э т и к е т а –
соблюдение

тишины
. Категорически запрещаются не только громкие комментарии или замечания, но, даже переговаривание вполголоса. Поделиться впечатлениями можно во время антракта, но и тогда не очень громко. А еще слушателя и зрителям мешают щелканье замком дамской сумочки, громкое листание программки, звуки падающих номерков из гардероба, шелест фантиков или обертки от шоколада. И, самое непростительное - сигнал мобильного телефона! 7.
Недопустимо в зал приносить кулечки с конфетами
, чупа-чупсы, чипсы или поп-корн, а также мороженое. Всем этим можно полакомиться в театральном буфете. 8.
Теперь

разговор

о

дамах.
Посещение концерта или спектакля – это настоящий праздник. Многие барышни любят создать себе это настроение еще с помощью наряда. В старину, к посещению театра, специально заказывали себе модные платья и украшения. И в наше время очень приятно видеть в зале
нарядную женщину. Но, собираясь на такое мероприятие, обдумывайте не только свой наряд, но и прическу – не сооружайте на своих очаровательных головках целые вавилонские башни. Это может доставить неудобство тем, кто сидит за вами. Ведь прическа – не шляпка, её не снимешь.
Духами нужно

пользоваться с большой осторожностью
и деликатностью, особенно, если это духи с сильным, резким запахом. Рядом с вами могут оказаться люди- аллергики, да и просто те, кому этот запах не нравится. 9.
Если в театр собрался простуженный человек
, то ему дома нужно принять таблетки от кашля и взять лишнюю таблетку с собой, чтобы не мешать зрителям и актерам. Чихать в общественном месте – не место! А еще лучше, больному человеку отложить посещение общественных мест и остаться дома. 10.
Тем,

кто

пользуется

театральным

биноклем
, нужно помнить, что его назначение – помогать зрителю лучше видеть сцену, а не разглядывать сидящих в зале. 11.
Нельзя фотографировать выступление и снимать его на видео-камеру
без специального разрешения (могут вывести из зала и даже оштрафовать). 12.
Теперь поговорим про аплодисменты
. Здесь тоже есть свои правила. На инструментальных концертах не принято аплодировать после каждой части крупного произведения. Но как узнать, закончилась часть или это уже прозвучало все произведение? Здесь нам следует внимательно смотреть на дирижера (если он повернулся к публике или исполнитель-солист поклонился, то аплодировать можно). А еще лучше подождать – в зале обязательно найдутся настоящие знатоки искусства, и они уж не ошибутся. Тогда вам останется только присоединиться, подхватить аплодисменты и тем самым поблагодарить артистов за их мастерство. 13.
Апплодисменты обязательны:
 после поднятия занавеса, как знак восхищения работой художника, который создал декорации;  при выходе популярного артиста, певца или танцора в знак признания его таланта;  после наиболее сложных и мастерски исполненных оперных или балетных номеров;  после завершения отдельного номера, части или всего спектакля. 14.
Когда объявляется антракт, недопустимо бегать, кричать и шуметь в

фойе.
Как правило, в любом театре или филармонии есть интересная информация – это фотографии артистов, сцен или спектаклей, буклеты, рекламные афишки и т.д. Можно также сфотографироваться в понравившихся вам местах. 15.Но вот концерт подошел к концу.
Артисты вышли на поклон
. Это очень важный момент этикета. 16.
В нашем концерте артист делает два поклона
(до и после выступления). Для чего и как надо кланяться? Перед выступлением артист наклоном головы (не поясным поклоном) здоровается со зрителями, как бы предлагая выслушать его, а после исполнения таким же наклоном головы благодарит за то, что его внимательно слушали. 17.
Поклон артиста может быть разным
- суетливым или полным достоинства (в итоге это может повлиять на исполнение произведения). 18.
А зрителям не следует торопиться в гардероб,
пока артисты находятся на сцене. Вежливый человек и благодарный зритель всегда останется на своем месте, пока артисты не покинули сцену.
Бег

в

раздевалку



верх

неприличия!
19.Вот сколько мы сегодня узнали
о

театральном

этикете.
Думается, что запомнить эти правила несложно, а соблюдение их поможет вам вести себя уверенно и культурно, а также быть примером для окружающих.
ПРОГРАММА лекции-концерта
«СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

РУССКОГО НАРОДНОГО ОРКЕСТРА»
Авторы: Володина Е. А., Коваленко Э. А. Преподаватели МБУДО «Детская музыкальная школа №2» г. Соликамск, Пермский край «3 сурны, 3 пикульки, 2 таза, 4 собачьи свисты, 2 сиповки…» Кто знает, о чем идет речь? Непонятно? Тогда продолжаем: «3 гудка, 8 набатов, 7 тулумбов, 6 трещоток, 3 волынки», да еще рога большие и пастушьи, флейты, скрипки, 2 пузыря с горохом. Ну, теперь догадались? Это музыкальные инструменты. На Руси они входили в состав оркестра до самых Петровских времен. Такие инструменты звучали и в деревенской избе, и в царских палатах, и в боярском доме. Придуманы и сделаны они были народом, поэтому и называли их народными. Почему-то мы, живя в России, мало знаем об исконно русских народных инструментах. А судьба многих из них загадочна. Некоторым суждено было исчезнуть, забыться навсегда, некоторым остаться лишь в памяти да в музее, а иным возродиться, обрести новый голос. Поэтому мы решили приподнять завесу над русскими народными инструментами. И наш новый цикл, состоящий из нескольких частей, будет иметь подназвание – «ИНСТРУМЕНТЫ РУССКОГО НАРОДНОГО ОРКЕСТРА». Сегодня речь пойдет о струнных инструментах. Вероятно, когда-то человек заметил, как гудела, звенела, пела натянутая тетива лука. Кто-то услышал в этом звуке музыку и превратил лук из оружия в музыкальный инструмент, а тетива стала первой струной. Было замечено, что от длины и толщины струны зависит высота звука. Значит, сколько разных струн натянешь, столько и получишь звуков. Но на что эти струны натягивать? Этот вопрос оказался очень важным. Сначала натягивали просто на доску, но струна звучала очень тихо, а вот, натянутая на коробочку, или ящичек она стала звучать гораздо громче. Однако, после такого открытия, мастерить музыкальные инструменты не стало проще. Возникли новые вопросы. Какой формы должен был быть инструмент, из какого дерева его сделать, чтобы звучание было чистым и сильным? И тот, кто находил ответ, часто держал его в секрете. Вот почему у одного умельца инструмент звучал волшебно, а у другого обыкновенно. Струнные инструменты бывают щипковые и смычковые. Не трудно догадаться, почему. Есть среди русских народных струнно-щипковых инструментов один, с очень странной судьбой. Он был распространен в 16-17 веках, затем начисто исчез и заново родился. Речь идет о домре. Послушаем её звучание. Домры делали на Руси разных размеров. И назывались они: «домришко», «домра» и «домра большая басистая». А мастера игры на ней назывались «домрачеями». В средневековой Руси домра была основным инструментом скоморохов. Они ходили по селам, городам и устраивали веселые представления. В своих шутейных спектаклях они
высмеивали пороки богатых, позволяли себе шутки, не всегда безобидные, в адрес церковных властей. Это вызывало гнев сильных мира сего. Начались преследования скоморохов. Их жестоко наказывали, ссылали, а порою казнили. Вместе с ними уничтожали и домру, и она исчезла. Впрочем, все закончилось благополучно. В истории с домрой помог, как часто бывает, Его Величество Случай! Спустя 100 лет, в конце XIX века, русский композитор, (в будущем) руководитель 1го оркестра русских народных инструментов В. В. Андреев случайно, на чердаке одного деревянного дома нашел рисунок с изображением деревенского музыканта с домрой в руках. Он потратил много усилий, чтобы восстановить инструмент по этому образцу. В крестьянский обиход домра уже не вернулась, но теперь звучит соло в концертных залах и в оркестре русских народных инструментов. На этом заканчивается 1 часть загадочной истории о струнных инструментах, но начинается следующая. Итак, в начале XVIII века домра исчезла, но уже во второй половине этого века в старинных записях появляются такие строки: «Сей инструмент в великом употреблении в России между простым народом». А инструмент этот был похож на домру – тоже небольшой, тоже 3-х струнный, но треугольной формы. И назвали инструмент балалайкой. Вот и получается – балалайка – это переродившаяся домра. Она быстро прижилась в народе и стала самым любимым инструментом – под нее пели и плясали, про нее складывали сказки. Балалайку делали, как и домру, из дерева. Но иногда для её изготовления брали … тыкву. Тогда балалайка приобретала овальную форму. Внутри её проклеивали порошком битого хрусталя, и звук от этого становился хрустально чистым и звонким. На такой балалайке играли и профессионалы. Например, русский композитор, скрипач и дирижер И. Хандошкин. Играют на балалайке бряцанием указательного пальца или щипком. Есть и особый прием – дробь (бряцание четырьмя пальцами). «Характер у балалайки легкий. Что на ней ни играй, все будет получаться весело, беззаботно. Отсюда и название – «балалаить» - весело бренчать, болтать, дурачиться. Очень любил балалайку В. В. Андреев. Он задумал простонародному «мужицкому инструменту» дать новую жизнь, привести её в концертные залы. Он создал целое семейство балалаек, различных по размеру и организовал в 1887 году в С.-Петербурге «Кружок любителей игры на балалайках». В него постепенно добавлялись и другие русские народные инструменты. Через 9 лет этот кружок был преобразован в Великорусский оркестр. Он существует и поныне и называется «Оркестр русских народных инструментов им. В. Андреева». Теперь мне придется нарушить хронологию рассказа и обратиться к древним русским летописям. В них упоминается о славянском инструменте «гуслях» (от слова «гусла», что означает «гудеть») и гусляр раньше назывался «гудец». На гусли натягивали различное количество струн (от 5 до 13). Звук извлекался бряцанием, щипком, иногда пользовались специальной косточкой – плектром. Гусли называли звончатыми и яровчатыми потому, что делали их из белого клена – явора. Больше всего были распространены гусли крыловидной формы, а в конце XVI века появились прямоугольные. Их держали не на коленях, а на столе или приделывали к ним ножки. Добавилось и количество струн. Такой усовершенствованный инструмент участвует в народном оркестре и сейчас (иллюстрируем звучание гуслей).
Человеческая мысль, творческая изобретательность не знают границ, поэтому, говоря о гуслях, я не могу не сказать о еще одном инструменте, напоминающем гусли одромного размера, хотя механизм внутри совсем другой. Небольшое крыло гуслей выросло в огромное, внутри множество струн разной длины. И живет он в больших концертных залах. Вы догадались, что это за инструмент? (рояль) Гитара не использовалась в русском народном оркестре и родина её не Россия. Предполагают, что возникла она еще в Древней Греции, а затем обрела 2-ю родину в Испании. Гитары бывают 6 и 7 струнные. Играют на них щипком. Многие известные композиторы превосходно владели гитарой и много писали музыки для нее. История гитары знает много крупных исполнителей: испанец Гаррега, итальянец Джулиани, русские - Иванов Крамской, Макаров. А вы знаете, что очень любил гитару итальянский скрипач Н. Паганини? Он великолепно на ней играл и даже писал произведения для гитары, а также для гитары со скрипкой и с удовольствием выступал не только как скрипач, но и как гитарист. Закончилось наше первое знакомство с инструментами русского народного оркестра. А если уж говорить точно, то оно только началось. Не удивляйтесь, если встретитесь с ними в самых неожиданных местах, если услышите как на балалайке играют музыку французских клавесинистов или Баха, если прочитаете, что мастера заново сделали инструмент, исчезнувший много веков назад, или при раскопках обнаружили неизвестный инструмент, на котором играли наши предки. Судьбы многих инструментов загадочны. Кто знает, может быть, эти загадки разгадать сможете только вы…
ПРОГРАММА лекции-концерта
«МАСЛЕНИЦА»
Авторы: Володина Е. А., Коваленко Э. А. Преподаватели МБУДО «Детская музыкальная школа №2» г. Соликамск, Пермский край Здравствуй, масленица – годовая, Наша гостьюшка дорогая! Приезжай на конях вороных, на саночках расписных. Много интересных праздников у славянских народов, с песнями и танцами, с праздничным столом да играми, с широкой душой. Одним из самых запоминающихся празднований является "блинная неделя", Масленица, попадающая на конец зимы - начало весны. Масленица - это всегда народные гуляния, сопровождающиеся весельем и радостью, за что масленичную неделю еще называют "широкой масленицей". Кто не знает этого русского праздника? Его отмечают непременно с блинами, снежками, кострами, катанием с горок. Чем веселее и богаче праздновали масленицу, тем плодороднее был год у хлеборобов. Встречая весну, народ веселился целую неделю. Широкая Масленица – Сырная неделя! Ты пришла нарядная к нам Весну встречать. Печь блины и развлекаться будем всю неделю, Чтоб Зиму студёную из дому прогнать! Наша масленица дорогая Ненадолго к нам пришла, Мы думали на 7 недель, А оказалось на 7 дней. Утро...
ПОНЕДЕЛЬНИК
... Наступает
«ВСТРЕЧА».

Понедельник
назывался "встречей". В этот день с самого утра свекор со свекровью отпускали невестку к родителям, к матери и отцу. В этот же день готовились к "широкой масленице", то есть к народным гуляниям. Также оговаривалось место и время гуляний на дни масленицы. В течение дня пекли первый блин и отдавали его бедным для помина умерших.
Яркие салазки с горочек скользят. Целый день веселье. Наступает вечер... Накатавшись вволю, все блины едят.
Вторник
величали "заигрышем". В этот день проводились смотрины невест. Время проведения праздника и его тайный смысл откровенно намекали на то, что все, кто выбрал пару, после Великого православного поста смогут сыграть свадьбу на Красную горку. Во вторник звали гостей - родных и знакомых. Молодежь каталась со снежных гор и устраивала масленичные балаганы.
«ЗАИГРЫШ»
беспечный –
ВТОРНИКА
отрада. Все гулять, резвиться вышли, как один! Игры и потехи, а за них – награда: Сдобный и румяный масленичный блин! Тут СРЕДА подходит – «ЛАКОМКОЙ» зовётся. Каждая хозяюшка колдует у печи. Кулебяки, сырники – всё им удаётся. Пироги и блинчики – всё на стол мечи!
СРЕДА
была особенным днем, который остался в славянской традиции, как день, когда теща зовет своих зятьев на блины.
Этот день еще называли "ЛАКОМКА".
В этот день лакомились различными яствами и, конечно, блинами. У каждой хозяйки был свой рецепт блинов. О блинах народ сочинил много разных загадок. Что на сковородку наливают, Да вчетверо сгибают? (ответ: блин) Поставлю - попарю, Выну - поправлю, Этот сдеру, Другой положу. (ответ: блин) По плешивому хлопну, На плешивого капну, Выну сто холстов, На сто концов. (ответ: блины) А в
ЧЕТВЕРГ
– раздольный
«РАЗГУЛЯЙ»
приходит. Ледяные крепости, снежные бои... Тройки с бубенцами на поля выходят. Парни ищут девушек – суженых своих. Четверг получил от наших предков название «Разгуляй» или «разгул». Это был самый веселый и "широкий " день масленицы. Гуляние на масленицу разворачивалось во всю ширь. Главным событием четверга становился захват снежного городка у "противника". В этот день также проводили шумные пирушки, посиделки, гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели песни.

ПЯТНИЦА
настала –
«ВЕЧЕРА у ТЁЩИ»...
Тёща приглашает зятя на блины! Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще, Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.
Пятницу
называли "тещиными вечерками". Зятья должны были по обычаю звать тещ к себе в гости и угощать их блинами. Близится
СУББОТА – «ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ».
Вся родня встречается, водит хоровод. Праздник продолжается, общее веселье. Славно провожает Зимушку народ! Суббота была именована нашими предками как "золовкины посиделки". В этот день масленой недели золовки приходили по зову молодых невесток. Новобрачная обычно дарила золовке подарок, припасенный специально для этого случая, детей освобождали от школьных занятий, прекращали все работы, закрывали мастерские и гулянье становилось всеобщим.
Частушки:
(поем все вместе) Как на масляной неделе Из трубы блины летели! Ой, блины, блины мои, Подрумяненькие! Раздайся, народ. Меня пляска берёт, Пойду попляшу, На людей погляжу. Эй, топни нога, Топни правенькая, Всё равно плясать пойду, Хоть и маленькая. Гармонист устал, Запинаться стал, Дайте крынку молока, Напоите игрока.

ВОСКРЕСЕНЬЕ
светлое быстро наступает. Облегчают душу все в
«ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ»
. Чучело соломенное – Зимушку – сжигают, Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...
Воскресенье
были ознаменованы проводами Масленицы. В этот день игры на масленицу заканчиваются. В этот день провожали Масленицу, сжигали её чучело, разбрасывая пепел по земле, чтобы урожай был хорошим. Провожая Масленицу, пели ей песни, веселились и радовались приходу весны, кричали заклички: «Приходи весна, приходи красна, приноси урожай в наш родимый край!» Прощеное воскресенье ("целовальник") в народе называют проводами. Традиция просить прощения у знакомых, родственников и друзей соблюдается по сей день. Даже в храме, когда отправляется вечернее богослужение, производят чин прощения. После того как настоятель просит прощения у священнослужителей и у прихожан, прихожане, в свою очередь, просят друг у друга прощения. Ответ же на просьбу: "Бог простит, и я прощаю". В Прощеное воскресенье ходили в баню, начисто мылись. В церкви уже совершали великопостные службы. Пышные гуляния Ярмарка венчает. До свиданья, Масленица, приходи опять! Через год Красавицу снова повстречаем. Снова будем праздновать, блинами угощать!
ПРОГРАММА лекции-концерта
«ТАНЦЫ НА ВСЕ ВРЕМЕНА»
Авторы: Володина Е. А., Коваленко Э. А. Преподаватели МБУДО «Детская музыкальная школа №2» г. Соликамск, Пермский край Танец зародился на заре человечества, когда первобытные люди перед охотой протыкали нарисованное на земле изображение животного и сопровождали этот ритуал движениями, изображающими сцены охоты. Делалось это не для забавы. Танцевальные обряды помогали древнему человеку отработать движения, охотничьи навыки и внутренне собраться, настроиться, ведь охота в те времена была делом далеко не простым и не безопасным. Совершенствовался человек, изобрёл орудия труда, научился обрабатывать землю, приучил диких животных и в его обряды вошли другие танцевальные движения, которые он совершал, трудясь в поле или лесу, занимаясь домашними делами. Танец и музыка были для человека едины. Искусство стало называться греческим словом хорея, от которого произошло уже известное нам слово – хореография – искусство танца. Но кроме ежедневной работы, народ умел и любил отдыхать и веселиться. И поводов для этого было немало – календарные и религиозные праздники отмечались во все времена календарного земледельческого цикла. На таких праздниках звучала плясовая музыка, водились хороводы. У каждого народа есть свои, особенные характеристики плясовой музыки, но у некоторых народностей они очень схожи. Ярким примером служит плясовая музыка русских, украинских и белорусов. Т.к. у нас общие предки – восточные славяне (мажорный лад, размер 4 2 , быстрый темп, мелкие длительности). Н а р од н ы е та н ц ы д а л и н а ч а л о бол ь ш и м та н ц а м – б л а г о р о д н ы м , аристократическим. В XVII веке законодательницей танцевальной моды стала Франция. Сам король Людовик XIV был страстным любителем музыки и танцев. Очень популярным танцем того времени стал трехдольный менуэт, который произошел от старинного крестьянского французского танца. Превратившись в аристократический, он приобрёл замысловатые изящные движения – реверансы, поклоны, мелкие шаги. Умение танцевать менуэт считалось неотъемлемой частью воспитания дворянских детей и правилом хорошего тона для взрослых. Мы продолжаем говорить о Франции, ведь именно она явилась родиной балета. Балет родился при дворе, когда танец стал важной частью придворных спектаклей. Слово балет – от французского baler – танцевать. Движения танца всё совершенствуются и усложняются. И постепенно в них начинают участвовать не придворные, а профессиональные танцоры, причём одни мужчины. Тогда же сложилось удивительное и очень важное содружество музыки и танца, ведь музыку балета мог сочинять танцовщик, а хореографами, т.е. постановщиками балетных спектаклей становились музыканты. Так балет нашёл свою дорогу и стал самостоятельным танцевальным искусством. Шло время, менялась мода, и вот уже старинные гавоты и менуэты, сарабанды и аллеманды уступают место полонезам, мазуркам, полькам. Эти танцы, любимцы
аристократов XIX века тоже произошли от народных. Мазурка – от польского крестьянского мазура подвижного танца с прищёлкиванием каблучками, подскоками, характерным трехдольным размером, пунктирным ритмом и акцентами на слабую долю. Полька – от чешского весёлого, подвижного двухдольного народного танца, в котором основным движением был легкий бег мелким шагом (по-чешски пулка – половинка). Его исполняли парами, двигаясь по кругу. Но королём всех танцев Европы стал вальс, от австрийского танца лендлера. Его популярность объясняется простотой и изяществом движений, основанных на кружении (от немецкого valzer – прокатывать). Многие композиторы сочиняли вальсы, но вальсы И. Штрауса покорили не только столицу Австрии Вену, но и весь мир. Музыку вальса не спутаешь ни с одним танцем – его характерные особенности – бая и 2 аккорда в аккомпанементе и плавная, поэтичная льющаяся мелодия. В XX веке множество новых танцевальных ритмов пришло к нам из Америки. На стыке XIX и XX веков появился новый стиль исполнения – рэгтайм, который берёт своё начало в негритянских танцах кэк-уок и европейских танцевальных мелодиях – польке, мазурке, кадрили. Его характерные особенности: жесткие акценты, синкопированные мелодии и остинатный маршеобразный ритм в аккомпанементе. Настоящая популярность этого танцевального стиля пришла с творчеством негритянского композитора Скотта Джоплина. Его перу принадлежат около 600 регтаймов. Другим популярным танцм XX века стало испанское танго – с характерным аккомпанементом, страстной выразительной мелодией. Танго стало блестящим бальным танцем и быстро завоевало любовь исполнителей и слушателей танцевальной музыки всего мира. В отличие от испанского танго, фокстрот – чисто американское произведение. Его автор – актёр Гарри Фокс из Калифорнии, придумал танец в 1914 году и исполнял его с девушками из варьете в кинотеатрах, заполняя паузы в показах фильма, пока киномеханик перематывал плёнку. В то время в Америке вошли в моду так называемые «танцы животных» - «Поступь верблюда» («Camel walk») или «Ослиная походка» («Donkey troll»). Говорят, что на создание фокстрота Гарри Фокса вдохновила собственная фамилия, ведь Fox по- английски – «лиса». Сначала фокстрот был быстрым танцем со множеством прыжков и взмахов ногами, но позже приобрёл 2 разновидности: медленный фокстрот – слоу фокс – с длинными и скользящими шагами. И очень быстрый – квик-степ, напоминающий игру, с прыжками, внезапными остановками, стремительными шагами. В наше время молодёжь увлекается другой танцевальной музыкой в стиле хип-хоп, граффити-рэп, который зародился в бедных кварталах Нью-Йорка. Одним из самых динамичных и экстремальных танцев этого стиля стал брэйк-данс. Ни в одном современном танце нет столько акробатических элементов – различные вращения, зависания, перемещения, отличное владение пантомимой. В 80-е годы в Америке увлечение брэйк-дансом стало повальным. Вся молодёжь была охвачена желанием двигаться по-новому. В учебных заведениях администрация была вынуждена устраивать конкурсы и соревнования между учениками, т.к. они стал, даже выходя к доске, общаться с учителями не иначе, как в образе роботов. Несмотря на солидную историю танцев и танцевальной музыки, многие из них живут и по сей день, привлекая исполнителей и зрителей своей выразительностью
«В человеке всё должно быть прекрасно – и лицо, и одежда, и душа, и мысли» - говорил А. П. Чехов, и мы, стремясь хорошо выглядеть, работаем над своей внешностью, прислушиваемся к советам косметологов и визажистов, читаем журналы мод. Но большего воспитания требует наша душа, и здесь не помогут знаменитые Кутюрье и модные парикмахеры, ведь наши чувства и мысли формирует и воспитывает искусство и в первую очередь музыка. Музыка доступна нам всегда, а её язык, самый универсальный из всех языков мира понятен каждому, независимо от пола, возраста, национальности и религии. Мир музыки огромен и разнообразен. Поскольку тема сегодняшнего разговора «Секреты музыкальной кухни», сегодня я буду играть роль шеф-повара, а вас всех приглашаю на курсы поварят. Сначала проверим ваши способности. Для начала детям и взрослым предлагается с закрытыми глазами, по запаху узнать: 1. Апельсин 2. Яблоко 3. Огурец 4. Перец 5. Кофе 6. Тимьян (Вопросы: Что это? Как догадался? Ты знаешь вкус этого продукта? Можешь представить, то, что ты почувствовал? Опиши. Это трудно? Почему? А ты это любишь?). Нюхая тимьян никто не может догадаться, что это такое и на вопрос - любишь ли ты это? Никто ответить не может (ни да, ни нет). Как можно любить или не любить то, чего не знаешь? Так и некоторые люди говорят: «Я не люблю музыку», хотя правильнее было бы сказать, я её не знаю, не понимаю. И вы, конечно, понимаете, что моя роль и мой наряд, это всего лишь шутка, я вас буду знакомить с секретами не простой кухни, а музыкальной. Как же научиться понимать музыку, чувствовать её, уметь определить её характер? Ведь в каждом произведении живет человек, он выражает свои мысли, переживания. Поэтому музыка вызывает у нас ответные чувства, заставляет нас как бы участвовать в происходящем, переживать эти события, волноваться. Помогают нам в этом характерные особенности музыки, составные части, «ингредиенты» - элементы музыкальной речи: 1. Лад 2. Ритм 3. Темп 4. Динамика 5. Регистр 6. Тембр и т.д. Но самое главное в музыке – это мелодия (главная музыкальная тема). Музыканты говорят: «Мелодия – душа музыки» и берёт она начало из человеческой речи.
Произнесём выражение «Какой он музыкант» с разной интонацией: 1. Восхищенно 2. Насмешливо 3. Возмущенно 4. Вопросительно Слова одни и те же, а чувства разные. Почему? Потому что сказаны они с разной интонацией. Без интонации наша речь была бы совершенно бесчувственной. Музыкальная речь тоже строится на разных напевах-интонациях. Вслушиваясь в звуки музыки можно услышать интонации плача, удивления, смеха, угрозы, вопроса и ответа. Из интонаций и вырастает мелодия. Когда ты понимаешь музыкальный язык, тогда он становится интересной, захватывающей воображение картиной. Я вам сегодня несколько раз говорила: «Попробуй увидеть, то, что ты почувствовал». А теперь каждый пусть попробует «увидеть» то, что услышал. Интонаций существует множество, мы познакомимся с некоторыми:  м2(малая секунда нисходящая) придаёт музыке задушевность, покой, вздох.  Иногда м2 звучит как плач, стон, жалоба.  Интонация вопроса (восходящий скачок)  Интонация движения (поступенное движение вверх и вниз, повторяющиеся трихорды, повторяющиеся две соседние ноты)  И н т о н а ц и я п р и з ы в а ( в о с х о д я щ а я ч 4 в в е р х ) п р и д а ё т м у з ы к е торжественность, бодрость, героизм, активность, величие.  Близка по характеру интонация «фанфарная». Блеск, пафос, подъём, праздничность  Колыбельная (м2 ) В конце нашего разговора мы хотели бы предложить вам прослушать «Увертюру» В. А. Моцарта к опере «Свадьба Фигаро» и определить, какие интонации звучат в этой музыке.


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники