Правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и ц
Автор: Воробьева Вера Витальевна Должность: учитель Учебное заведение: МБОУ "СОШ №6" Населённый пункт: Канаш, Чувашская Республика Наименование материала: методическая разработка Тема: Правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и ц Раздел: начальное образование
Тема:
Правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и
ц
Цель:
знакомство с правописанием -о- и -е- в окончаниях существительных Т.п.
после шипящих и -ц-.
Ход урока
1. Организационная часть
- Урок русского языка. Сегодня наш урок пройдет необычно. У нас
присутствуют гости, и я надеюсь, что вы продемонстрируйте свои знания, которые
приобрели за эти годы.
- А каким вы хотите видеть сегодняшний урок? (веселым, интересным, узнать
что-то новое)
На уроках русского языка вы открываете для себя что-то новое, и этот урок не
будет исключением. Сегодня наш багаж знаний пополнится новыми сведениями.
2.
Чистописание
- Начнем урок как обычно с чистописания. Откройте тетради. У вас уже
написано число, классная работа. Проверьте.
Посмотрите на доску.
ж щ ч ш ц
- Чем похожи буквы? (маленькие)
- А по написанию, какие буквы похожи? (щ ч ш ц). Чем?
- Найдите лишний звук. (ц) Почему? (не шипящий)
- Охарактеризуйте. (согл., тв., глух.)
- Разделите шипящие на две группы:
а). ( по звонкости , глухости)ж щ ш ч
б). твердые, мягкие (ж ш щ ч)
в). парные, непарные
3. Словарная работа
- Словарной работой у нас будет не словарные слова, а вспомним какие
орфограммы встречаются с этими буквами, звуками.
а). жи ши ча ща чу щу
б). правописание буквы –о-, -ё- после шипящих в корне слова
в). Правописание буквы –ы- или –и- после –ц-
г). Правописание мягкого знака после шипящих
д). суффикс –онок-, -ёнок-
На доске:
- Ч.щ., маш.на
- Ж.лтый, ш.рты,
- Ц.ган, ц.рк, милиц.я
- Мыш., ключ.
- Мыш.нок, зайч.нок
- Найдите лишнее слово. (жёлтый – прилагательное). Остальные – имена
существительные.
4. Основная часть
- Сегодня мы продолжим изучать имя существительное и познакомимся ещё с
одним правилом.
Мне нужны два помощника. Они будут выполнять работу у доски, а вы в своих
тетрадях.
(под диктовку)
Товарищем, плащом, пальцем, огурцом, зайцем, свечой, карандашом,
ножом.
- Задание было одно, а почему написали по-разному?
- Чего мы ещё не знаем?
Так какая сегодня тема урока ?
«Правописание гласных в окончаниях имен существительных после
шипящих и -ц»
- Сегодня мы постараемся эту проблему исследовать? Посмотрите на доску, на
доске два столбика слов.
свечой
тучей
карандашом
душем
ужом
пальцем
плащом
товарищем
борцом
зайцем
огурцом
пейзажем
- Что заметили в первом столбике? (окончание –ом- или –ой-, ударение падает
на окончание)
- Что заметили во втором столбике? ( окончание –ей- или –ем-, окончание
безударное)
- Чем похожи все эти слова? (стоят в творительном падеже)
- Какой вывод можете сделать?
«В окончаниях имён существительных после шипящих и ц под ударением
пишется буква –о-, а без ударения в этих же окончаниях пишется буква – е.»
5. Закрепление
а). - Закрепим это правило, сделав упражнение №1,с . 52
- Прочитайте задание. В каком падеже стоят эти имена существительные?
б ). Путешествие в прошлое.
- отгадайте загадку. Это слово встретилось вам в упражнении.
« Не часы, а тикает». Сердце.
Что вы, друзья, представляете, когда о сердце идёт речь?
Одни мне скажут:
«Орган знаете?
Он помогает крови течь!»
Другие скажут: Сердце – это
То, что способно полюбить
Символ любви, добра и света,
Что может льдинку растопить!»
А третьи мне секрет откроют:
«Сердечко как насос у нас.
О нем нам забывать не стоит.
Беречь его – людской наказ!»
Где истина, решайте сами.
- В мире очень много людей изучают, наблюдают, исследуют СЕРДЦЕ.
- А ведь мы тоже с вами исследователи, и я вам предлагаю послушать наших двух
исследователей, которые исследовали слово с разных сторон. Мы с вами уже умеем
исследовать слово. Мы изучаем его с разных точек зрения. Это и история слова, и
лексическое значение, образование новых слов, фразеологизмы и т. Д. Какие
словари нам помогут в решение этой проблемы? Этимологический,
словообразовательный, толковый, фразеологический, словарь синонимов и
антонимов, пословиц и поговорок.
Мы исследовали слово «сердце» с точки зрения происхождения, значения,
орфографических, грамматических признаков, а также с позиции нравственного
смысла
•
1. - Откуда слово произошло?
10-11 века, от общеславянского сьрдь «сердце»
•
Получило название по своему местоположению в теле – в середине.
•
Слова сердце, середина и среда (третий день недели) раньше были однокоренными,
потому что все они называют середину чего-либо
2. У каждого человека своя жизнь, своя миссия на Земле, своё предназначение.
Каково же лексическое значение слова СЕРДЦЕ?
3. Какие друзья у слова СЕРДЦЕ? Это синонимы: грудь, душа
4. У любого человека есть своя семья и родственники, и у слов тоже есть родственные слова.
5. Слово «сердце» очень трудолюбивое, оно помогает сделать язык ярче, красивее,
выразительнее. А как? Да, очень просто, оно входит в состав ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ.
,
Как вы понимаете: с легким сердцем, облегчить сердце, золотое сердце, каменное сердце
6. Как Вы думаете, как русскому народу удалось передать свою мудрость, свой опыт через
СЛОВО?
-Понаблюдаем, как слово СЕРДЦЕ «живёт» в русском фольклоре.
-Вот сколько мы собрали информации о слове сердце.
- А теперь ваша задача, продолжим исследовать и сделаем фонетический разбор, составим
предложение с фразеологизмом «с легким сердцем».
С легким сердцем ребята отправились на каникулы.
- Как вы понимаете это предложение?
- Какие правила встретились в предложении? Разобрать по членам
-В какой части тела находится ваше сердце, послушайте его, ровно в норме?
в). дифференцированная работа. Работа в группах
1 группа – кроссворд, узнать что за имя существительное и записать в кроссворде в форме
творительного падежа. В каждой подгруппе, есть
2 группа – с. 53, №3
3 группа – тетр. «Пишем грамотно»
По горизонтали:
1.
Бельевое изделие в виде отреза ткани для вытирания
2.
Дом для временного проживания приезжающих с обслуживанием.
3.
Сооружение в виде ряда ступеней для подъема и спуска.
По вертикали:
4.
Приспособление для обливания мелкими струйками воды.
5.
Палочка из воска с фитилем внутри для освещения.
6.
Медицинское учреждение для длительного лечения.
7.
Легкое, обычно не промокаемое пальто.
8.
Покрытое пухом и перьями животное с крыльями, двумя конечностями и
клювом
4
5
6
1
2
7
8
3
По горизонтали:
1.
Бельевое изделие в виде отреза ткани для вытирания
2.
Дом для временного проживания приезжающих с обслуживанием.
3.
Сооружение в виде ряда ступеней для подъема и спуска.
По вертикали:
4.
Приспособление для обливания мелкими струйками воды.
5.
Палочка из воска с фитилем внутри для освещения.
6.
Медицинское учреждение для длительного лечения.
7.
Легкое, обычно не промокаемое пальто.
8.
Покрытое пухом и перьями животное с крыльями, двумя конечностями и
клювом
4
5
6
1
2
7
8
3
Мы исследовали слово «сердце» с точки зрения происхождения, значения, а
грамматические и орфографические признаки вы выявите сами.
- Откуда слово произошло?
Возникло в 10-11 веке, от общеславянского слова
сьрдь ,«сердце»
Получило название по своему местоположению в теле – в середине.
Интересно, слова сердце, середина и среда (третий день недели) раньше были
однокоренными, потому что все они называют середину чего-либо
У каждого человека своя жизнь, своя миссия на Земле, своё предназначение.
Каково же лексическое значение слова СЕРДЦЕ? Сердце – это орган человека,
который качает кровь
Слово имеет синонимы. Это грудь, душа
У любого человека есть своя семья и родственники, и у слов тоже есть родственные
слова. Какие родственные слова есть у слова «сердце2 вы видите на слайде. А как вы
понимаете слово «бессердечный»? Мы думаем, что у вас есть сердце.
Слово «сердце» очень трудолюбивое, оно помогает сделать язык ярче, красивее,
выразительнее. А как? Да, очень просто, оно входит в состав ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ. На
слайде есть значение некоторых фразеологизмов. А как вы понимаете фразеологизм: с
легким сердцем?
Как Вы думаете, как русскому народу удалось передать свою мудрость, свой опыт
через СЛОВО? Понаблюдаем, как слово СЕРДЦЕ «живёт» в русском фольклоре. Это
пословицы и поговорки. Объясните пословицу: «Сердце матери лучше греет»
-Вот сколько мы собрали информации о слове сердце.
- А теперь ваша задача, продолжим исследовать и сделаем фонетический разбор, составим
предложение с фразеологизмом «с легким сердцем».
•
1. - Откуда слово произошло?
10-11 века, от общеславянского слова сьрдь «сердце»
Получило название по своему местоположению в теле – в середине.
Слова сердце, середина и среда (третий день недели) раньше были однокоренными,
потому что все они называют середину чего-либо
2. У каждого человека своя жизнь, своя миссия на Земле, своё предназначение.
Каково же лексическое значение слова СЕРДЦЕ? Сердце – это орган человека, который
принимает и качает кровь
3. Слово имеет синонимы. Это грудь, душа
4. У любого человека есть своя семья и родственники, и у слов тоже есть родственные слова.
А как вы понимаете слово бессердечность?
5. Слово «сердце» очень трудолюбивое, оно помогает сделать язык ярче, красивее,
выразительнее. А как? Да, очень просто, оно входит в состав ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ.
,
Как вы понимаете: с легким сердцем, облегчить сердце, золотое сердце, каменное сердце
6. Как Вы думаете, как русскому народу удалось передать свою мудрость, свой опыт через
СЛОВО?
-Понаблюдаем, как слово СЕРДЦЕ «живёт» в русском фольклоре.