Организация проектной деятельности как условие формирования образовательного пространства класса
Автор: Сташевская Наталия Петровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №31" Населённый пункт: город Пермь Наименование материала: статья Тема: Организация проектной деятельности как условие формирования образовательного пространства класса Раздел: начальное образование
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА КЛАССА
Сташевская Н.П
учитель начальных классов
МАОУ «Гимназия №31»
Г. Пермь
nat-stashevskaya@yandex
Одной из важнейших задач школы является создание единого образовательного
пространства. Под
образовательным
пространством
в
педагогике
понимают
пространственно-временное поле функционирования и развития системы образования
как открытой и активной социальной сферы, в которой действует своя идеология
формирования личности, реализуется комплекс образовательных услуг.
Образовательное пространство
не складывается само по себе – оно рождается
внутри коллектива благодаря специально организуемой деятельности. С точки зрения
автора статьи одним из важнейших видов такой деятельности является проектная
деятельность.
Проектная деятельность - это метод, который раскрепощает ребёнка, повышает
уровень его познавательной активности, учебной мотивации; помогает
раскрытию
внутреннего потенциала и самовыражению.
В
п р о ц е с с е
п р о е к т н о й
д е я т е л ь н о с т и
ф о р м и р у ю т с я социальные,
коммуникативные, исследовательские, презентационные, рефлексивные умения.
Проект в начальной школе – это специальное задание, план, идея, в результате
которого должен получиться новый продукт.
В силу возрастных особенностей, создание продукта у младших школьников не
обходится без помощи взрослых. Поэтому все проекты в нашем классе пока являются
групповыми. Создатели представленных продуктов – учитель, дети, родители 3 «В»
класса гимназии №31 г. Перми.
Основываясь на специфике класса и интересах ребят, нами были выбраны три
проекта: жизнь класса, журнал нашего класса, календарь.
Проект – жизнь класса
Цель
проекта
–
организация
образовательного
пространства
класса
для
сплочения
детско-родительского
коллектива,
для
развития
творческого
и
нравственного потенциала детей, повышения познавательной активности и учебной
мотивации.
Формируемое пространство должно стать маленьким островком детско-взрослой
общности, наполненным значимыми для детей и взрослых вопросами и делами. Тогда
они
будут
воспринимать
его
как
собственную
территорию,
за
которую
несут
ответственность.
В
результате
голосования
дети
выбрали
название
нашего
класса
«Царство
Классной компании». У царства появились свой флаг, герб и гимн, свои законы. У
каждого жителя царства есть паспорт. В паспорт помимо личных данных внесена
таблица ( см. рис.), в которой
оценивается работа учащегося в течение недели. У
каждого жителя есть своё занятие. Учащиеся придумали следующие виды занятий:
кладезь премудрости, весёлые затейники, стражники порядка, художники-искусники,
заботливые садовники, добрые лекари.
Ниже приведен образец паспорта.
Для каждого рода занятий дети в группах составили должностные инструкции.
Например, лекари должны:
1.проветривать царский дворец;
2.следить за чистотой и порядком в царстве;
3.проверять
наполняемость
аптечки,
раздавать
витаминки,
лекарства
(от
лени,
от
плохого настроения, от злости) – не более двух штук в день;
4.оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему, при необходимости отвести
его к врачу;
5. сдавать справки в медицинский кабинет;
6. проводить физкультминутки;
7.готовить презентации о здоровье,
8. проверять чистоту рук у жителей царства перед едой.
В конце недели в царстве проводится
«Пир на весь мир» - классный час за
чашкой чая, где осуществляется рефлексия прошедшей недели. Оценивается работа
команд по следующим критериям: похвально, хорошо, постарайся. В паспорте жителя
в таблице появляется соответствующая наклейка. По итогам года в столбце – плоды
трудов появятся отметки: отличный лекарь, хороший лекарь, лекарь так себе и т.д.
В ходе работы над проектом возникают новые замыслы и идеи. Так в нашем
царстве появились три улицы Солнечная (первый ряд парт), Цветочная (второй ряд),
Карамельная (третий ряд). Каждая парта – дом, итого на каждой улице по пять домов.
На партах прикреплены таблички – ул. Солнечная 1, ул. Солнечная 2 и т.д. Состоялось
новоселье, в связи с этим очень увлекательным стало для детей пересаживание на
новое место – ведь это переезд в новый дом.
Увлекательным
событием
в
царстве
является
проведение
различных
тематических дней. В первом и втором классах прошли дни добрых дел, разноцветные
дни, дни открытий, дни музыки, дни сюрпризов, дни спорта, дни Победы, дни космоса
и др. Тематика дней исходит исключительно из детских пожеланий. Однако, здесь
можно
проявить
педагогическую
хитрость
и
привязать
содержание
учебного
материала к теме дня. Например: написание диктанта или сочинения на тему дня,
подбор соответствующих словарных или родственных слов, решение текстовых задач
с
занимательными
тематическими
сюжетами,
создание
рисунка
или
поделки
на
заданную тему на уроках ИЗО, технологии и т.д.
Таким образом, реализация проекта «Царство Классной компании» помогла
выстроить
новые
отношения
сотрудничества,
позволила
создать
для
многих
учащихся
ситуацию
успеха,
способствовала
проявлению
организаторских
способностей
у
детей,
активизировала
роль
родителей
в
образовательном
пространстве
класса,
существенно
повысила
мотивацию
учащихся,
превращая
образовательный процесс в творческую игру.
Проект «Журнал нашего класса».
Учитель,
ребята
и
родители
поставили
цель
–
создать
классный
журнал,
который поможет нам познакомиться и лучше узнать друг друга.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
познакомиться с разными видами журналов и этапами создания журнала;
составить
рассказы
о
себе
и
своих
увлечениях,
придумать
задания
для
одноклассников;
освоить приёмы поиска и выбора информации в разных источниках;
оформить странички в электронном виде, дополняя текст фотографиями.
В течение двух летних месяцев каждый ребёнок с помощью родителей готовил
свою страничку в электронном виде. В августе
Германова С.В. (мама ученицы)
собрала
все
страницы,
отредактировала
их,
оформила
в
едином
стиле,
сделала
обложку и отвезла журнал в типографию.
1 сентября 2014 года на первый урок звездочёт принёс
для ребят подарок -
посылку с журналами. На первых страницах дети познакомились со своим первым
учителем и прочитали её авторскую сказку «Как добрые молодцы да красны девицы
добывали ум-разум». Сказка познакомила детей друг с другом, рассказала о школьных
уроках и учителях, помогла создать доброжелательный настрой к обучению.
Далее в плане проекта были намечены «Дни знакомства». Каждый день был
посвящён одному ученику. Этот ученик был Героем дня! Он готовил рассказ о себе,
приносил
свои
фотографии,
грамоты,
поделки,
рисунки.
По
желанию
готовил
выразительное чтение стихотворения, исполнял танец, песню и др. На школьной доске
отводилось место для достижений Героя дня. Все ребята накануне дома читали его
страничку,
готовили
вопросы,
адресованные
будущему
Герою
и
выполняли
предложенные им задания. Следующий учебный день начинался с урока-знакомства,
на котором и осуществлялась самопрезентация ученика. На переменах Герой дня с
помощниками проходил по классу и оценивал в журнале правильность выполненных
ребятами заданий.
Первый месяц учёбы прошёл интересно. Журнал помог детям познакомиться,
быстро запомнить имена одноклассников, найти друзей по интересам, узнать друг о
друге много нового.
Мы поставили цель – ежегодно выпускать журнал и в конце 1 класса был готов
второй номер. У нового выпуска появилось название - «Классная компания».
Этот журнал мы создавали для решения следующих задач:
вспомнить и описать самые яркие события первого класса;
отметить достижения наших гимназистов за 1 класс;
ввести познавательную рубрику «Это интересно!».
При
работе
над
вторым
выпуском
ученики
проявили
большую
самостоятельность и активность. Они сами писали статьи на интересующие темы в
малых и больших группах. Первый год был полон ярких событий и удивительных
открытий, достижений и трудностей, огорчений и радостей. Всё это дети запечатлели в
своих статьях, и сейчас, перелистывая его страницы, мы вспоминаем наш весёлый
первый класс.
В настоящее время вышел в свет третий выпуск журнала под названием «Наше
лето». В журнале размещены статьи детей о своих летних приключениях с заданиями
для одноклассников. В сентябре каждый день в нашем царстве начинается с утра
воспоминаний, где каждый ребёнок – посланник Лета рассказывает о прошедших
каникулах, своих впечатлениях и открытиях.
Создание
журналов
способствовало
расширению
информационного
пространства класса. Работая над статьёй, учащиеся развивали исследовательские
способности, умения находить и анализировать полученную информацию, выбирать
главное.
Выпуск 1 Выпуск 2 Выпуск 3
(страницы журнала можно посмотреть в приложении 1)
Проект «Календарь».
Цель проекта – планирование образовательного процесса, выявление важных
событий месяца и создание позитивного настроя на этот учебный период.
Проект
представляет
собой
перекидной
календарь
формата
А3,
в
котором
отражены два направления: урочная и внеурочная деятельность класса.
Каждая страница календаря содержит важные события предстоящего
месяца.
Для
урочной
деятельности
это
-
образовательные
модули,
проектные
задачи,
проверочные и диагностические работы, главные темы уроков и др. Во внеурочном
направлении
представлены
важные
мероприятия
класса,
гимназии
(праздники,
встречи, экскурсии, выставки), государственные праздники, отмечены именинники
месяца.
Совершенствуя
календарь, дети пришли к необходимости ввести следующие
рубрики – «Избушка юмора» и «Дворец ума-разума». В первой рубрике на страничке
календаря
появляются
смешные
истории,
фотографии
и
картинки,
а
во
дворце
«живут» мудрые изречения, пословицы, стихи.
Создание календаря помогает формировать у учащихся умение планировать
свою
деятельность
на
предстоящий
месяц,
определять
значимые
события,
самостоятельно осуществлять подготовку и проведение творческих мероприятий.
Страницы календаря смотрите в приложении 2.
На основании собственных наблюдений, результатов диагностики школьного
психолога,
отзывов
родителей,
рефлексии
детей,
авторы
проектов
пришли
к
следующему
выводу
–
все
проекты
являются
успешными,
необходимыми
и
требующими дальнейшего развития.
Создание творческой атмосферы, регулярные выпуски журнала и календаря в
царстве нашей Классной компании в период с первого по третий класс (2014 г.- 2016 г.)
способствовали
формированию
особого
образовательного
пространства
класса
и
реализации следующих задач:
1.
быстро и успешно прошла адаптация первоклассников к школе;
2.
каждый ребёнок в классе имеет возможность проявить себя не только в
учебной, но и в творческой деятельности;
3.
сформирована единая команда детей, родителей и учителя;
4.
у детей развиваются основные навыки планирования, необходимые для
успешного обучения в рамках образовательной системы гимназии;
5.
осуществляется перевод учащихся из созерцательной и исполнительной
позиции в позицию активного субъекта деятельности.