Автор: Легезина Людмила Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ Песковская СОШ Населённый пункт: Воронежская область Петропавловский район село Пески Наименование материала: статья Тема: Актуализация познавательной деятельности Раздел: начальное образование
Актуализация познавательной деятельности.
Современный человек сегодня должен активно и критично мыслить, обладать умением
и желанием приобретать знания самостоятельно.
И в современной педагогической теории и практике одной из главных проблем
является актуализация познавательнойдеятельности учащихся.
Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном
неустойчив, эпизодичен. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес,
активность младшего школьника в различных видах его деятельности.
В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают
активное
участие
в
уроке
каждого
учащегося,
повышают
авторитет
знаний
и
индивидуальную ответственность учащихся за результаты учебного труда. Эти задачи
можно успешно решать через применения активных и интерактивных форм обучения.
Познавательная
деятельность
–
это
единство
чувственного
во сприятия,
теоретического мышления и практической деятельности.
В структуре активности выделяются следующие компоненты:
готовность выполнять учебные задания;
стремление к самостоятельной деятельности;
сознательность выполнения заданий;
систематичность обучения;
стремление повысить свой личный уровень и другие
Главная
цель
актуализации
–
формирование
активности
учащихся,
повышение
качества учебно-воспитательного процесса.
В
педагогической
практике
используются
различные
пути
активизации
познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов,
средств
обучения,
выбор
таких
их
сочетаний,
которые
в
возникших
ситуациях
стимулируют активность и самостоятельность учащихся.
Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся
сами должны:
отстаивать свое мнение;
принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;
оценивать ответы и письменные работы товарищей;
объяснять более слабым учащимся непонятные места;
самостоятельно выбирать посильное задание;
находить
несколько
вариантов
возможного
решения
познавательной
задачи
(проблемы);
При выборе тех или иных методов обучения необходимо прежде всего стремится
к продуктивному результату. При этом от учащегося требуется не только понять,
запомнить
и
воспроизвести
полученные
знания,
но
и
уметь
ими
оперировать,
применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности
обучения
во
многом
зависит
от
уровня
активности
учебно-познавательной
деятельности учащегося.
Можно выделить несколько принципов актуализации познавательной
деятельности
1.Принцип проблемности
Путем
последовательно
усложняющихся
задач
или
вопросов
создать
в
мышлении учащегося такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему
не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые
знания с помощью учителя, основываясь на своем или чужом опыте, логике.
2. Принцип взаимообучения
Учащиеся в процессе обучения могут обучать друг друга, обмениваясь
знаниями.
3.Принцип индивидуализации
Упор на индивидуальные особенности каждого учащегося
4. Принцип самообучения
Не
менее
важным
в
учебном
процессе
является
механизм
самоконтроля
и
саморегулирования.Реализовывается
путем
с а м о с тоя т е л ь н ог о
и з у ч е н и я
дополнительной литературы, получая консультации.
5. Принцип мотивации
В
числе принципов активизации особое место отводится мотивации
учебно-
познавательной деятельности. Главным в начале активной деятельности должна быть
не вынужденность, а желание учащегося решить проблему, познать что-либо, доказать,
оспорить.
Способы активизации познавательной деятельности у детей младшего школьного
возраста
Факторы, побуждающие учащихся к активности:
Творческий характер учебно-познавательной деятельности сам по себе является
мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер учебно-познавательной
деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес
Состязательность
Игровой характер проведения занятий
Эмоциональное воздействие вышеназванных факторов
Существуют основные способы активизации познавательной деятельности:
опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения,
среди которых на первом месте выступают познавательные интересы;
включать учеников в решение проблемных ситуаций, а проблемное обучение, в
процессе поиска и решения научного и практических проблем;
использовать дидактические игры и дискуссии;
использовать такие методы обучения, как беседа, пример, наглядный показ;
стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие учеников в учении
Уже в младших классах полезно приучать ребят самостоятельно выделять самое
существенное в объяснении учителя и формулировать важнейшие вопросы, которые
объяснены на уроке.
Данные
способы
активизации
познавательной
деятельности
осуществляются
с
помощью
методов
обучения.
Активными
и
интерактивными
методами
обучения
следует
называть
те,
которые
максимально
повышают
уровень
познавательной
активности учащихся, побуждают их к старательному учению.
Методы активизации познавательной деятельности учащихся:
В педагогической практике и в методической литературе традиционно принято делить
методы обучения по источнику знаний: словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение),
наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий,
опытов) и практические (лабораторные и практические работы). Каждый из них может
быть и более активным и менее активным, пассивным
Проблема развития познавательной активности младшего школьника является
актуальной, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности
ребенка. Познавательная активность необходима человеку, чтобы он смог познать себя,
раскрыть заложенные в себе способности, найти свое место в жизни.
Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы
развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить.
Вопросы развития познавательной активности младшего школьника актуальны, важны
для каждого педагога, которому небезразлична судьба своих учеников.