Напоминание

Правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и ц


Автор: Воробьева Вера Витальевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №6"
Населённый пункт: Канаш, Чувашская Республика
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и ц
Раздел: начальное образование





Назад





Урок русского языка

Тема:
Правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и ц
Цель:
знакомство с правописанием -о- и -е- в окончаниях существительных Т.п. после шипящих и -ц-.
Ход урока

1. Организационная часть
- Урок русского языка. Сегодня наш урок пройдет необычно. У нас присутствуют гости, и я надеюсь, что вы продемонстрируйте свои знания, которые приобрели за эти годы. - А каким вы хотите видеть сегодняшний урок? (веселым, интересным, узнать что-то новое) На уроках русского языка вы открываете для себя что-то новое, и этот урок не будет исключением. Сегодня наш багаж знаний пополнится новыми сведениями.
2.

Чистописание
- Начнем урок как обычно с чистописания. Откройте тетради. У вас уже написано число, классная работа. Проверьте. Посмотрите на доску.
ж щ ч ш ц
- Чем похожи буквы? (маленькие) - А по написанию, какие буквы похожи? (щ ч ш ц). Чем? - Найдите лишний звук. (ц) Почему? (не шипящий) - Охарактеризуйте. (согл., тв., глух.) - Разделите шипящие на две группы: а). ( по звонкости , глухости)ж щ ш ч б). твердые, мягкие (ж ш щ ч) в). парные, непарные
3. Словарная работа
- Словарной работой у нас будет не словарные слова, а вспомним какие орфограммы встречаются с этими буквами, звуками. а). жи ши ча ща чу щу б). правописание буквы –о-, -ё- после шипящих в корне слова в). Правописание буквы –ы- или –и- после –ц- г). Правописание мягкого знака после шипящих д). суффикс –онок-, -ёнок- На доске:
- Ч.щ., маш.на

- Ж.лтый, ш.рты,

- Ц.ган, ц.рк, милиц.я

- Мыш., ключ.

- Мыш.нок, зайч.нок
- Найдите лишнее слово. (жёлтый – прилагательное). Остальные – имена существительные.


4. Основная часть
- Сегодня мы продолжим изучать имя существительное и познакомимся ещё с одним правилом. Мне нужны два помощника. Они будут выполнять работу у доски, а вы в своих тетрадях. (под диктовку)
Товарищем, плащом, пальцем, огурцом, зайцем, свечой, карандашом,

ножом.
- Задание было одно, а почему написали по-разному?
- Чего мы ещё не знаем? Так какая сегодня
тема урока
?
«Правописание гласных в окончаниях имен существительных после

шипящих и -ц»
- Сегодня мы постараемся эту проблему исследовать? Посмотрите на доску, на доске два столбика слов.
свечой

тучей

карандашом

душем

ужом

пальцем

плащом

товарищем

борцом

зайцем

огурцом

пейзажем
- Что заметили в первом столбике? (окончание –ом- или –ой-, ударение падает на окончание) - Что заметили во втором столбике? ( окончание –ей- или –ем-, окончание безударное) - Чем похожи все эти слова? (стоят в творительном падеже) - Какой вывод можете сделать?
«В окончаниях имён существительных после шипящих и ц под ударением

пишется буква –о-, а без ударения в этих же окончаниях пишется буква – е.»

5. Закрепление
а). - Закрепим это правило, сделав упражнение №1,с . 52 - Прочитайте задание. В каком падеже стоят эти имена существительные?
б
). Путешествие в прошлое. - отгадайте загадку. Это слово встретилось вам в упражнении. « Не часы, а тикает». Сердце. Что вы, друзья, представляете, когда о сердце идёт речь? Одни мне скажут: «Орган знаете? Он помогает крови течь!» Другие скажут: Сердце – это То, что способно полюбить Символ любви, добра и света, Что может льдинку растопить!» А третьи мне секрет откроют: «Сердечко как насос у нас. О нем нам забывать не стоит. Беречь его – людской наказ!» Где истина, решайте сами. - В мире очень много людей изучают, наблюдают, исследуют СЕРДЦЕ. - А ведь мы тоже с вами исследователи, и я вам предлагаю послушать наших двух исследователей, которые исследовали слово с разных сторон. Мы с вами уже умеем исследовать слово. Мы изучаем его с разных точек зрения. Это и история слова, и лексическое значение, образование новых слов, фразеологизмы и т. Д. Какие словари нам помогут в решение этой проблемы? Этимологический,
словообразовательный, толковый, фразеологический, словарь синонимов и антонимов, пословиц и поговорок. Мы исследовали слово «сердце» с точки зрения происхождения, значения, орфографических, грамматических признаков, а также с позиции нравственного смысла • 1. - Откуда слово произошло? 10-11 века, от общеславянского сьрдь «сердце» • Получило название по своему местоположению в теле – в середине. • Слова сердце, середина и среда (третий день недели) раньше были однокоренными, потому что все они называют середину чего-либо 2. У каждого человека своя жизнь, своя миссия на Земле, своё предназначение. Каково же лексическое значение слова СЕРДЦЕ? 3. Какие друзья у слова СЕРДЦЕ? Это синонимы: грудь, душа 4. У любого человека есть своя семья и родственники, и у слов тоже есть родственные слова. 5. Слово «сердце» очень трудолюбивое, оно помогает сделать язык ярче, красивее, выразительнее. А как? Да, очень просто, оно входит в состав ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ. , Как вы понимаете: с легким сердцем, облегчить сердце, золотое сердце, каменное сердце 6. Как Вы думаете, как русскому народу удалось передать свою мудрость, свой опыт через СЛОВО? -Понаблюдаем, как слово СЕРДЦЕ «живёт» в русском фольклоре. -Вот сколько мы собрали информации о слове сердце. - А теперь ваша задача, продолжим исследовать и сделаем фонетический разбор, составим предложение с фразеологизмом «с легким сердцем».
С легким сердцем ребята отправились на каникулы.
- Как вы понимаете это предложение? - Какие правила встретились в предложении? Разобрать по членам -В какой части тела находится ваше сердце, послушайте его, ровно в норме? в). дифференцированная работа. Работа в группах 1 группа – кроссворд, узнать что за имя существительное и записать в кроссворде в форме творительного падежа. В каждой подгруппе, есть 2 группа – с. 53, №3 3 группа – тетр. «Пишем грамотно»

По горизонтали:

1.
Бельевое изделие в виде отреза ткани для вытирания
2.
Дом для временного проживания приезжающих с обслуживанием.
3.
Сооружение в виде ряда ступеней для подъема и спуска.
По вертикали:

4.
Приспособление для обливания мелкими струйками воды.
5.
Палочка из воска с фитилем внутри для освещения.
6.
Медицинское учреждение для длительного лечения.
7.
Легкое, обычно не промокаемое пальто.
8.
Покрытое пухом и перьями животное с крыльями, двумя конечностями и клювом
4

5

6

1

2

7

8

3


По горизонтали:

1.
Бельевое изделие в виде отреза ткани для вытирания
2.
Дом для временного проживания приезжающих с обслуживанием.
3.
Сооружение в виде ряда ступеней для подъема и спуска.
По вертикали:

4.
Приспособление для обливания мелкими струйками воды.
5.
Палочка из воска с фитилем внутри для освещения.
6.
Медицинское учреждение для длительного лечения.
7.
Легкое, обычно не промокаемое пальто.
8.
Покрытое пухом и перьями животное с крыльями, двумя конечностями и клювом
4

5

6

1

2

7

8

3
Мы исследовали слово «сердце» с точки зрения происхождения, значения, а грамматические и орфографические признаки вы выявите сами.
- Откуда слово произошло? Возникло в 10-11 веке, от общеславянского слова сьрдь ,«сердце» Получило название по своему местоположению в теле – в середине. Интересно, слова сердце, середина и среда (третий день недели) раньше были однокоренными, потому что все они называют середину чего-либо У каждого человека своя жизнь, своя миссия на Земле, своё предназначение. Каково же лексическое значение слова СЕРДЦЕ? Сердце – это орган человека, который качает кровь Слово имеет синонимы. Это грудь, душа У любого человека есть своя семья и родственники, и у слов тоже есть родственные слова. Какие родственные слова есть у слова «сердце2 вы видите на слайде. А как вы понимаете слово «бессердечный»? Мы думаем, что у вас есть сердце. Слово «сердце» очень трудолюбивое, оно помогает сделать язык ярче, красивее, выразительнее. А как? Да, очень просто, оно входит в состав ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ. На слайде есть значение некоторых фразеологизмов. А как вы понимаете фразеологизм: с легким сердцем? Как Вы думаете, как русскому народу удалось передать свою мудрость, свой опыт через СЛОВО? Понаблюдаем, как слово СЕРДЦЕ «живёт» в русском фольклоре. Это пословицы и поговорки. Объясните пословицу: «Сердце матери лучше греет» -Вот сколько мы собрали информации о слове сердце. - А теперь ваша задача, продолжим исследовать и сделаем фонетический разбор, составим предложение с фразеологизмом «с легким сердцем». • 1. - Откуда слово произошло? 10-11 века, от общеславянского слова сьрдь «сердце» Получило название по своему местоположению в теле – в середине. Слова сердце, середина и среда (третий день недели) раньше были однокоренными, потому что все они называют середину чего-либо 2. У каждого человека своя жизнь, своя миссия на Земле, своё предназначение. Каково же лексическое значение слова СЕРДЦЕ? Сердце – это орган человека, который принимает и качает кровь 3. Слово имеет синонимы. Это грудь, душа 4. У любого человека есть своя семья и родственники, и у слов тоже есть родственные слова. А как вы понимаете слово бессердечность? 5. Слово «сердце» очень трудолюбивое, оно помогает сделать язык ярче, красивее, выразительнее. А как? Да, очень просто, оно входит в состав ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ. , Как вы понимаете: с легким сердцем, облегчить сердце, золотое сердце, каменное сердце 6. Как Вы думаете, как русскому народу удалось передать свою мудрость, свой опыт через СЛОВО? -Понаблюдаем, как слово СЕРДЦЕ «живёт» в русском фольклоре.


В раздел образования