Напоминание

Социальные проекты в начальной школе


Автор: Кузьменко Татьяна Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа № 16"
Населённый пункт: Ростовская область, Ростов-на-Дону
Наименование материала: статья
Тема: Социальные проекты в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Статья учителя начальных классов высшей категории Кузьменко Татьяны Валерьевны (опыт работы) МБОУ «Школа № 16»
Социальный проект в начальной школе
Профессия учитель начальных классов одна из самых творческих, нужных профессий в нашем мире. Для меня это не просто профессия, это — образ жизни. Профессия учитель начальных классов – это состояние души. Первая учительница является своего рода второй мамой, готовой прийти на помощь в трудную минуту любому ребенку.Современная Российская школа- это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. Из социально- пассивного образование становится активным и все более ориентируется на создание таких технологий, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями.Все сейчас говорят о социальных проектах в школе. Уважаемые коллеги, давайте разберёмся в этом вопросе. Это дань моде или действительно очень нужная форма обучения учащихся начальной школы? Я на практике убедилась в положительных сторонах проектной деятельности. Я считаю, что наиболее широко охватить все виды деятельности: познавательную, игровую и творческую, задействовав все аспекты жизни детей в начальной школе, позволяет метод проекта.Зададим себе вопрос: готовы ли дети младшего возраста к такой деятельности? Развиты ли у них необходимые для работы качества и умения? Ответ: конечно же, нет. Но это не значит, что ученики не должны включаться в проектную деятельность. Наблюдения показывают, что ребёнок, не обладая достаточными умениями и качествами, вовлекается в выполнение какой-либо деятельности, и тем самым развивает необходимые для выполнения этой деятельности умения и качества. Так же исследовательские умения ребёнка не могут развиваться, если он не будет вовлечён в исследовательский процесс.Под социальным проектированием понимается деятельность: • социально значимая, имеющая социальный эффект; •результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего для учащихся практическое значение • задуманная, продуманная и осуществленная учащимися; • в ходе которой учащийся вступает в конструктивное взаимодействие с миром; • через которую формируются социальные навыки учащихся. Я на протяжении двух последних лет (дети были в 3 и 4 классе) занималась с детьми проектами. Сразу хочу отметить, что работа над проектом – труд сложный и серьёзный. Работа над проектом требует от учителя много сил,
времени, терпения.От проекта к проекту дети набирались опыта, развивалась их речь, память, учились оценивать себя и выступление одноклассников. Сейчас они в 5 классе. Учителя - коллеги ими довольны.Считаю, что проектная деятельность в начальной школе реальна и полезна, так как младшие школьники, как губка впитывают в себя всё, что им интересно. Главное, не бояться и чётко понимать, что ты делаешь и для чего. Также важно найти в своём классе ищущих, способных, талантливых детей, поверить в них, заинтересовать и направить в нужное русло, а также отыскать родителей, готовых помогать своим детям. Нельзя не остановиться ещё на одном очень важном, на мой взгляд, положительном моменте вовлечения родителей в работу над проектом. Для меня стало очевидным, ч т о с о в м е с т н а я р а б о т а п е д а г о г а , д е т е й и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников. Мои ученикиполучили опыт: анализа ситуаций и целеполагания участия в дискуссии; публичного выступления; группового взаимодействия; рефлексии по поводу собственной деятельности; научились: определять и разрабатывать способ достижения цели; планировать деятельность; определять недостаток информации; получать и обрабатывать информацию Все классные проекты были очень интересными. Но самым ценным был социальный проект «Песни победы». Я была награждена сертификатом за участие в конкурсе школьных проектов «Мой лучший проект»и публикацию образовательного материала «Песни победы» в Интернете, на образовательном портале «Мой университет».Целью данного проекта являлось: создание условий для воспитания у подрастающего поколения духовности, патриотизма, уважительного отношения к ветеранам и
участникам Великой Отечественной войны, укрепление связей поколений, сохранение памяти о людях фронтового поколения и военных песен. Материалы исследования помогли учителям и учащимся при подготовке к мероприятиям, посвященным празднованию 70-ой годовщины Великой Победы.Опрос родителей учащихся 4 «В» класса по проблеме: надо ли современным школьникам иметь представление о днях боевой славы (23 февраля, 9 мая и др.), о песнях победы, знакомиться с ветеранами Великой Отечественной войны,- показал: - 27 человек- да, согласны с важностью проблемы и готовы приложить усилия для ее решения. Первый этап работы над проектом был подготовительный. Вместе с учениками выбрали понравившуюся тему проекта. Над проектом работали коллективно, обсудили пути ее решения, составили календарный план. Календарный план проекта
Общий срок реализации проекта:
4 месяца
Мероприятия

Сроки

Результат

День/

неделя

/месяц

День/

неделя

/месяц

День/

неделя

/месяц

День/

неделя

/месяц

День/

неделя

/месяц

День/

неделя/

месяц

День

/

неде

ля/м

есяц

День/

неделя/м

есяц
К о н ц е р т д л я ветеранов ВОВ в школе Февр аль 2015 г К о н ц е р т в военном окружном госпитале Февра ль 2015 г Школьный конкурс инсценированно й песни Февр аль 2015 г 1 место Районный конкурс инсценированно й песни Март 2015 г 1 место Районный Апрель 2 место
конкурс видеороликов «Победа глазами юных ростовчан» 2015 г Защита проекта н а ш к о л ь н о й научно- практической конференции Апрель 2015 г 1 место У ч а с т и е в городской военно- спортивной игре «Звёздочка» Ма й 201 5 1 место В процессе подготовки проекта провели экскурсии, различные социальные акции, плановые мероприятия.Я считаю, что совместное выполнение добрых дел оставило неизгладимый след в сердцах участников проекта и способствовало дальнейшему формированию духовно-нравственных характеристик личностей детей. На этапе исследования проблемы ученики совместно со мной и родителями собирали информацию. Затем делились результатами своей работы, обсуждали. Далее ученики оформили результаты исследования в соответствии с правилами, обсужденными на подготовительном этапе. Результаты деятельности представили в виде презентации, клипа. Именно на этом этапе максимально проявились таланты младших школьников. Последний этап был - презентация проекта. Обсудили, оценили работу каждого участника проекта. Именно такая работа благоприятствует развитию познавательных способностей младших школьников, развивает умение самостоятельно находить материал, обрабатывать его и, несомненно, повышает интерес к учебной деятельности.Мы неслучайно выбрали тему проекта « Песни победы». Проект посвящён 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Он тесно связан с деятельность отряда «Пламя» ЮПР (юные патриоты России),
руководителем которого я была два года. Проводя проект, мы вспомнили величайшие страницы той страшной войны. Все дальше и дальше уходят от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Скорбь длится годами. Солдаты отдали свои жизни во имя общего счастья!Во славу подвига нашего народа воздвигнуты памятники в граните и в мраморе, в музыке и литературе. Но ничуть не меньший памятник воздвигнут в народных сердцах. Память людская – самый великий, самый нерушимый памятник Победы. Память о прошлом в душах моих учеников - это показатель их высокой нравственности.Дети должны знать и помнить о подвигах и мужестве тех, кто завоевал для них ясное, мирное небо над головой. Мы все должны помнить о тяжёлых военных годах, о тяжёлых испытаниях, чтобы не повторилась та страшная беда, которую пережили люди того времени.26 и 27 мая 2015 года прошла городская военно- спортивная игра «Звёздочка». Юнармейцы моего отряда «Пламя» ( 4 В класс) нашей школы продемонстрировали свою строевую подготовку, силу, ловкость, знания по истории Великой Отечественной войны, свои умения по стрелковой подготовке и оказанию первой медицинской помощи и заняли 1 место. «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости. Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно» А.С. Пушкин. Педагогам, которые не решаются встать на путь проектной деятельности, хочу сказать – не стоит бояться. К концу четвёртого класса вы не узнаете своих любимых учеников! Они станут более сплочёнными, активными, раскрепощёнными и эрудированными. У них исчезнет боязнь ответа у доски. Вы сможете выявить талантливых ребят и не менее талантливых родителей! Работа над проектом позволяет почувствовать учащимся значимость своей деятельности, повысить их социальный статус в школе, открыть новые возможности. Успехов, уважаемые коллеги!
1
ФОТООТЧЕТ

Встреча с ветеранами и участниками

Великой Отечественной войны.


Концерт ветеранам и участникам

Великой Отечественной войны

Посещение музеев


Посещение памятников героям Великой Отечественной войны

и возложение цветов у вечного огня.


Участие в городской военно-спортивной игре «Звёздочка»



Конкурс инсценированной песни

Участие в городской военно-спортивной игре «Звёздочка» 1 место 2015 год май



В раздел образования