Напоминание

Развитие науки. Закон всемирного тяготения


Автор: Ханькова Екатерина Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: БОУ "Вашкинская средняя школа"
Населённый пункт: село Липин Бор, Вологодская область
Наименование материала: конспект
Тема: Развитие науки. Закон всемирного тяготения
Раздел: начальное образование





Назад





Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Вашкинская средняя школа»

Конспект урока
окружающего мира (4 класс) Тема: «Закон всемирного тяготения. Почему предметы падают вниз?» Автор: Ханькова Екатерина Алексеевна, учительница начальных классов .

С. Липин Бор.
2
Тема урока:
«Закон всемирного тяготения. Почему

предметы падают вниз?»
Цели. 1. На основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих в природе связей и зависимостей, а также между природой, обществом и человеком, к сознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости. 2. Получить представление о всемирном законе тяготения. 3. Формировать умение пользоваться естественно-научным методом познания мира ( воспринимать проблему, выдвигать гипотезу ее решения, добывать информацию в соответствующей литературе, делать выводы). 4. Развивать связную речь, накапливать словарный запас детей. 5. Воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности. Оборудование : портреты ученых, карта полушарий, схема гелиоцентрической системы мира, видеофильм «Сила, движущая мирами», телевизор, оборудование для лабораторной работы и опытов, карточки - задания, маски (Мартышка, Слоненок, Удав, Попугай). 3
План урока.
1)

Организационный момент.

2). Актуализация знаний.
 Аристотель.  Клавдий Птолемей.  Николай Коперник.  Галилео Галилей.  Джордано Бруно.  Христофор Колумб.  Фернан Магеллан.
3). Сообщение темы и целей урока. Целеполагание.

.
 Работа в группах.  Просмотр фрагментов видеофильма «Сила, движущая мирами».  Высказывания детей.
4). Операционно- познавательная часть.
 Работа с учебником.  Дополнительный материал об Исааке Ньютоне.  Лабораторная работа.  Опыты.  . Вывод.  К. Э. Циолковский.
5). Самостоятельная работа.

6). Инсценирование сказки Григория Остера «Великое закрытие».

7). Рефлексивно-оценочная часть.

8). Подведение итога урока.
4



Ход урока.

1). Организационный момент.

2). Актуализация знаний.

« А не то дорого знать, что Земля круглая,

а то дорого знать, как дошли до этого».

Л.Н Толстой.
- Как вы понимаете эти слова? Почему так сказал автор? (высказывания детей). Учитель. Если бы на Земле не было беспокойных, любознательных людей, которых мы называем первооткрывателями, учеными, мы и сейчас бы жили, как наши древние предки. Давайте вспомним, что мы уже знаем. (Примерные ответы детей:)
Аристотель.
Великий греческий ученый и мыслитель Аристотель жил в IV веке до новой эры. Он рассмотрел разные гипотезы и пришел к выводу, что Земля может быть только шарообразной.
Клавдий Птолемей.
Другой последователь Аристотеля, живший во II веке новой эры египетский ученый греческого происхождения Клавдий Птолемей, на основе открытия Аристотеля построил законченную теорию Вселенной с неподвижной шарообразной Землей в центре нее – так называемую геоцентрическую систему мира.
Николай Коперник.
В 1543 году из печати вышла книга польского ученого Николая Коперника «Об обращении небесных сфер». В ней Коперник изложил совершенно другое устройство Вселенной: Солнце – это звезда, вокруг которой вращаются планеты, в том числе и Земля. Кроме того, Земля и другие планеты вращаются вокруг своей оси. Так была создана гелиоцентрическая система мира с Солнцем (по-гречески – Гелиос) в центре. (схема гелиоцентрической системы мира).
« А не то дорого знать, что Земля круглая,

а то дорого знать, как дошли до этого».



Л. Н. Толстой.
5

Схема гелиоцентрической системы мира.

Меркурий

Венера

Земля

Марс

Юпитер

Сатурн

Уран

Нептун

Плутон
6

Джордано Бруно.
Итальянский ученый Джордано Бруно, опираясь на теорию Коперника, полностью отбросил учение Птолемея о небесных сферах и признал Вселенную бесконечной, церковные власти Рима объявили ученого еретиком и сожгли его живым на костре.
Галилео Галилей.
Итальянский ученый Галилео Галилей изобрел телескоп и, направив его на небо, обнаружил, что небесные тела, вопреки утверждению Птолемея, мало чем отличаются от Земли. Как и на Земле, на них есть горы и долины, кое-где действуют вулканы. Какие тогда основания считать Землю центром мира? Под угрозой казни церковный суд заставил Галилея отречься от своих открытий. История приписывает Галилею следующую фразу о Земле, сказанную после приговора суда:
«И все же она вертится!»

Христофор Колумб
. На трех небольших кораблях в 1492 году Христофор Колумб из Испании направился на запад, в неизвестный Атлантический океан. Колумбу пришлось пережить немало трудностей, в том числе и бунт команды, которую испугала продолжительность плавания. Но все же на 33 день пути раздался возглас «Земля!» Корабли вышли к маленькому островку – первой земле тогда еще неведомой Америки. Так Колумб открыл
Новый Свет – Америку.

Фернан Магеллан.
Капитан Фернан Магеллан при поддержке испанского короля отправился искать выход в неведомое море через пролив, пересекающий Америку. В плавание снарядили пять кораблей. После долгих поисков выход в океан был найден. Это была победа! Цель Магеллана была достигнута. Сам он погиб в схватке с местным населением. Из трех оставшихся кораблей лишь маленькая «Виктория» («Победа») сумела вернуться в Испанию. Почти три года длилось плавание эскадры Магеллана. Из 250 моряков домой вернулись только 18. Такой ценой познавался мир! Кругосветное путешествие доказало шарообразность Земли:
Земля – шар, так как человек

обогнул ее!
7
3). Целеполагание. а)Просмотр кадров видеофильма «Сила движущая мирами». б) ( Работа в группах. Каждой группе выдается следующая карточка).

(Выслушиваются мнения детей). Учитель. На эти сложнейшие вопросы ответил английский ученый
Иссак Ньютон.
4). Операционно – познавательная часть.
а). Чтение первого абзаца учебника стр. 60.

б). Работа в группах.
Дополнительные сведения об Исааке Ньютоне. ( Детям раздаются карточки. Готовят ответы). … Родился Исаак Ньютон в семье небогатого фермера в небольшом местечке Вулсторп, недалек от Кембриджа. Он был слабым ребенком.


Что общего между следующими явлениями?

1. Споткнувшись, вы разбиваете о землю колени

и носы.

2. Реки текут в моря и океаны.

3. Искусственные спутники летают вокруг Земли.

4. Земля вращается вокруг солнца.
8
Отец умер еще до его рождения. Матери выпала тяжелая доля: во что бы то ни стало сохранить жизнь ребенка и дать ему надлежащее воспитание. Мать мечтала сделать из сына фермера, так как, по ее мнению, всякая другая профессия для него не годилась. Она полагала, что деревенский воздух, игры и забавы благотворно скажутся на здоровье сына, и не ошиблась. Получив в детстве хорошую физическую закалку, Ньютон прожил до глубокой старости (умер 84 лет). Он не знал очков, и за всю жизнь у него не выпало ни одного зуба. Умер он от каменной болезни, приступы которой обнаружил за три недели до смерти. Когда мальчику исполнилось 12 лет, мать определила его в городскую школу в Грантеме. В школе Ньютон отличался молчаливостью, старался уединяться. Наедине мальчик любил мечтать и что-то мастерить. Так, в школьные годы, дав волю своей фантазии, он сделал ветряную мельницу и самокат. По описанию современников, Ньютон был среднего роста, весьма солидной полноты. Согласно традиции, он носил парик. У него были умные живые глаза. Погруженный в глубокие размышления, Ньютон часто не замечал окружающих и был весьма рассеян. Увлекшись работой, он совершенно забывал о еде. Существует легенда, что поводом для размышления о всеобщем законе тяготения явилось упавшее с дерева яблоко. Долгое время любопытным экскурсантам даже показывали дерево возле дома ученого, с которого якобы свалилось замечательное яблоко. Еще при жизни Ньютона весь мир преклонялся перед его гением. Он был почетным членом многих научных обществ и академий. Королева даровала ему титул рыцаря и возвела в дворянское звание. В Кембридже сооружен памятник Ньютону. На постаменте этого памятника высечены стихи Лукреция:
«Разумом он превосходил

род человеческий».

Физкультминутка.
- Попрыгаем! - Подбросим мячики! - Что мы наблюдаем? Почему мячик падает вниз? (высказывания детей). 9

в). Продолжение урока.
Чтение по учебнику стр. 60-61. - Почему же предметы падают вниз?
г). Лабораторная работа.
( в группах, выдается данная карточка каждой группе)
Цель
:
Исследовать взаимодействие грузика с Землей и

пружиной.

Приборы и материалы:
____________________________________
Ход работы.
1).Подвесить грузик к пружине. Почему после того, как ты его отпустишь, грузик движется вниз. 2) Что мешает грузику упасть на землю? 3) Исследуем взаимодействие грузика с Землей и пружиной. Будем подвешивать на пружину по одному грузику и посмотрим, как при этом растянется пружина.
Количество

грузов напружине

Растяжение пружины (см)

1 груз

2 груз

3 груз

Вывод:

чем тяжелее груз, тем он____________________________

притягивается Землей и ________

___________ растягивает пружину
(заслушать мнения детей). 10

Схема опыта.
д). Чтение вывода по учебнику стр.61.
«Из двух тел большей силой притяжения обладает то, масса

которого больше».
- Так почему же яблоко падало с дерева вниз? - Есть ли у Земли верх и низ?
Опыты.

Опыт 1.
Два металлических шарика разной массы выпускаются из рук одновременно.
Вывод:
падают шарики одновременно.
Почему?

Опыт 2
. Две пластинки (металлическая и бумажная) одинакового диаметра выпускаются одновременно из рук.
Вывод:
металлическая пластинка падает раньше.
Почему?

Опыт 3
. Две пластинки (металлическая и бумажная) одинакового диаметра накладываются одна на другую.
Вывод:
Падают одновременно.
Почему?
11
е). Просмотр кадров видеофильма (использование закона). Чтение последнего абзаца стр.61. (К.Э. Циолковский).
5. Самостоятельная работа.
(два уровня) Первый уровень: решить кроссворд.
По горизонтали:

5

6

8

1

2

7

7

3

4
1. Греческий ученый впервые привел научные доказательства, что Земля – шар. 2. Путешественник, совершивший первое кругосветное плавание. 3. О ком эти слова: «Себя спасти... и стать влюдских глазах отступником? Я это не сумею... Как страшно: «Всем трудам моим пропасть?! И нет страшней позора отреченья! Но ведь Земля вращенье – это часть, Часть будущей науки о движенье. Я должен труд закончить мой. Последний труд – Последний бой...» 4. Он защищал Коперника идеи И был сожжен на площади Цветов.
По вертикали:
5. Создатель гелиоцентрической системы мира. 6. Греческий, завершил построение геоцентрической системы мира. 7. Путешественник, который открыл новый Свет – Америку. 12
8. О ком эти слова: «Случилось яблоку, упавши, перервать Глубокие (его) размышленья, И говорят (не стану отвечать За мудрецов догадки и ученья) Нашел он в этом способ доказать Весьма наглядно силу тяготенья». Второй уровень. Найди ответ: Клавдий Птолемей 1. Греческий ученый впервые привел научные доказательства, что Земля – шар. 2. Путешественник, совершивший первое кругосветное плавание. 3. Он изобрел телескоп. 4. Создатель геоцентрической системы мира. 5. Путешественник, который открыл новый Свет – Америку. 6. «Он защищал Коперника идеи И был сожжен на площади Цветов». 7. Создатель гелиоцентрической системы мира. 8. Открыл закон всемирного тяготения. Галилео Галилей Аристотель Христофор Колумб Исаак Ньютон Николай Коперник Фернан Магеллан Джордано Бруно Клавдий Птолемей 13

6. Инсценирование сказки Григория Остера «Великое

закрытие.
Действующие лица: Мартышка, Попугай, Слоненок и Удав. (изготовить маски.)
7.

Итог урока.

Рефлексия.
- Что интересного, полезного для вас было на уроке? - Что понравилось? - Что удивило? - Оцените работу себя, одноклассников.
Вывод.
– Так почему же яблоко падало с дерева вниз? – Есть ли у Земли верх и низ? Урок заканчивается высказыванием К. Д. Ушинского:
«Нужен был гений Ньютона, чтобы удивиться тому, что

яблоко упало на землю...»

И все-таки он

действует,

этот закон!
14
15


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники