Напоминание

Методика и основные принципы составления вольных упражнений в женской спортивной гимнастике


Автор: Самойлова Венера Николаевна
Должность: тренер-преподаватель по спортивной гимнастике
Учебное заведение: МБУ ДО "ДЮСШ-1" г. Новочебоксарск
Населённый пункт: г. Новочебоксарск Чувашская Республика
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методика и основные принципы составления вольных упражнений в женской спортивной гимнастике
Раздел: дополнительное образование





Назад





ПЛАН
I. Введение…………………………………………………………………….2 II. Классификация элементов………………………………………………...3 III. Общие законы композиции………………………………………………5 1. Музыка для вольных упражнений…………………………………….6 2. Структура и композиция………………………………………………7 IV. Основные принципы и методы составления вольных упражнений…..9 1. Основные части вольных упражнений………………………………..9 2. Закономерности передвижения………………………………………10 3. Методы составления вольных упражнений…………………………13 4. Этапы составления вольных упражнений………………………..…14 V. Современные требования к содержанию акробатических соединений в вольных упражнениях гимнастики………………………………………………..16 VI. Основы судейства в вольных упражнениях…………………………...17 VII. Вывод…………………………………………………………………....19 VIII. Список использованной литературы…………………………………20
2
I.

Введение
На современном этапе развития женской спортивной гимнастики вольные упражнения представляют собой синтез музыки, акробатики, элементов хореографии (классического, народного, историко-бытового танцев), движений художественной гимнастики. Характерной особенностью вольных упражнений является высокая трудность акробатических прыжков. Растет не только сложность отдельных акробатических прыжков, но и общее их количество в соединениях. Изменился и характер «малой акробатики». Такие движения, как медленные повороты, темповые перевороты, маховые сальто, исполняются лишь для «украшения» и не определяют трудность комбинации. Однако сложные, рискованные акробатические элементы в вольных упражнениях необходимо умело сочетать с хореографией, движениями художественной гимнастики, музыкальным сопровождением. Успешное выполнение вольных упражнений зависит не только от качества каждого из этих компонентов, но и от умелого слияния их в единое целое. Составление вольных упражнений, несомненно, зависит от творческих способностей тренера-хореографа, от его умения импровизировать. Как любой творческий процесс, составление упражнений трудно поддается описанию, выражению в конкретных, объективных понятиях. Знание законов композиции, владение многообразием средств, используемых в вольных упражнениях, позволят постановщику найти правильное содержание и форму, раскрыть индивидуальность гимнастики.
Вольные упражнения акробатика подготовительные хореография « боль шая » «ма ла я» Элемент ы д жа з ов ог о т а нц а Элемент ы на р од ног о т а нц а Элемент ы д жа з ов ог о т а нц а Элемент ы д жа з ов ог о т а нц а музыка основные р а внов ес и я пов ор от ы пр ыжк и Волны Вз ма х и Акробатические элементы Динамические Статические перекаты кувырки перевороты сальто шпагаты стойки мосты медленны е темповые одинарные двойные 3
II. Классификация элементов
В самом общем виде вольные упражнения можно разложить на два компонента: это хореография и акробатика. Музыка является как бы их связующим звеном (рис. 1). Хореография включает в себя движения классического, историко-бытовых, народных, джазовых танцев. В свою очередь, элементы классического танца подразделяются на подготовительные и основные. Рис. 1. Классификация элементов Рис. 2. Классификация акробатических элементов Несмотря на многообразие акробатических упражнений, нетрудно заметить их сходство и различия, и на этом основании классифицировать в общей форме (рис. 2). Целый ряд статических элементов, например, мост, шпагат, а также простейшие движения типа кувырков, перекатов, медленных переворотов в настоящее время не могут представлять собой самостоятельную акробатическую часть композиции. Данные типы движений служат своеобразным дополнением к более сложным акробатическим упражнениям.
4 Примеров тому много: фляк в перекат, в стойку на руках, в шпагат; различные типы прыжков в кувырок, перекат и т.п. Возможности «малой» акробатики связаны с умением сочетать стойки, перекаты, перевороты, сальто с оригинальными исходными и конечными положениями, прыжками, поворотами т.п. «Малая» акробатика – это преимущественно пластическая, если так можно выразиться, «заземленная» акробатика. Элементы «большой» акробатики носят более атлетический характер. Это в основном прыжки с высоким вылетом, многократными поворотами, вращения, выполненные в длинных, разгонных соединениях
5
III. Общие законы композиции
Композиция вольных упражнений состоит из комплекса элементов выполняемых гимнасткой, а также хореографией этих элементов, то есть, распределением гимнастических и акробатических элементов по времени и площади ковра в гармоничном сочетании с музыкой. Важным фактором, определяющим стиль вольных упражнений, является характер выбранного музыкального произведения. При составлении произвольных композиций и ранее, и теперь удачно использовалась народная музыка: обработки песен, а также отрывки из балетов или вставных балетных номеров из опер, в основе которых лежат народно-национальные темы. Составление вольных упражнений – сложный творческий процесс, который во многом определяется личностью автора. Тренеру-хореографу необходимо обладать следующими важными качествами: богатой фантазией, творческими способностями, интуицией, чувством меры и гармонии; иметь музыкальный слух и чувство ритма. Кроме того, человек, занимающийся составлением хореографических композиций, должен быть культурным и образованным. Ему необходимо иметь представление об истории танца и музыки, знать нравы и обычаи разных народов. Используя собственное оригинальное воображение и восприятие музыки, хореограф должен, тем не менее, согласовывать его с веяниями времени, сюжетом музыкального произведения, культурным наследием народа. В гимнастике авторами упражнений выступают тренер, тренер-хореограф и гимнастка. Существуют разные варианты соавторства в процессе создания упражнений. Формы совместной работы определяется индивидуальными качествами каждой из сторон. Некоторые хореографы составляют упражнение вместе с гимнасткой, по ходу корректируя движения.Другие – предпочитают самостоятельно создать целое упражнение и потом выучить его вместе с гимнасткой. Третьи – позволяют гимнастке самой потанцевать под музыку, отбирая, изменяя и дополняя увиденное.
6 Если первый и третий способы скорее подходят для гимнасток старших разрядов, имеющих хорошо развитую фантазию и культуру движений, то второй – предпочтительнее для юных гимнасток. Однако даже если гимнастка не имеет достаточной двигательной эрудиции, не следует совсем отстранять ее от процесса составления упражнения.
1.

Музыка для вольных упражнений
Процесс составления вольных упражнений начинается с выбора музыкального произведения. Это ответственный этап работы. Музыка должна соответствовать требованиям соревнований, а также возрасту, темпераменту, внешности и другим индивидуальным особенностям гимнастки. Например, не совсем удачно будет смотреться юная спортсменка, которая старается изобразить страдания любви под общеизвестную музыку «Lovestory», или озорная курносая девчушка, танцующая страстную Кармен. Не следует использовать для вольных упражнений музыку известных балетов, так как возникающие ассоциации с образами, созданными артистами, могут быть не всегда на пользу гимнастки. Не так давно на гимнастическом помосте звучала в основном классическая музыка. В настоящее время хореографы все чаще обращаются к современной музыке или современной обработке классической и народной музыки, песням, музыке из кинофильмов. Для составления вольных упражнений используется не только оркестровая музыка, но и сольные партии таких музыкальных инструментов, как барабан, гитара, саксофон, скрипка либо их сочетания. Это значительно расширяет диапазон музыкальной интерпретации и аранжировки вольных упражнений, и, как следствие, позволяет разнообразить и обогатить их новыми выразительными хореографическими средствами. После многократного прослушивания музыкального произведения необходимо отобрать понравившиеся фрагменты, измерить время их звучания и скомпоновать предполагаемые части по схеме: вступление, основная часть и
7 финал. При этом следует сразу выделить музыкальные отрывки, подходящие для выполнения акробатических дорожек (около 8 тактов на каждую). Чаще всего при традиционном построении вольных упражнений первая акробатическая дорожка выполняется в конце вступления или в начале основной части, вторая - в середине основной части и третья – в финале. Если упражнение рассчитано на четыре акробатические дорожки, то вторая следует почти сразу за первой. Общая продолжительность скомпонованной музыки не должна превышать одной минуты 30 секунд. Определяя время звучания предполагаемых фрагментов, нужно помнить, что прервать музыкальный отрывок можно только в конце музыкального периода. В местах соединения частей не должны прослушиваться щелчки, шумы, неоправданные паузы. Когда определены музыкальные фрагменты, предназначенные для выполнения частей упражнения и акробатических дорожек, скомпонована и записана музыка, начинается непосредственно создание упражнения.
2.

Структура и композиция
Вольные упражнения – это синтез сложных акробатических прыжков, малой акробатики, хореографических элементов, обусловливающих трудность упражнения, а также связующих танцевальных и гимнастических движений, элементов свободной пластики, декоративных двигательных действий и поз. Залог успеха композиции вольных упражнений зависит от умелого слияния всех составляющих частей в единое целое, подчинения этой целостности эмоциональному содержанию музыки. Часто гимнастки перед сложными элементами или акробатическими дорожками используют паузы, во время которых собираются, накапливают силы для их выполнения. Задача хореографа состоит в том, чтобы предусмотреть такие паузы в упражнении, но завуалировать их простыми позами, движениями рук, головы, не нарушив при этом ритмического рисунка музыки.
8 Бывает также, что между сложными частями упражнения гимнастки выполняют набор логически не связанных между собой движений, которые не соответствуют теме и характеру музыки, с единственной целью – отдохнуть перед следующей серией сложных элементов. Такие движения, не представляющие собой никакой трудности, а главное, эстетической ценности, снижают впечатление и оценку за исполнение упражнения. В то же время простые, но выразительные движения или позы, подготавливающие к выполнению сложных элементов, значительно повышают зрелищность композиции.
9
IV. Основные принципы и методы составления вольных упражнений

1.

Основные части вольных упражнений
Вольное упражнение должно иметь вступление (завязку), основную часть (развитие темы) и финал. Начинать упражнение рекомендуется со вступления, которое может состоять из хореографических элементов, движений художественной гимнастики и акробатических элементов. Движения должны быть достаточно интересными и эффектными, чтобы заинтересовать зрителей и судей. Обязательным требованием к вольным упражнениям является наличие не менее трех «акробатических диагоналей». Большое значение в композиции имеет финал упражнения. При этом необходимо иметь в виду следующее. Если гимнастка выполняет сложные акробатические соединения в конце упражнения, то не рекомендуется затягивать финал, так как последующее движения могут сгладить впечатление. При распределении элементов и соединений в упражнении необходимо учитывать индивидуальные особенности гимнастки, ее спортивную форму, уровень развития специальной выносливости, степень освоения тех или иных акробатических элементов. В финал упражнения гимнастка обычно включает наиболее стабильно исполняемое соединение, так как, естественно, к концу упражнения нарастает утомление, что, несомненно, может повлиять на качество исполнения и оценку судей. Именно в финале ошибки наиболее вероятны. Между тем в последние годы ведущие спортсменки в финале упражнения выполняют сложнейшие прыжки, такие, как, например, сальто прогнувшись с поворотом на 1080º, двойное сальто прогнувшись, двойное сальто с поворотом на 360º.
2.

Закономерности передвижения
В хорошо составленных вольных упражнениях связующие движения логически сочетаются со сложными элементами. Для органической
Центр Передняя линия Основное направление СУДЬИ Задняя линия Правый верхний угол Правая боковая линия Правый нижний угол Левый верхний угол Левая боковая линия Левый нижний угол 10 взаимосвязи движений важно предусмотреть рисунок перемещений, места остановок и способы смены направлений. Подбирая и распределяя элементы и соединения в упражнении, следует учитывать индивидуальные особенности гимнастки, а именно: уровень специальной выносливости и технической подготовленности, физические данные и наличие «коронных» элементов. Например, не вполне оправдано включать новые, еще не стабильно выполняемые элементы в финальную часть упражнения, где наиболее вероятны ошибки, допускаемые на фоне утомления. Сложность составления вольных упражнений в гимнастике обусловливается еще и тем, что гимнастка стартует на помосте. Окруженном с четырех сторон зрителями. Это означает, что выбранные движения должны просматриваться эстетично с каждой стороны помоста. Однако понятие основного направления остается важным, поскольку выступление гимнастки, прежде всего, оценивают судьи, находящиеся на передней линии помоста. Рис. 3. Условное размещение основных точек зала Поэтому необходимо правильно разместить элементы, связки и соединения относительно основного направления, учитывая при этом:  акробатические дорожки выполняются по диагоналям. Желательно, чтобы две ближайшие дорожки не выполнялись по одной и той же диагонали;
б а в передняя линия (основное направление) задняя линия бок овая линия бок овая линия 11  поскольку диагонали заняты акробатическим дорожками, все остальные элементы, соединения и связки лучше выполнять по передней и задней линиям или различным дугам;  наименее выигрышными являются боковые линии. Поэтому следует избегать размещения важных передвижений или элементов по этим линиям.
12 Лучше использовать перемещения по дуге, захватывающей часть боковой линии;  если в начале упражнения музыка спокойна, то вступление следует начинать с задней линии, как бы издалека. Всякое ускорение, усиление музыки предполагает продвижение к передней части ковра, и наоборот, замедление, ослабление – к задней линии (вдаль, в тень);  медленную часть упражнения, где гимнастки выполняют повороты, равновесия, позы, движения без больших перемещений, рекомендуется выполнять на середине ковра;  на передней и задней линиях ковра наиболее эффективны большие прыжки, а также элементы, выполняемые боком к основному направлению (в профиль);  всевозможные движения с поворотами и вращениями вокруг вертикальной оси (прыжки с поворотами, повороты, элементы малой акробатики, а также их сочетания) лучше всего просматриваются при выполнении их по большим и малым дугам;  большое значение для создания общего впечатления имеет финал упражнения. Это последний аккорд, восклицательный знак композиции. Финал может быть сильным и внезапным, спокойным, затухающим или подчеркнуто театральным, манерным, но независимо от стиля – обязательно эффектным;  если последняя акробатическая дорожка насыщена сложными трюковыми элементами, не стоит растягивать финальную часть упражнения. Пусть в памяти у зрителей и судей останется эффектное акробатическое соединение. И наоборот, при относительно простой акробатике главный акцент упражнения можно поставить на оригинальной концовке. Хотя акробатика имеет первостепенное значение в вольных упражнениях и во многом определяет их качество, основную эмоциональную окраску всей композиции все же придают связующие элементы и соединения. Именно они позволяют добиться единства движений с музыкой, органичности композиции и раскрыть индивидуальные способности гимнастики. Выбор той или иной
13 формы прыжка, поворота, равновесия должен зависеть от содержания, эмоционального настроя музыкального произведения. Однако нельзя превращать вольные упражнения в танец, полностью переносить движения классического, народного или историко-бытового танца в вольные упражнения. Несомненно, нужна стилизация. Тренер-хореограф должен тщательно отбирать каждое движение, жест, позу, чтобы не было ничего лишнего, малозначительного, примитивного, идущего вразрез с музыкальным содержанием.
3.

Методы составления вольных упражнений
Метод единства - единство и взаимосвязи частей, соединений, связок, элементов упражнения. Кроме того, в упражнении должно отображаться внутреннее и внешнее единство. Под первым понимается единство стиля и формы всех используемых средств, единство содержания упражнения и музыки, второе – отражает соответствие характера упражнения образу, созданному гимнасткой. Метод нарастания. Этот метод может быть реализован различными путями. Например, нарастание сложности, темпа, эффективности. В упражнении должно быть примерно два кульминационных момента: один в первой трети упражнения, другой – ближе к концу. При этом желательно, чтобы они отличались по характеру. Например, один за счет нарастания трудности, другой – эффективности. Метод нарастания предполагает также изменение скорости (темпа), ритма, амплитуды выполнения движений или количества перемещений. Использование метода нарастания во всех его проявлениях должно быть органически связано с музыкой и ею же определяться. Метод контрастов. Данный метод еще называют методом гротесков. Это один из интереснейших способов, позволяющих отразить характер музыки, использовать многообразие выразительных средств хореографии. Примерами контрастов могут быть:
14  сочетание высоких и низких положений и поз, движений, направленных вверх и вниз. Например, целостный взмах – расслабленное падение через стойку на одном колене; прыжок в шпагат – кувырок вперед; сальто назад прогнувшись – опускание на колени через пальцы и перекат на грудь и т.д. При этом сочетание высоких и низких положений может быть использовано в движениях не только всего тела, но и отдельных его частей (например, взмах руками – падение расслабленной руки вниз и т.п.);  чередование быстрого и медленного темпа, смена ритма, выполнение движений с внезапной остановкой. Эффектно смотрятся в вольных упражнениях движения такого типа: серии быстрых каскадных элементов с внезапной остановкой в позе или серии высоко-далеких прыжков, переходящей в медленный переворот вперед;  чередование и смена направления движений. Например, серия прыжков с продвижением вперед – отбегание назад или серия прыжков вперед – сальто назад с перекатом в стойку на лопатках;  сочетание мышечного напряжения и расслабления, выполнение резких и плавных движений. Например, прыжок махом одной и толчком другой с поворотом кругом в сед на одно колено – расслабление рук и опускание головы или резкий мах ногой вперед с захватом ее руками – медленный выпад, руки плавно назад.
4.

Этапы составления вольных упражнений
Составление вольных упражнений можно разделить на пять этапов: 1-й этап. Выбрать музыкальное произведение, ознакомиться с его тематикой, с творчеством композитора. При использовании народной музыки изучить движения национальных танцев, элементы фольклора; современной музыки – движения неоклассики. Тренеру-хореографу необходимо запомнить наизусть все части произведения. Для работы удобно пользоваться магнитофонной записью выбранного произведения.
15 2-й этап. Определить вступление, основную часть, финал. Распределить «акробатические диагонали» по частям упражнений и определить, под какие музыкальные отрывки их исполнять. Для облегчения работы, особенно постановщикам, имеющим небольшой опыт, полезно составить следующий примерный план. Вступление. 2 такта (4 счета). Основная часть. «Акробатическая диагональ» - 4 такта (8 счетов). Малая акробатика со связующими элементами – 16 тактов (32 счета). Вторая «акробатическая диагональ» - 4 такта (8 счетов). Медленная часть – 8 тактов (16 счетов). Повторение темы (элементы хореографии) – 16 тактов (32 счета). «Акробатическая диагональ» - 4 такта (8 счетов). Финал упражнения – 4 такта (8 счетов). Полезно указать характер и динамические акценты каждой части. 3-й этап. Определить и разучить акробатические элементы и соединения, включая малую акробатику. Постараться найти новые, оригинальные элементы, переходы и сочетания. 4-й этап. В соответствии с содержанием музыкального произведения подобрать связующие элементы (прыжки, повороты, волны, танцевальные движения и пр.). Для более быстрого освоения новых движений полезно включать их в урок хореографии и разминку. Рекомендуется заниматься перед зеркалом. 5-й этап. Непосредственное составление вольных упражнений. Необязательно составлять упражнения последовательно с начала до конца. Можно составить вначале кульминационные или, наоборот, наиболее простые части. После того как упражнение составлено, гимнастка проделывает его несколько раз со страховкой, облегчая акробатические соединения. Тренер смотрит комбинацию с различного расстояния, в разных ракурсах, вносит в нее поправки, корректирует отдельные дет али и приступает к е е совершенствованию.
16
17
V. Современные требования к содержанию акробатических соединений в

вольных упражнениях гимнастики
Современные вольные упражнения гимнасток должны содержать не более 4 акробатических линий, не более 5 акробатических элементов, высокой сложности, составленных из различных по структуре элементов. Требования: сальто вперед/боком, назад сальто с винтом не менее 360º двойное сальто. Как правило, эти упражнения общеизвестны, но недоступны большинству гимнасток именно вследствие недостаточного развития опорно-двигательного аппарата. К таким упражнениям относятся все разновидности двойных сальто с поворотами вокруг продольной оси тела, а также двойной твист, двойное сальто прогнувшись и т.п. Неиспользованным резервом следует также считать упражнения так называемой малой акробатики, которые практически не исполняются гимнастками. Примером таких упражнений могут служить перевороты назад и вперед с поворотами вокруг продольной оси тела. Вольные упражнения являются одним из наиболее трудоемких видов гимнастического многоборья, что требует от гимнасток проявления высокого уровня развития специальной и общей выносливости. Выполнение оригинальных и трудных акробатических прыжков в конце вольных упражнений оставляет особенно сильное впечатление.
18
VI. Основы судейства в вольных упражнениях
Очень важно в современной гимнастике составлять вольные упражнения с учетом требований к судейству на снаряде, которое включает в себя требования: 1. Техника – признание элементов; 2. Требования к выполнению определенных групп элементов ТГЭ (стоимость каждого ТГЭ – 0.50Р); 3. Специфические сбавки за композицию, артистизм, выразительность, композицию и хореографию, музыку, музыкальность. 4. Надбавки за соединения. В современной спортивной гимнастике очень жесткие требования к техничному исполнению вольных упражнений, которые предъявляются как к акробатическим прыжкам (элементам), «малой акробатике», так и к хореографии (равновесиям, статическим элементам, поворотам, прыжкам). Очень важно грамотно расставлять акробатические связки по диагоналям, с учетом тренированности, подготовленности гимнастки, т.к. при не доворотах в винтовых элементах идет в базу элемент на группу ниже, а если уже присутствует такой элемент, то он не засчитывается как элемент (теряется база этого элемента). То же самое происходит с прыжками, подскоками с разведением ног в шпагат (180º). Пример: прыжок в шпагат со сменой ног и прыжок со сменой ног в кольцо (это соединение танцевальных элементов за которое дается ТГЭ – 0.50Р). Если нет прогибания и откидывания головы, то это прыжок шагом со сменой ног, то это прыжковое соединение не выполняет требование к ТГЭ и 0.50Р не дается к базе. Другой пример с этой же связкой элементов. Если после выполнения прыжка в шпагат со сменой ног (были выполнены все критерии техники исполнения), но между прыжком со сменой ног в кольцо была сделана остановка или шаг в сторону, то это соединение танцевальных элементов, то же не получает ТГЭ.
19 Прежде чем готовить программу к соревнованиям, необходимо тщательно взвесить все «за» и «против» за тот или иной элемент в композиции; решить тренеру, что для него и его ученика важнее: грамотное и технически правильное исполнение вольных упражнений, с небольшими сбавками и с небольшой базой (не большое количество элементов высшей группой трудности) – это D– 0.40Р E – 0.50Р F – 0.60Р G – 0.70Р H – 0.80Р I – 0.90Р или вольные упражнения с высокой трудностью, но с большими техническими сбавками.
20
VII. Вывод
Современная постановка вольных упражнений характеризуется особой сложностью. Если раньше гимнастики выполняли в ходе вольных упражнений 3 акробатические линии, то сейчас эта цифра достигает до четырех у кандидатов в мастера спорта и мастеров спорта. Гимнасткам необходимо: - разнообразить акробатические комбинации; - улучшить хореографическую подготовленность; - увеличить сложность акробатических соединений и элементов хореографии, не снижая уровня исполнительского мастерства; - уменьшить неоправданные остановки и паузы. Основной задачей в работе над вольными упражнениями (при подготовке композиции к соревнованиям) – развитие специальной выносливости. Наиболее эффективные методы: - многократное повторное выполнение длинных акробатических соединений или отдельных частей вольных упражнений; - поочередное исполнения упражнений без сложных акробатических прыжков, заменяя их более простыми переворотами и фляками. Так же практикуется и поочередное выполнение вольных упражнений без пауз на отдых. Такой метод в большей степени помогает развить специальную выносливость, но и данному методу необходимо подходить индивидуально, т.е. не каждый организм способен выдерживать такие нагрузки. Большое значение имеют специальные занятия хореографией, во время которых большинство упражнений выполняются поточно и дают хорошую нагрузку. Я, как тренер, выбрала для себя при составлении программы включать только те элементы, которые технически грамотно исполняются моими ученицами и при исполнении, которых сводится к минимуму риск травматизма, но при этом программа соответствует всем композиционным требованиям для вольных упражнений.
21
VIII. Список использованной литературы
1. Правила судейства соревнований 2012-2016 г.г. // ФИЖ, - 2012. 2. Сосина В.Ю. Хореография в гимнастике: учебное пособие для студентов вузов. – К.: Олимп.л-ра, 2009. – С. 48-52. 3. .Лисицская Т.С. Методика составления вольных упражнений // Гимнастика:издание федерации спортивной гимнастики России. -1988. – С. 15-18. 4. Лисицская Т.С., Заглада В.Е. Вольные упражнения // Физическая культура и спорт / Под общ. Ред. Ю. Гавердовского. – 1986. – С. 22-26. 5. Гелесевич В.А. Медицинский справочник тренера // ФиС.- 1981. – С. 112-116. 6. Асенов Е.М., Кузнецов Ю.Л. Подготовка гимнастов высокого класса // Гимнастика:издание федерации спортивной гимнастики России, - 1978. – С. 17-23.


В раздел образования