Напоминание

Актуализация познавательной деятельности


Автор: Легезина Людмила Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Песковская СОШ
Населённый пункт: Воронежская область Петропавловский район село Пески
Наименование материала: статья
Тема: Актуализация познавательной деятельности
Раздел: начальное образование





Назад





Актуализация познавательной деятельности.
Современный человек сегодня должен активно и критично мыслить, обладать умением и желанием приобретать знания самостоятельно. И в современной педагогической теории и практике одной из главных проблем является актуализация
познавательнойдеятельности
учащихся. Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах его деятельности. В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого учащегося, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность учащихся за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через применения активных и интерактивных форм обучения.
Познавательная

деятельность
– это единство чувственного во сприятия, теоретического мышления и практической деятельности. В структуре активности выделяются следующие компоненты:  готовность выполнять учебные задания;  стремление к самостоятельной деятельности;  сознательность выполнения заданий;  систематичность обучения;  стремление повысить свой личный уровень и другие Главная цель актуализации – формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса. В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся. Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:  отстаивать свое мнение;  принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
 ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;  оценивать ответы и письменные работы товарищей;  объяснять более слабым учащимся непонятные места;  самостоятельно выбирать посильное задание;  находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы); При выборе тех или иных методов обучения необходимо прежде всего стремится к продуктивному результату. При этом от учащегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности учащегося. Можно выделить несколько принципов актуализации познавательной деятельности 1.Принцип проблемности Путем последовательно усложняющихся задач или вопросов создать в мышлении учащегося такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью учителя, основываясь на своем или чужом опыте, логике. 2. Принцип взаимообучения Учащиеся в процессе обучения могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями. 3.Принцип индивидуализации Упор на индивидуальные особенности каждого учащегося 4. Принцип самообучения Не менее важным в учебном процессе является механизм самоконтроля и саморегулирования.Реализовывается путем с а м о с тоя т е л ь н ог о и з у ч е н и я дополнительной литературы, получая консультации. 5. Принцип мотивации
В числе принципов активизации особое место отводится мотивации учебно- познавательной деятельности. Главным в начале активной деятельности должна быть не вынужденность, а желание учащегося решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить.
Способы активизации познавательной деятельности у детей младшего школьного

возраста
Факторы, побуждающие учащихся к активности: Творческий характер учебно-познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес Состязательность Игровой характер проведения занятий Эмоциональное воздействие вышеназванных факторов Существуют основные способы активизации познавательной деятельности:  опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения, среди которых на первом месте выступают познавательные интересы;  включать учеников в решение проблемных ситуаций, а проблемное обучение, в процессе поиска и решения научного и практических проблем;  использовать дидактические игры и дискуссии;  использовать такие методы обучения, как беседа, пример, наглядный показ; стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие учеников в учении Уже в младших классах полезно приучать ребят самостоятельно выделять самое существенное в объяснении учителя и формулировать важнейшие вопросы, которые объяснены на уроке. Данные способы активизации познавательной деятельности осуществляются с помощью методов обучения. Активными и интерактивными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности учащихся, побуждают их к старательному учению.

Методы активизации познавательной деятельности учащихся:
В педагогической практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний: словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение), наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические работы). Каждый из них может быть и более активным и менее активным, пассивным Проблема развития познавательной активности младшего школьника является актуальной, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности ребенка. Познавательная активность необходима человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти свое место в жизни. Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить. Вопросы развития познавательной активности младшего школьника актуальны, важны для каждого педагога, которому небезразлична судьба своих учеников.


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники