Современные подходы к организации общения со взрослыми и сверстниками детей раннего возраста
Автор: Орлова Светлана Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 94 Населённый пункт: город Калуга Наименование материала: Статья Тема: Современные подходы к организации общения со взрослыми и сверстниками детей раннего возраста Раздел: начальное образование
Современные подходы к организации общения со взрослыми и сверстниками детей
раннего возраста .
«Родное слово – основа
всякого умственного развития
и сокровищница всех знаний».
К.Д. Ушинский
Каждый человек является частью общества и постоянно взаимодействует с другими
людьми,
вступая
в
самые
разнообразные
взаимоотношения.
Чтобы
общение
было
успешным, человек должен уметь общаться, уметь излагать свои мысли, суждения.
Ранний возраст – особо ответственный период в воспитании детей. Он является
началом становления личности. В это время ребёнок осваивает сложный мир общения, в
котором
возникают
довольно
сложные
взаимоотношения,
существенным
образом
влияющие на развитие его личности.
Главное и важное приобретение раннего возраста – речь. Чтобы ребёнок начал
говорить, у него обязательно должен возникнуть интерес к предметам и потребность в
них. Учёные указывают, что именно в предметной деятельности складываются основные
достижения этого периода – развивается мышление, самосознание, память, речь, общая
инициативность.
Мышление в этом возрасте проявляется как наглядно-действенное. Мыслить для
ребёнка – значит действовать с предметами, устанавливать связи между предметами. Для
развития мышления необходимо не только объяснять детям воспринимаемые ими явления,
но и в процессе общения с ними ставить их перед необходимостью решать различные
умственные задачи: сообразить (как достать закатившийся предмет); сравнить (у кого
шариков
больше);
различить
или
установить
сходство
признаков
предметов;
уметь
устанавливать связь между явлениями (Посмотри в окно – идёт ли дождь? Можно ли
гулять?)
Память в раннем возрасте проявляется, когда ребёнок узнаёт знакомые предметы и
вспоминает знакомые действия с этими предметами.
Внимание проявляется при действиях с предметами, когда ребёнок сосредоточен на
своей игре с ними.
Как только у ребёнка появляется речь, он делает крупный шаг вперёд в развитии
воображения.
Таким образом, важно у детей в раннем возрасте развивать речевую активность,
воспитывать
потребность
речевого
общения
со
взрослыми
и
детьми;
способствовать
развитию
мыслительных
процессов
–
установлению
сходства
и
различия
основных
признаков предметов, их сравнения, устанавливать логическую связь между явлениями,
развивать обобщение. Этому способствуют следующие формы организации детей при
обучении
навыкам
речевого
общения:
развивающие
игры
(игровые
ситуации,
дидактические
игры,
игры
на
развитие
мелкой
моторики);
упражнения
на
звукоподражание; наблюдения, прогулки, экскурсии; рассматривание сюжетных картинок;
использование вопросов, требующих полного ответа; чтение художественной литературы;
беседы (вызывающие воспоминания о том, что было – на празднике, дома, на прогулке,
что будут делать; закрепляющие некоторые понятия – о величине, цвете, времени); все
виды непрерывно –образовательной деятельности.
В процессе режимных моментов идёт обогащение активного словаря детей раннего
возраста
словами,
обозначающих
близких
ему
детей,
знакомые
предметы,
игрушки
(чашка,
кровать,
мишка,
мяч).
В
непринуждённом
общении
необходимо
упражнять
ребёнка
в
назывании
предметов
и
действиям
с
ними.
В
каждой
непрерывно
–
образовательной
деятельности
старайтесь
предусмотреть
такие
ситуации,
которые
вовлекают ребёнка в речевое общение, тем самым ребёнок беседует, думает, осмысливает.
Стремитесь
вызвать
ответные
действия,
вовлекая
его
в
разговор.
Любую
процедуру
сопровождайте беседой, комментариями.
Организуя развивающие игры, важно, чтобы ребёнок сам захотел принять участие в
предложенной игре. Иначе, заставляя, можно вызвать в малыше чувство протеста. Увидев,
как
играют
другие,
увлекшись,
ребёнок
сам
включается
в
игру.
В
играх
взрослый
становится
непосредственным
участником,
своими
действиями,
эмоциональным
общением с детьми он вовлекает детей в игры.
Одним из основных средств речевого общения являются словесные дидактические
игры
и
упражнения
с
использованием
наглядного
материала.
В
качестве
наглядного
материала можно использовать сюжетные картинки, сенсорные книги. Так, картинки-лото
« Что растёт на огороде (в саду)?» обогащают знания о растительном мире. Сюжетные
картинки
на
тему
«Кто
что
делает?»
обогащают
знания
детей
о
труде
взрослых,
подчеркивают направленность различных видов трудовых действий, результат их труда –
доктор лечит, в результате больной вылечился; парикмахер стрижёт волосы, в результате
ребёнок красиво подстрижен и т.п. Понятие «времена года» малыши ещё не понимают, но
однако они замечают, что нет листиков на деревьях, стало холодно, выпал снежок, дует
холодный ветер. Взрослый поясняет – « Так бывает, когда наступает зима», говорит об
одежде детей, труде взрослых в природе, закрепляет знания о временах года с помощью
картин.
Развитию внимания, памяти, речи помогают такие игры, как « Узнай, кто позвал»,
«Чудесный мешочек»,« Найди такой же предмет», « Чего не хватает?», « Чей малыш?» и
т.д. В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной
связи. Ведь цель используемых игр : во – первых, познавательное развитие детей (то чему
мы должны научить); во-вторых , воспитательная задача (способствовать сотрудничеству,
развитию общения).
Играя с ребёнком, что-то рассматривая с ним, старайтесь терпеливо рассказать о том,
что делается и зачем, как делаем, что получится. Индивидуальное ежедневное общение с
каждым ребёнком – эффективный приём развития речи.
Важное значение имеет чтение книг с иллюстрациями. Привлекая детей к картинке,
читаем текст, далее побуждаем детей рассказать о том, что написано в книге, о чём она.
Книги
способствуют
установлению
контактов
между
ребёнком
и
взрослым,
самими
детьми. Беседуя о содержании книг, тем самым развиваем память, заставляем ребёнка
размышлять. Стихи А. Барто из серии «Игрушки» побуждают детей пожалеть игрушку,
сказать ласковые слова, пригласить в гости.
Для развития внимания, памяти, воображения, речи можно использовать простые,
доступные загадки. Например: «На стене висят, «тик-так»говорят»
или « В магазине
покупают, в дождик на ножки одевают». По своему содержанию загадка должна быть
короткой, чтобы сам текст её наталкивал на ответ. Если дети затрудняются с ответом, то
нужно показать картинку – отгадку.
Важным являются, приёмы договаривания –взрослый читает детям знакомое
стихотворение, потешку и предоставляет возможность употребить необходимое слово. У
детей появляются вопросы: «где?», «что там?», «кто пришёл?», «куда пойдём?». Это
говорит
о
том,
что
ребёнок
устанавливает
связи
между
предметами
в
различных
ситуациях.
Важнейшим условием полноценного психического развития является своевременное и
правильное овладение ребёнком речью и во многом зависит о того, как складываются
взаимоотношения малыша с окружающими взрослыми. Без хорошо развитой речи нет
настоящего общения. Общение с взрослым - естественная социальная ситуация развития
ребёнка. В беседах, если ребёнок идет на контакт, то взрослый своим поведением даёт
понять ребёнку, что рад его слушать, готов его выслушать до конца, не намерен торопить.
Тем самым ребёнок постарается подольше удержать взрослого около себя, используя
слова.
О наличии общения у ребёнка можно судить по следующим признакам : 1) взгляд в
глаза взрослого – взгляд выражает интерес ребёнка к людям; 2) ответная улыбка нам
воздействие взрослого; улыбка является реакцией, выражающей удовольствие ребёнка от
общения со взрослым; 3) инициативные улыбки и двигательное оживление –попытки
привлечь к себе внимание взрослого путём демонстрации своих умений и способностей;
4) стремление продлить эмоциональный контакт со взрослым – это готовность ребёнка
перестроить своё поведение в соответствии с поведением взрослого.
В основе эмоционального общения развивается познавательная активность ребёнка, в
процессе
которого
отрабатываются
познавательные
действия:
зрительная
и
слуховая
ориентировка,
ощущения.
Познавательное
развитие
происходит
на
фоне
ежедневного
общения ребёнка с воспитателем. Ощущения и восприятия – первая ступень в познании
мира, развивающая речь опирается на базу сенсорных представлений.
Речь даёт возможность обобщать, сравнивать, выделять главное, осмысливать всё то,
что в начале ребёнок учится выполнять практически, действуя с предметами. Таким
образом,
в
познавательном
и
умственном
развитии
ребёнка
речь
осуществляет
две
функции : средство передачи информации и средство общения. Вместе с познавательным
развитием,
развитие
понятийного
мышления
невозможно
без
усвоения
новых
слов,
выражающих
усваиваемые
ребёнком
понятия,
закрепляющих
получаемые
им
новые
знания
и
представления.
Поэтому
развитие
речи
тесно
связано
с
познавательным
развитием.
Таким
образом,
речевое
общение
неразрывно
связано
с
развитие
общих
способностей ребёнка.