Напоминание

Природные зоны


Автор: Харченко Елена Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Среднеикорецкая СОШ"
Населённый пункт: Воронежская область Лискинский район село Средний Икорец
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Природные зоны
Раздел: начальное образование





Назад





Технологическая карта урока:

учитель Харченко Елена Сергеевна
Предмет, класс, автор учебника Окружающий мир. 4 класс. А.А.Плешаков, Е.А. Крючкова Москва «Просвещение»/Учебник. 2014 Тема урока Обобщение по теме «Природные зоны России» Дидактическая цель Обобщить знания о природных зонах России, их особенностях и обитателях Тип урока Урок-игра Задачи урока 1. Формирование умения определять природную зону по опорным словам, показывать её на карте, находить типичных представителей флоры и фауны 2. Умение различать и объяснять особенности природных зон в связи с их положением на Земле и углом падения солнечных лучей 3. Воспитание у учащихся чувства гордости за свою Родину и любовь к родной природе Планируемые результаты
Предметные:
 Узнавать природную зону по опорным словам, показывать её на карте, находить типичных представителей флоры и фауны  Уметь объяснять особенности природных зон
Метапредметные :
1. Познавательные УУД:  Умение обобщать и анализировать информацию путём наблюдения, сопоставления 2. Регулятивные УУД:  Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя
 Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей 3. Коммуникативные УУД:  Слушать и понимать речь других  Оформлять свои мысли в устной форме  Уметь работать в парах, в группе
Личностные:
 Работа над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности Методы обучения Частично-поисковый Формы организации познавательной деятельности Фронтальная, групповая, работа в парах Средства обучения Карта «Природные зоны России», карточки с изображением животных, карточки с разноуровневыми заданиями, конверты с заданиями, фильм
Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Универсальные

действия

Организация

начала урока
Представьте, что если бы сотне художников, живущих в разных концах страны, предложили нарисовать портрет России, то получились совсем разные картины. На одной мы увидели бы «белую Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.
Личностные УУД:
положительное отношение к уроку; следование в поведении моральным и этическим требованиям.
пустыню», на другой – пышный лес, на третьей – пустыню, томящуюся от зноя. И если все портреты собрать на одной выставке, мы удивимся, увидев, сколько лиц у нашей страны, как не похожи они одно на другое. Условия для жизни организмов очень разнообразны, и в разных уголках нашей страны сложились совсем разные природные зоны.
Коммуникативные

УУД:
учебное сотрудничество с учителем
Целепологани

е и

мотивация
Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Путешествие по природным зонам России». Совершая виртуальные экскурсии по природным зонам, мы с вами увидели и услышали много интересного о природе, о растительном и животном мире нашей страны. - Как вы думаете, какова будет цель нашего урока? -Наша задача – проверить и обобщить знания по этой теме. - А как вы думаете, для чего нам нужны знания о природных зонах нашей страны? - Обобщить и проверить знания о природных зонах
Познавательные УУД:
фиксация проблемы
Личностные УУД:
формирование мотивационной основы учебной деятельности
Актуализация

опорных
- А начнем мы наше путешествие с разминки. За каждый правильный Отвечают на вопросы
Регулятивные УУД:
умение соотносить свои

знаний
ответ вы получаете картинку с изображением животного. 1. Сколько природных зон на территории России? 2. Самая северная природная зона. 3. Самая большая природная зона по территории. 4. Природная зона, где мы с вами живем. 5. Как называется твердый, промерзший, не оттаивающий годами, веками и даже тысячелетиями слой земли. 6. В каких природных зонах есть вечная мерзлота? 7. Зона субтропиков на территории России. 8. Самая жаркая природная зона. 9. В каком направлении идет смена природных зон? 10. В каких местах на территории нашей страны природные зоны изменяются вместе с высотой? 11. Как называется эта зона? 12. Это явление можно увидеть полярной ночью в Арктике. В небе - 6 - Ледяная зона - Лесная зона - Зона степей - Вечная мерзлота - Арктика, тундра - Черноморское побережье Кавказа - Зона пустынь - С севера на юг - В горах - Области с высотной поясностью - Полярное сияние - Суховей знания
Познавательные УУД:
умение соотносить определение и термин
появляется свечение, напоминающее разноцветный, переливающийся занавес. 13. Как называется сухой ветер степей? 14. Перечислите промежуточные природные зоны. 15. Река, впадающая в Каспийское море. 16. Какие горы есть на территории нашей страны? 17. Какие горы называют «каменным поясом России» - Лесотундра, лесостепь, полупустыня - Волга - Уральские, Алтай, Саяны, Кавказ - Уральские
Обобщение

знаний о

природных

зонах:

- о

положении

природных

зон,

особенностях

неживой

природы,

занятиях

населения;
Станция «Географическая» - Сейчас мы будем работать в группах. Каждая группа получает конверт с названием природной зоны. Внутри конверта находятся различные карточки, но только 3 из них соответствуют вашей природной зоне. Ваша задача выбрать правильные ответы, а затем 1 человек из группы рассказывает о вашей природной зоне по плану:1) положение зоны 2)климат 3) занятия населения Выбирают правильные ответы, рассказывают о природной зоне по плану
Познавательные УУД:
умение работать с информацией и обмениваться ею; умение сравнивать, сопоставлять, обобщать
Регулятивные УУД:
умение контролировать свою деятельность
Коммуникативные

УУД:
сотрудничество со сверстниками; осознанно строят

- о животных,

населяющих

природные

зоны

- о растениях

природных зон
Станция «Зоологическая» Игра «Рассели животных по природным зонам». - Назовите животных, которые расселены ребятами в Арктике (тундре, лесах и т. д.) - Что вы знаете об этих животных? Станция «Ботаническая» Узнайте растение по описанию 1. Это растение похоже на накипь или корочку, растет на валунах и скалах. 2. У этого растения могучий ствол, огромная крона, красивые резные листовые пластинки, а плодами любят кормиться кабаны, белки, мыши. 3. Это таежное дерево имеет не гниющую древесину, в отличие от своих сородичей полностью раздевается на зиму. 4. Это растение за год вырастает Учащиеся прикрепляют к карте природных зон картинки с изображением животных, исправляют ошибки друг друга Соотносят описание растения с его названием. - Лишайники - Дуб - Лиственница - Ягель - Ковыль речевые высказывания
Личностные УУД:
осознание ответственности за общее дело
Познавательные УУД:
умение соотносить определение и термин; умение сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы
Регулятивные УУД:
исследуют условия учебной задачи; анализируют собственную работу и работу соседа;
на толщину спички, похоже на миниатюрный кустарник, является пищей для северных оленей. 5. Это травянистое растение с корнем «метелочкой», узкими листьями и мягкими волосками. 6. У этого растения твердый каменный ствол, его корни уходят глубоко в землю, ветви корявые, перекрученные, листья в виде тонких палочек, похожи на вязальные спицы. 7. Длинный корень этого растения проникают на глубину 20 метров.
Разноуровневые задания в парах.
Взаимопроверка.
Карточка 1.
Соедини название растения с природной зоной, в которой оно растет. Ягель Арктика Лиственница Лес Лишайник Тундра Саксаул Субтропики - Саксаул - Верблюжья колючка Выполняют задания разных уровней сложности. Обмениваются карточками, проверяют работу друг друга умение контролировать свою деятельность.
Коммуникативные

УУД:
сотрудничество с учителем и со сверстниками.
Личностные УУД:
проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам; проявление самостоятельности

- о

национальных

парках и

заповедниках

России
Ковыль Пустыни Инжир Степь
Карточка 2
По особенностям растений узнайте природную зону, в которой можно встретить это растение, соедините стрелочкой. Корни-луковицы Арктика Длинные корни Тундра Деревья долгожители Субтропики Карликовые деревья Степи Живут на камнях Пустыни - Обменяйтесь листочками. Станция «Экологическая» Многие растения и животные занесены в Красную книгу и находятся под охраной государства. Почти в каждой природной зоне есть свой национальный парк или заповедник. Заранее подготовленные ученики рассказывают о заповедниках, расположенных в разных природных зонах Обсуждают экологические ситуации
Познавательные УУД:
умение работать с информацией и обмениваться ею
Коммуникативные

УУД:
аргументация своего мнения; умение слушать оппонента
Личностные УУД:
следование в деятельности нормам
Сообщения учащихся о заповедниках: 1. Остров Врангеля 2. Таймырский 3. Черные земли 4. Сочинский национальный парк Обсуждение экологических ситуаций 1. Один из «врагов » человека – комар. Что будет, если удастся каким-либо способом избавиться от всех комаров. 2. В одном из степных районов для борьбы с вредителями полей применялись сильнейшие ядохимикаты. Вскоре в ближайшем озере стала гибнуть рыба. Почему? эстетики
Подведение

итогов урока

и рефлексия
- Какие цели мы ставили в начале урока? - Мы их достигли? - На какой из станций вам было особенно интересно? - Что не удалось? - Что не получилось? Просмотр фильма «Наши Соотносят цель и результаты. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности
Регулятивные УУД:
оценка своей деятельности на уроке
Личностные УУД:
самооценка
путешествия»
Домашнее задание
Подготовить сообщение о редком растении или животном одного из заповедников
Резервный

материал
Определите, в какой природной зоне существуют следующие взаимосвязи (цепи питания) Ива – белая куропатка – кречет (тундра) Дуб – сойка – сова (лесная зона) Растения – тушканчик – сова (пустыня) Рыба – тюлень – белый медведь (Арктика) Растения – суслик – орел (степь)


В раздел образования