Автор: Кузьменко Татьяна Валерьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Школа № 16" Населённый пункт: Ростовская область, Ростов-на-Дону Наименование материала: статья Тема: Социальные проекты в начальной школе Раздел: начальное образование
Статья учителя начальных классов высшей категории Кузьменко Татьяны
Валерьевны (опыт работы) МБОУ «Школа № 16»
Социальный проект в начальной школе
Профессия учитель начальных классов одна из самых творческих, нужных
профессий в нашем мире. Для меня это не просто профессия, это — образ
жизни. Профессия учитель начальных классов – это состояние души. Первая
учительница является своего рода второй мамой, готовой прийти на помощь в
трудную
минуту
любому
ребенку.Современная
Российская
школа-
это
результат
огромных
перемен,
произошедших
в
системе
отечественного
образования за последние годы. Изменение роли образования в обществе
обусловило
большую
часть
инновационных
процессов.
Из
социально-
пассивного образование становится активным и все более ориентируется на
создание
таких
технологий,
в
которых
обеспечивается
баланс
между
социальными
и
индивидуальными
потребностями.Все
сейчас
говорят
о
социальных проектах в школе. Уважаемые коллеги, давайте разберёмся в
этом
вопросе.
Это
дань
моде
или
действительно
очень
нужная
форма
обучения
учащихся
начальной
школы?
Я
на
практике
убедилась
в
положительных сторонах проектной деятельности. Я считаю, что наиболее
широко
охватить
все
виды
деятельности:
познавательную,
игровую
и
творческую,
задействовав
все
аспекты
жизни
детей
в
начальной
школе,
позволяет метод
проекта.Зададим
себе
вопрос:
готовы
ли
дети
младшего
возраста к такой деятельности? Развиты ли у них необходимые для работы
качества и умения? Ответ: конечно же, нет. Но это не значит, что ученики не
должны включаться в проектную деятельность. Наблюдения показывают, что
ребёнок, не обладая достаточными умениями и качествами, вовлекается в
выполнение какой-либо деятельности, и тем самым развивает необходимые
для
выполнения
этой
деятельности
умения
и
качества.
Так
же
исследовательские умения ребёнка не могут развиваться, если он не будет
вовлечён
в
исследовательский
процесс.Под
социальным
проектированием
понимается деятельность:
• социально значимая, имеющая социальный эффект;
•результатом
которой
является
создание
реального
(но
не
обязательно
вещественного) «продукта», имеющего для учащихся практическое значение
• задуманная, продуманная и осуществленная учащимися;
• в ходе которой учащийся
вступает в конструктивное взаимодействие с
миром;
• через которую формируются социальные навыки учащихся.
Я на протяжении двух последних лет (дети были в 3 и 4 классе) занималась с
детьми проектами. Сразу хочу отметить, что работа над проектом – труд
сложный и серьёзный. Работа над проектом требует от учителя много сил,
времени, терпения.От проекта к проекту дети набирались опыта, развивалась
их речь, память, учились оценивать себя и выступление одноклассников.
Сейчас
они
в
5
классе.
Учителя
-
коллеги
ими
довольны.Считаю,
что
проектная
деятельность
в
начальной
школе
реальна
и
полезна,
так
как
младшие
школьники,
как
губка
впитывают
в
себя
всё,
что
им
интересно. Главное, не бояться и чётко понимать, что ты делаешь и для чего.
Также важно найти в своём классе ищущих, способных, талантливых детей,
поверить
в
них,
заинтересовать
и
направить
в
нужное
русло,
а
также
отыскать родителей,
готовых
помогать
своим
детям. Нельзя
не
остановиться ещё на одном очень важном, на мой взгляд, положительном
моменте
вовлечения
родителей
в
работу
над
проектом.
Для
меня
стало
очевидным, ч т о
с о в м е с т н а я
р а б о т а
п е д а г о г а ,
д е т е й
и
родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для
каждого
ученика
свой
воспитательный
маршрут.
Кроме
того,
совместная
работа
взаимно
обогащает
знаниями
каждого
из
её
участников. Мои
ученикиполучили опыт:
анализа ситуаций и целеполагания
участия в дискуссии;
публичного выступления;
группового взаимодействия;
рефлексии по поводу собственной деятельности;
научились:
определять и разрабатывать способ достижения цели;
планировать деятельность;
определять недостаток информации;
получать и обрабатывать информацию
Все классные проекты были очень интересными. Но самым ценным был
социальный проект «Песни победы». Я была награждена сертификатом за
участие в конкурсе школьных проектов «Мой лучший проект»и публикацию
образовательного
материала
«Песни
победы»
в
Интернете,
на
образовательном
портале
«Мой
университет».Целью
данного
проекта
являлось:
создание
условий
для
воспитания
у
подрастающего
поколения
духовности,
патриотизма,
уважительного
отношения
к
ветеранам
и
участникам Великой Отечественной войны, укрепление связей поколений,
сохранение памяти о людях фронтового поколения и военных песен.
Материалы исследования помогли учителям и учащимся при подготовке к
мероприятиям,
посвященным
празднованию
70-ой
годовщины
Великой
Победы.Опрос
родителей
учащихся
4
«В»
класса
по
проблеме:
надо
ли
современным школьникам иметь представление о днях боевой славы (23
февраля, 9 мая и др.), о песнях победы, знакомиться с ветеранами Великой
Отечественной войны,- показал: - 27 человек- да, согласны с важностью
проблемы и готовы приложить усилия для ее решения.
Первый
этап
работы
над
проектом
был
подготовительный.
Вместе
с
учениками выбрали понравившуюся тему проекта. Над проектом работали
коллективно, обсудили пути ее решения, составили календарный план.
Календарный план проекта
Общий срок реализации проекта: 4 месяца
Мероприятия
Сроки
Результат
День/
неделя
/месяц
День/
неделя
/месяц
День/
неделя
/месяц
День/
неделя
/месяц
День/
неделя
/месяц
День/
неделя/
месяц
День
/
неде
ля/м
есяц
День/
неделя/м
есяц
К о н ц е р т
д л я
ветеранов
ВОВ в
школе
Февр
аль
2015
г
К о н ц е р т
в
военном
окружном
госпитале
Февра
ль
2015 г
Школьный
конкурс
инсценированно
й песни
Февр
аль
2015
г
1 место
Районный
конкурс
инсценированно
й песни
Март
2015 г
1 место
Районный
Апрель
2 место
конкурс
видеороликов
«Победа
глазами
юных ростовчан»
2015 г
Защита
проекта
н а
ш к о л ь н о й
научно-
практической
конференции
Апрель
2015 г
1 место
У ч а с т и е
в
городской
военно-
спортивной
игре
«Звёздочка»
Ма
й
201
5
1 место
В процессе подготовки проекта провели экскурсии, различные социальные
акции, плановые мероприятия.Я считаю, что совместное выполнение добрых
дел оставило неизгладимый след в сердцах участников проекта и
способствовало дальнейшему формированию духовно-нравственных
характеристик личностей детей.
На этапе исследования проблемы ученики совместно со мной и родителями
собирали информацию. Затем делились результатами своей работы,
обсуждали.
Далее ученики оформили результаты исследования в соответствии с
правилами, обсужденными на подготовительном этапе. Результаты
деятельности представили в виде презентации, клипа. Именно на этом этапе
максимально проявились таланты младших школьников.
Последний этап был - презентация проекта.
Обсудили, оценили работу каждого участника проекта. Именно такая работа
благоприятствует
развитию
познавательных
способностей
младших
школьников,
развивает
умение
самостоятельно
находить
материал,
обрабатывать
его
и,
несомненно,
повышает
интерес
к
учебной
деятельности.Мы
неслучайно
выбрали
тему
проекта
«
Песни
победы».
Проект посвящён 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Он
тесно связан с деятельность отряда «Пламя» ЮПР (юные патриоты России),
руководителем которого я была два года. Проводя проект, мы вспомнили
величайшие страницы той страшной войны. Все дальше и дальше уходят от
нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Скорбь
длится годами. Солдаты отдали свои жизни во имя общего счастья!Во славу
подвига нашего народа воздвигнуты памятники в граните и в мраморе, в
музыке
и
литературе.
Но
ничуть
не
меньший
памятник
воздвигнут
в
народных сердцах. Память людская – самый великий, самый нерушимый
памятник
Победы.
Память
о
прошлом
в
душах
моих
учеников
-
это
показатель их высокой нравственности.Дети
должны знать и помнить о
подвигах и мужестве тех, кто завоевал для них ясное, мирное небо над
головой. Мы все должны помнить о тяжёлых военных годах, о тяжёлых
испытаниях, чтобы не повторилась та страшная беда, которую пережили
люди
того
времени.26
и
27
мая
2015
года
прошла
городская
военно-
спортивная игра «Звёздочка». Юнармейцы моего отряда «Пламя» ( 4 В класс)
нашей
школы
продемонстрировали
свою
строевую
подготовку,
силу,
ловкость, знания по истории Великой Отечественной войны, свои умения по
стрелковой подготовке и оказанию первой медицинской помощи и заняли 1
место.
«Уважение к минувшему – вот черта,
отличающая образованность от дикости.
Гордиться славою своих предков
не только можно, но и должно»
А.С. Пушкин.
Педагогам, которые не решаются встать на путь проектной деятельности,
хочу сказать – не стоит бояться. К концу четвёртого класса вы не узнаете
своих любимых
учеников! Они станут более сплочёнными, активными,
раскрепощёнными и эрудированными. У них исчезнет боязнь ответа у доски.
Вы сможете выявить талантливых ребят и не менее талантливых родителей!
Работа над проектом позволяет почувствовать учащимся значимость своей
деятельности,
повысить
их
социальный
статус
в
школе,
открыть
новые
возможности. Успехов, уважаемые коллеги!
1 ФОТООТЧЕТ
Встреча с ветеранами и участниками
Великой Отечественной войны.
Концерт ветеранам и участникам
Великой Отечественной войны
Посещение музеев
Посещение памятников героям Великой Отечественной войны
и возложение цветов у вечного огня.
Участие в городской военно-спортивной игре «Звёздочка»
Конкурс инсценированной песни
Участие в городской военно-спортивной игре «Звёздочка» 1 место 2015 год май